В течение какого времени нужно использовать мясо жертвенного животного и другие вопросы по Курбану

В течение какого времени нужно использовать мясо жертвенного животного и другие вопросы по Курбану

Изначально Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) велел употреблять и раздавать все мясо за три дня, то есть не оставлять на продолжительное хранение. Однако в последующем это указание он отменил: «Мною было приказано употребить мясо в течение трех дней, однако теперь можете есть его, как пожелаете».

Курбан-байрам (по ар.: Ид аль-Адха) – один из величайших праздников ислама. Арабское слово курбан происходит от корня КРБ, который несет в себе значение всего, что связано с «приближением». Исходя из этого, становится очевидным, что сущностью праздника является не столько заклание жертвенных животных, сколько «приближение к Аллаху» посредством этого обряда. Не случайно Всевышний Аллах сказал в Священном Коране: «Не важны Аллаху ни мясо, ни кровь животных – важна Ему лишь ваша богобоязненность» (сура «Аль-Хадж», аят 37).

История появления Курбана уходит в древние века и связана с пророком Ибрахимом, мир ему (в Библии – Авраам), который почитается и иудеями, и христианами, и мусульманами. Как-то Ибрахим увидел сон, в котором ему было приказано принести в жертву своего старшего сына, Исмаила – мир им обоим. Подумав, что это наваждение от шайтана, он решил подождать, однако сон повторился и во второй, и в третий раз. После этого Ибрахим встретился со своим сыном и сказал ему: «Во сне мне был дан приказ принести тебя в жертву… Что ты думаешь об этом?». Исмаил, так же, как и его отец являвшийся пророком Аллаха, ответил: «О, отец мой, поступай так, как приказано тебе, и ты найдешь меня покорным, если это будет угодно Аллаху».

Но в тот самый момент, когда Ибрахим занес нож, он услышал глас: «О Ибрахим, ты уже выполнил свой сон…» Внезапно он увидел барашка, и ему было велено совершить курбан этим барашком, поскольку Аллах не нуждается ни в каких жертвоприношениях, но лишь испытывал силу веры своих любимых пророков.

Исходя из этой истории, нельзя не сделать несколько важных выводов. Во-первых, это событие являет собой пример высочайшего смирения с волей Всевышнего Аллаха. Во-вторых, таким образом Аллах посрамил дьявола, который насмехался над людьми и заявлял, что они слабее его. Кроме того, важно понять, что Аллаху не нужны ни мясо, ни кровь животных, а в курбане нуждаются сами люди, поскольку они тратят свое имущество и время для того, чтобы приблизиться к Аллаху.

Паломникам, которые совершают хадж аль-ифрад, т.е. хадж без умры – малого паломничества совершение курбана является сунной, а для тех, кто совершает хадж аль-киран или хадж ат-таматту, это является обязательным (и в случае невозможности совершения курбана, он заменяется соблюдением поста).

Что касается тех, кто не совершает хадж, то по мнению Абу Ханифы, совершение курбана обязательно (ваджиб) для каждого совершеннолетнего мусульманина, постоянно проживающего в данной местности на момент наступления праздника и состоятельного в день жертвоприношения. Согласно же имаму аш-Шафии курбан входит в категорию подтвержденной сунны (сунна муаккада).

В одном из хадисов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха) говорится: «Лучшие из моей общины — это те, кто делает жертвоприношение, худшие — те, кто не делает». Таким образом, совершение этого обряда не является фардом(т. е. предписанным), но в то же время многие из мусульман хотели бы оказаться в числе лучших. Необходимо понимать и то, что есть и те, кто по разным причинам не в состоянии совершить данный обряд – очевидно, что их, конечно же, Пророк не имел в виду.

От имени одного человека (или семьи) курбан совершается в размере одного барашка (или козы), а верблюд или корова — от имени семи человек. Так, известно, что Посланник Аллаха велел каждым семерым входить в долю при заклании верблюдов и коров.

Время заклания наступает с появлением зари 10-го дня месяца Зуль-хиджа, но сам обряд совершается после проведения имамом праздничной молитвы. Пророк сказал: «Первое, с чего мы начинаем в этот день, — это молитва. Затем возвращаемся и совершаем курбан. Кто сделает это, тот совершит нашу сунну. А кто сделает раньше, то это будет всего лишь мясом, которое он преподнесет своей семье, совсем не относящимся к обряду жертвоприношения».

Мясо курбана употребляют в пищу и раздают другим, если есть собственный достаток; также его можно запасать. Совершающему курбан желательно поесть немного из мяса животного и накормить оставшейся частью других в качестве садака, т.е. благого деяния. Также известно, что Посланник Аллаха сказал: «Ешьте мясо курбана сами, раздавайте в качестве садака и кормите других». Таким образом, при возможности мясо курбана желательно разделить на три части: одну треть отдать в качестве садака, вторую треть использовать для угощения, и еще одну треть оставить про запас. Естественно, что при наличии большого количества гостей одной трети мяса для угощения не хватит, в связи с чем, все мясо может быть использовано и для угощения.

Допускается и такой вариант, при котором все мясо останется в доме (особенно, при малом достатке данной семьи). Это говорит о том, что раздача мяса – действие добровольное, хотя и крайне желательное. Раздавать мясо следует, прежде всего, нуждающимся для того, чтобы их положение было облегчено. Если же кто-то захочет продать мясо, с тем чтобы раздать в подаяние его стоимость, он не может этого сделать, а может только есть сам или кормить других.

Следует отметить, что мясом курбана разрешается кормить и представителей других конфессий. Таково мнение многих мусульманских ученых, в том числе и имама Абу Ханифы, а имам Малик говорил, что последователи других религий «при раздаче мяса нам предпочтительнее».

Самое большее по награде жертвенное животное — это большее по цене, а если два животных по цене равны, тогда наиболее мясистое. Если же они равны и в этом, то тогда приоритет отдается тому, которое имеет лучший вкус мяса.

При выполнении этого обряда существуют определенные правила, которых следует придерживаться:

1) Курбан совершается не человеку, а исключительно Всевышнему Аллаху (из-за чего фраза «совершаю жертвоприношение такому-то» является не верной). Таким образом, правильно следует говорить: «совершаю курбан Аллаху от имени такого-то, да будет Аллах этим доволен» или по-татарски: «Аллаһыга корбан кылдык ошбу кеше (здесь следует имя человека) тарафыннан, Аллаһ ризалыгы өчен».

2) Одним из распространенных в мусульманском мире способов совершения курбана является такая схема, когда один курбан (т.е. один барашек или седьмая часть коровы) делается от имени главы семьи (или же всей семьи). Можно совершить курбан и большим количеством животных, и это зависит уже от материальных способностей конкретной семьи. Разрешается совершать курбан и от имени других членов семьи, в первую очередь со стороны совершеннолетних, а затем уже детей. Не возбраняется делать этот обряд и от имени усопших родственников или близких, делая намерение «совершить курбан ради Аллаха от имени такого-то (умершего)» с тем, чтобы это было искуплением за его (усопшего) возможные грехи и ошибки. Однако при этом следует учесть, что если наследник покойного совершит курбан за него по его распоряжению, то наследник обязан раздать это мясо, не оставляя его своей семье. Если же он сделает это добровольно, то он может использовать мясо по своему усмотрению, также, как и в случае с обычным курбаном, поскольку такое жертвоприношение совершается из его собственности, хотя вознаграждение и посвящается усопшему.

3) Некоторые суждения, распространенные среди российских мусульман, являются не совсем четкими или же спорными с точки зрения шариата. Одним из них является мнение о необходимости совершать курбан от имени Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха). Хотя указание на это присутствует в сборнике хадисов имама ат-Тирмизи со ссылкой на халифа Али (да помилует его Всевышний), зятя Пророка, все же данный хадис не может служить основанием для обязательности такого действия — оно может быть лишь желательным.

4) Не совсем верное понимание сущности курбана приводит к смешению разных видов заклания. Хотя среди российских мусульман любое заклание жертвенного животного известно как «курбан», праздничный «Курбан» — приуроченный к празднику Курбан-байрам — проводится только в течение трех праздничных дней, начиная с первого дня праздника, что соответствует 10 числу месяца Зульхиджжа. Таким образом, курбан следует совершать в первый, второй или третий дни праздника (10, 11, 12-е дни месяца Зуль-хиджа), хотя с точки зрения некоторых ученых при неспособности совершить курбан в эти дни можно сделать его и в четвертый день, т.е. 13-го Зульхиджжа. В другие же дни заклание не будет тем курбаном, о котором говорил Пророк Мухаммад в соответствующих хадисах.

При совмещении с праздничным Курбаном других видов заклания, таких как назр (т. е. обет, обещание), акыка (посвященная рождению детей) или аш (приуроченный к проведению специального маджлиса, посвященного душам усопших) следует совершать несколько закланий. Тогда одно из них будет считаться именно праздничным Курбаном, а другое (или другие) станет одним из вышеприведенных видов заклания.

5) Не совсем правильным является и распространенное среди российских мусульман наименование «курбан ае» или «месяц курбана». Такого месяца в мусульманском календаре не существует, но есть месяц хаджа – Зульхиджжа, при этом этот месяц начинается за 9 дней до праздника Курбан-байрам. Таким образом, неправильно говорить о том, что спустя 25 или 27 дней после праздника «все еще идет месяц курбана», поскольку уже через 19 или 20 дней после этого праздника месяц Зульхиджжа заканчивается, и начинается новый месяц (Мухаррам), не имеющий отношения к хаджу и курбану. А вот другой вопрос - когда можно провести религиозное собрание (меджлис) с угощением гостей мясом курбана?! Очевидно, это следует сделать как можно раньше (естественно, согласовывая с возможностями и обстоятельствами), хотя при нынешней холодильной технике мясо не портится и в течение нескольких месяцев после дней праздника.

6) Следует отметить также и день, предшествующий празднику Курбан-байрам, т. е. 9-е число месяца Зульхиджжа. Он называется «день стояния на Арафате», т. к. в этот день паломники, совершающие хадж, проводят его в долине горы Арафат. Про этот день Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «По поводу поста в день Арафата, поистине, я считаю, что Аллах очистит от грехов (того, кто держит пост в этот день) за весь прошлый год и за будущий». Пост в этот день не является обязательным, хотя награда за него огромна. Пост в этот день желательно соблюдать всем, у кого есть возможности для этого, кроме совершающих хадж.

Подытоживая все сказанное, следует отметить то, что Курбан-байрам (Ид-аль-Адха) — является одним из величайших праздников ислама. Это связано и с историей его возникновения, и с пользой, которую он приносит ежегодно, не только очищая души и имущество верующих от грехов и ошибок, накопленных в течение года, но и предоставляя возможность нуждающимся получить столь необходимую им гуманитарную помощь.

Составлено на основе книги известного ученого А.Тахмаза «Ханафитский фикх» выпущенной в свет ИД «Медина» в рамках серии «Ханафитское наследие».

Курбан-байрам, или Праздник жертвоприношения: его особенности и история

Выполнение обряда жертвоприношения (курбана), по мнению ханафитских богословов, является ваджибом (категория «должного», среднее между обязанностью, предписанной в Коране, и желательной сунной). Доказательством этому служит следующий аят Корана: «Молись же Господу своему и закалывай жертву» («аль-Каусар», 2). По этому поводу есть такой хадис Пророка (мир ему) : «Кто имеет возможность совершить жертвоприношение и не сделает этого – пусть не приближается к местам, где мы молимся» (то есть к мечетям). Практически во всех мазхабах жертвоприношение является сунной, но, с другой стороны, разница между сунной и ваджибом, по ханафитам – если речь идет о подтвержденной сунне (сунна муаккада), – не столь велика. То, что совершать курбан желательно, – в этом все мазхабы едины, а насколько это желательно – мнения ученых несколько расходятся… Ханафиты считают это ваджибом, а сунна муаккада – это и есть, по сути, ваджиб.

Совершать курбан обязан любой мусульманин, не-путник (то есть постоянно проживающий в каком-то месте более 15 дней), который не имеет крупного долга. Минимальный имущественный (финансовый) показатель, или нисаб, для курбана имеется, но нисаб курбана меньше, чем нисаб для выплаты закята. Например, если человек обладает двухкомнатной квартирой и не живет в одной из комнат, это считается его имуществом, с которого он не должен платить закят, но обязан совершить курбан. Другой пример: если мусульманин имеет предметы роскоши, которые он не носит, в этом случае он также обязан совершать курбан в отличие от выплаты закята. Таким образом, практически у всех мусульман в крупных городах и зажиточных селах России нисаб для курбана имеется и все они обязаны совершать заклание. Можно сказать, что нисаб курбана равен нисабу для выплаты садака аль-фитр в конце Рамазана эту милостыню у нас выплачивают почти все.

По мнению ученых ханафитского мазхаба, каждый человек, имеющий собственный доход в семье, обязан принести за себя жертву. При этом, естественно, приносить в жертву овцу за каждого члена семьи, жену, детей не совсем рационально, поэтому более правильный метод – это сложиться и от имени семи человек принести в жертву корову. В число этих семи человек входят муж, жена и другие члены семьи. Единственное «но»: в отличие от выплаты садака аль-фитр, когда глава семьи выплачивает эту милостыню за всех, кто находится на его иждивении, включая малолетних детей, здесь такого условия нет – малолетних детей включать в число совершающих заклание не обязательно (это является мустахабом, но не ваджибом). Итак, за ребенка делается курбан только в том случае, если взрослый человек желает этого и если он уже совершает курбан за самого себя. Таким образом, в первую очередь человек, совершающий курбан, должен сделать это за себя; если же у него есть желание сделать еще за кого-то – это его право. При этом надо учитывать, что совершение курбана является обязанностью для мусульманина каждый год, а не один раз в некоторое число лет.

В принципе допустимо совершать курбан за умершего человека, но в этом случае необходимы следующие разъяснения. Если такое жертвоприношение делается в дни праздника Курбан-байрам, то приоритет отдается человеку, который сам за себя приносит жертву, то есть сначала нужно сделать курбан за себя, а уже потом – за умершего. Еще одно «но»: возможно ли включить умершего в число тех, от имени которых совершается коллективное заклание? В книге «Гыйбадат исламия» (других трудов по этой теме в последние 15 лет в России не было) сказано, что это сомнительно, поскольку среди ученых нет единого мнения по этому вопросу. В любом случае это делать не обязательно и для того, чтобы избавиться от подобных сомнений, человек, принимая участие в долевом жертвоприношении, не должен включать в их число умерших.

От одного человека в жертву приносится один баран или овца; разрешены также козы. Корова или бык приносятся в жертву от имени семи человек. В других странах в жертву приносят и верблюдов.

Несколько слов о внешнем виде животных... По возможности, по словам Пророка Мухаммада (с.а.в.), они должны быть лучшими из всего стада, в этом проявляется наша богобоязненность и щедрость, так как в конечном итоге, согласно сунне, мясо рекомендуется раздавать бедным и использовать для угощения.

Обряд необходимо совершать в три праздничных дня Курбан-байрама, при этом первый день праздника считается лучшим. Второй и третий дни праздника также подходят для этого. Заклание совершается до захода солнца. Совершение обряда на четвертый день после праздника, согласно ханафитам, считается уже *када (то есть несвоевременным возмещением).

Ответим на такой вопрос: как следует использовать мясо от жертвенного животного? Можно оставить мясо целиком себе, но желательно, согласно сунне Пророка (мир ему), разделить его на три части: треть раздать нуждающимся, на вторую часть пригласить гостей и третью часть оставить себе. Человек может оставить себе все мясо в любом случае, но при этом ему не будет засчитаны сунна или мустахаб, поскольку по сунне лучше поступить так, как мы описали выше.

Согласно мнению ученых-ханафитов, можно отдавать мясо любым нуждающимся, в том числе из числа немусульман.

В народе существует такое мнение, что проведение маджлиса, посвященного курбану, можно проводить лишь в строго ограниченное время, в связи с чем в обиход вошло такое понятие, как курбан-ае (то есть месяц курбана). Однако в действительности у нас есть дни жертвоприношения, но не месяц жертвоприношения. Такого месяца нет в мусульманском календаре, где есть месяц хаджа – зуль-хиджа, который начинается за девять дней до праздника Курбан-байрам. Таким образом, согласно шариату, временных ограничений на проведение маджлиса по поводу курбана нет – это в компетенции народных традиций. Маджлис можно провести в любое время, ни малейшего греха здесь нет и быть не может.

Полагаю, следует дать комментарий и относительно обычая, широко распространенного в среде российских мусульман: совершение курбана за Посланника Аллаха (мир ему)… Косвенно мы уже говорили об этом: за умершего курбан, как правило, не совершают, а Пророк (мир ему), будучи смертным человеком, как об этом говорится в Коране, умер. То есть приносить за него (мир ему) жертву допускается только в том случае, когда ты уже совершил курбан за себя, когда все совершеннолетние члены твоей семьи сделали это, и, конечно, такой курбан за Посланника Аллаха (мир ему) не является обязанностью.

Многие наши единоверцы путают разные виды курбана, в частности, основной обряд жертвоприношения с другими, такими, как назер и акыка. Однако эти обряды отличаются друг от друга. Курбан – это жертвоприношение, посредством чего человек приближается или пытается приблизиться к милости Аллаха. Само слово «курбан» происходит от глагола «каруба» (араб. «быть близким»). То есть курбан - это заклание животного, совершенное с намерением приблизиться к милости Всевышнего. В это понятие включены все виды курбана (акика, назер и т. д.). Но путаницы между ними быть не должно, поскольку курбан в дни праздника – это обязанность, совершаемая каждый год именно в эти дни. Что же касается обета (назер), когда человек взял на себя обязательство совершить заклание до этих праздников, тогда он обязан сделать два курбана – обязательный и ради выполнения обета. При этом в отличие от курбана обязательного (который, как мы помним, должен делиться на три части) мясо животного, принесенного в жертву по обету (назер), полностью раздается неимущим – члены семьи (супруги, родители и дети) не должны брать себе из этого мяса ничего. Итак, нужно раздать это мясо или же угостить им людей (путем приглашения гостей), то есть в любом случае пожертвовать. В этом большое отличие двух видов курбана, обязательного и по обету. Выполнение назера является ваджибом (долгом).

Для акыки (принесение в жертву барашка по случаю рождения ребенка) желательно разделить мясо на три части, как и в обязательном курбане. Жестких условий здесь нет, поскольку акыка – это сунна, а согласно ханафитам – вообще мубах (то есть делать это разрешено, но при этом никакого преимущества или достоинства человек не получает).

Просто «аш» (предназначен для созыва гостей и проведения религиозного собрания) не имеет никаких ограничений или временных рамок – он относится к категории мубах.

Нельзя не сказать и о следующей проблеме. К сожалению, подчас неграмотные во многих отношениях люди критикуют обряд жертвоприношения, называя его «средневековым». Можно прокомментировать пользу от совершения курбана, особенно в социально-общественной сфере жизни, на примере Исторической мечети Москвы: здесь осуществляется опека примерно над 800 нуждающимися мусульманами, живущими за чертой бедности. Как правило, это инвалиды I–II групп. Они имеют право получить какую-то долю мяса жертвенных животных, примерно по 1,5 кг на человека или больше. Эта программа осуществляется добровольно: хотя сейчас курбан можно заказать и в режиме онлайн через Интернет, многие мусульмане делают это через Историческую мечеть. В этом случае человек до праздника должен принести оговоренную сумму, и в дни праздника он получит оговоренную часть мяса, а оставшаяся часть идет на нужды тех самых неимущих людей. Цена такого жертвоприношения несколько выше, чем на подмосковных фермах, поскольку включает в себя транспортировку и т. д., но и польза мусульманскому сообществу гораздо больше.