В Татарстане теперь не президент, а раис

В Татарстане теперь не президент, а раис

Должность президента Татарстана переименуют в раиса. Об этом сообщают «Ведомости» в пятницу, 23 декабря.

На заседании Госсовета (парламента) президиум внес законопроект, изменяющий титул лидера республики. Отныне он будет называться глава (раис).

В парламенте уточнили, что раис — название титула президента в арабском и ряде других восточных языков. По данным издания «Подъем», за переименование проголосовали в комитете республики по госстроительству, теперь должны высказаться все депутаты Госсовета Татарстана.

Накануне сообщалось, что комитет Госсовета (парламента) Татарстана по госстроительству и местному самоуправлению предложил инициативной группе отозвать проект о внесении поправок в конституцию республики, изменяющих название высшего должностного лица Татарстана с «президента» на «главу».

На заседании некоторые члены комитета выступили за то, чтобы должность президента Татарстана сохранилась в регионе. Так, депутат Марат Галеев напомнил, что эта должность появилась при голосовании на первых президентских выборах в 1991 году.

Татарстан до последнего времени оставался единственным субъектом федерации, руководитель которого назывался «президент». Республика, возглавляемая Рустамом Миннихановым, не успела вовремя внести необходимые изменения в региональное законодательство. Запрет на слово «президент» в названиях должностей руководителей регионов был утвержден в 2010 году по инициативе главы Чечни Рамзана Кадырова.

Татарстан по требованию Москвы меняет свою Конституцию. Больше нет “президента” Татарстана

Татарстан с 1 января 2023 года вынужден отказаться от должности президента республики. Теперь президент будет именоваться "глава Республики Татарстан". На этом долгое время настаивал федеральный центр. Но поправки в Конституцию РТ (без какого-либо общественного обсуждения) были внесены в Госсовет лишь — буквально за 10 дней до установленного Госдумой срока. Депутаты республики также решили исключить из Конституции упоминание суверенитета и гражданства Татарстана, признается утратившей силу статья о том, что Татарстан "отвергает войну" и запрещает ее пропаганду.

Согласно этому документу, с 1 января 2023 года государственную власть в республике осуществляет "глава Республики Татарстан".

Всего в Конституцию Татарстана вносятся 63 поправки. В частности, из статьи 3 Конституции убирается слово "суверенитет". Также исключаются положения о гражданстве Республики Татарстан и упоминания договора РФ и РТ "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий".

При этом в Конституции появляется норма, что одно и то же лицо не может избираться на должность Главы Республики Татарстан более двух сроков. Ранее ограничение составляло "не более двух сроков подряд". В законопроекте поясняется, что действующий глава республики сможет выдвинуться на новые выборы.

Напомним, в прошлом году в Госдуму был внесен законопроект "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", в том числе обязывающий руководителей регионов именоваться главами. Госсовет Татарстана тогда не поддержал этот проект. Однако закон был принят. Он обязывает, чтобы регионы внесли изменения в свои конституции и уставы до конца 2022 года.

Проект закона "О внесении изменений в Конституцию Республики Татарстан" внесли в Госсовет 37 депутатов. Все они члены или сторонники партии "Единая Россия". А рабочую группы возглавлял руководитель фракции единороссов, вице-спикер парламента Юрий Камалтынов. Представителей других политических партий среди соавторов "новой" Конституции не оказалось. Всего же в Госсовете 100 депутатов.

"Законопроект направлен на приведение Конституции Республики Татарстан в соответствие с законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года", — говорится в пояснительной записке к татарстанскому проекту. Также депутаты исполняют федеральный конституционный закон от 8 декабря 2020 года "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы" и федеральный закон от 21 декабря 2021 года "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
Предложенные поправки в Конституцию Татарстана (всего их 63) должны вступить в силу 1 января 2023 года.

Таким образом, президент Татарстана превращается в главу

Напомним, что по закону Клишаса-Крашенинникова руководители российских субъектов не имеют право именоваться президентом, а только главой, хотя допускается и дополнительное наименование.

В результате, согласно предложенным поправкам, с 1 января 2023 года государственную власть в Татарстане будет осуществлять "глава Республики Татарстан". Упоминание "президента" из Конституции вычеркивается. "Слова "Президент Республики Татарстан" заменить словами "Глава Республики Татарстан", — говорится в одной из поправок. При этом в действующей редакции слово "президент" упоминается 78 раз.

Вот мнение журналиста Ирека Муртазина, бывшего пресс-секретаря президента Татарстана Минтимера Шаймиева: Он сказал, что "у Татарстана президента нет уже давно".

— Конституция Татарстана уже менялась много раз, она превратилась в половую тряпку. От суверенитета не осталось и буквы "с", — заявил он.

Муртазин заметил, что "уже давно в федеральных новостях, где упоминается Минниханов, не пишут "президент".

— Власти Татарстана пытались показать "борьбу" за статус. Борьба закончилась", — считает Муртазин.

Он также считает, что интеллигенция будет против (потери статуса президента), но дальше "кухонных протестов это не пойдет".

— Будут охать и ахать на кухне. Вспоминать, что Гаяз Исхаки был прав. На самом деле Гаяз Исхаки был оптимистом. Он предсказал исчезновение татарского народа через 200 лет (роман-антиутопия "Исчезновение через двести лет" (“200 елдан соң инкыйраз”), написан Гаязом Исхаки в 1902 году. Автор описывает, как булгарский народ погибает от невежества и безграмотности). Все будет намного быстрее. Татарин — это когда внуки говорят на татарском. У кого из них [руководители республики и города] дети говорят на татарском? О внуках и речи нет, — заявил он.

Таким образом, ставится окончательная и жирная точка в деле ликвидации всех декоративных признаков мнимого суверенитета.

А ведь было время, когда в 90-е годы, когда центральная власть в России была слаба, она ради сохранения государства шла на любые уступки населению и национальных лидерам “республик” и “автономий”, щедро “одаривая” их мнимым “суверенитетом” ради сохранения своей власти над ними. Тем более, что накануне произошел развал СССР, и страна распалась на 15 независимых государств. Причем, формально, чтобы сохранить хоть какое-то влияние над остальными отделившимися от СССР государствами был придуман так называемый СНГ - “союз независимых государств”.

На этой волне развала советской империи, и народы России, - той части, которая во время Советского Союза называлась РСФСР, - тоже пожелали независимости. Но этого им никто не мог позволить: одно дело отделение бывших союзных республик, когда отделилось в общей сложности около 30 млн населения из 170 млн населения СССР, другое дело - развал основной части России, где проживает основная часть населения - около 140 млн, и это - львиная доля площади Советской России, около 76 %. И для того, чтобы как то сохранить от полного развала и РСФСР (которая после 1991 г. именовалась уже просто Российская Федерация, и стала отдельным независимым государством) Москва давала всем “автономиям” и “республикам” в России “столько суверенитета, сколько смогут унести”. Это, конечно же, было обманом и суть его заключалась в том, что сколько бы “суверенитета” и “автономии” не было, все они не имели отдельной государственности, а являлись частью одного государства - России. И лишение всех этих “автономий”, “особых положений”, было вопросом времени, и зависело лишь от силы и возможности центра. На тот момент было легко обмануть и население, и активистов и лидеров национальных движений, стремящихся к независимости и отделению, пообещав разного рода льготы, “автономии”, статусы “президентов республик”, и разрешая создавать местные Конституции, законодательные органы, суды, и удержать их, тем самым от требования полной независимости, отделения и создания отдельного независимого государства. Ведь иначе от России откололись бы все мусульманские регионы - Татарстан, Башкортостана, Чечня, Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Адыгея, вслед за ними потянулись бы все те мусульманские народы, чьи территории оказались в так называемых “русских” областях, точнее, искусственно заселенных русским населением после оккупации - Челябинской, Свердловской, Оренбургской, Саратовской, Краснодарском крае и т.д.

Затем, по мере того, как Москва крепла, центральная власть становилась сильной, потихоньку расставляя на ключевые места в “автономиях” лояльных людей, или подкупая их разного рода льготами, прикармливая их возможностью “пилить” бюджет на местах, разным образом шантажируя их, сделав, тем самым их зависимыми от себя, Москва стала потихоньку отбирать у них все эти “автономии”, заставляя тех продать эти “независимости”, в обмен на свои кресла и должности и возможности быть у кормушки местных бюджетов и грабить свои народы.

Все вышесказанное касается и Татарстана и Башкортостана. В самом пике активности национального движения и борьбы за независимость, Шаймиев проявил “мудрость и дальновидность, не допустив войны, как в Чечне”, пойдя на уступки Москве, сохранив Татарстан в составе России, взамен на “особый статус” Татарстана, Договор “о разграничении полномочий” между Москвой и Казанью, статус “президента”, статус “республики” в составе РФ, создание Госсовета РТ, как “независимого” законодательного органа, на статус татарского языка, как “государственного” наравне с русским в пределах Татарстана, на самостоятельное использование своего бюджета, отдавая лишь оговоренную часть Москве. Были созданы национальный “Татбанк”, национальная почта, автономная в пределах РТ, действующая параллельно с российской.

Важно отметить, что в 90-годы у всех мусульманских народов была реальная возможность стать самостоятельными. Но время было упущено, и по мере спада национальных чувств, вследствие разочарования населения в национальных движениях, по мере роста массированной пророссийской пропаганды в СМИ и нейтрализации всех независимых политиков и журналистов, началось лишение Татарстана всех вышеуказанных льгот, статусов, “автономий”. Были ликвидированы Татбанк, Татпочта, Конституционный суд РТ полностью нивелировал законы РТ, приведя их в полное соответствие с законами РФ. А затем уже Москва стала решать, какую часть бюджета Татарстан оставит у себя, а какую часть отдаст Москве.

Затем политика становилась все более имперской: пошла ликвидация, пусть даже декоративных, признаков мнимого суверенитета: наместники в т.н. “республиках” были лишены статуса “президента”, их стали называть “глава республики”, начал рассматриваться вопрос переименования “республик” в губернии, как это и было во времена Российской империи, когда на завоеванных территориях правил военный режим во главе генерал-губернаторов. Уже давно на местах параллельно с главами областей, краев, автономий действуют полномочные представители (полпреды) Москвы. Если до этого главами “республик” “избирались”, а точнее назначались представители титульной нации этих “республик”, то теперь уже Москва не стесняется назначать на эти должности и русских. Теперь уже и язык национальных республик постепенно перестал быть “государственным”. Его изучение в общеобразовательных школах стало не обязательным, и не более 2-х часов в неделю. Таким образом произошло постепенное “закручивание гаек”, укрепилась вертикаль власти.

В последнее время этот обман с мнимым суверенитетом стал явным и очевидным, и некоторые из числа активной интеллигенции уже открыто заявили об этом, как, например, основатель татарской партии национальной независимости "Иттифак” Фаузия Байрамова раскритиковала утверждение о том, что будто бы у татар есть свое государство. "Это не государство, а колониальная администрация", - заявила она в позапрошлом году на акции памяти (Хәтер көне). Она сказала, что весь этот “суверенитет” был самообманом и потребовала деколонизации Татарстана. К сожалению, прозрение татарской национальной интеллигенции наступило слишком поздно.

Сегодня уровень колониального давления на мусульманские народы региона достиг пика за последние 30 лет. Москва проводит целенаправленную политику по переписыванию истории, преподнося свою оккупацию в благом свете, умалчивая или скрывая насильственный характер христианизации, а порой и сам факт колонизации, стирая все исторические следы. Исторические материалы, раскрывающие подлинную историю об этом признаются судами как “экстремистские” и запрещаются. Взятие Казани преподносится как "защита и оборона", а день падения Казани именуется "днем объединения народов", а Ивана Грозного, якобы стоит благодарить за труды и просвещение, которые он принёс Казанскому ханству и другим землям будущей Российской империи. Таково, например, уже мнение прихожан церквей Казани.

Уже под любым предлогом ликвидируются исламские организации и даже приходы мечетей, принадлежащие официальному духовенству, что уж говорить об исламских организациях, не принадлежащих к официальному духовенству? Т.е. если до этого продвигался т.н. “традиционный ислам” в противовес т.н. “радикальному”, то теперь, после практически полной физической ликвидации или ареста т.н. “радикальных” мусульман, очередь дошла и до т.н. “умеренных”.

Данная ситуация является очередным историческим уроком для мусульманских народов, которые должны понять, что каждый раз, когда они отворачиваются от велений мусульманской религии, давая слабину или находя компромисс - их непременно постигает поражение. Самое важное сегодня для народов региона в условиях невозможности освободиться от колонизатора - это осмысление своего колониального статуса, прекращение всякой коллаборации с оккупантом и концентрация на возвращении и сохранении самого важного – религии и жизни согласно её канонам. К счастью, в последние годы мы можем наблюдать среди всех оккупированных Россией мусульманских народов тенденцию по возрождению религиозного и политического сознания, и чем больше старается погасить эту волну русский колонизатор - тем сильнее она становится.

Ү К Е Н Е Ч Л Е  Н Ә Т И Җ Ә

Мин башта Миңнеханов белән Шәймиевка ачык хат язарга уйладым, әмма аларны ничек дип тә атарга белмәдем. Президент, дияр идең – ул атама бетерелде, дәүләт киңәшчесе дип тә язып булмый - суверенитет белән бергә, ул да юкка чыкты. Кем дип атарга сезне, әфәнделәр, Тукайның таз малайлары?! Сүз уйнатып, рәис башлыгы астына качып, бәйсезлекне ваклап сатып, исән-имин калырга уйладыгызмы? Сез аңладыгызмы соң – милләтнең киләчәген саттыгыз бит сез! Үз-үзегезне саттыгыз! Һәм 2022 елның 23 декабре милләт тарихына шундый хурлык тамгасы булып кереп калыр...

Шәймиев моңа кадәр дә ике яклы булды, ике урындыкта утырды – татарлар янына ул суверенитет битлеген киеп килде, урысларга Рәсәйнең бөтенлеген саклап калучы буларак ярады. Менә хәзер битлекләр салынды – суверенитет төп законнан сызып ташланды, Шәймиев Рәсәй хакына Татарстан бәйсезлегеннән баш тартты. Бабай малае моның белән килеште, чөнки аңа, башындагы дәүләти таҗын салдырып, рәис дигән яңа башлык кидерделәр, икәүләшеп шуңа сөенделәр, нәрсә югалтканнарын да сизмәделәр... Хәер, шул дәүләти фаҗигане аңламаган түрә бары тик “колхоз рәисе” атамасына гына лаек та инде... “Татарстан” исемендәге колхоз рәисе...
23 декабрь көнне Дәүләт Советы сессиясендә президент атамасы гына юкка чыгарылмады, ә Татарстан Конституциясеннән суверенитет, Татарстан гражданлыгы, Республика башлыгының татарча белергә тиешлеге турында һәм сугышка каршы статьялар юк ителде, сызып ташланды. Шулай итеп, 1990 елның 30 августында кабул ителгән Татарстанның дәүләт суверенитеты турында Декларация дә юк ителде, ә ул бүгенге Татарстанның нигезе иде. Ул көнне 1992 елның 21 мартында уздырылган Татарстанның дәүләт суверенитеты турында референдум нәтиҗәләре дә юк ителде, чөнки ул бүгенге Татарстанның таш дивары иде. 23 декабрь көнне Татарстан Конституциясе үзе дә юк ителде, ә ул мөстәкыйль республиканың түбәсе иде. Шулай итеп, 79 депутат, 4 миллион халык яшәгән Татарстанның нигезен, таш стеналарын, түбәсен юк иттеләр, үз куллары белән милли республиканы җимерделәр. Югыйсә, референдум юлы белән яуланган суверенитет бары тик референдум юлы белән генә юкка чыгарыла ала иде, ә ул булмады!

Сез нәрсә эшләгәнегезне, нәрсә югалтканыгызны аңладыгызмы соң, рәис әфәнделәр?! Сез бит татар халкының гасырларга сузылган дәүләтчелек хыялларын, мәйданнарда ач ятып көрәшеп алган бәйсезлеген юкка чыгардыгыз, сызып ташладыгыз! Шушы адым белән, сез бит үзегезне дә тарих битләреннән сызып ташладыгыз! Милләтебезне биш гасырга якын изеп-басып торган империя төрмәсенә терәү булдыгыз. Татар халкының тарихын, бүгенгесен, киләчәген - милләтне телсез һәм динсез иткән кавем хөкеменә тапшырдыгыз. Сез тарих каршында нинди җинаять эшләгәнегезне аңладыгызмы икән, рәис әфәнделәр?!

1991 елның августында, ГКЧП вакытында, Шәймиевның өч көн көтәргә сәяси акылы җитмәде, үзе җитәкләгән республиканы һәм халыкны онытып, ул Мәскәү фетнәчеләренә кушылды. Аны тимер читлектә Мәскәүгә алып китүдән халык саклап калды. Бу юлы да бераз вакыт көтәргә кирәк иде, Конституциянең бу статьяларын референдумга чыгарырга кирәклеген сәбәп итеп, вакытны сузарга “Татарстан” колхозы рәисләренең сәяси акылы җитмәде. Дөньяның асты-өскә килә, тарих тәгәрмәче бөтенләй башка якка әйләнә, мондый хәлиткеч вакытларда шушы хәлләргә сәбәпче булган империяне түгел, үз халкыңны, аның бәйсезлеген саклап калырга тырышырга кирәк иде! Һәм халык та, теге еллардагы кебек, үз җитәкчеләрен саклаган һәм яклаган булыр иде. Ә хәзер халык бер якта, сез икенче якта, җир белән күк арасы...

Булдырдыгыз, рәис әфәнделәр! Инде чиратта Татарстан Республикасы үзе. Аның милли республика буларак юкка чыгуы. Анысын да сезнең куллар белән эшләячәкләр. Нәтиҗә менә шундый. Аянычлы, үкенечле нәтиҗә! Әмма көтелгән нәтиҗә, чөнки бу колхоз рәисләренә башта ук бәйсезлек тә, милләт тә кирәк булмады, алар дәүләтчелек идеяләрен шәхси байлык туплауга файдаландылар, нәселләре белән, дөньяның иң зур байларына әйләнделәр һәм шушы байлыкны саклау өчен, алар Татарстанны да, татар халкын да сатачаклар иде. Һәм шулай булды да – 23 декабрь моның ачык мисалы, шаһиты.

Фәүзия Бәйрам