В Татарстане опасаются "татарской Кондопоги"

В Татарстане опасаются
В селе Курманаево Нурлатского района Татарстана назрел конфликт между коренным татарским населением и мигрантами из Таджикистана. Ситуация настолько осложнилась, что требует вмешательства властей. Но, как убедился корреспондент ИА REGNUM, к районному и республиканскому руководству доверия у местного населения уже нет.

Курманаево (историческое название Кизляу), расположенное в 200 км от Казани, является одним из старейших татарских сел Поволжья. Основанное в начале 17 века оно еще до революции 1917 года было известно как одно из старейших мусульманских центров Закамья, в котором проживали ишаны (суфийские шейхи).

История нынешнего конфликта началась восемь лет назад. В 2005 году в Курманаево переехал жить Ахмед Худоев из Таджикистана - с 14 детьми и несколькими женами. Вслед за ним в село стали переезжать другие таджикские семьи. Как рассказали жители корреспонденту ИА REGNUM на стихийном сельском сходе, первый конфликт с приезжими случился в засушливом 2010 году, когда Ильнур Салахов поругался с соседями Худоевыми из-за шалости их детей, разливших воду из колодца. Гульназ Худоева оскорбила супругу Салахова, муж вступился за жену... Дело закончилось разборкой с участием других таджиков, прибывших из райцентра Нурлата, в ходе которой, к счастью, никто не пострадал.

Переселенцы из Таджикистана Ахмед и Гульназ Худоевы все обвинения со стороны соседей отрицают, заявляя, что хотят жить дружно с татарами, а относятся к ним в Курманаево предвзято - исключительно из-за национальности.

В ходе расспросов удалось выяснить, что переезду таджиков в Курманаево поначалу способствовало местное мусульманское духовенство. Оба имама (в селе две действующие мечети и достраивается третья) - Ильшат Дильмухаметов и Вазыйх Мустафин - не отрицают, что на первых порах прописывали у себя таджиков, руководствуясь "общемусульманской солидарностью". Однако местные жители не верят в такую бескорыстность священнослужителей, считая, что имамы получали за это деньги, равно как и местные чиновники. "Тогда по вечерам домой к имамам из Нурлата приезжали какие-то бородачи в коротких штанах, такие огромные бороды у нас никто не носит", - сообщила Зайтуна Махмутова.

Через час после приезда журналистов из Казани возле школы собралось около 70 жителей села. Они подтвердили, что случай с Салаховыми - не единичный. Сегодня в селе проживает 712 человек (подавляющее большинство - татары, есть несколько чувашей, и 40-50 таджиков). Эти пять таджикских семей не желают, по словам курманаевцев, интегрироваться в жизнь села и сохраняют свои обычаи, а также представления о норме.

Большинство курманаевских девушек (в том числе, школьницы старших классов) стали подвергаться сексуальным домогательствам со стороны молодых таджиков, при этом сами таджички ругают татарок "шлюхами". Попытки "вразумить" приезжих немедленно пресекались чиновниками и полицией, всегда встававшей в таких ситуациях на сторону мигрантов. После отъезда полиции молодые таджики собирались вместе и шли бить тех, кто посмел пожаловаться. Как только татарские парни объединялись для отпора, в полицию звонили приезжие. Полиция же, прибывавшая из Нурлата, всегда занимала сторону мигрантов, укоряя местных в "нетолерантности".

Что касается сельского руководства, то оно предпочитает не вмешиваться. А по мнению жителей, председатель сельсовета Фарида Вафина состоит в сговоре с мигрантами, поскольку те помогали ей строить дом и улаживали вопросы с регистрацией. На сходе неожиданно выяснилось, что в доме у одного из жителей каким-то образом оказались прописаны таджики - без его ведома. Это вызвало взрыв негодования: "А если у кого-то из нас таким же способом тоже прописали таджиков?". Тем более, что "паспортистка в Нурлате, оформлявшая регистрацию, сама родом из Центральной Азии, и к ней, как к своей, всегда заходит Ахмед Худоев". По словам рассказчиков, оформление прописки обходится в 30 тысяч рублей с мигранта.

Возмущение и страх в селе стали расти с сентября 2012 года, когда на родительском собрании в школе распространилась информация: таджикские подростки начали грозить своим сверстникам: "Здесь скоро будет второй Таджикистан, а если пикнете, то вас всех перережем". Эти слова курманаевцы восприняли всерьез: таджикских ребят уже видели ходящими по селу с кинжалами. Одновременно участились драки, угрозы и приставания к девочкам.

Педагоги пытались воздействовать на учеников через родителей. Тансылу Рахимова, учительница английского языка, рассказала, что когда она пожаловалась Ахмеду Худоеву на поведение его детей, он в присутствии других педагогов принялся ее оскорблять, обвиняя в национализме и ксенофобии. С аналогичным отношением столкнулся и учитель физкультуры Аслям Кабиров. Он на школьном катке разнимал двух одноклассников. В результате таджикский мальчик пожаловался своему отцу. Ребенка быстро свозили в клинику в райцентре (хотя в селе есть свой участковый врач) и предъявили справку, что мальчику, якобы, были нанесены побои. В итоге Кабирова обвинили в насилии, хотя свидетели инцидента утверждают, что учитель просто разнимал дерущихся детей.

На сходе курманаевцы задавали вопрос: на что живут приезжие из Таджикистана? Ведь только один Рахманали Мамарасулов числится пастухом. Источники доходов остальных неизвестны. И это выглядит для сельчан особенно странным на фоне того, что таджики активно скупают в Курманаево жилье.

Следует напомнить, что ИА REGNUM уже сообщало об аналогичной истории в деревне Шумково Рыбнослободского района. Там попытка запуганных жителей достучаться до чиновников и надзорных органов через СМИ закончилась безрезультатно. Недовольным в итоге заткнули рты, а все конфликты списали на бытовую неприязнь. От журналистов республиканских СМИ, написавших о случившемся, потребовали извинений через журнал "Наш дом - Татарстан", издаваемый Ассамблеей народов Татарстана. Как сообщают очевидцы, сейчас колонизация Шумково мигрантами из Средней Азии идет быстрыми темпами.

Ситуация в Курманаево отличается от шумковской тем, что списать все на "русских пьяниц и лодырей" (как это попытались сделать республиканские чиновники в Шумково) уже не получится. Даже газета татарских националистов "Безнен гажит" опубликовала статью в поддержку курманаевцев, хотя в случае с тем же Шумково репортаж был наполнен сочувствием по отношению к таджикским мигрантам.

Как признались участники схода в Курманаево, теперь больше всего они переживают за последствия: чиновники и правоохранительные органы, по их убеждению, встанут на сторону мигрантов, а крайними в этой истории сделают деревенских учителей. Ведь Султан Вафин, муж председателя курманаевского сельсовета, уже намекнул, что из-за выступлений жителей районные власти в наказание могут закрыть сельскую школу, а это оставит и педагогов без работы, и курманаевским детям создаст трудности.

В целом, ситуация в Курманаево, увиденная со стороны, напоминает развитие конфликта в Кондопоге, приобретшего всероссийский резонанс. Люди реально запуганы, они боятся за себя и своих детей. И просят одного: пусть таджики уезжают к себе домой. Ни с чувашами, ни с русскими, ни с немцами (в селе работала учительницей немка по фамилии Тиссен), ни с мордвой проблем никогда не было. Те не стремились навязать свои порядки, не противопоставляли себя остальным жителям. А в ближайшее время в Курманаево приедет еще 11 таджикских семей - это корреспонденту ИА REGNUM подтвердили сами таджики.

При отъезде из села участники схода предупредили корреспондента агентства: "Если федеральные власти ничего не предпримут, то здесь будет война. Мы хотим одного - пусть они уедут отсюда, все до единого".

www.regnum.ru