В Таджикистане вынесены приговоры активистам исламской партии. Двоим - пожизненное заключение

В Таджикистане вынесены приговоры активистам исламской партии. Двоим - пожизненное заключение

Верховный суд Таджикистана сегодня вынес приговоры 14 членам запрещенной в стране Партии исламского возрождения (ПИВТ). Заместители председателя ПИВТ Саидумар Хусайни и Махмадали Хайит приговорены к пожизненным срокам заключения, сообщает «Азия-плюс» со ссылкой на Савринисо Джураеву – супругу Махмадали Хайита. «Нас обманули, сказав ранее, что приговор будет оглашен 4-5 июня. Сегодня нам позвонили, и сказали, приходите на оглашение приговора», - рассказала женщина.

По словам Джураевой, единственная женщина среди подсудимых – юрист партии Зарафо Рахмони – приговорена к двум годам лишения свободы. По 28 лет заключения получили активисты ПИВТ Саттор Каримов, Рахматулло Раджаб, Киёмиддин Авазов и Абдукаххор Давлат, к 25 годам приговорен Зубайдулло Розик, к 23 годам – Мухаммадали Файзмухаммад, по 20 лет заключения получили Вохидхон Косиддин и Саъдиддин Рустам.

Редактор партийной газеты «Наджот» Хикматулло Сайфуллозода приговорен к 16 годам заключения. По 14 лет наказания будут отбывать Мухаммадшариф Набиев и Абдусамад Гайратов. Суд проходит в закрытом режиме и официальной информации по вынесенным приговорам на данный момент нет.

Напомним, выступая 11 мая на судебном заседании, гособвинитель просил приговорить к пожизненному заключению четверых членов руководящего состава ПИВТ. Остальным девятерым подсудимым прокурор просил назначить наказание в виде лишения свободы на сроки от 8 до 23 лет. Верховный суд Таджикистана удалился в совещательную комнату 25 мая.

В течение последних 16 лет ПИВТ была единственной официально действующей партией религиозного толка на постсоветском пространстве. В середине сентября 2015 года власти Таджикистана обвинили ее руководство в причастности к попытке военного мятежа бывшего замминистра обороны страны Абдухалима Назарзода. Были арестованы все члены руководящего состава ПИВТ. Партия была объявлена террористической организацией.

Лидер ПИВТ Мухиддин Кабири, который эмигрировал из Таджикистана еще в марте 2015 года, опасаясь уголовного преследования, отвергает все обвинения против своей партии, считая, что сентябрьский мятеж был поводом для того, чтобы запретить деятельность ПИВТ. По данным международных правозащитных организаций, с сентября 2015 года в Таджикистане были задержаны около 200 членов и сторонников исламской партии. Они и их родственники подвергаются жесткому давлению со стороны властей республики.

На состоявшемся 6 мая в Женеве слушании Универсального периодического обзора соблюдения прав человека в Таджикистане представители ряда демократических стран потребовали от таджикских властей выпустить на свободу всех задержанных по политическим мотивам, в частности 13 членов руководства ПИВТ. С подобным требованием неоднократно выступали и международные правозащитные организации.

Международное информационное агентство «Фергана»

Реакции и комментарии на приговор членам ПИВТ

Приговор в отношении членов Политсовета запрещенной партии исламского Возрождении Таджикистана, согласно которому Саидумар Хусайни и Махмадали Хаит приговорены к пожизненному сроку лишения свободы, а оставшиеся 11 обвиняемых приговорены от 2 до 28 лет тюрьмы, вызвал различные реакции как внутри страны, так и за рубежом.

Джона Хоаре, исследователь проблем Центральной азии в международной организации Amnesty International (Лондон) выразила серьезную озабоченность решением таджикского суда. По ее словам, приговор вынесен в условиях, когда судебный процесс не соответствовал международным требованиям и осужденные не имели доступа к независимым адвокатам. «Бузургмехр Ёров, который попытался обеспечить их защиту, сам оказался под следствием. Встречи обвиняемых с родственниками также были очень ограниченными. В общем, процесс не отвечал международным требованиям справедливого суда», - добавила она.

Джона Хоаре добавила, что они будут требовать от таджикских властей, в случае кассационного обращения осужденных, провести последующие судебные разбирательства справедливыми.

Максим Шевченко

Максим Шевченко

Максим Шевченко, политолог и член общественного Совета по правам человека при президенте России назвал этот приговор «серьезной ошибкой, которая должна быть исправлена».

Он сказал: «На фоне серьезных экономических и социальнрых достижений Таджикистана, которые я наблюдал своими глазами - новые дороги, рабочие места, пробитые туннели - расправа с оппозицией, которая еще недавно была легальной, в парламенте была, это не укрепляет власть и не стабилизирует ситуацию. Это ошибка, которую нужно исправлять. Всякий, кто торжествует в политике и ему кажется, что он наверху и ему кажется, что у него все схвачено, должен помнить, что в этой жизни все по разному оборачивается. Я хорошо знаком с таджикскими политиками с обеих сторон и никогда не отвернусь от тех, кому пожимал руку и считал другом».

Шевченко отметил, если власть думает, что народ спокойно будет наблюдать за этими процессами, то она ошибается, так как раздражение людей увеличивается. «Здесь нужно использовать мудрую и осторожную политику. Если имеются проблемы с оппозицией, то нужно ее решать без давления и судебных приговоров. Только путем открытых споров и дискуссий нужно продвигаться вперед. Страна, которая сажает в тюрьмы своих оппонентов и уничтожает политическую партию, никогда не выберет демократический путь развития».

Шокирджон Хаким

Шокирджон Хаким

Шокирджон Хаким, заместитель председателя Социал-демократической партии Таджикистана считает, что другого итога у этих слушаний быть и не могло. Так как, по его словам, «власти Таджикистана на мировом уровне представили эту партию, как террористическую и соответственно в настоящее время в Таджикистане политические подоплёки стоят выше ценностей прав человека. Поэтому, суд вынес в отношении обвиняемых жестокий приговор».

Саймуддин Дустов

Саймуддин Дустов

Саймуддин Дустов, таджикский эксперт приговор в отношении членов запрещенной партии исламского возрождения с одной стороны считает «предсказуемым», но с другой стороны «предельно жестким». Он в беседе с Озоди сказал, что «здесь нет ничего удивительного. В политической истории, как минимум, десяти последних веков региона всегда существовало безжалостное отношение к политическим оппонентам. Сейчас вопрос, который стоит на повестке дня, заключается в том, а какой будет приговор в отношении еще не задержанных руководителей запрещенной партии исламского возрождения? Это и будет интригой политики Таджикистана на предстоящее лето и осень».

Этот таджикский аналитик считает, «официальный Душанбе ожидает, что после этого приговора политический ислам постепенно исчезнет и некоторые сторонники властей в обществе ожидают того же. Но, вырисовывается и другой сценарий: впервые за последние 15 лет в Таджикистане создадутся финансовые основы для развития экстремистской деятельности».

Зафар Абдуллаев

Зафар Абдуллаев

Зафар Абдуллаев, независимый журналист говорит, что приговор высокопоставленных членов запрещенной партии исламского возрождения не в пользу стабильности в стране и это одновременно скажется на рейтингах свобод Таджикистана, которые проводятся международными организациями. Он отметил: «Эта громкая политическое акция требовала, чтобы она состоялась в прозрачной и открытой обстановке. Когда власти утверждают, что их вина доказана, гражданское общество хочет знать, а был ли приговор правильным? Особенно, в соотношении жестоких приговоров с возрастом большинства осужденных это решение равносильно с пожизненным приговором. Партия исламского возрождения была реально единственной оппозиционной партией, которая имела много сторонников и такая реальность делает это дело еще более политизированным. Закрытие ни одной партии, ни в коем случае не идет на пользу спокойствия в стране».

Абдуллаев добавил, не смотря на то, что в развитых странах функционируют организации защитники политических свобод и прав человека, но руководители этих стран отказали во внимание проблемам Таджикистана. «Так как, их политические и военные дивиденды рассматриваются как гораздо важнее проблем прав человека в Таджикистане. По моему, в западных странах давно пришли к выводу, что Запад это Запад, а Восток – это Восток и нужно оставить их в покое. Суд над ПИВТ был важным поворотом со временем гражданской войны в Таджикистане и теперь Таджикистан превращается в политический комплекс и в этой стране больше не будет оппозиции и инакомыслящих, а поток беженцев из этой страны будет только расти».

ozodi

Кабири заявляет, что будет добиваться освобождения своих соратников

Верховный суд Таджикистана вынес приговоры троим приближенным лидера запрещенной Партии Исламского возрождения (ПИВТ) Мухиддина Кабири. По одному году лишения свободы получили двоюродный брат Кабири Джамшед Нарзуллоев, брат супруги лидера ПИВТ Махмадулло Рахматуллоев и водитель Кабири, также являющийся родственником его супруги, Хикмат Сайфов. Все они осуждены за несообщение о готовящемся преступлении. Приговоры им были вынесены 2 июня после оглашения приговоров 14-ти активистам ПИВТ, сообщает интернет-портал Паём.net.

Нарзуллоев, Рахматуллоев и Сайфов были задержаны сотрудниками спецслужб Таджикистана осенью 2015 года по подозрению в сотрудничестве с сыном КабириРухулло Тиллозода, который, как и его отец, обвиняется таджикским властями в соучастии в подготовке вооруженного мятежа в стране под руководством бывшего замминистра обороны, генерала Абдухалима Назарзода. После неудавшегося мятежа были арестованы все члены руководящего состава ПИВТ, а партия объявлена террористической организацией.

Лидер ПИВТ Мухиддин Кабири, который эмигрировал из Таджикистана еще в марте 2015 года, опасаясь уголовного преследования, отвергает все обвинения против своей партии, считая, что сентябрьский мятеж был поводом для того, чтобы запретить деятельность ПИВТ.

Комментируя приговоры своим соратникам по партии в интервью телеканалу «Настоящее Время», Кабири заявил, что ПИВТ не прекратила свою деятельность и намерена добиваться освобождения своих членов. «В истории было немало случаев, когда политические движения и партии, находясь за границей, в эмиграции, перестраивались, продолжали свою борьбу и добивались своего. Я не говорю, что это будет легко сделать. Но я думаю, что партия уже преодолела тот сложный момент, когда мы все были в шоке. Мы постепенно приходим в себя. И в дальнейшем мы будем выстраивать работу таким образом, чтобы не просто оставаться на политической сцене, но и добиваться определенных целей. Наша задача – не в том, чтобы доказать людям, что мы еще существуем… У нас есть конкретная задача – добиться освобождения наших членов. Программа максимум – добиться построения свободного демократического общества в Таджикистане», - заявил Кабири.

Международное информационное агентство «Фергана»

Евросоюз заявляет о несправедливом суде в отношении членов ПИВТ. Жен осужденных не подпустили к зданию ООН в Душанбе

Европейский союз (ЕС) 3 июня выступил с заявлением по поводу вынесенного накануне приговора членам Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ). В ЕС считают, что суд над членами ПИВТ не был прозрачным, и были нарушены права обвиняемых на справедливое судебное разбирательство, которые вытекают из международных обязательств Таджикистана. «Уголовные обвинения, выдвинутые против подсудимых, должны были быть обоснованы явными свидетельствами их вины. Решение Верховного суда может оказать пагубное воздействие на общую сплоченность таджикского общества. В погоне за принятием мер по обеспечению безопасности должны быть гарантированы фундаментальные свободы всех граждан Таджикистана и обеспечено верховенство права», - отмечается в заявлении ЕС.

Напомним, 2 июня Верховный суд Таджикистана приговорил к пожизненному заключению заместителей председателя ПИВТ Саидумара Хусайни и Махмадали Хайита, еще 11 членов партии получили от 14 до 28 лет тюрьмы. Единственная женщина среди осужденных – юрист партии Зарафо Рахмони – приговорена к двум годам лишения свободы. Власти Таджикистана обвинили руководство ПИВТ в причастности к попытке военного мятежа бывшего замминистра обороны страны Абдухалима Назарзода.

Между тем, правоохранительные органы наказали еще и родственников осужденных членов ПИВТ. Их женам накануне не позволили приблизиться к зданию миссии ООН в Душанбе и оштрафовали за «неподчинение требованиям сотрудников милиции», сообщает «Азия-плюс».

«Я, супруги осужденных Рахматулло Раджаба, Зубайдулло Розика и еще двоих после оглашения приговора Верховного суда намеревались попасть в представительство ООН в Душанбе, чтобы получить консультации специалистов, но сотрудники милиции остановили нас на подступах к зданию представительства ООН и доставили в районный отдел милиции», - рассказала Савринисо Джураева, супруга осужденного на пожизненный срок Махмадали Хайита.

По ее словам, сотрудники милиции поинтересовались причиной их прихода к зданию ООН и «посоветовали обратиться с кассационной жалобой по вынесенному приговору в суд». Затем женщин доставили в районный суд и оштрафовали каждую на 40 сомони ($5).

Международное информационное агентство «Фергана»