В школах вновь пытаются ввести курс православия

В школах вновь пытаются ввести курс православия

Предпринята новая попытка ввести в российских школах предмет «православная культура», рассчитанный на все время обучения, сообщает газета «Коммерсантъ».

В сентябре этого года данный проект был отклонен федеральным учебно-методическим объединением (УМО).

Авторы школьного курса православной культуры доработали его и вновь обратились к членам УМО по общему образованию с просьбой заочно проголосовать по проекту до 30 ноября.

Как отмечает газета, в случае поддержки со стороны УМО, в школы будут направлены федеральные методические рекомендации по изучению «православной культуры» в 1–11-х классах.

По данным издания, большинство членов УМО, скорее всего, проголосует за «православную культуру».

Курс состоит из трех блоков: для 1–4-х, 5–9-х и 10–11-х классов. В первом классе допускается изучение «православной культуры» во внеурочное время. Однако затем предмет предлагается ввести в расписание.

В настоящее время школьники в четвертом классе изучают «Основы религиозных культур и светской этики», где родители выбирают один из модулей: светская этика, мировые религиозные культуры, православие, ислам, буддизм или иудаизм.

Ранее патриарх Кирилл заявил, что РПЦ предложила Минобрнауки расширить данный курс, поскольку отведенных 34 часов, по его словам, недостаточно. В этой связи он предложил распространить курс на все время обучения в школе.

РПЦ отреагировала на слухи об обязательном изучении православия в школах

В Русской православной церкви (РПЦ) опровергли информацию о введении в обязательную школьную программу предмета «православная культура».

«Речь идёт о примерной образовательной программе, поэтому обязательного преподавания православной культуры в рамках ОДНКР («Основы духовно-нравственной культуры народов России») не предполагается», — заверил глава информационной службы Синодального отдела религиозного образования и катехизации Московского патриархата иеромонах Геннадий (Войтишко).

По его словам, программа «должна ориентировать образовательные организации там, где в этом есть потребность, как преподавать предметы в той части учебного плана, которая формируется школой, исходя из потребностей законных представителей детей», передает ТАСС.

Он добавил, что инициатива представляет собой первый шаг «к наполнению содержанием предметной области ОДНКНР».

Ранее сегодня газета «Коммерсантъ» сообщила о возможности введения в школьную программу предмета «православная культура», рассчитанного на все время обучения.

В начал этого года Ранее патриарх Кирилл заявил, что РПЦ предложила Минобрнауки расширить данный курс, поскольку отведенных 34 часов, по его словам, недостаточно. В этой связи он предложил распространить курс на все время обучения в школе.

islamnews

Едва не принятая по ошибке школьная программа факультативов православия отправлена на доработку

Предназначенная для факультативного школьного курса программа "Православная культура", которую Российская академия образования (РАО) попыталась внедрить в школы заочным голосованием, отправлена на доработку, после которой состоится обсуждение экспертами. Об этом, как передает ТАСС, сообщила журналистам министр образования и науки РФ Ольга Васильева.

Она подчеркнула, что информация, распространенная в СМИ накануне, была "не совсем точная". "Для того чтобы дальнейшее рассмотрение или продвижение этой факультативной, я подчеркиваю, программы было, должны были собраться эксперты и обсудить, то есть заочное голосование здесь неуместно", - цитирует Ольгу Васильеву "Интерфакс". Министр указала, что "так как это программа федеральная, то работы не могут быть быстротечны".

Васильева напомнила, что факультативность предмета предполагает согласие родителей и согласие школы на проведение такого курса, и отметила, что летом нынешнего года министерство одобрило предложение разработать такую программу.

Существующий сейчас федеральный курс "Основы религиозной культуры и светской этики" составляет один час в неделю, начиная с четвертого класса школы. В него входят шесть направлений, среди которых - православная культура, исламская культура, буддийская культура, культура иудаизма, а также светская этика.

Вину за заочное голосование в РАО возложили на психолога-универсала из Иркутска

О запуске процесса заочного голосования накануне написала газета "Коммерсант", сообщив, что эта процедура продлится до 30 ноября и, если документ будет одобрен, курс "Православная культура" будет массово введен в школах. Президент РАО Людмила Вербицкая пояснила в тот же день ТАСС, что голосование было неправомерным и произошло по вине ее заместителя Виктора Басюка.

По словам Вербицкой, программа действительно была представлена на учебно-методическом объединении, но в академии поняли, что она должна быть очень серьезно доработана. "Но дальше - не сказав мне ни о чем, не показав мне ничего, мой заместитель Виктор Стефанович Басюк вдруг разослал анкету на голосование в учебные объединения", - рассказала президент РАО.

Виктор Басюк - кандидат психологических наук, ранее занимал должность заведующего кафедрой педагогики и управления образовательными системами Иркутского государственного лингвистического университета, был министром образования Иркутской области с 2009 по 2013 год. В РАО на должность заместителя президента назначен в июне 2014 года - курировать прикладное направление педагогики, центры образования и центры экспертиз в образовании.

В биографии Басюка на сайте РАО указывается, что он закончил три разных вуза по трем разным специальностям, ни одна из которых не совпадает со специальностью, по которой он стал кандидатом наук. В 1992 году он окончил Иркутский государственный педагогический институт по специальности "учитель биологии и химии", в 2001 году - Иркутскую государственную сельскохозяйственную академию по специальности "экономист", в 2008 году - Российскую правовую академию Министерства юстиции РФ по специальности "юрист".

Басюк, подчеркнула Вербицкая, не имел никакого права выставлять проект на голосование. "Программа не готова, поэтому говорить не о чем, ничего не будет в ближайшее время. Никаких решений не будет принято 30-го. Это большая ошибка моего заместителя, и я буду с ним разбираться", - заверила президент РАО.

Она добавила, что никаких решений РАО не принимает без серьезного и всестороннего обсуждения. По словам Вербицкой, "когда программа будет доработана, все равно будут серьезные обсуждения", до этого момента ничего принимать не планируется.

В столичной школе вместо второго иностранного языка втихомолку внедрили изучение православия

В одной из московских школ в нынешнем учебном году для учеников пятых классов без предварительного уведомления их родителей ввели предмет "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (ОДНКНР), в рамках которого детям фактически навязали изучение православия вместо обещанного ранее второго иностранного языка, сообщает газета "Коммерсант".

"В этом году мы получили расписание пятого класса и увидели непонятные аббревиатуры без объяснений", - рассказала изданию мать одной из учениц этой школы Анастасия Кузина. По ее словам, детей разделили на три класса - гуманитарный, математический и информационный - и добавили по три новых урока: элективные курсы, из-за которых у пятиклассников стало шесть уроков ежедневно. "Зато второй иностранный, который нам школа давно обещала, в основное расписание не влез", - отметила женщина.

Загадочная аббревиатура ОДНКНР оказалась общим предметом для всех трех направлений. По словам собеседницы газеты, школа этот предмет с родителями не обсуждала, а учебники детям домой не давали, потому что "сложно", однако в какой-то момент сын ее подруги смог вынести книгу с урока и принес домой. "И оказалась, что нам втихаря подсунули Закон Божий! Учебник с храмом на обложке назывался "Православная культура", о чем школа нам даже не удосужилась сообщить", - поведала Кузина.

"Все было прикрыто названием предмета, где нет упоминания о православии, - отметила она. - Я открыла учебник на странице 45 и увидела текст: "Назови эпизод Священной истории, проверь себя, прочитав тексты из Библии (Книга Исход, глава 20, стихи 1-17). Приведи примеры из Священной истории Ветхого и Нового заветов". Это пятиклассникам предлагают!"

По ее словам, учительница сказала родителям, что "религиозного мракобесия тут нет, молиться никого не заставляют, оценок не ставят, только зачет будут принимать". А тем, кому не нравится, предложили обучаться по "совершенно светскому" учебнику "Истоки".

На обложке этого учебника - двое детей, которые смотрят в бинокль на храм, а сам курс посвящен семи "явлениям отечественной культуры и российского образа жизни", которые вмещают в себя "идеалы и ценности". Один из разделов учебника называется "Соха и топор как основные орудия труда российского крестьянина", на его изучение отведено четыре урока с целью "присоединения ученика к важнейшим горизонтальным, социальным ценностям российской цивилизации". Также в учебнике есть раздел "Икона Живоначальная Троица", в котором рассказывается про "единство, нераздельность, неслиянность, неотмирность, горний мир", отмечается в статье.

"Когда я поняла, что в 2016 году мой ребенок должен четыре часа изучать сакральность сохи, то пошла к завучу. Написала заявление с требованием перевести дочь на заочное обучение по этому предмету", - рассказала Кузина.

Ранее "Коммерсант" сообщил, что предмет "Православная культура" уже в скором времени может появиться во всех школах страны, причем его курс рассчитан на все время обучения - с первого по 11-й класс. По сведениям издания, на минувшей неделе Российская академия образования втихую запустила процесс заочного голосования по проекту данного курса.

В то же время руководитель информационной службы синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ иеромонах Геннадий (Войтишко) заявил журналистам, что преподавание в российских школах курса "Православная культура" в рамках предмета ОДНКНР не будет обязательным. О том же поспешили заявить и в Российской академии образования.

Осенью 2015 года столичный департамент образования запустил в 33 школах пилотный проект по изучению ОДНКНР, тогда родителям было рекомендовано выбрать между двумя учебниками - "Православная культура", подготовленным профессором Московского государственного областного университета Людмилой Шевченко, и "Истоки", разработанного членами общественной организации Российская академия естественных наук (РАЕН), часто критикуемой учеными.

Программа "Истоки", как заявлено, "направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем Отечестве на основе православной культуры". По сведениям сайта "Газета.ru", эта программа также реализуется во многих школах в Белгородской и Вологодской областях.

Нельзя 11 лет делить школьников на православных и всех остальных, предупредили в Федерации еврейских общин РФ

В Федерации еврейских общин России с опасением отнеслись к инициативе о расширении курса основ православия в российских школах на все 11 лет обучения.

"Само по себе существование курса "Основы религиозных культур и светской этики" полезно, поскольку позволяет школьникам познакомиться с многообразием религий, существующих в России. Но расширение одного из модулей этого курса на весь процесс школьного обучения скорее вредно, чем полезно", - приводит "Интерфакс" слова главы ФЕОР Александра Бороды.

По его данным, изучение основ православия в существующем формате в регионах выбирают не более трети учеников, в отдельных регионах - 12-15%, большинство же предпочитает модули "Основы светской этики" и "Основы мировых религиозных культур".

Глава федерации полагает, что предмет, который не пользуется особой популярностью, "пытаются навязывать родителям школьников и самим ученикам - именно навязывать, поскольку, к сожалению, уже были случаи, когда чиновники, желая улучшить статистику, едва ли не требовали от родителей записать детей именно на "Основы православной культуры". Такие методы, по его мнению, могут вызвать стойкое отвращение выпускников школ к религии.

Кроме того, Борода указал на серьезную опасность расширенного преподавания православия для России как многорелигиозной страны. "Если все 11 лет детей будут делить на православных и неправославных, такое разделение оставит существенный след в их душах и они будут смотреть на одноклассников не той веры как на чужаков или даже врагов, а не таких же россиян, как они сами", - пояснил он.

По мнению президента ФЕОР, наилучшим вариантом было бы введение единого курса по основам мировых религий и светской этики без деления на модули.

В то же время в Московской патриархии полагают, что нынешняя практика преподавания в школах курса "Основ религиозных культур и светской этики" неполноценна. "Не стоит забывать, что сейчас в случае с ОРКСЭ речь идет всего о 30 учебных часах, которые, по сути, в сознании школьника ничего не меняют, не изменят его мировоззрения, не дадут ему конкурентоспособной точки опоры в жизни", - напомнил заведующий сектором "Основ православной культуры" синодального Отдела религиозного образования и катехизации диакон Герман Демидов.

По мнению священнослужителя, до тех пор, пока предмет по основам православной культуры, который сейчас преподается в рамках ОРКСЭ, не будет адекватно представлен в сетке часов, "к нему не будет серьезного отношения, не будет качественной подготовки учебников и профессиональных педагогов, которые бы жили этим предметом и видели в нем перспективу роста - духовного и профессионального".

Герман Демидов, который является одним из разработчиков проекта расширения учебного курса, настаивает на том, что речь идет не о нововведениях, а о наполнении содержанием предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России", которая прописана в федеральном образовательном стандарте, но не детализирована.

По словам собеседника агентства, курс ОРКСЭ, который преподается только в четвертом классе, полноценно освоить невозможно, он до сих пор носит экспериментальный характер и "сейчас происходит попытка перейти от экспериментального формата к тому, чтобы придать этому курсу хоть какую-то закономерную динамику и логическую завершенность".

classic.newsru.com