В российских школах вводят новый единый учебник истории

В российских школах вводят новый единый учебник истории

В российских школах вводят новый единый учебник истории. Пропаганда, искаженное толкование истории СССР. Чудесное сочетание идиотизма, мифологии, тенденциозности

С началом нового учебного года в российских школах введут новые единые учебники, которые будут обязательны к применению на уроках истории. Речь идет о пособиях по всеобщей истории и истории России для 10 и 11 классов, разработанных под руководством ректора МГИМО Анатолия Торкунова и бывшего министра культуры Владимира Мединского.

В августе 2023 года стало известно содержание новых учебных пособий — в медиа и соцсетях стали обсуждать отдельные цитаты из этих книг, а затем и полные копии их текстов. Как отмечают многие комментаторы, по сравнению с более ранними изданиями в них был принципиально переработан подход к описанию истории Советского Союза и добавлены главы о событиях последних лет, включая вторжение российских войск на территорию Украины.

На презентации новых учебников министр просвещения Сергей Кравцов также представил брошюры, содержащие новые программы преподавания истории и еще двух дисциплин — обществознания и литературы. Он отметил, что его ведомство "строит единую суверенную систему национального образования", и назвал историю ее ключевой частью. Кравцов также сослался на высказывания Владимира Путина: "Наш президент неоднократно говорил, что нельзя коверкать историческую память и важно, чтобы в школе преподавались объективные факты. Мы дополнили содержание учебников, особенно учебника для 11-го класса, теми фактами, которые сегодня актуальны".

Особый фокус новых пособий на современной внешнеполитической повестке и войне в Украине отмечают не только независимые эксперты и блогеры — о нем открыто говорят и сами авторы, как, например, Мединский: "Полностью переработан, переписан раздел про период с 1970-х годов до нулевых годов. Затем добавлен раздел, охватывающий время с 2014 года по сегодняшний день, включая СВО В учебнике очень много микроисторий и любопытных фактов. Много новых иллюстраций. Всё это сделано для того, чтобы обучение шло легче. Кардинально меньше цифр и дат... Конечно, у нас отдельная глава посвящена СВО. Там есть фотографии героев. Это всё согласовывалось с командирами и семьями, с детьми героев и с женами и вдовами".

Комментируя новые учебники, известный педагог Тамара Эйдельман отмечает, что их содержание внутренне разнообразно: "Предыдущие 36 параграфов разные. Некоторые совершенно нейтральные — просто уныло и скучно, как обычно бывает в наших учебниках, описываются какие-то факты, перечисляются имена. Ничего особенного. Но присмотришься — и видишь, что почти в каждом параграфе четко, последовательно, продуманно проводится несколько важных для авторов мыслей".

Эти мысли Эйдельман описывает следующим образом: первая — "советская власть была очень даже неплоха", вторая — "Сталин тоже был очень даже неплох; репрессии были в основном "за дело", третья — "Запад в целом и США в частности постоянно вредили и вредят нашей стране".

Доступные в интернете цитаты из пособий подтверждают эти наблюдения, причем авторы зачастую высказывают эти идеи открыто и с яркой стилистической окраской. Мнения подаются как факты, но сами их формулировки наводят внимательного читателя на мысль о том, что создатели пособия далеки от нейтральности. Так, например, в 11 главе учебника за 11 класс они пишут: "США полны решимости воевать "до последнего украинца". Как говорят американцы: "Ничего личного. Это просто бизнес".

В том же параграфе коллектив авторов утверждает, что санкции, введенные против России из-за войны с Украиной, дают россиянам новые возможности. Здесь стиль изложения напоминает не учебный материал, а социальную рекламу или политическую программу. Авторы напрямую обращаются к читателю-школьнику: "После ухода иностранных компаний многие рынки перед вами открыты. Открыты фантастические возможности для карьеры в бизнесе и собственных стартапов. Не упустите этот шанс. Сегодня Россия — воистину страна возможностей".

По мнению некоторых наблюдателей, новый учебник истории — чудесное сочетание идиотизма, мифологии, тенденциозности и — главное — учителям будет очень сложно по нему работать, так как он отклоняется от основного принципа создания школьных учебников по истории. В советское и постсоветское время учебники по истории придерживались позитивистского подхода: история — это факты и документы. Мнения по поводу того или иного события могли высказываться разные, однако задачей учителя было заставить школьника выучить факты, прочесть документы и сформулировать свое суждение по поводу тех или иных событий. Новый учебник подобного подхода не предполагает.

Она также отмечает, что предлагаемый государством статус учебника не соответствует времени: "Предполагается, что учебник станет единым и обязательным. В советские времена такое бывало, но тогда дети были изолированы от внешнего мира, им неоткуда было брать материалы для сравнения. Теперь есть интернет, и учитель истории попадает в дурацкое положение: интернет полон материалов, опровергающих написанное в учебнике и слова самого учителя".

Учебник полон мифов, в том числе и печально известная история про двадцать восемь панфиловцев, - героев битвы под Москвой. Ученые доказали, что эту историю сочинил журналист в 1941 году для повышения боевого духа, тем не менее миф жив до сих пор и вошел в ЕГЭ по истории. В новом учебнике пересмотрены темы, посвященные 70-м, 80-м, 90-м годам. Диссидентское движение, перестройка, распад СССР представлены язвами на теле русской истории. Новый учебник очень скуп на факты, поэтому отвечать на экзаменах детям, даже исключительно патриотичным, будет нечего. Если 150 вопросов из 500 будут в ответ требовать петь патриотические гимны, то очень скоро и остальные 350 станут пустой формальностью. Изоляционизм, триада Уварова "православие, самодержавие, народность", любовь к Родине, а все вокруг — враги, мечтающие извести Россию, — вот в сухом остатке то, что усвоят дети. Они с удовольствием будут это писать и про XII, и про XV, и про XVIII века".

Бывший учитель истории и обществознания из Набережных Челнов Раушан Валиуллин, покинувший Россию после начала войны в Украине: “Я прилежно изучал историю в школе, затем — пять лет на историческом факультете. У меня более пятнадцати лет трудового стажа по специальности "история". Но то, что я прочел в этом "учебнике", — к такому меня жизнь не готовила. История может быть вполне себе строгой наукой со своими методами, принципами, с объективностью. В данном же случае мы имеем дело с компиляцией пропагандистских тезисов, место которым, скорее, на российских телешоу или в беседах мужиков за гаражами, — считает он.

Комментируя раздел о так называемой "специальной военной операции", Валиуллин отмечает: "Традиционно при изучении военных конфликтов мы объективно рассматриваем соотношение сил, позиции, планы сторон и прочее. Это и Древний мир, и Средние века, и Новое, Новейшее время. А что здесь? Мы Д'Артаньяны, а все вокруг — плохие. Действительно, наверное, трудно быть объективным при рассмотрении подобных тем. Но это значит, что и оставить их нужно на суд истории. Либо назовите этот предмет как-то иначе: уроки пропаганды, часы ненависти, пересказ речей Путина. Так будет честнее. Иначе эта затея — дискредитация истории как науки, а не история. Вместе с тем эти тексты очень сильно похожи на попытку объяснить предстоящее, неминуемое поражение России… Это не говоря о том, что в параграфе ничего не сказано о десятках тысячах погибших и раненых, о введении в стране военной цензуры, очередной волне русской эмиграции и других неприятных для власти, но обязательных для целей объективности истории моментах. В будущем, уверен, история расставит всё на свои места. Данная книжица будет не более чем объектом исследования студентов исторических факультетов на курсе историографии — есть такая историческая дисциплина. Сейчас я в какой-то степени даже рад, что мне не приходится работать по этому учебно-методическому комплексу. Также рад, что увез своих детей от этого безобразия, — заключает педагог.

Книга содержат преднамеренные фактологические ошибки, нацеленные на обеление СССР в период правления Сталина.

Претензии к стилю изложения материала в основном касались последней главы, также посвященной недавним на тот момент событиям в российской истории. Если другие части учебника писали профессиональные историки, то последнюю — о периоде правления Путина — публицист Армен Гаспарян, не имеющий профильного образования и известный как журналист, сотрудничавший с государственными и провластными изданиями и радиостанциями: "Россия сегодня", "Голос России", Sputnik, "Вести FM".

Многих историков отдельно смущает роль Владимира Мединского во всех этих нововведениях. Вопросы вызывает сама его квалификация: в 2014 году активисты сообщества "Диссернет", выявляющего плагиат и другие нарушения в научных работах чиновников и публичных лиц, нашли в докторской диссертации министра и ее автореферате неправомерные заимствования из других текстов.

Два года спустя историки Вячеслав Козляков и Константин Ерусалимский подтвердили заявления о плагиате и добавили, что диссертация Мединского содержит грубые фактические и методологические ошибки и носит не научный, а пропагандистский характер. Сам он отрицал все обвинения, объясняя их личной неприязнью со стороны независимых исследователей и активистов. После длительных обсуждений Министерство образования и науки отказалось лишать Мединского ученой степени, а Министерство культуры назвало все претензии к нему "политическим заказом".

Необычные и не совсем профессиональные представления Мединского об исторических фактах становятся очевидны из его публичных высказываний. Так, в 2016 году он заявил, что признает неточность сюжета о двадцати восьми панфиловцах, но считает его "святой легендой", а людей, критикующих ее, — "кончеными мразями". При этом Главная военная прокуратура СССР признала официальную версию подвига панфиловцев литературным вымыслом журналиста газеты "Красная звезда" еще в 1948 году.

--------------------

Касаемо татар и башкир: наша история уже давно в искаженном виде преподносится нашей молодежи. Нас заставляют забыть историю нашей оккупации Российской империей, историю ее преступлений: геноцид, насильственную христианизацию, русификацию и целенаправленную ассимиляцию, а также историю нашего сопротивления, восстаний… Очевидно, что историю Россия переписывала неоднократно так, как ей это было нужно, и сегодня это происходит в очередной раз…