В России сформировался своеобразный корпоративный стиль одежды для мусульманских духовных управлений
В некоторых крупных муфтиятах существуют определенные правила, как следует одеваться имамам на публичных мероприятиях. В первую очередь это касается фасона и расцветки. Обзор «униформ» российских имамов — в материале «Миллиард.Татар».
Кодекс Татарстана
Своеобразный кодекс выработан в Духовном управлении мусульман Республики Татарстан. Здесь имамы предпочитают темно-зеленый чапан (восточный кафтан-халат) из бархата с расшитым золотистым воротом, реже – голубой. В качестве головного убора используется чалма, которая получается путем наматывания длинной белой ткани на феску или тюбетейку.
«Чалма и чапан регламентированы для имамов ДУМ РТ во время проведения религиозных обрядов, пятничных и гает-намазов (праздничные богослужения. – прим. ред.). Вместо чалмы допустима тюбетейка», - объяснила «Миллиард.Татар» пресс-секретарь духовного управления Резеда Закирова.
Кроме того, такой регламент распространяется на официальные мероприятия: пленумы ДУМ РТ, заседания президиума муфтията, собрания совета казыев, совета аксакалов и т.п.
При этом в пресс-службе муфтията подчеркивают, что цвет одежды, ее фасон, тип ткани и отделка не регулируются. Каждый волен выбирать на свой вкус и кошелек.
Существуют некоторые требования и к прихожанам мечетей: опрятная одежда, тюбетейка и… носки. В период пандемии также необходимо приносить с собой маску и молитвенный коврик.
Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин тоже следует этим установкам. Причем в холодное время года он надевает темно-зеленый чапан, в теплое – белый. И обязательный атрибут – чалма на голове. На полуофициальные мероприятия он может позволить себе длинный френч (от темно-серого до светлых тонов) или темную жилетку поверх белой рубашки. Разумеется, во время занятий спортом (например, борьбой джиу-джитсу или футболом) Камиль хазрат надевает уже кимоно или спортивную одежду.
Черный чапан с золотым воротом Гайнутдина
Более строгий подход в Духовном управлении мусульман РФ, возглавляемом Равилем Гайнутдином. Муллы здесь надевают пиджак с удлиненным подолом и стоячим воротником. Поверх костюма они накидывают черный чапан с желтым бортом и желтой полоской, идущей от плеча по внешней стороне рукава. Завершает композицию белая чалма на голове.
По данным «МТ», такие костюмы в духовном управлении хазратам раздают централизованно. Каждые пять лет их меняют на новые.
Однако для членов совета улемов (улем – ученый, – прим. ред.) ДУМ РФ существует некоторое исключение. Самые грамотные имамы из структуры Гайнутдина, дабы отличиться от своих собратьев, надевают длинные темно-синие френчи со стоячим воротником.
К слову, такого тренда придерживается и сам Равиль Гайнутдин. Причем в тон вороту он надевает галстук золотисто-желтого цвета. Хотя иногда носит и белые чапаны. На светских мероприятиях муфтий, как и его первый заместитель Дамир Мухетдинов, может позволить себе костюм-тройку и даже не надевать на голову тюбетейку.
Что касается требований к прихожанам, то в 2019 году в нижегородской мечети (относится к ДУМ РФ) произошел скандал. Руководство храма вдруг решило впускать на джума-намазы (пятничные молитвы) верующих только в белых рубашках. Не соответствующих этому критерию работники «дома Аллаха» разворачивали и отправляли домой. Нижегородские верующие не оценили нововведения местного духовенства и подняли шум в интернете.
Зеленая «униформа» таджуддиновских мулл
В Центральном духовном управлении мусульман России существует свой регламент. Имамы, подчиненные верховному муфтию Талгату Таджуддину, носят зеленые чапаны. Спереди на них вышиты красные тюльпаны. Отметим, тюльпан в татарской культуре имеет религиозное значение, это своеобразный символ Бога. Кроме того, этот цветок символизирует стремление к великим достижениям.
Некоторое исключение в ЦДУМ России делается для тех священнослужителей, кто достиг статуса муфтия. Последние могут не надевать зеленую «униформу»: вместо нее они накидывают белые, а иногда и черные чапаны.
Талгат Таджуддин, пожалуй, больше всех привлекает внимание уже одним своим внешним видом. В его гардеробе найдутся десятки разнообразных нарядов различных фасонов и цветов. От других религиозных деятелей его отличают замысловатые тюрбаны, обувь с заостренными концами, пестрые кушаки, шарфики, изогнутый кинжал на поясе, посох («антенна для связи с Богом»). Притчей во языцех стали его чапаны с шестиконечной звездой, напоминающей символ царя Давида, где в одном из треугольников гексаграммы написано «Булгар» по-арабски.
Свои одеяния верховный муфтий моделирует сам. Если где-то вдруг решат провести смотр-конкурс на самый яркий наряд среди имамов, Таджуддин, пожалуй, будет вне конкуренции.
Дресс-код шакирда
Безусловно, для студентов и преподавателей исламских учебных заведений разработаны свои дресс-коды. Где-то они посвободнее: например, в казанском Российском исламском институте (учредитель – ДУМ РТ) или в уфимском Исламском колледже им. М. Султановой (ДУМ Республики Башкортостан) от парней-шакирдов требуют лишь опрятного делового внешнего вида, а от девушек – соответствия одежды нормам хиджаба (покрытие всего тела, включая голову, кроме лица и кистей рук).
В уфимском Российском исламском университете ЦДУМ России для студентов-очников в свое время шили костюмы-тройки со стоячими воротниками френча и белой сорочки. К ним прилагалась черная тюбетейка. Причем цвет пиджака отличался от курса к курсу.
В Болгарской исламской академии (учредители – ДУМ РТ, ЦДУМ России и ДУМ РФ) – alma mater будущих исламских богословов – взяли на вооружение опыт английских элитных школ и университетов. В начале каждого учебного сезона здесь с «новобранцев» снимают мерки и через пару недель им выдают новые комплекты одежды. На сегодняшний день в комплект шакирда (магистранты и докторанты) и профессора-преподавателя входят приталенный пиджак с нашитым на груди логотипом академии, белая рубашка и тюбетейка. В первые годы работы БИА здесь выдавались костюмы-тройки и тюбетейки. Причем для учащихся, как правило, использовался фасон дореволюционного кроя, характерный для шакирдов татарских медресе. Теперь же одежда становится одинаковой для всех.