В России могут запретить суррогатное материнство

В России могут запретить суррогатное материнство

27 марта, в Госдуму внесут на рассмотрение законопроект, запрещающий женщинам вынашивать чужих детей. Об этом сообщают «Известия»

Инициатором запрета суррогатного материнства выступил сенатор Антон Беляков. По его мнению, Россия стала центром «репродуктивного туризма». Сенатор уверен, что относительная дешевизна и отсутствие законодательных ограничений привлекает иностранные пары. Однако отношения участников этого бизнеса почти не регулируются государством. В результате остаются без должной юридической защиты и суррогатные матери, и генетические родители, а также дети, рождённые таким способом.

— Для передачи ребёнка от суррогатной мамы к родителям-«заказчикам» не требуется даже процедура усыновления. При этом в соответствии с Семейным кодексом РФ (ч. 4 ст. 51) биологические родители могут забрать новорождённого из роддома только после того, как суррогатная мама даст на это согласие. Это часто приводит к тому, что суррогатные матери начинают шантажировать биологических родителей, — аргументирует свою позицию Беляков.

Его инициативу уже поддержала Русская православная церковь, но против запрета выступают юристы и медики. По данным специалистов, специализирующихся на бесплодии, растёт число людей, которые не могут иметь детей по состоянию здоровья, а отказ от суррогатного материнства только усугубит это социальное бедствие. А юристы отмечают, что законодательная база суррогатного материнства очень противоречива.

Автор: Виктория Бойцова

Источник

Хукм суррогатного материнства

Во Имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – на том.

Начиная с древних времен, люди боролись с бесплодием, прибегая к всевозможным средствам и методам лечения. Бесплодие пары констатируют, если у женщины не наступает жизнеспособная беременность в течение года регулярной половой жизни, разумеется, учитывая, что речь не идёт об использовании контрацептивов.

Ислам учит тому, что функция создания жизни остается исключительно за Всевышним. Неважно, какие методы человек использует, – если Аллах не пожелает даровать ему детей, он останется бездетным. Поэтому первое, что следует делать при бесплодии, – это обращаться ко Всевышнему с дуа.

Можно усыновить ребенка, но делать это нужно, соблюдая все правила, которые диктует Ислам, то есть ребенок должен относиться к роду своего отца – запрещается приписывать ему родителей, которые его родителями не являются. Если причина отсутствия детей у пары кроется в женщине, то муж может взять еще одну жену, опять же при этом должны быть соблюдены все правила.

Альтернатива этому – медицинское вмешательство. При этом следует помнить, что средства сами по себе не имеют силы, – только Всевышний, по Своей Милости, дарует потомство.

Медицина сильно продвинулась в решении проблемы бесплодия, предлагая разные методы. Например, искусственное интракорпоральное оплодотворение, когда семя мужа (AIH – международное название), или семя донора (AID), или сперма мужа, смешанная со спермой донора (AIM), искусственно вводится в матку жены.

Другой метод – оплодотворение яйцеклетки жены в пробирке семенем мужа или донора, а затем помещение оплодотворенной яйцеклетки в матку женщины. Этот метод получил название экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО).

Также существует метод суррогатного материнства. Он подразумевает привлечение другой женщины для вынашивания оплодотворенной яйцеклетки семейной пары. Женщина-волонтер дает согласие на помещение оплодотворенной яйцеклетки в свою утробу и вынашивает ребенка в течение полного срока, затем отдаёт его. Прибегают к этому методу в случаях, если женщина не может выносить ребенка или просто не хочет утруждать себя.

Исламский подход к дозволенности этих методов выражается в одном принципе: все они являются дозволенными лишь в том случае, когда дело касается лишь мужа и жены. Абсолютно не дозволено использовать третью сторону.

Причина запрета в том, что в Исламе запрещено прелюбодеяние (зина) и всё, что к нему приводит. Ислам провозглашает большую важность сохранения генеалогии (хифз ан-насль). Хифз ан-насль, сохранение родства, – один из пяти универсальных принципов и задач Шариата. Таким образом, присутствие третьей стороны в семейной формуле запутывает генеалогию, поэтому не дозволено использовать семя, яйцеклетку или утробу другой женщины для вынашивания ребенка. Происхождение ребенка должно быть точно установлено, сохранено и защищено.

Многие современные алимы считают, что введение женщине любой спермы, кроме спермы мужа, аналогично зина, а стало быть, относится к большим грехам. У зина и донорского оплодотворения также схожие последствия: отец ребенка – чужой мужчина (не муж). Это ещё большее преступление, чем усыновление (при котором ребенку устанавливаются другие родители), и это харам.

Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Которые оберегают себя от незаконных связей с женщинами, ограничиваясь своими жёнами (и рабынями1). За это они не будут порицаемы. Те же, кто выходит за пределы этого, – нечестивцы» 2.

Рувайфи ибн Сабит аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, передаёт, как Посланник Аллаха сказал в день Хунайна: «Запретно мужчине, который верит в Аллаха и Судный день, поливать растение другого» 3. Значение выражения «поливать растение другого» – это проливать свое семя в чужую жену.

Таким образом, все формы медицинского подхода к бесплодию, вовлекающие третью сторону, – абсолютно не дозволены, и AID, AIM и суррогатное материнство в их числе.

Помимо вопроса о дозволенности, встаёт вопрос о родстве: к кому относится ребёнок. Ученые упоминают, что если, несмотря на запретность выше указанных методов, люди всё же воспользовались ими, то отцом всегда будет считаться муж матери этого ребёнка.

Есть известный хадис, который приводит имам Муслим и другие, в котором Пророк сказал: «Отцом ребенка считается муж, а прелюбодей забрасывается камнями». Значение этого хадиса таково: право отцовства всегда остается за человеком, женатым на матери ребёнка.

Таким образом, в случае, когда сперма мужа смешивается со спермой донора и вводится жене, отцом ребенка считается её муж в любом случае. Если же муж отрицает отцовство, то ребёнок приписывается матери.

Если незамужняя женщина прибегает к искусственному оплодотворению семенем чужого мужчины, ребёнок относится только к ней. Мужчина, чьё семя было использовано, не имеет отношения к ребенку.

В случаях с суррогатным материнством еще больше путаницы: возникает вопрос – кого считать настоящей матерью ребенка. Ту, которой принадлежит яйцеклетка, или ту, которая выносила и родила его?

Большинство современных алимов утверждают, исходя из аята (смысл): «Их матери – только те женщины, которые их родили» 4.

– что матерью ребенка является женщина, выносившая и родившая его. Таким образом, матерью ребенка будет считаться «суррогатная мать», которая носила ребенка в течение всего срока, а та, которая воспользовалась ее услугами, не имеет к нему отношения. И в этом случае, в свете вышеупомянутого хадиса, отцом ребёнка будет считаться ЕЁ (суррогатной матери) муж. Если он откажется, то ребенок относится только к суррогатной матери.

Также следует отметить, что для женщины также является запретным (харам) использовать замороженную сперму бывшего мужа после его смерти или развода, потому что брак завершён и он считается чужим мужчиной.

Искусственное оплодотворение между мужем и женой

Что касается искусственного оплодотворения между законными (по канонам Шариата) мужем и женой, большинство современных алимов придерживается мнения, что это дозволено. Дозволено и интракорпоральное, и экстракорпоральное оплодотворение (в пробирке).

Некоторые учёные поднимают разные вопросы, препятствующие тому, чтобы считать это дозволенным даже между мужем и женой. Они говорят, что есть две проблемы, мешающие этому «зачатию» произойти по-исламски.

Во-первых, семя мужа можно получить только с помощью мастурбации, которая является запретной, кроме самых крайних случаев. Таким образом, чтобы решить проблему бесплодия методом искусственного оплодотворения, уже придётся прибегнуть к чему-то запретному. Эти учёные утверждают, что отсутствие детей – не такая экстремальная медицинская проблема, при которой харамное средство может стать халяльным.

Во-вторых, и мужу и жене придется открыть свой аурат, чтобы получить лечение, а это опять же не является дозволенным в данном случае. Говоря иными словами, этот случай (просто желание иметь детей) не относится к ситуациям нужды и необходимости, при которых Шариат дозволяет открыть аурат.

Ответ на оба вопроса один: желание иметь ребенка – очень серьезное желание, бесплодие может привести к депрессии и эмоциональной травме и даже неверности, измене. Таким образом, этот случай (бесплодие) можно отнести к ситуациям нужды (зарура), при которых правила ослабляются: в частности, мастурбация для получения семени и открытие аурата другим становится разрешённым.

Это аналогично тому, когда взрослый мужчина принимает Ислам и делает обрезание. Ведь обрезание – это Сунна, но, тем не менее, (согласно большинству учёных) взрослому мужчине, принявшему Ислам, разрешается в этом случае открыть аурат.

Помимо этого, в случае с мастурбацией, когда семя растрачивается зря, здесь речь идет об обратном. Здесь мастурбация – средство для получения семени, чтобы забеременела жена. Кроме того, это может сделать жена (так как мастурбация между супругами дозволена).

Также следует иметь в виду, что некоторые учёные также относят к условиям дозволенности искусственного оплодотворения между супругами то, чтобы все операции проводились специалистами соответствующего пола: с мужчиной должен работать мужчина, а с женщиной – женщина (то есть брать яйцеклетку или помещать оплодотворенную яйцеклетку женщине должна врач-женщина, а осматривать мужчину и проводить все необходимые операции над мужчиной должен мужчина).

В заключение, подытожив, назовем три условия дозволенности медицинских методов для решения проблемы бесплодия:

1. Никакой третьей стороны.

2. Муж и жена должны обслуживаться специалистами своего пола.

3. Должна быть исключена вероятность попадания чужого семени жене при оплодотворении.

Международная Академия Исламского Права в Джидде (Маджма' аль-Фикх аль-Ислами), включающая крупнейших алимов со всего мира, обратилась к этой проблеме в 1986-м году. После тщательного исследования было объявлено о следующем решении. Оно вошло в сборник резолюций Академии.

Резолюция № 16(4-3) (перевод с арабского)

О детях из пробирки

Совету Академии Исламского Права на третьей сессии, проходившей в Аммане (Королевство Иордании) с 8 по 13 число месяца Сафар 1407-го года по хиджре (11-16 октября 1986-го г.), после изучения темы «Искусственное оплодотворение», консультаций со специалистами и тщательного исследования, стало ясно, что есть семь известных и используемых на сегодня методов искусственного оплодотворения.

Совет установил, что первые (перечисленные ниже) пять методов абсолютно не дозволены с точки зрения Ислама либо по своей сути, либо в связи с последствиями, при которых путается родство, происходит потеря материнства и другие вещи, запрещённые Шариатом.

1. Оплодотворение спермой мужа яйцеклетки чужой женщины, а затем введение этой яйцеклетки его жене.

2. Оплодотворение спермой чужого мужчины яйцеклетки жены и введение этой яйцеклетки жене.

3. Оплодотворение спермой мужа ин-витро яйцеклетки жены, а затем введение этой яйцеклетки женщине-волонтёру (суррогатное материнство).

4. Оплодотворение ин-витро спермой мужчины яйцеклетки чужой женщины, а затем введение её жене другого мужчины.

5. Оплодотворение ин-витро между супругами и введение оплодотворённой яйцеклетки другой жене этого мужа.

Остальные два метода разрешены в случае необходимости и при условии соблюдения всех мер.

6. Яйцеклетка жены оплодотворяется ин-витро семенем мужа и вводится жене.

7. Искусственное введение семени мужа жене 5.

А Аллах знает лучше.

1.Раньше люди имели рабов и рабынь, и мужчина мог избрать себе жену из рабынь. При Исламе рабами могли быть только враги, захваченные в плен, при условии, что враг перед этим захватил в плен мусульман, иначе мусульмане не делали врагов рабами.

2.Сура «Аль-Му’минун», 5-7.

3.Сборники хадисов Абу Дауда, 2151 и Тирмизи.

4.Сура «Аль-Муджадаля», 2.

5.Карарат ва тавсийят Маджма' аль-Фикх аль-Ислами, сс. 34-35.

Автор: Муфтий Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари

darulfikr