В почете невежество и подхалимство, а не знания и правдивость...

В почете невежество и подхалимство, а не знания и правдивость...

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем…

В этом мире, который полон соблазнов и искушений, где все вокруг обольщает и отвлекает от будущей жизни, где люди в большинстве своем помышляют о богатстве и развлечениях, а не о высоких идеалах и смысле жизни, где в почете невежество и подхалимство, а не знания и правдивость, где подлинные добродетели преданы забвению, положение правоверного удивительно и странно для многих. Как здесь не вспомнить слова нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Ислам был чуждым, когда появился, и придет время, когда он снова станет чуждым, как и в начале, и туба ожидает тех, кто будет чуждым» (Муслим).

Туба — это название огромного дерева в раю. Комментаторы разошлись относительно значения этого слова в данном хадисе. Одни считали, что оно означает ‘радость’, ‘блаженство’, другие — ‘рай’ или название определенного дерева в раю. Так или иначе, но эта особая награда после смерти ожидает тех, кто кажется странным и чуждым для большинства людей.

Что значит быть чуждым? Почему ислам был чуждым в первые годы его распространения? И почему он снова станет чуждым для людей? Хорошо известно, что в первые годы пророчества лишь немногие уверовали в Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Большинство его последователей были бедняками или невольниками. Богатые и знатные мекканцы не слушали его проповедей, потому что понимали, что Коран требует от них не только отказаться от поклонения каменным истуканам, но и подчинить свои желания воле Всевышнего. Так было и с богатыми людьми из народа Мадйана, которые сказали своему пророку: «О Шу‘айб! Неужели твоя молитва велит нам отречься от того, чему поклонялись наши отцы, или распоряжаться нашим имуществом не так, как мы того хотим?» (сура 11 «Худ», аят 87). Это очень важный момент! Они хотели распоряжаться своим богатством так, как им вздумается, не ограничивая себя какими-либо рамками или дополнительными обязательствами.

Их устраивали существовавшие порядки, установленные ими самими или же их отцами. Они не желали отказываться от разорительных набегов на соседние племена, служивших источником легкой наживы. Им нравились шумные вечеринки, на которых они распивали вино в окружении обнаженных рабынь — певиц и танцовщиц. Им было по душе бесправие женщин, позволявшее им выдавать свою распущенность за великодушие и благородство. Их устраивали ростовщичество, мешавшее беднякам выбиться из долговой кабалы, и невежество, не позволявшее простолюдинам задуматься над происходившим вокруг.

Естественно, им казалось странным желание мусульман вести целомудренный и праведный образ жизни, отказываясь от привилегий, которые окружающие уже признали их «законными правами». Они не понимали, почему нужно делиться имуществом с бедняками и прощать должников, если на этом можно легко нагреть руки. Почему нужно дарить свободу рабам и предоставлять права женщинам, если это мешает чувствовать себя сильным и благородным? И почему нужно отказываться от услуг гадалок и предсказателей, если люди хотят верить им и добровольно делают им дорогие приношения?

Мусульмане не стремились к роскоши, в которой купались богачи, а если имели лишний дирхем, то делились им со своими братьями. Они помогали сиротам и вдовам, поддерживали слабых и бедняков. Они сторонились распутства, хорошо относились к женам и были снисходительны к детям. Они избегали высокомерия и ценили правдивость и верность. А когда язычники поступали с ними несправедливо, они проявляли терпение и старались смягчить их сердца по отношению к истине. Их система ценностей была непонятна и чужда людям, для которых главными добродетелями были сила и богатство. Но они сумели выжить и победить. Благодаря терпению и покорности. Благодаря мудрому руководству от Аллаха, которому они неуклонно следовали.

В наши дни ислам снова стал чуждым для большинства людей. Золотой век ислама миновал так давно, что рассказы о нем кажутся легендами, благочестивыми, но не правдоподобными. Многим нашим современникам гораздо легче поверить в сказки Шахерезады, чем в то, что ислам способен изменить нашу жизнь к лучшему. Не потому что ислам изменился, но потому что изменились мусульмане. Едва ли не четверть населения Земли относит себя к последователям Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и свидетельствует, что нет божества, кроме Аллаха. Но в большинстве своем эти люди не соблюдают предписания религии и не понимают ее предназначения. Они читают Коран, но не размышляют над его смыслом. Они совершают молитвы, но эти молитвы не очищают их сердца и не отдаляют их от предосудительного. Они постятся, но от поста им остаются только чувства голода и жажды. Они говорят “ля иляха илля-Ллах”, но верят предсказателям и взывают с мольбами к усопшим. Они говорят “Мухаммадун расулюЛлах”, но надменно отвергают забытую сунну пророка, мир ему и благословение Аллаха. Они называют себя мусульманами, но занимаются ростовщичеством, обвешивают покупателей и берут взятки. А тех, кто изучает заповеди Всевышнего, они считают отсталыми и обвиняют во всех бедах, поразивших мусульманские народы.

В таком обществе верующие кажутся чуждыми и сами испытывают отчуждение. С этим сталкиваются взрослые мусульмане, когда их сердца озаряются светом Аллаха, а их жены, родственники и друзья не понимают, почему они перестали пить алкогольные напитки и брать взятки, а вместо этого решили читать книги и посещать мечети. Отчуждение испытывают взрослые мусульманки, когда сталкиваются с непониманием со стороны родных и близких. Муж начинает сердиться на жену из-за того, что она не соглашается надеть платье с роскошным декольте на корпоративную вечеринку. Мол, что скажут мой шеф и мои друзья, когда увидят тебя в платке? А если они захотят потанцевать с тобой или обнять тебя, неужели ты откажешься? Отверженными чувствуют себя и подростки, начавшие молиться и изучать религию, когда их родители и родственники гневно проклинают тех, кто привел их на этот путь. Оказывается, им было бы легче, если бы их дети ходили по злосчастным местам и принимали наркотики. Ведь теперь они не смогут брать взятки и собрать деньги на дорогой автомобиль и шикарную виллу.

Стать чужим в собственном доме, в родной семье — это тяжелое испытание. Но пройти через него приходиться очень многим. Хорошо, если рядом есть мудрый и знающий наставник, который помогает разобраться в себе и в проблемах с родными. И тогда человек понимает, что отчуждение в этом мире обернется для него великой наградой после смерти, если он проявит терпение и станет хорошим мусульманином. Он узнает, что именно о таких людях говорится в Священном Коране: «Воистину, к тем, которые сказали: “Наш Господь — Аллах”, — а потом были стойки, нисходят ангелы: “Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь раю, который был обещан вам. Мы — ваши помощники (или хранители) в мирской жизни и в последней жизни. Вам там уготовано все, чего пожелают ваши души! Вам там уготовано все, о чем вы попросите!”» (сура 41 «Разъяснены», аяты 30-31).

Но если рядом нет мудрого наставника, то преодолеть период отчуждения трудно. Одни не выдерживают давления со стороны окружающих и возвращаются к прежней жизни. А другие проявляют упорство, но враждебность людей подталкивает их в другую крайность. Они пытаются самоутвердиться через неприятие окружающей действительности и агрессивное отношение к тем, кто отличается от них. Их убежденность подпитывается не ясными доводами и знаниями, а тем, что люди не соглашаются с ними. И чем больше окружающие говорят о них, тем сильнее они убеждаются в своей правоте.

Эти непримиримые спорщики тоже кажутся странными и чуждыми. Но райские сады и блаженство, упомянутые в хадисе, обещаны не им. Они лишь облачились в одеяния ислама, но вера не проникла в их сердца. Они ходят по краю огненной пропасти, и стоит им ускорить шаг или сделать резкое движение, как они свалятся туда. А некоторые из них устают от безрезультатной борьбы и бесследно покидают ислам, как только перед ними раскрываются двери к безбедному существованию.

Но если мусульманин приобрел ясные знания и вкусил сладость веры, то возвращение к прежней жизни для него становится столь же ненавистным, как и попадание в огонь. Он усердно поклоняется Всевышнему по ночам и добросовестно работает днем, чтобы стать сильнее и иметь возможность помогать другим. Он не тратит имущество, за которое будет спрошен после смерти, на грехи и бесполезные развлечения, но расходует его с умом и только на благие дела. Он отказывается от работы и выгодной сделки, если этот заработок является греховным или сомнительным. Он выбирает себе спутницу жизни не для того, чтобы породниться с влиятельным кланом, но для того, чтобы создать праведную семью и заслужить довольство Аллаха. Он растит и воспитывает детей, обучая их, наряду с мирскими знаниями, благонравию, Корану и мудрости. Он не навязывает окружающим свои убеждения, но и не упускает возможности дать людям добрый и красивый совет. А если обстоятельства не позволяют ему удержать их от несправедливости, то его сердце сжимается и он молит Всевышнего не карать его и его народ.

Его поступки и его образ жизни кажутся странными, но в глубине души люди понимают, что он избрал нелегкий, но правильный путь. Почти все вокруг ждут, что он вот-вот споткнется и станет одним из них, но среди этих зрителей есть такие, которые болеют за него и хотят брать пример с него. Он действительно чужд этому обществу, но не потому, что он проявил слабость и встал на путь иждивенчества, но потому, что им не хватает смелости и благородства прожить свою жизнь так, как он.

О Аллах, помоги нам исповедовать Твою религию правильно и искренне! Сделай нас чуждыми для тех, кто ослушается Тебя и навлекает на себя гнев Твой! Помоги нам сохранить праведность и распространять добро там, где иные сеют зло и нечестие! Защити нас от искушений и не делай нас самих искушением для людей несправедливых!