В память о хазрате Зулькарнае Тилове и Валиахмаде Садуре

В память о хазрате Зулькарнае Тилове и Валиахмаде Садуре

Муфтий Ставропольского края Мухаммад Рахимов навестил в селе Былым Кабардино - Балкарии семью покойного имама Зулькарная Тилова и совершил за него дуа перед Всевышним Аллахом.

Именем имама Зулькарная Тилова названа недавно открытая мечеть в поселке Терскол Эльбрусского района, где присутствовал на торжественной церемонии открытия и Мухаммад Хаджи. 

Муфтия Рахимова связывали с Зулькарнаем Тиловым годы совместной учебы в Бухарском медресе и многолетняя дружба. 

Имам Тилов был глубоко духовным человеком, и у него много последователей его духовной деятельности как на Северном Кавказе, так и в Казахстане, где долгие годы жил Зулькарнай Муратович.

Муфтий Ставропольского края Мухаммад Хаджи Рахимов принял участие в торжественном открытии новой мечети в поселке Терскол Эльбрусского района Кабардино-Балкарии.

В торжественной церемонии открытия новой мечети приняли также участие: Председатель Координационного Совета мусульман Северного Кавказа, Муфтий КЧР Исмаил Хаджи Бердиев, представители республиканских муфтиятов Северного Кавказа, а также руководители и сотрудники районной администрации Эльбрусского района, поселковых Советов пос. Эльбрус и Терскол, религиозные деятели Кабардино-Балкарии, имамы близлежащих мечетей, общественные и местные жители.ImamTerskol

Имам новой мечети Абдул-Керим хаджи Ольмезов хорошо знаком жителям всего Приэльбрусья и пользуется большим уважением.

Он получил религиозное образование в Исламском институте в Нальчике, стажировался заграницей. В Терсколе он ведет курсы ислама для детей, которые регулярно посещают около 40 детей из поселков Эльбрус и Терскол. Абдул-Керим – из старинного балкарского рода, все Ольмезовы известны и как глубоко верующие люди, и как выдающиеся покорители горных вершин. Сам Абдул-Керим совершал восхождения на Эльбрус, а его брату Абдул-Халиму дважды покорялся Эверест.

Мечеть в Терсколе назвали именем имама Зулькарная Тилова, о котором незадолго до его кончины мы рассказывали на нашем сайте в интервью с ним «Кремлевский азан имама Тилова».

Муфтий Рахимов совершил намаз в новой мечети вместе с другими прихожанами, среди которых было много молодых людей, подростков и детей.

Выступая на торжественной церемонии открытия, Мухаммад Хаджи Рахимов сказал: - Мы, к большому сожалению, забываем, для чего Всевышний Аллах создал нас. Он создал нас для поклонения Ему. Посещение храма и молитвы дают нам возможность осознать нашу причастность к Великому Аллаху, помогают нашему нравственному и духовному возрождению, к осознанию нашего предназначения в этом мире, которое даровал нам Всевышний Аллах, и это предназначение – служение Всевышнему. Здесь присутствует много молодежи, много подростков я видел и на намазе в мечети. Это переполняет мое сердце радостью. Когда молодежь приходит в храм, это значит, мы преодолеваем времена воинствующего атеизма, которые нам пришлось пережить. 

Муфтий Исмаил Хаджи Бердиев, выступая перед собравшимися отметил: - Всевышний даровал нам великую Милость тем, что дал нам возможность родиться в этом мире и стать мусульманами. Я желаю вам, чтобы ваш каждый шаг к этому храму приближал вас к Всевышнему, чтобы вы укреплялись в имане и несли с собой сунну Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует). Человек, живущий с крепкой верой во Всевышнего, никогда не станет легкой добычей шайтана. Шайтан отступает перед крепкой верой в Аллаха.

Иса Мусаев

Кремлевский азан имама Тилова

БезымянныйЖивёт в горном селе Былым, что в Кабардино-Балкарии, удивительный человек Зулкарнай Муратович Тилов, в жизни которого есть немало интересных страниц. Многие ли могут похвастать тем, что совершали намаз в Кремле? А вот Зулкарнай Муратович не только дважды совершил намаз в Кремле, так еще и делал это под азан своего единоверца.

Вот такую историю своим тихим голосом поведал нам в Былыме Зулкарнай Тилов. Поскольку речь его была нетороплива, корреспонденту удалось почти слово в слово записать его рассказ в журналистском блокноте, который бывает порой понадёжней диктофона – батарейки не сядут, микрофон не откажет. Поэтому приводим рассказ Зулкарная Муратовича практически без изменений, даже с сохранением некоторых просторечных разговорных форм.

- Значит, дело было так, - начал свой рассказ Зулкарнай Тилов, - в советские времена на всю Среднюю Азию и Казахстан, где я тогда жил было одно единственное Духовное управление мусульман Средней Азии и Кзахстана, которое включало в себя и Узбекистан, и Таджикистан, и Киргизию, и Казахстан.

Шёл 1989 год – перестройка, гласность и тому подобное. В декабре собрались мусульмане Казахстана в Алма-Ате на свой съезд, чтобы избрать своего казахстанского муфтия и отделиться от Духовного управления мусульман Средней Азии, которое находилось тогда в Ташкенте.

Надо сказать, Михаил Горбачёв был тогда генеральным секретарём ЦК КПСС, а Нурсултан Назарбаев - 1-м секретарём ЦК компартии Казахстана. Стали мы советоваться между собой, как нам лучше оформить наше отделение. А тогда без решений ЦК ничего нельзя было добиться. Обратились мы за советом в ЦК компартии Казахстана, где нам порекомендовали, как надо действовать, чтобы всё было по закону. А по закону – надо было ехать в Москву к самому Горбачёву, потому что вопрос о нашем отделении мог решить только он. Следуя полученным рекомендациям, мы на съезде избрали по одному человеку от каждой национальной общины, чтобы отправить их делегатами в Москву. Собрали мы три тысячи подписей в поддержку нашей просьбы. Как раз целый чемодан получился. Я тогда работал раис-имамом в Джамбульской области, там тоже собирал подписи в мечети.

Главой нашей делегации в Москву избрали Мухаммада Хаджи Асланбекова – красивый такой высокий чеченец. Он тогда был заместителем кадия в Казахстане. Ещё в делегации был один турок, у которого был чудесный голос, и он очень красиво исполнял азан. Всего же в делегации было семь человек.

Прилетели мы в Москву и прямо из аэропорта поехали в Кремль. Там каким-то образом нам удалось пройти к кабинету Горбачёва. Горбачёва в Кремле. Нам говорят: Горбачёв вас принять не сможет, приезжайте месяца через два. В декабре дни короткие, настало время обеденного намаза. Стали мы советоваться: как будем совершать намаз, с азаном или без? Мудрый Асланбеков сказал: не будем ничего скрывать, будем совершать намаз с азаном.

Понятно, что за нами со всех сторон КГБешники следили. Я подошёл к одному из них, видно было, что он у них там главный был. Спрашиваю его: что нам делать, мы мусульмане из Казахстана, нам полагается пятикратный намаз совершать, Аллах нас так обязал. А он мне говорит: это, мол, Кремль, здесь не полагается. На что я ему возразил: Кремль не выше Бога. Не знаю, то ли мой аргумент на него подействовал, то ли Всевышний мне помог. Ладно, говорит, делайте свой намаз.

Асланбеков говорит турку Кариму: давай, начинай азан. А я уже сказал, что он очень красиво азан исполнял. Из кремлёвских кабинетов люди повыскакивали, чтобы азан послушать. Кто-то даже похвалил: очень красиво, говорит. И вот стоим мы – красавец Асланбеков впереди имамом, а мы шестеро за ним совершаем намаз.

Как я уже сказал, день очень короткий был, и нам уже через час снова надо было намаз совершать. Опять в таком же порядке: Карим исполняет азан, потом Асланбеков встаёт имамом, а мы шестеро за ним. После этого намаза подходят к нам два симпатичных высоких парня из приёмной Горбачёва и вежливо так говорят: «Михаил Сергеевич сейчас сможет вас принять, но не более чем на 18 минут. Больше времени у него нет. Заходим мы в кабинет Горбачёва, он встаёт из-за стола и приветствует нас словами «Ассалам Алейкум!». Сам не садился, пока мы все не расселись по обе стороны большого стола.

Асланбеков всё ему рассказал, он выслушал и говорит, - «Я всё это знал еще до того, как вы в самолёт сели». Спросил нас, где мы остановились. Мы ему и сказали, что нигде, потому что сразу из аэропорта в Кремль приехали. Он вызвал кого-то из своих помощников и распорядился отвезти нас в гостиницу «Россия». Три дня, говорит, будете жить бесплатно, и транспорт вам будет обеспечен, а через три дня мы ответим на вашу просьбу. И адрес нам дал, где можно было узнать, принята наша просьба или нет.

Через три дня мы узнали, что наше прошение было принято, и нам было разрешено выйти из Духовного управления мусульман Средней Азии и создать отдельное духовное управление в Казахстане. Мы сразу позвонили Назарбаеву в Алма-Ату, рассказали о том, что нас принял Горбачёв, и наше прошение принято. На что Назарбаев нам сказал: «Аллах вам помог!»

В эту же ночь мы прилетели обратно в Алма-Ату. В аэропорту нас встречали высокопоставленные чиновники из Совета министров Казахстана, и одни из них сказал, - «Ваша поездка в Москву открыла новую страницу в истории Казахстана!»

В марте 1990 года состоялся первый съезд мусульман Казахстана, меня в числе 11 человек избрали в руководящие органы Духовного управления и назначили кадием по Джамбульской области.

А в 1992 году, когда Казахстан окончательно отделился от России, родственники уговорили меня приехать на Кавказ. Я приехал, купил в Былыме дом, в котором мы с вами сейчас находимся. Стал первым имамом и членом Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарской Республики. Издавал газету «Ислам и общество». Но это уже другая история, - завершил Зулкарнай Муратович Тилов, дважды совершивший в Кремле намаз, начинавшийся азаном.

dumsk

Равшан Темуров о Зулькарнае хазрате и Валиахмаде Садуре

Моё первое знакомство с хазратом Зулькарнаем произошло в Москве на семинаре, в начале 2000 гг.

Но самое незабываемые период знакомства 2005 год, открытие в Казане мечети Кул Шариф. На это знаменательное мероприятие были приглашены много гостей со всего мира. 

Наша делегация мусульман ассоциации "Собрание" включала уважаемых и известных деятелей Российского Исламского сообщества. Хотелось бы остановиться только на двоих, ныне ушедших из жизни Хазратов.

Несколько лет назад Аллах Та'аля забрал к себе учёного Валиахмада Садура. 

Валиахмет Гареевич Садур (1939-2006) до сих пор неизвестен широкой читательской аудитории, интересующейся исламоведением, этнографией, социологией и историей мусульманских народов России. Тем не менее его вклад во все вышеперечисленные отрасли науки трудно переоценить.

Будучи татарином по рождению и мусульманином по вероисповеданию, он окончил Институт восточных языков (ныне Институт стран Азии и Африки при МГУ) и посвятил всю свою жизнь изучению жизни и истории мусульманских народов. К сожалению, ученый не успел подготовить свой архив к публикации, и после его смерти все его научное наследие оказалось сосредоточенным в черновых записях, многие из которых даже не датированы. Работа по сбору, классификации, обработке, редактированию и восстановлению его научного наследия продолжалась около трех лет. Представленные в данном сборнике материалы – это то, что удалось подготовить к печати совместными усилиями многих людей и при поддержке Ассоциации общественных объединений “Собрание”.

Будучи дипломированным специалистом-востоковедом Садур обладал своей точкой зрения на те процессы, которые переживали мусульмане не только на территории бывшего СССР. Он умел мыслить континентальными масштабами в рамках широких временных категорий. Многие работы, написанные им в конце 80-х годов прошлого века, выглядят сегодня удивительно актуальными. Они содержат в себе не просто мнение мусульманина по тем или иным вопросам, но одновременно являются полноценными научными работами, которые наконец стали доступны читателю.

Зулькарнай Тилов рассказал о своей жизни в Буинске (Татарстан)

Уважаемый Зулькарнай хазрат много рассказывал о становлении Ислама в СССР. Одна из его историй которая была рассказана выше об азане в Кремле. 

Пусть Всевышний Аллах простит нашим братьям ушедшим в иной мир и даст достойное место в Ахирате.