В Новосибирске проходят мероприятия по поводу 1100-летия принятия Ислама в Волжской Булгарии

В Новосибирске проходят мероприятия по поводу 1100-летия принятия Ислама в Волжской Булгарии

В Новосибирск из Дагестана привезли волос и личные вещи Пророка Мухаммада (мир ему и благословения Аллаха). Реликвии можно будет посмотреть с 5 по 9 февраля.

Уточняется, что реликвии будут представлены в соборной мечети имени Кунта-Хаджи-Кишиева. Следует отметить, что в Новосибирск волос пророка Мухаммада (мир ему и благословения Аллаха) привезли впервые. 10 февраля священные вещи увезут обратно в Дагестан.

Помимо этого, 4 февраля в новосибирском ЦУМе открылась выставка «Мусульманский мир Сибири», на которой будут представлены духовная литература, ювелирные украшения, продукция стандарта «Халяль», восточный базар. В программе — лекции, документальные и художественные фильмы. Проходить выставка будет до 7 февраля.

Отмечается, что выставка посвящена 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией. Организаторами форума выступают мэрия Новосибирска, правительство Новосибирской области и Духовное управление мусульман Новосибирской области.

Егор Сафронов

Источник

Глава ДСМР, муфтий Альбир- хазрат Крганов принял участие в открытие первой в истории города Новосибирск выставки мусульманской культуры. Выставка проходит с 4 по 7 февраля и приурочена к мероприятиям в рамках празднования в этом году 1100- летия принятия ислама Волжской Булгарией.

Открытие экспозиции состоялось в ходе крупного регионального форума «Мусульманский мир Сибири». Организаторами этих мероприятий выступили Духовное управление мусульман Новосибирской области, Духовное управление мусульман Сибири, Духовное собрание мусульман России, а также мэрия города и администрация региона.

Как отметил муфтий ДСМР Альбир- хазрат Крганов, знакомство с реликвиями — не обряд поклонения, а напоминание о жизни пророка и его делах. Он также подчеркнул уважительность во взаимоотношениях представителей разных традиционных религий в Сибири. «Когда идёт такой разлом в современном мире, очень важно, что на сибирской земле есть взаимопонимание, доверие, уважение и желание помочь друг другу», — поделился муфтий.

Профессор Болгарской исламской академии Шейх Исмаиль Хамдан Бульбуль (Соловей) рассказал, что в Сибири он обнаружил «прекрасных людей с глубокой историей, которые уважают друг друга». Он подчеркнул, что выставка ярко показывает взаимную любовь между представителями всех конфессий, проживающих в городе. «Я рад передать вам горячий привет от жителей Палестины», — добавил Шейх Исмаиль Хамдан Бульбуль.

По мнению Романа Силантьева, доктора исторических наук и профессора Московского государственного лингвистического университета, форум «Мусульманский мир Сибири» укрепляет связи между Новосибирской областью и Дагестаном — именно оттуда прибыли священные предметы, выставленные в мечети. «Не каждый день привозят реликвии, чтимые всеми мусульманами. И такая ярмарка далеко не во всех регионах проходит», — добавил Роман Силантьев.

dsmr

В Новосибирске делегация ДСМР во главе с муфтием Альбиром-хазратом Кргановым приняла участие в V международной научно-практической конференции «Интеллектуальный ислам: Современный исламский мир-взгляд из Сибири». Конференция прошла в рамках мероприятий, посвященных празднованию 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией. Организаторами крупного форума вступили ДУМ Новосибирской области, ДУМ Сибири, Духовное собрание мусульман России, Всемирный Конгресс татар. На конференции были обсуждены вопросы использования потенциала религиозных организаций в духовно-нравственном и гражданско- патриотическом воспитании подрастающего поколения, формировании российской гражданской идентичности, роли духовных ценностей традиционных конфессий России в обеспечении этноконфессионального диалога и духовной безопасности страны.

На международный форум прибыли представители и духовные деятели из Республики Кыргызстан, Иордании, Болгарской исламской академии - профессор Исмаил Буль-Буль, бывший муфтий Палестины, который передал слова приветствия участникам от народа Палестины.

В работе конференции приняли также участие представители ДСМР: председатель ДУМ Кемеровской области муфтий Тагир-хазрат Бикчантаев, заместитель главы ДСМР, начальник Управления делами Духовного Управления Мусульман города Москвы и Центрального региона "Московский Муфтият", имам-хатыб Денис-хазрат Мустафин, управляющий делами ДУМ Сибири Фанис-хазрат Шакирзянов, заместитель муфтия ДУМ Сибири Мухаммад Мукошдибиров.

В начале своего выступлении Глава Духовного собрания мусульман России выразил признательность и благодарность оргкомитету, муфтию Новосибирской области Салиму-хазрату Шакирзянову и руководству Новосибирской области за постоянное внимание к проблемам исламских организаций и оказанную помощь при подготовке форума.

Альбир-хазрат, выступая перед участниками, отметил, что в России по распоряжению Президента РФ В. Путина в текущем году по всей стране начался целый цикл праздничных мероприятий, посвященных празднованию в 2022 году 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией. Начало было положено на территории Республики Татарстан, в г. Болгаре 5-8 января, где успешно прошел Всероссийский мусульманский форум – первое мероприятие всероссийского уровня в рамках Года 1100-летия принятия ислама в Волжской Булгарии. Это мероприятие прошло на высоком уровне и вызвало большой положительный общественный резонанс, обозначило старт проведения праздничных мероприятий именно на земле Татарстана. И это правильно и справедливо.

Он также подчеркнул, что: сегодня праздничную эстафету с большой программой принимает гостеприимная сибирская земля. Повестка дня нашего научного форума очень актуальна, нацелена на обсуждение теоретических и практических аспектов деятельности религиозных организаций в духовно-нравственном, патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения.

Альбир-хазрат обратил внимание и на то, что: в настоящее время опубликован для обсуждения подготовленный Министерством культуры РФ проект Указа Президента России, утверждающего «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Надеюсь, что в рамках нашей конференции проект этого документа будет также обсуждаться с различных позиций».

Глава ДСМР в своем выступлении коснулся и выхода из общего духовного кризиса, который следует связывать с возвращением к базисным органическим культурно-цивилизационным основам российской идентичности, с возрождением религии, опорой на ценности классической культуры, с формированием новых мотивационно-ценностных основ деятельности, с изменением в лучшую сторону духовно-нравственного облика подрастающего поколения и повышением культуры межнациональных и межрелигиозных отношений, обеспечением единства народа и национальной безопасности.

dsmr

Об испрашивании благословения через вещи Пророка تبرك (Табаррук)

Новостные сайты пестрят сообщениями: «В очередном городе прошла выставка реликвий, связанных с Пророком». Сразу же рождается вопрос: о каких «реликвиях» тут идет речь? Действительно ли до сих пор существуют личные вещи Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)? И насколько разрешено по Исламу искать благословение через материальные предметы, такие как халат, прядь волос и тому подобное? Результатом наших исследований стала эта статья, в которой на основе аятов Корана, хадисов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и высказываний ранних мусульманских ученых, мы разъяснили, как можно и как нельзя искать благословение Всевышнего.

В последнее время всё чаще можно услышать о том, как в тот или иной регион привезли якобы личные вещи Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Люди, услышав об этом, естественно стремятся взглянуть на них. Кто-то из любопытства, кто-то из желания перенять от этих вещей благословение нашего благородного Пророка (мир ему и благословение Аллаха)…

Вряд ли в такие места будут ходить те, кто не любит Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Однозначно, этих людей ведёт любовь и уважение к Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха). Однако, как известно, одних благих намерений недостаточно в наших делах, особенно в вопросах поклонения, но необходимо, чтобы наши дела соответствовали тому, что пришло в Священном Коране и Пречистой Сунне. Поэтому хотелось бы в этой небольшой статье попытаться разобраться в этой актуальной для всех мусульман теме в свете аятов из Священного Корана и достоверных хадисов нашего любимого Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Во-первых, что такое баракят и что такое «табаррук»?

Термин «табаррук» означает перенимание благословения (баракята) от кого-либо или от чего-либо, испрашивание благословения. Этот термин произошёл от арабского слова «баракят», что означает множество блага в чём-либо, непоколебимость и неразлучность этого блага. Таким образом, буквально переводя это слово на русский язык, можно сказать: перенимание и испрашивание блага, требование непоколебимости и неразлучности этого блага.

Во-вторых, благословение исходит только от Аллах

Священный Коран и сунна Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) указывают, что благословение исходит только от Аллаха. Всевышний говорит в Коране: «Благословен Тот, Кто ниспослал Своему рабу различение (Коран)…» (Сура «Аль-Фуркан», 1). Также Всевышний Аллах сказал: «Мы благословили его (Ибрахима) и Исхака» (Сура «Выстроившиеся в ряды», 113). Также Всевышний Аллах сказал про пророка Ису (мир ему и благословение Аллаха): «Он (Аллах) сделал благословенным меня (Ису), где бы я ни был…» (Сура «Марьям», 31).

Таким образом, все эти аяты указывают, что благословляет только один Аллах, и только Он (свят Он и велик) может делать некоторые из Своих созданий благословенными. Поэтому нельзя говорить в отношении созданий: «Ты благословил что-то», или «Такой-то благословил ваши дела», потому что благословение и приумножение блага, его непоколебимость и неразлучность исходят только от Аллаха.

В-третьих, Аллах благословил некоторые места и времена

Например, Всевышний благословил Заповедную мечеть, а также окрестности мечети аль-Акса. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, первым домом, который был воздвигнут для людей (для поклонения), является тот, который находится в Бекке (Мекке). Он был воздвигнут как благословение и руководство для миров» (Сура «Семейство Имрана», 96). Также Всевышний сказал: «… в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение» (Сура «Ночной перенос», 1).

Благословенность этих мест заключается в том, что в них много блага, и это благо в них непоколебимо и неразлучно. Всё это побуждает людей, которые были воззваны к этим местам, чаще приходить к ним и пребывать в них как можно дольше.

Но сказанное ни в коем случае не означает, что нужно обтираться землёй этих благословенных мест или протирать свои вещи о стены мечетей, которые там находятся. Дело в том, что благословение этих мест связано только с этими местами и не переходит от них к другим. Если человек дотронется до земли в благословенных местах или же будет похоронен в них, или будет пытаться перенять их благословение, то благословение этой земли не перейдёт к нему.

Таким образом, благословение в отношении мест имеет смысловое значение. Так, например, Заповедная мечеть в Мекке является благословенной. Это означает, что Аллах сделал мечеть благословенной, собрав вокруг неё многочисленные блага. Эти блага заключаются в том, что сердца людей привязываются к ней. Те люди, которые направляются и приходят к этим местам, совершают различные виды поклонения там, достигают великих благ. В этом и заключается благословенность этих мест.

Доказательством вышесказанному являются слова Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах). Однажды он поцеловал Чёрный камень и сказал: «Поистине, я знаю, что ты – камень, и ты не приносишь ни пользы, ни вреда. И если бы я не видел, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) целует тебя, то я также не стал бы целовать тебя» (это сообщение приводят Аль-Бухари (1597, 1605, 1610) и Муслим (1270)).

Несмотря на то, что Черный камень был благословенным, Умар (да будет доволен им Аллах) сказал, что сам по себе камень не приносит пользы и не может навредить. Тогда в чём же заключается благословенность этого камня? Благословение этого камня заключается в поклонении Аллаху посредством целования и прикосновения к нему, следуя Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Таким образом, человек получает благословение и благо от того, что последовал Сунне Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Кроме того, существуют благословенные времена, как, например, благословенный месяц Рамадан. Благословенность этого месяца заключается в том, что поклоняясь в эти дни, человек получает столько вознаграждений и блага, сколько не сможет получить в любое другое время.

В-четвёртых, Аллах благословил некоторых людей

Также Всевышний Аллах сделал благословенными некоторых людей, уверовавших в Него, в первую очередь это относится к пророкам и посланникам (мир им всем и благословение Аллаха).

Что касается пророков и посланников, то Всевышний Аллах даровал их телам благословение, т.е. сделал их самих, их тела благословенными. Если кто-то из народов этих пророков совершал табаррук (перенимал благословение от тел пророков), дотрагиваясь до них, обтираясь их потом или прикасаясь к их волосам, то для них это было дозволенным, потому что Аллах сделал тела пророков благословенными и сделал это благословение переходящим.

Тело нашего пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) также является благословенным. Сообщается в достоверной Сунне, как сподвижники растирали свои лица и кожу каплями от слюней Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и готовы были драться за остатки воды, которые стекали с Пророка (мир ему и благословение Аллаха) после частичного омовения.

Так, сообщается, что ‘Урва, один из язычников, пришёл на переговоры с мусульманами. Придя к сподвижникам, он начал внимательно смотреть на них. Он увидел, что когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сплёвывал и капли его слюны попадали на ладонь кого-либо из людей, этот человек обязательно растирал их по своему лицу и коже. Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал омовение, люди готовы были сражаться друг с другом за оставшуюся после его омовения воду».[1]

Сообщения о волосе Пророка (мир ему и благословение Аллаха)

Также пришло в достоверной Сунне, что некоторые сподвижники оставляли у себя волосы Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Сообщается со слов Анаса (да будет доволен им Аллах), что Абу Тальха был первым человеком, взявшим себе часть волос посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) после того, как он (однажды) обрил себе голову.[2]

Имам Аль-Бухари одну из глав в «Книге о пятой части (военной добычи)» назвал так: «О том, что говорилось относительно доспехов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его посоха, меча, чаши и кольца, о том, чем из этих вещей, о разделе которых ничего не упоминается, после его смерти пользовались халифы, а также о том, что было сказано о его волосах, сандалиях и сосуде, через которые после его кончины получали благословение его сподвижники и другие люди».

Нужно особо отметить, что это благословение касается только пророков и посланников. При этом перенимание благословения от останков Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не ограничилось только сподвижниками. Сообщаются достоверные предания о получении благословения от вещей Пророка и во время табиинов.

Передаётся от Ибн Сирина (да одарит его Аллах Своей милостью), что он сказал Абийде: «У нас есть волос Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который достался нам от Анаса или от семьи Анаса». Затем он сказал: «Пусть даже один волос от пророка (мир ему и благословение Аллаха) желаннее для меня, чем этот мир и то, что в нём есть».[3]

Также передаётся в «Сахих аль-Бухари» от Усмана ибн Абдуллы ибн Маухаба (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Моя семья отправила меня к Умм Саляме, жене Пророка (мир ему и благословение Аллаха), с водой в посуде… Она клала в него волос Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Если человека постигал сглаз или ещё что-либо, то отправляли к ней с посудой».[4]

Ибн Хаджар сказал в комментарии к хадису: «Если кто-то жаловался на какой-нибудь недуг, то его отправляли к Умм Саляме. Она клала волосы Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в посуду, мыла их там и возвращала посуду с водой. Этот человек пил из этой посуды или умывался, а потом исцелялся. Тем самым, он получил благословение от волос Пророка».[5]

Сообщение о чаше Пророка (мир ему и благословение Аллаха)

Сообщается, что Сахль бин Са‘д, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) подошёл к навесу рода бану саа‘ида и сказал: “Дай нам воды, о Сахль!” — и я вынес им эту самую чашу и напоил их из неё». Передатчик этого хадиса сказал: «Затем Сахль вынес нам ту самую чашу, и мы напились из неё. А потом ‘Умар бин ‘Абд аль-‘Азиз попросил (Сахля) подарить ему (эту чашу), и он подарил её ему».[6] Имам Аль-Бухари привёл этот хадис в главе «Использование для питья чаши и сосуда пророка, да благословит его Аллах и приветствует».

От других людей благословение не перенимается

Что касается праведников и учёных, то нет доводов, которые указывали бы, что можно испрашивать или перенимать благословение от них. Наоборот, есть неоспоримые доводы, которые указывают, что нельзя испрашивать благословение от других людей, пусть даже очень праведных.

Так, например, ни сподвижники, ни табиины не пытались перенять благословение ни от Абу Бакра, ни от Умара, ни от Усмана, ни от Али (да будет доволен ими Аллах) подобно тому, как они перенимали благословение от волос Пророка (мир ему и благословение Аллаха) или от остатков его омовения, или от его пота, или от его одежды. Поэтому становится ясным и очевидным, что благословение сподвижников заключалось в их делах, а не в их телах, и поэтому их благословение не может передаваться в отличие от благословения пророков. Поэтому сообщается в достоверном хадисе: «Среди деревьев есть такое, благословение которого подобно благословению мусульманина».[7] Этот хадис указывает, что у каждого мусульманина есть благословение.

Также приводится у Аль-Бухари в истории ниспослания аята о тайяммуме слова Усайда бин Худайра, который воскликнул: “О семейство Абу Бакра! Это уже не первое благословение, ниспосланное вам!”[8].

Таким образом, благословение, приписанное к каждому мусульманину или к семейству Абу Бакра, о котором говорится в этих хадисах, является благословением дел. Этот вид благословения связан с верой, знаниями, призывом и делами, и этот вид не переходит от одного человека к другому. Табаррук (перенимание благословения) от праведников означает перенимать их праведность и религиозность, а табаррук от учёных означает перенимать их знания.[9]

В-пятых, что касается останков Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) на сегодняшний день

Здесь необходимо обратить внимание на следующие моменты:

— во-первых, у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) после его смерти осталось очень мало вещей.

Так, сообщается, что ‘Амр бин аль-Харис (да будет доволен им Аллах), брат жены посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Джувайрийи бинт аль-Харис, сказал: «После кончины посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) (выяснилось, что) он не оставил после себя ни динара, ни дирхема, ни раба, ни невольницы, и ничего иного, кроме белой мулицы, на которой он ездил, своего оружия и той земли, доходы с которой он велел раздавать в качестве милостыни для путников».[10]

— во-вторых, многочисленные сообщения и легенды о некоторых личных вещах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которые передаются со времён сподвижников по сей день, зачастую оказываются недостоверными. Недостоверность многих историй возвращается либо к недостоверности цепочки передатчиков, либо к недостоверности приписывания той или иной вещи к Пророку (мир ему и благословение Аллаха).

Ахмад Тимур Паша в своей книге «Оставленные вещи Пророка (мир ему и благословение Аллаха)» пишет: «Не секрет, что некоторые предания, возможно, являются достоверными. Однако мы не видели никого из тех, кому можно доверять, чтобы он подтвердил бы или отрицал бы эти предания. Поэтому, только один Аллах знает об этом лучше. По поводу некоторых из этих преданий, не будем скрывать, есть сомнения».[11]

— в-третьих, достоверно известно о потере многих личных вещей Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

На протяжении истории со времён сподвижников и по сей день, во время войн, смут и прочего многие вещи Пророка (мир ему и благословение Аллаха) были утеряны. Например, потерян серебряный перстень, который Усман (да будет доволен им Аллах) уронил в колодец.[12]

Кроме того, некоторые люди, у кого имелись личные вещи Пророка (мир ему и благословение Аллаха), завещали похоронить их вместе с этими вещами (так было, например, с волосом Пророка (мир ему и благословение Аллаха)).

— в-четвёртых, обратите внимание на то, как много стало людей, заявляющих об обладании волосами Пророка (мир ему и благословение Аллаха) или другими вещами. Подобное утверждение широко распространилось во многих странах Исламского мира. В одном только Стамбуле в 1327 году по хиджри существовало 43 волоса, приписываемых к Пророку, 25 из которых было раздарено, а 18 осталось (см: «Аль-асар ан-набауийя», с. 91).

Понятно, что все эти останки, приписываемые к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) являются сомнительными, их достоверность ещё нужно доказать. Но как это сделать? Некоторые современные ученые так и пишут: «Всем нам прекрасно известно, что вещи Пророка (мир ему и благословение Аллаха), такие как его одежда, волосы, прочие останки были потеряны. И невозможно в наше время достоверно и убедительно доказать существование этих вещей».[13]

Необходимо учитывать тот временной промежуток между временем Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и нашим временем, это более 1400 лет! Кроме того, всегда было большое количество обманщиков и шарлатанов, которых ничто не останавливало, если они хотели возвести ложь на Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

В-шестых, лучшее благословение от Пророка – это следование его Сунне

Давайте помнить, что наилучшим перениманием благословения от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) является следование его Сунне. Ибн Таймия (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал прекрасные слова по этому поводу: «Благословение Пророка (мир ему и благословение Аллаха) для жителей Медины, когда он прибыл в их город, состояло в том, что они уверовали в него и покорились ему. По причине этого благословения они добились счастья и в этом мире, и в следующем. Таким образом, каждый верующий, который уверует в Посланника (мир ему и благословение Аллаха) и покорится ему, добьётся благословения Посланника (мир ему и благословение Аллаха) по причине своей веры и покорности, достигнет стольких благ обоих миров, о чём знает только один Аллах».[14]

Благословение, которым Всевышний Аллах наделил своих пророков и посланников, является чудом и знамением. Однако давайте посмотрим ещё раз, для чего Всевышний Аллах посылал своих пророков. Разве не для того, чтобы призывать людей поклоняться только одному Аллаху? А раз так, то не нужно привязываться к вещам, ведь в дальнейшем это чревато тем, что может превратиться в многобожие. Тем более, как уже было сказано, нет уверенности, что те вещи, которые нам сегодня показывают, действительно являются вещами Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Кроме того, следует заметить, что перенимание благословения от вещей Пророка (мир ему и благословение Аллаха) превратилось в некую церемонию. Но на это уже точно нет никаких доказательств в законах Ислама – Шариате.

В конце хотелось бы обратить внимание, что даже если когда-то и будет доказано, что некая вещь действительно принадлежала Пророку (мир ему и благословение Аллаха), то разве мы не сказали, что благословенной её сделал Аллах? Поэтому необходимо поклоняться только Ему одному, и просить свои нужды только у Него. Именно в этом и будет заключаться благословенность верующего.

И Аллах более Сведущ!

Подготовил: Вахитов М.

whyislam

[1] Аль-Бухари, (2731).
[2] Аль-Бухари, 171; Муслим, 1305
[3] Аль-Бухари, (170).
[4] Аль-Бухари, (5896).
[5] «Фатх аль-Бари», 13\415.
[6] Аль-Бухари, (5637).
[7] Аль-Бухари, (5444).
[8] Аль-Бухари, (334).
[9] Материал из книги «Ат-тамхид ли шарх китаб ат-таухид», шейха Салиха Али Шейха, стр. 123-127, с небольшим сокращением.
[10] Аль-Бухари, (2739).
[11] «Аль-асар ан-набауийя», стр. 78.
[12] Аль-Бухари, (5873), Муслим, (2091).
[13] «Ат-тауассуль виды и их положение», стр. 146.
[14] «Маджму’ фатауа», 11\113.

Касательно хадисов:

Первый хадис: Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сначала бросил камешки в большой столб (во время прощального Хаджа), а потом направился туда, где находились его жертвенные верблюды, и принёс их в жертву. Там был цирюльник, которому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал жест рукой, указав на свою голову, и тот обрил её правую сторону. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) раздал (сбритые волосы) тем, кто находился рядом с ним, а потом сказал: «Обрей другую сторону», и спросил: «А где Абу Тальха?», после чего отдал ему волосы другой стороны”. Муслим 1305.

Второй хадис: ‘Ата рассказывал, что Асма бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах) сказала ему: “Вот накидка Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”, И показала мне её, которая была из грубой материи, подобно персидской. На её кармане была полоска из шёлка, которым были обшиты также её полы, бока и рукава. Асма сказала: “Она хранилась у ‘Аиши до самой её смерти, а когда она умерла, я забрала её к себе. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) её носил, а мы стираем её и используем (воду) для лечения больных”. Муслим 2069.

Третий хадис: От Джа’фара ибн ‘Абдуллаха сообщается, что Халид ибн Уалид (да будет доволен им Аллах) в день битвы при Ярмуке потерял свою феску, и тогда он сказал: “Найдите мне её”. Но её не могли найти, хотя он требовал найти её, пока она не нашлась. Когда же его спросили об этом, он ответил: “Как-то я совершал ‘Умру с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), а когда он побрил голову, то люди устремились к его волосам, но я опередил их и взял его волос с хохолка. Я поместил его волос в эту феску, и в каком бы сражении я ни был, если эта феска находилась со мной, мне была дарована победа”. аль-Хаким 3/299, ат-Табарани в “аль-Кабир” 3804, аль-Байхакъи в “Даляиль ан-нубууа” 6/249, Абу Я’ля 13/106.

Некоторые источники упоминают, что хафиз аль-Бусыри назвал иснад хадиса в версии от Абу Я’ли достоверным. Однако даже если это и так, то несмотря на достоверность иснада хадиса по причине надёжности передатчиков, сам хадис является прерванным, так как Джа’фар ибн ‘Абдуллах не застал Халида ибн Уалида. Халид скончался во время правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба, а Джа’фар застал только молодых сподвижников, как Анас, Махмуд ибн Лябид и др. Поэтому имам аз-Захаби в «ат-Тальхыс» сказал, что иснад этого хадиса прерванный. Более того, даже если Джа’фар слышал бы от Халида, в иснаде этого хадиса передатчик по имени Хушайм, который был мудаллисом. См. “Тахридж Мухтасар аль-Мустадрак” 4/1954, “Тахридж Маталиб аль-‘алия” 16/321.

Ещё хадис из этой же главы: Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды, зайдя к нам днём, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) лёг поспать и во время сна вспотел. Тогда к нему подошла моя мать со стеклянной бутылочкой и стала собирать в неё его пот. Проснувшись, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «О Умм Сулейм, что это ты делаешь?» На что она сказала: “Мы добавляем твой пот в наши благовония, ибо он является самым бла-гоуханным благовонием”. Муслим 2331.

В хадисе у аль-Бухари сказано, что Умм Сулейм сказала: “Пока Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спал, я собирала его пот и волосы и помещала их в стеклянную бутылочку”. аль-Бухари 6281.

Учёные ахлю-Сунна единогласны в том, что дозволено искать благодать от Аллаха, желать исцеления от Аллаха, ответа на мольбу и т.п., что именуется в общем, как "табаррук" посредством того, что осталось от Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Однако заблудшие секты, и в частности суфисты, используют подобные хадисы на правомочность своих заблуждений в виде табаррука посредством праведников, и т.п.

Отличие между позицией заблудших и учёных ахлю-Сунна касательно этого вопроса в следующем:

1. Ахлю-Сунна ограничивают подобное только Пророком (мир ему и благословение Аллаха), не проводя между ним и кем-либо иным аналогий в данном вопросе. Ведь он весь был благословенным: его пот, волосы, слюни, остатки еды, вещи, использованные им, будь то одежда, посуда, и т.п., ибо Аллах создал его таковым. Поэтому ни сами сподвижники, ни кто-либо из саляфов первых поколений не проделывал такого с наилучшими людьми после Пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни одеждой, ни волосами, ни потом, ни чем-либо оставшимся после Абу Бакра, Умара, Усмана, Али или кого-либо иного из них, саляфы не делали табаррук.

2. Ахлю-Сунна убеждены, что любое барака и исцеление посредством оставленного Пророком (мир ему и благословение Аллаха) происходило только по воле Аллаха, а его пот, одежда, волосы и т.п. были лишь причиной.

3. Ахлю-Сунна также убеждены, что ничего из оставленного Пророком (мир ему и благословение Аллаха) не сохранилось и прервалось давным-давно, не говоря уже о том, чтобы дойти до наших дней. И заявления о том, что какой-то пророческий халат хранится в музеи Турции, или различные происки шарлатанов, утверждающих о том, что у них хранится пророческий волос и т.п., то всё это ложные утверждения.

Поэтому шейх аль-Альбани сказал: “Мы знаем, что остатки от одежды, волос и различных вещей Пророка (мир ему и благословение Аллаха) однозначно не сохранились. И никто не в состоянии достоверно обосновать и на основании убеждённости доказать, что что-либо из этого сохранилось”. См. “ат-Тауассуль” 147.

Шейх Ахмад ан-Наджми сказал: “Воистину, узаконенный табаррук в отношении Пророка (мир ему и благословение Аллаха) был связан только с ним, и был использован в его время и спустя небольшое время после него. Что касается того, что осталось после него из одеяний, пота или волос, то достоверно передаётся, что пророческий волос дошёл до имама Ахмада ибн Ханбаля, да смилуется над ним Аллах. А что касается поздних поколений, то до них это уже не дошло”. См. “Аудах аль-ишара” 309.

Аллах 'Алим