В каких случаях прохождение перед молящимся нарушает намаз?

В каких случаях прохождение перед молящимся нарушает намаз?

Хвала Аллаху Господу миров!

Говорит шейх ибн Баз, да помилует его Аллах:

"Проходить перед молящимся не разрешено, как сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: "Если бы тот, кто проходит перед молящимся, знал, какой (грех) он берет на себя, то (понял) бы, что простоять на месте сорок было бы лучше для него, чем пройти перед ним". Передается в другой версии: "Сорок лет". Это указывает на то, что не разрешается проходить перед молящимся или между ним и его сутрой.

Что касается того, обрывается (нарушается) ли его молитва, то здесь следует рассмотреть вопрос подробнее: 

Если (перед молящимся) прошла женщина, или прошёл осёл, или прошла чёрная собака, то молитва обрывается (нарушается). Исходя из слов пророк, да благословит его Аллах и приветствует: "Обрывает (или нарушает) молитву мусульманина осёл, женщина или черная собака, если перед ним (молящимся) не будет сутры с размером седла". Его спросили: "О, посланник Аллаха! Чем отличается черная собака от другой?". Он ответил: "Черная собака- это шайтан". Эти трое обрывают молитву человека, если пройдут вблизи от молящегося в три локтя, или если пройдут между ним и его сутрой. В виде сутры может быть стена, столб, палка, стул и т.д. Если перед молящимся и его сутрой пройдёт достигшая зрелости женщина, или осел, или черная собака, то молитва оборвётся (нарушится). Что касается маленькой девочки, то ее прохождение не обрывает молитву. Точно так же и мужчина, не чёрная собака, кошка или остальные животные, то они не обрывают молитву. Однако следует молящемуся не пропускать никого перед собой. Дозволено молящемуся проявить абсолютное препятствие тому, кто захочет пройти перед ним, как сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: "Если кто-либо из вас станет молиться (обратившись лицом) к тому, что является преградой от людей, и кто-то захочет пройти перед ним, пусть (совершающий молитву) оттолкнет его, и если тот откажется, пусть он сразится с ним, ибо это - шайтан". Если кто-то захочет пройти перед молящимся, даже если этот проходящий не из тех, кто обрывает молитву, то сунной является препятствовать ему, потому что это создаёт путаницу для его молитвы, даже если проходящий будет мужчиной, ребёнком, животным, как например верблюд, овечка, то он должен препятствовать по мере сил. Однако, если же они пройдут перед ним, то молитвы не нарушается, только если проходящий будет одним из трех, о которых мы упомянули, которых упомянул пророк, да благословит его Аллах и приветствует: женщина, осел или черная собака. Это мнение является правильным из высказывании ученых! Пусть Аллах дарует всем успех!"

Binbaz

Тяжесть прохождения непосредственно перед молящимся

Передают со слов Абу Джухеймы ибн аль-Хариса, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если бы тот, кто проходит перед молящимся, знал, какой грех он берет на душу, то предпочел бы простоять сорок, нежели пройти перед ним». Абу ан-Надр сказал: «Я не знаю, что он сказал: сорок дней, месяцев или лет». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и в такой форме он встречается у аль-Бухари. Аль-Баззар передал его через другую цепочку рассказчиков, и в нем говорится: «…сорок лет».

Комментарии:

Намаз - это беседа с Всевышним Аллахом, и если кто-либо проходит перед молящимся, то он прерывает эту беседу и вносит в нее путаницу. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сообщил, что это является тяжким грехом, если бы проходящий знал о его величине, то предпочел бы простоять долгое время, нежели пройти перед человеком, совершающим намаз.

Из этого хадиса следует, что проходить перед тем, кто совершает намаз, запрещено, если перед ним нет предмета, отгораживающего место моления. Такой предмет называется сутрой. Также запрещается проходить между молящимся и сутрой, которая отгораживает его спереди. Ранее мы уже отмечали, что нежелательно совершать намаз на дороге или в других местах, где проходят люди для того, чтобы награда за молитву не уменьшалась, и для того, чтобы не доставлять беспокойства прохожим.

Рассказчик хадиса по имени Абу ан-Надр сомневался, какой именно срок имел в виду Пророк, мир ему и благословение Аллаха: сорок дней, месяцев или лет. Согласно наиболее достоверному мнению, он не имел в виду какой-либо определенный срок, а хотел подчеркнуть строгость данного запрета. Арабы использовали такие выражения, чтобы обратить внимание на величину чего-либо. Подобный оборот встречается в следующем аяте: «Будешь ли ты просить прощения для них или не будешь делать этого, Аллах все равно не простит их, даже если ты попросишь для них прощения семьдесят раз, ибо они не уверовали в Аллаха и Его Посланника» (сура 9 «Покаяние», аят 80).

Это мнение подтверждается версией, переданной Ибн Хиббаном и Ибн Маджой: «Если бы кто-либо из вас знал, какой грех он берет на душу, проходя перед своим братом во время намаза, то предпочел бы простоять в течение ста лет, нежели сделать этот шаг». См. «Тайсир аль-‘Аллам», т. 1, с. 233, 234.

Положение относительно сутры перед молящимся

Передают со слов ‘Аиши, что во время похода на Табук у Посланника, мир ему и благословение Аллаха, спросили о сутре, которую молящийся должен класть перед собой. Он ответил: «Нечто наподобие спинки седла». Этот хадис передал Муслим.

Передают со слов Сабры ибн Ма‘бады аль-Джухани, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пусть каждый из вас, совершая намаз, огородится спереди хотя бы стрелой». Этот хадис передал аль-Хаким.

Комментарии:

Эти хадисы указывает на то, что желательно совершать намаз, предварительно поставив перед собой сутру. Это может быть любая вещь, подобная спинке седла, то есть достигающая две трети локтя в высоту. В то же время толщина сутры может быть невелика, поскольку в этом качестве можно использовать даже посох или стрелу. По мнению ученых, мудрость этого предписания заключается в том, что сутра помогает молящемуся потуплять взор и не отвлекаться на то, что происходит позади нее. Помимо этого, она останавливает людей, которые могут пройти непосредственно перед молящимся.

Отгораживаться спереди нужно еще и потому, что во время намаза человек обращается лицом к милости Аллаха, что подтверждается достоверным хадисом. Если перед молящимся есть сутра, то милость Аллаха смотрит ему в лицо с близи, и если кто-нибудь пройдет позади нее, то не отрежет молящегося от милости Аллаха и не навредит его молитве. Если же сутры нет, то милость Аллаха смотрит на него издалека или даже с линии горизонта. В этом случае, если кто-нибудь пройдет непосредственно перед молящимся, то он окажется отрезанным от милости Аллаха, а его вознаграждение уменьшится. Если же человек пройдет на значительном расстоянии от молящегося, перед которым нет сутры, то он не совершит греха и не уменьшит его награду. Что касается молящихся позади имама, то их сутрой является имам, даже если перед ним нет сутры, потому что милость Аллаха смотрит на них оттуда, где стоит имам.

Из хадиса ‘Аиши также следует, что начертить линию для того, чтобы огородить себя во время намаза спереди, недостаточно. Тем не менее, в хадисе, переданном Ахмадом, Абу Давудом и Ибн Маджой, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пусть каждый из вас, совершая намаз, положит что-нибудь перед собой. Если он не найдет ничего подходящего, то пусть воткнет в землю трость. А если он не найдет трости, то пусть начертит линию, и тогда ему не причинит вреда тот, кто пройдет перед ним». Этот хадис является слабым и запутанным, хотя имам Ахмад считал нужным придерживаться его и полагал, что начертить линию достаточно. См. «Субуль ас-Салам», т. 1, с. 220.

Следует знать, что молящийся должен стоять в непосредственной близости от сутры. Ахмад, Абу Давуд и ан-Насаи передали со слов Сахля ибн Абу Хасмы, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-либо из вас совершает намаз перед сутрой, то пусть приблизится к ней, и тогда сатана не прервет его намаз». См. «Сахих аль-Джами‘ ас-Сагир» (650).

Аль-Бухари и Муслим передали со слов Сахля ибн Са‘да: «Между местом моления Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и стеной было расстояние, достаточное для того, чтобы там прошла овца»

Ахмад и ан-Насаи передали со слов Билала, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил намаз внутри Каабы, стоя приблизительно в трех локтях от ее стены. Похожий хадис передал аль-Бухари со слов Ибн ‘Умара.

Ад-Давуди считал, что минимальное расстояние до сутры должно быть достаточно для того, чтобы там прошла овца, а максимальное не должно превышать трех локтей. Ибн Раслан полагал, что во время стояния расстояние до сутры может достигать трех локтей, а во время земного поклона уменьшаться настолько, что между молящимся и сутрой сможет пройти только одна овца.

Аль-Багави сказал: «Богословы считают, что желательно становится близко к сутре, чтобы между ней и молящимся оставалось только расстояние, необходимое для совершения земного поклона. То же самое относится к расстоянию между рядами молящихся». См. «Нейл аль-Аутар», т. 3, с. 6-7.

В каких случаях прохождение перед молящимся нарушает молитву?

Передают со слов Абу Зарры аль-Гифари, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Молящийся должен положить перед собой нечто наподобие спинки седла для того, чтобы отгородиться спереди. Если же перед ним нет чего-либо наподобие спинки седла, то его намаз прервется, если перед ним пройдут женщина, осел или черная собака». ‘Абдуллах ибн ас-Самит спросил: «О Абу Зарр! Чем черная собака отличается от рыжей или желтой собаки?» Он ответил: «О племянник! Такой же вопрос я задал Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, на что он ответил: "Черная собака - это дьявол"». Этот хадис передал Муслим.

Муслим передал похожий хадис со слов Абу Хурейры, который рассказывал, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Намаз прерывается, если перед молящимся пройдут женщина, осел или собака. А уберечься от этого можно посредством чего-либо наподобие спинки седла». Абу Давуд передал похожий хадис со слов Ибн ‘Аббаса, да будет Аллах доволен им и его отцом, но в нем нет концовки и упоминается половозрелая женщина.

Комментарии:

Достоверные сообщения указывают на то, что намаз прерывается, если перед молящимся проходят женщина, собака или осел. Под прерыванием молитвы здесь подразумевается то, что такой намаз становится недействительным. Этого мнения придерживались многие сподвижники и их последователи, - в том числе Абу Хурейра, Анас, Ибн ‘Аббас (согласно одному из двух сообщений), аль-Хасан аль-Басри, Абу аль-Ахвас. Согласно сообщению Ибн Хазма, это мнение также разделял Ахмад ибн Ханбал. Однако, по словам ат-Тирмизи, имам Ахмад признавал, что намаз становится недействительным, если перед молящимся пройдет черная собака, но воздерживался от категорического суждения в отношении женщины и осла. Ибн ‘Аббас, а также ‘Ата ибн Абу Рабах считали, что намаз прерывается, если перед молящимся пройдут совершеннолетняя женщина, черная собака и осел. Это мнение является самым предпочтительным по этому поводу.

Несмотря на убедительность перечисленных доводов, ‘Аиша считала, что намаз прерывается, если перед молящимся проходят собака, осел или кошка, но не женщина. Очевидно, она опиралась на то, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал намаз, когда она лежала перед ним. Аль-Бухари, Муслим и другие передали со слов ‘Аиши: «Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал ночной намаз, я лежала между ним и киблой. Когда же он собирался совершить витр, то будил меня, и я тоже совершала витр». Однако мнение ‘Аиши неубедительно, поскольку разница между лежанием и прохождением перед молящимся очевидна.

Большинство ученых, - в том числе Малик и аш-Шафи‘и, - полагали, что после прохождения женщины, собаки или осла намаз не нарушается, но вознаграждение молящегося уменьшается. Некоторые из исследователей считали, что предписание относительно прерывания намаза было аннулировано хадисом Абу Са‘ида, который приводится в конце этой главы, однако это утверждение несправедливо, поскольку достоверных сведений о том, какой из двух хадисов более поздний, у нас нет. Другие богословы опирались на хадис Умм Саламы, переданный Ахмадом и Ибн Маджой. В нем сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, молился в ее комнате, когда перед ним захотел пройти ‘Абдуллах или ‘Умар. Он сделал знак рукой, и тот вернулся. Затем перед ним захотела пройти дочь Умм Саламы. Он снова сделал знак рукой, но та не остановилась. Когда же Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, завершил намаз, то сказал: «Они сильнее». Но этот довод слабый, поскольку среди рассказчиков хадиса есть Кейс аль-Мадани, который был неизвестен знатокам хадисов. См. «Нейл аль-Аутар», т. 3, с. 14-16.

О причинах обсуждаемого нами предписания богословы высказывали разные мнения. Однако мы можем судить о них на основании дошедших до нас достоверных хадисов. Ат-Тирмизи передал со слов ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда восходящий хадис о том, что, когда женщина выходит на люди, сатана начинает превозносить ее, потому что посторонние взгляды не должны попадать на женское тело. Муслим передал восходящий хадис Джабира о том, что сатана появляется и возвращается в облике женщины. Что касается ослов, то известно, что они начинают реветь при виде дьяволов. Черная собака в одном из упомянутых выше хадисов названа дьяволом, потому что она обладает таким же неприятным и устрашающим видом. Помимо этого, известно, что ангелы не заходят в дом, в котором держат собаку. А человек, который держит собаку по причинам, которые не одобряются шариатом, ежедневно теряет вознаграждение, в два раза превосходящее по величине гору Ухуд. А лучше всего об этом известно Аллаху. См. «Итхаф аль-Кирам», с. 70.

Позволение остановить рукой того, кто проходит перед молящимся

Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если вы совершаете намаз, отгородившись спереди от людей, и в это время кто-то хочет пройти непосредственно перед вами, то остановите его. Если же он воспротивится, то сражайтесь с ним, ибо это - дьявол». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. В одной из версий хадиса, рассказанной со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, говорится: «Если вы совершаете намаз, то не пускайте никого проходить перед вами. А если он воспротивится, то сражайтесь с ним, ибо рядом с ним находится спутник (т.е. дьявол)».

Комментарии:

Если кто-либо попытается пройти между молящимся и сутрой, то молящийся должен остановить его, подав знак рукой или сказав: «Субханаллах». Если человек не обратит на это внимание и продолжит путь, то молящийся может оттолкнуть его, не позволив ему пройти. Если же тот станет противиться, то он имеет право вступить с ним в противоборство. Останавливая проходящего перед собой, молящийся должен использовать любые мирные средства и не применять силу до тех пор, пока эти средства не иссякнут. Некоторые богословы считали это предписание обязательным. Согласно другому мнению, оно носит желательный характер. А причина этого заключается в том, что сатана подталкивает человека пройти перед молящимся для того, чтобы отрезать его от милости Аллаха и лишить большой награды.

По мнению большинства ученых, если человек уже прошел перед молящимся, то не нужно возвращать его обратно, так как это будет считаться повторным прохождением. Ибн Дакик аль-‘Ид отметил, что если человек проходит непосредственно перед молящимся, не имея другой возможности, то грех за это ложится только на молящегося; но если он имеет возможность избежать этого и если молящийся попытался остановить его, то грех ложится на проходящего перед ним.

Кадий ‘Ийад передал, что богословы были едины в том, что молящемуся не разрешается уходить со своего места, чтобы воспрепятствовать тому, кто пытается пройти перед ним, так как в этом больше вреда, чем в прохождении кого-либо перед ним.

Если отталкивание того, кто проходит перед молящимся, станет причиной его гибели, то молящийся не несет за это ответственности и не обязан выплачивать выкуп за убитого. Совершенный им поступок разрешен шариатом, и человек не обязан возмещать причиненный ущерб за последствия поступков, разрешенных шариатом. Мудрость данного предписания заключается в том, что молящийся оберегает себя от уменьшения награды, а того, кто пытается пройти перед ним, от греха.

Из хадиса следует, что совершенное в интересах намаза действие не уменьшает награду молящегося и не делает намаз недействительным. Из него также вытекает, что молящемуся следует становиться вблизи от сутры, чтобы он не мешал передвижению других и был в состоянии остановить того, кто попытается пройти перед ним. См. «Тайсир аль-‘Аллам», т. 1, с. 249-250.

Заменяет ли сутру простая черточка на земле или на песке?

Передают со слов Абу Хурейры, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пусть каждый из вас, совершая намаз, положит что-нибудь перед собой. Если он не найдет ничего подходящего, пусть воткнет в землю трость. А если он не найдет трости, то пусть начертит линию, и тогда ему не причинит вреда тот, кто пройдет перед ним». Этот хадис передали Ахмад и Ибн Маджа, а Ибн Хиббан назвал его достоверным. Это - хороший хадис, и ошибаются те, кто называет его запутанным.

Комментарии:

Ас-Сан‘ани сообщил, что запутанным этот хадис назвал Ибн ас-Салах. Имам Ахмад и Ибн аль-Мадини назвали хадис достоверным. Суфйан ибн ‘Уйейна говорил: «Мы ничем не можем подкрепить этот хадис, и он дошел до нас только через эту цепочку рассказчиков». Исма‘ил ибн Умеййа, рассказывая этот хадис, спрашивал: «Есть ли у вас, чем можно подкрепить его?» Аш-Шафи‘и также указывал на слабость этого предания. Аль-Бейхаки же сказал: «На него можно ссылаться в таких вопросах, если на то будет воля Аллаха». См. «Субуль ас-Салам», т. 1, с. 224. Аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да‘иф аль-Джами‘ ас-Сагир» (569).

Богословы высказывали различные мнения по поводу того, может ли молящийся отгородиться спереди простой чертой. Большинство богословов считало этот поступок недостаточным, хотя некоторые разрешали поступать так. Они же высказывали разные мнения по поводу того, какой должна быть эта черта. Имам Ахмад считал, что она должна быть подобна молодому месяцу. Некоторые полагали, что это должна быть линия, начертанная в направлении киблы. Другие считали, что такую линию надо чертить справа налево. См. «Итхаф аль-Кирам», с. 70.

Ибн аль-Каййим писал: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал намаз, стоя лицом к стене так, что между ним и стеной оставалось расстояние, достаточное для прохождения овцы. Он не становился далеко от нее, а, напротив, приказывал становиться близко к сутре. Когда он совершал намаз в сторону палки, столба или дерева, то становился чуть правее или левее сутры, а не обращался к ней прямо лицом. Находясь в путешествии или в пустыне, он втыкал в землю копье и совершал намаз в его сторону, и оно становилось его сутрой. Он также ставил поперек перед собой свою верблюдицу и совершал намаз, обратившись к ней лицом, или ставил перед собой седло и совершал намаз, обратившись к его спинке. Он приказал молящемуся устанавливать в качестве сутры хотя бы стрелу или посох, а также чертить линию на земле в случае их отсутствия. Абу Давуд рассказывал, что слышал, как Ахмад ибн Ханбал говорил: «Линия должна быть подобна месяцу». Его сын ‘Абдуллах сказал: «Линию нужно чертить горизонтально, а посох устанавливать вертикально». Если же молящийся не установил сутру, то, согласно достоверным хадисам, его намаз становится недействительным, если перед ним пройдут женщина, осел или черная собака. По этому поводу есть достоверные сообщения со слов Абу Зарра, Абу Хурейры, Ибн ‘Аббаса и ‘Абдуллаха ибн Мугаффаля. Противоречащие им хадисы можно разделить на две группы. Одни из них достоверны, но не однозначные, а другие - однозначные, но не достоверные. Поэтому из-за них не следует оставлять приведенные выше сообщения.

Известно также, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал намаз, тогда как ‘Аиша спала между ним и киблой. Однако этот случай отличается от того, когда кто-либо проходит перед молящимся, так как запрещается именно прохождение перед ним. Нахождение же перед молящимся не относится к нежелательным поступкам. Таким образом, намаз становится недействительным, если женщина проходит перед тем, кто совершает намаз, а не просто находится перед ним. А лучше всего об этом известно Аллаху». См. «Зад аль-Ма‘ад», т. 1, с. 295-297.

Суждения относительно хадиса о том, что ничто не прерывает молитвы мусульманина

Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ничто не прерывает вашего намаза, и потому изо всех сил избегайте [поступков и обстоятельств, которые действительно прерывают намаз]». Этот хадис передал Абу Давуд со слабой цепочкой рассказчиков.

Комментарии:

Этот хадис является слабым, потому что одним из его рассказчиков был Абу Са‘ид ибн ‘Умейр аль-Хамадани аль-Куфи, о недостатках которого говорили многие богословы. Муслим сослался на его хадис, подкрепив его сообщениями других учеников имама аш-Ша‘би. Похожие хадисы также передали ад-Даракутни со слов Анаса и Абу Умамы, а также ат-Табарани со слов Джабира, однако их иснады тоже являются слабыми. Кроме того, все эти сообщения противоречат достоверным хадисам о том, что намаз прерывается, когда перед молящимся проходят женщина, черная собака или осел. См. «Субуль ас-Салам», т. 1, с. 225.

e-minbar

Сутра для ребёнка

"Какой хукм того, если перед нами в молитве пройдёт ребенок которому меньше 5 лет? И если мы пытаемся препятствовать ему, то он ещё больше пытается пройти, или начинает садиться на место суджуда или на голову молящегося, особенно, если ему меньше трёх лет. Как следует поступать в отношении этого ребёнка? Разъясните нам, да будете вы вознаграждены!"

Ответ шейха ибн База: 

"Является обязательным препятствовать ему исходя из общих шариатских доказательств. Из этих (доказательств) слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует) : "Если кто-либо из вас станет молиться (обратившись лицом) к тому, что является преградой от людей, и кто-то захочет пройти перед ним, пусть (совершающий молитву) оттолкнет его, и если тот откажется, пусть он сразится с ним, т.е. оттолкнёт силой, ибо это - шайтан" (Бухари и Муслим).

Однако, если прохождение ребёнка будет частым так, что будет отвлекать молящегося от молитвы, то пусть оставит его и не отвлекается тем, чтобы помешать ему (пройти). Сказал Хафиз ибн Хаджар в "фатх аль-Бари": "Передал ибн Батталь и другие иттифакъ, (мнение на котором все согласились) что нельзя молящемуся уходить со своего места, чтобы оттолкнуть проходящего, так же нельзя делать много движении в препятствии (кому та пройти), потому что для молитвы это хуже, чем прохождение (кого- либо перед молящимся)".

Какой возраст при достижении которого становится обязательным препятствовать грудному ребёнку или маленькому проходить перед молящимся или сутрой? И считается ли сутра нарушенной если он прошёл между ней и молящимся, несмотря на то, что молящийся приложил усилия в препятствии ему?

Ответ:
 Хвала Аллаху! Следует мусульманину серьёзно относиться к тому, чтобы перед ним была сутра, будь он имамом или молящимся в одиночку, и так же следует ему проявить усердие для того, что бы никто не прошёл перед ним во время молитвы. Сказал пророк (да благословит его Аллах и приветствует): "Если кто-либо из вас станет молиться (обратившись лицом) к тому, что является преградой от людей, и кто-то захочет пройти перед ним, пусть (совершающий молитву) оттолкнет его, и если тот откажется, пусть он сразится с ним, ибо это - шайтан" Бухари 509, Муслим 505.

Что касается маленького ребёнка, то ему так же надо препятствовать пройти исходя из общих доводов. Передаётся от посланника Аллаха (саллаллаху алейхи уа салляма) в хадисе от 'Амра ибн Шуайба, от его отца, от его дедушки, он (дедушка) сказал: "Мы спустились вместе с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) из санийя азахир (название места) и настало время молитвы. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) молился к стене избрав её сутрой, а мы были позади него. Тогда подошла маленькая овечка и попыталась пройти перед ним (да благословит его Аллах и приветствует), а он продолжал отталкивать её до тех пор, пока не прикоснулся своим животом к стене, после чего она прошла позади него". Абу дауд 807,шейх Альбани назвал хадис достоверным. И здесь указание на то, что препятствие прохождению не ограничено с тем, кто является совершеннолетним или с обладающим разумом.

Но если молящийся приложил все усилия, чтоб остановить проходящего перед ним, но не смог его остановить, то какой хукм?

Шейх Усеймин (да помилует его Аллах) ответил: «Грех на том, кто проходит перед молящимся. Если же ты сделал то, что приказал тебе пророк (да благословит его Аллах и приветствует) но не смог остановить этого проходящего, то твоя молитва не уменьшается (в своей полноте). См. "шарх мумтиъ" 343.

А если пройдет ребенок женского пола - тоже нарушает молитву или нет?

Нет, так как под "женщиной" в хадисе речь идет о совершеннолетних. Поэтому шейх аль-Альбани в "Сыфату-ссаля" привел этот хадис с его поясняющей добавкой: "женщиной, у которой месячные", т.е. совершеннолетняя, суть не в том, что молитву нарушает прохождение именно той женщиной, у которой идут месячные непосредственно, а уже она мукалляф...

Тот факт, что ребенок проходит перед матерью в то время, пока она молится, не влияет на молитву и не делает ее недействительной. Было передано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) держал маленькую девочку во время молитвы, он брал ее на руки, когда стоял, и клал на землю, когда делал земной поклон (суджуд). Это было передано аль-Бухари и Муслимом от Абу Катады аль-Ансари: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) молился и держал на руках Умаму, дочь Зейнаб дочь посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Согласно сообщению от Абу аль-Аас ибн Рабиия ибн Абд Шамс, что когда он делал земной поклон, он клал её на землю, а когда вставал, брал на руки». (Передал Аль-Бухари 486 и Муслим 844).

Также было передано, что он (да благословит его Аллах и приветствует) позволял маленькому мальчику забираться на его плечи, и при этом он продолжал молитву. Это сообщение передал Абдуллах ибн Шаддад от его отца: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришел, чтоб возглавить нашу вечернюю и ночную молитву, и он нес на руках Хасана или Хусайна. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) встал впереди нас и положил (ребенка) вниз, затем произнес "такбир" и начал молитву. Во время молитвы, он сделал земной поклон и надолго задержался в нём. Мой отец сказал: «Я поднял свою голову и увидел ребенка на спине Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в то время, когда он был в земном поклоне, и я тоже вернулся в земной поклон». Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) закончил молитву, люди спросили: «О, Посланник Аллаха, во время своей молитвы ты делал очень долгий земной поклон, и мы уже подумали, что что-то случилось с тобой, или что ты получил Откровение». Он сказал: «Ничего не случилось, но мой сынок (внучек) забрался мне на спину и я не хотел беспокоить его, пока он не сделает, то, что хотел». (Передал ан-Насаи, 1192, классифицирован как сахих аль-Албани, да будет доволен им Аллах – в Сахих Сунан ан-Насаи, 1/246). Если вы будете брать ребенка и опускать его во время своей молитвы, это никак не испортит ее. 

Почему если женщина проходит перед молящимся то это портит молитву полностью, а ели мужчина то нет?

Вопрос постоянному комитету больших ученых по научным исследованиям и вынесению фетв: “В чём мудрость того, что прохождение женщины перед (молящимся) мужчиной обрывает его молитву?”

Ответ: 

«Во-первых, для верующего является обязательным покориться шариатским законоположениям невзирая на то, постиг ли он мудрость (того или иного положения) или же нет.

Во-вторых, женщина не является нечистотой. Но некоторые учёные сказали, что причина обрывания молитвы (молящегося) женщиной (если она пройдёт перед ним) заключается в том, что она искушает мужчину.

В-третьих, установлено от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что прохождение этих троих (черной собаки, совершеннолетней женщины и осла) перед молящимся обрывают его молитву, если у него не было сутры, или если они прошли между ним и его сутрой. Является обязательным подчиняться тому, что постановил Аллах и действовать в соответствии с этим. Значение “обрывает” – т.е. нарушает по более правильному одному из двух мнений учёных. Весь успех от Аллаха!»

“Аль-Ляджна ад-Даима лиль бухус аль-‘ильмия уаль ифта” (17/12)