В Июле 2018 человечество ждут два затмения, солнечное и лунное

В Июле 2018 человечество ждут два затмения, солнечное и лунное

https://twitter.com/cafuego/status/1017922512200425472

Солнечное затмение в пятницу, 13 июля

В грядущую пятницу, 13 июля, произойдет новолуние и частное затмение Солнца, сообщили астрономы Московского Планетария.

Луна закроет третью часть светила. Затмение начнется в 04:48 (по московскому времени) на восходе Солнца в юго-западной части Индийского океана, а завершится в 07:14 между Новой Зеландией и Антарктидой.

Необычное явление можно будет разглядеть с территории Австралии (в окрестностях Мельбурна и на острове Тасмания), а также Антарктиды (неподалеку от побережья Земли Адели). Но жителям Северного полушария оно, увы, будет недоступно.

Зато россияне смогут пронаблюдать за появлением в небе «кровавой» Луны – это случится в ночь с 27 на 28 июля. Тогда сойдутся сразу два редких астрономических явления – затмение Луны и Великое противостояние Марса. Он приблизится к Земле на максимально возможное расстояние. Красная планета будет видна в небе в виде яркой точки.

Отметим, что частное затмение Солнца станет вторым из трех, которые ожидаются в 2018 году – первое произошло 15 февраля, третье грядет 11 августа. Они будут видны лишь из приполярных областей полушарий.

mir24.tv

Солнечные и Лунные Затмения несут с собой кардинальные перемены в жизнь каждого человека. Затмение всегда становится переломным этапом, который разделяет нашу жизнь на «до» и «после», заканчивает собой один период и начинает другой, ставит перед нами новые задачи. Солнечное Затмение произойдет 13 июля 2018 года в 06:01 по Москве в знаке Рак.

В наше время затмение является каким-то чудом, на которое все люди выбегают из домов, чтобы им полюбоваться. Но люди не знают самого важного- в такой день лучше даже закрыть шторы, чтобы не проникал свет луны. Вот почему.

Затмения не проходят незаметно, они действуют на людей, животных, растения. Особенно сильно это чувствуют приболевшие и слабые люди, либо тем, кто метеозависим. У слабых людей на протяжении всего затмения нет сил ни на что, хочется лежать, спать.

Даже полностью здоровый человек ощущает на себе давление от затмения, только не физически, а морально. Скорее даже эмоционально - то есть это могут приливы разных эмоций: от излишней радости до злости и агрессии. А кто со всей мощью испытывает на себе затмение - так это женщины. Прекрасная половина человечества из-за своей эмоциональности испытывает бунт в голове и эмоциях.

В исторических источниках есть такие сведения, что в солнечные затмения значились как предстоящие беды. В такие периоды начинались войны и эпидемии.

Редкое лунное затмение: в пятницу 27 июля, Луна пройдет через тень Земли

Самое длинное полное лунное затмение 21 века состоится всего лишь через пол-месяца, и продлится почти два часа. В этот момент спутник Земли окрасится в красный цвет.

Согласно информации интернет портала Space, затмение не будет видно жителям Северной Америки. А вот в странах Африки, Ближнего Востока, Южной Азии и Индийского океана будет видна полная картина происходящего (однако нужно учитывать погоду). Об этом изданию сообщил ученый НАСА Ноа Петро из Центра космических полетов имени Годдарда в Гринбелте, штат Мэриленд. Украина также входит в этот список. Лучше всего явление смогут наблюдать жители Восточного региона.

В отличие от солнечных затмений, для того, чтобы посмотреть на лунное, не требуется никакого специального оборудования. Дело в том, что в этот период естественный спутник Земли войдет в ее тень, что является безопасным для прямого просмотра невооруженным глазом. Разрешается использование телескопов и биноклей.

Луна становится темно-красной или красновато-коричневой во время затмений, а не просто темной. Это потому, что часть солнечного света, проходящего через земную атмосферу, согнута вокруг края нашей планеты и падает на поверхность Луны.

Источник

C име­нем Ал­ла­ха Ми­лос­ти­вого, Ми­лосер­дно­го

Хва­ла Ал­ла­ху – Гос­по­ду ми­ров, мир и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха на­шему про­року Му­хам­ма­ду, чле­нам его семьи и всем его спод­вижни­кам!

А за­тем:

Мно­гие му­суль­ма­не не стал­ки­вались с та­ким по­ложе­ни­ем, как «на­маз по слу­чаю зат­ме­ния сол­нца или лу­ны», и не со­вер­ша­ли его ни­ког­да. А не­кото­рые да­же и не слы­шали о та­кой мо­лит­ве. В свя­зи с этим хо­телось бы с доз­во­ления Ал­ла­ха оз­на­комить му­суль­ман с этом на­мазом и по­ложе­ни­ями, свя­зан­ны­ми с ним.

Зат­ме­ние сол­нца и лу­ны – из чис­ла зна­мений Все­выш­не­го Ал­ла­ха

Все­выш­ний и Все­могу­щий Ал­лах ска­зал: «Мы нис­по­сыла­ем На­ши зна­мения толь­ко для ус­тра­шения» (аль-Ис­ра 17: 59).

Все­выш­ний Ал­лах так­же ска­зал: «Он спра­шива­ет, ког­да же нас­ту­пит День вос­кре­сения? Ког­да взор бу­дет оше­лом­лен, лу­на зат­мится, а сол­нце и лу­на сой­дут­ся» (аль-Къ­и­яма 75: 6-9).

Все­выш­ний Ал­лах так­же ска­зал: «Сре­ди Его зна­мений – ночь и день, сол­нце и лу­на. Не па­дай­те ниц пе­ред сол­нцем и лу­ной, а па­дай­те ниц пе­ред Ал­ла­хом, Ко­торый сот­во­рил их, ес­ли Ему вы пок­ло­ня­етесь» (Фус­сы­лят 41: 37).

Аль-Мугъ­ира ибн Шу’ба (да бу­дет до­волен им Ал­лах) ска­зал: “В день смер­ти Иб­ра­хима – (ма­лолет­не­го) сы­на пос­ланни­ка Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) про­изош­ло сол­нечное зат­ме­ние, и лю­ди ста­ли го­ворить: “Зат­ме­ние на­чалось из-за смер­ти Иб­ра­хима”. Ус­лы­шав это, пос­ланник Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) ска­зал: «По­ис­ти­не, сол­нечные и лун­ные зат­ме­ния не про­ис­хо­дят ни из-за смер­ти, ни из-за жиз­ни ко­го бы то ни бы­ло. Ес­ли же вы уви­дите по­доб­ное, мо­литесь и взы­вай­те к Ал­ла­ху»”. аль-Бу­хари 1043, Мус­лим 915.

‘А­иша (да бу­дет до­волен ею Ал­лах) рас­ска­зыва­ла: “Од­нажды, во вре­мя сол­нечно­го зат­ме­ния пос­ланник Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) воз­дав хва­лу Ал­ла­ху и вос­сла­вив Его, ска­зал: «По­ис­ти­не, сол­нце и лу­на яв­ля­ют­ся дву­мя зна­мени­ями из чис­ла зна­мений Ал­ла­ха, а зат­ме­ния их не про­ис­хо­дят ни из-за смер­ти, ни из-за рож­де­ния ко­го бы то ни бы­ло из лю­дей. И по­это­му, ес­ли вы уви­дите по­доб­ное, взы­вай­те к Ал­ла­ху, про­из­но­сите сло­ва “Ал­ла­ху ак­бар”, мо­литесь и раз­да­вай­те ми­лос­ты­ню»”. аль-Бу­хари 1044, Мус­лим 901.

Абу Бакр (да бу­дет до­волен им Ал­лах) ска­зал: “Од­нажды, ког­да мы на­ходи­лись у пос­ланни­ка Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) на­чалось сол­нечное зат­ме­ние. Про­рок (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) под­нялся с мес­та, и нап­ра­вил­ся к ме­чети, во­лоча за со­бой свою на­кид­ку, и во­шел ту­да. Мы так­же вош­ли в ме­четь, где он со­вер­шал с на­ми мо­лит­ву в два ра­ка’ата до тех пор, по­ка сол­нце не по­яви­лось сно­ва. За­кон­чив же мо­лить­ся, про­рок (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) ска­зал: «По­ис­ти­не, сол­нечные и лун­ные зат­ме­ния про­ис­хо­дят не по­тому, что кто-то уми­ра­ет, од­на­ко пос­редс­твом это­го Все­выш­ний Ал­лах ус­тра­ша­ет Сво­их ра­бов. А по­это­му, ког­да вы уви­дите по­доб­ное, мо­литесь и взы­вай­те к Ал­ла­ху, по­ка зат­ме­ние не за­кон­чится»”. аль-Бу­хари 1040.

‘Аб­дуллах ибн ‘Аб­бас (да бу­дет до­волен им Ал­лах) рас­ска­зывал: “Од­нажды про­изош­ло зат­ме­ние сол­нца и пос­ланник Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) со­вер­шил мо­лит­ву и ска­зал: «Мне бы­ло по­каза­но пла­мя Ада, и я ни­ког­да не ви­дел бо­лее ужас­но­го зре­лища, ка­кое ви­дел се­год­ня!»” аль-Бу­хари 431, Мус­лим 907.

Шей­хуль-Ис­лам Ибн Тай­мия ска­зал: “Это из­ве­щение от про­рока (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха), что зат­ме­ние сол­нца и лу­ны яв­ля­ют­ся при­чиной, со­дер­жа­щей на­каза­ние для лю­дей и тем, в чем со­дер­жится вред для них. Ес­ли бы эти яв­ле­ния не нес­ли в се­бе вре­да для лю­дей, то они не бы­ли бы при­чиной ус­тра­шения”. См. “Мад­жму’уль-фа­та­уа” 24/259.

К при­меру, сов­ре­мен­ные вра­чи го­ворят, что во вре­мя сол­нечно­го зат­ме­ния ни в ко­ем слу­чае нель­зя смот­реть на сол­нце, пос­коль­ку это мо­жет при­вес­ти к серь­ез­ным проб­ле­мам со зре­ни­ем и да­же к сле­поте. Бо­лее то­го, они не ре­комен­ду­ют де­лать это да­же в сол­нце­защит­ных оч­ках.

Что же ка­са­ет­ся то­го, что ас­тро­номы мо­гут вы­чис­лить о нас­тупле­нии зат­ме­ния сол­нца или лу­ны, или ука­зыва­ют о при­чинах это­го, как ста­нов­ле­ние в один ряд пла­нет сол­нечной сис­те­мы; что во вре­мя сол­нечно­го зат­ме­ния лу­на зак­ры­ва­ет сол­нце, а во вре­мя лун­но­го зем­ля зак­ры­ва­ет лу­ну и т.п., то это не про­тиво­речит то­му, о чем го­ворит­ся в ха­дисах! Нет ни­чего уди­витель­но­го в этом, ибо Ал­лах ус­та­новил для каж­дой ве­щи свои при­чины. Ха­физ Ибн Хад­жар пе­редал, что имам Ибн Да­кыкъ аль-‘Ид, ко­торый жил бо­лее 800 лет на­зад, го­ворил: “Мо­жет быть так, что кто-то по­лага­ет, что сло­ва ас­тро­номов про­тиво­речат ха­дису, что Ал­лах ус­тра­ша­ет эти­ми зат­ме­ни­ями Сво­их ра­бов. Это аб­со­лют­но не так! Ведь у Ал­ла­ха есть пос­тупки, ко­торые со­от­ветс­тву­ют ус­та­нов­ле­ни­ям и ко­торые вы­ходят за гра­ницы ка­ких-ли­бо Его ус­та­нов­ле­ний. Его власть пре­выша­ет лю­бую при­чину, и Он мо­жет на­рушить лю­бые ус­ло­вия, ко­торые по­жела­ет. И об­ла­дате­ли зна­ния о Все­выш­нем по при­чине силь­но­го ве­ро­убеж­де­ния зна­ют о без­гра­нич­ной си­ле Ал­ла­ха, ко­торая пре­выше ес­тес­твен­ных ус­та­нов­ле­ний. Ал­лах тво­рит, что по­жела­ет, и ког­да про­ис­хо­дит что-то стран­ное, то они ис­пы­тыва­ют страх по при­чине си­лы сво­его убеж­де­ния. И все это не пре­пятс­тву­ет то­му, что для по­доб­ных яв­ле­ний су­щес­тву­ют ка­кие-то ус­та­нов­ленные при­чины, ко­торые ес­ли Ал­лах по­жела­ет, мо­жет обой­ти. Од­ним сло­вом, то, о чем го­ворят ас­тро­номы, да­же ес­ли и яв­ля­ет­ся прав­дой, не пре­пятс­тву­ет то­му, что­бы эти ве­щи яв­ля­лись ус­тра­шени­ем для ра­бов Ал­ла­ха!” См. “Фат­хуль-Ба­ри” 2/561.

Шей­хуль-Ис­лам Ибн Тай­мия ска­зал: “У зат­ме­ния лу­ны и сол­нца есть оп­ре­делен­ные пе­ри­оды, по­доб­но то­му, как и у но­волу­ния есть свой пе­ри­од. Что же ка­са­ет­ся зна­ния это­го на ос­но­вании вы­чис­ле­ний, как это де­ла­ют ас­тро­номы, то это не име­ет от­но­шения к пре­тен­зии на зна­ние сок­ро­вен­но­го”. См. “Мад­жму’уль-фа­та­уа” 24/256.

Что та­кое мо­лит­ва зат­ме­ния?

Мно­гие има­мы на­зыва­ют мо­лит­ву зат­ме­ния сол­нца и лу­ны «са­лят аль-ку­суф», не де­лая в име­нова­нии меж­ду ни­ми раз­ни­цы, пос­коль­ку «аль-ку­суф» – это ис­чезно­вение све­та од­но­го из све­тил: сол­нца или лу­ны, ко­торое пок­ры­ва­ет­ся в этот мо­мент тем­но­той. См. “Ас­на аль-ма­талиб” 1/385.

Так­же бы­ло ска­зано, что «аль-ку­суф» – это ког­да свет ис­че­за­ет по при­чине зат­ме­ния пол­ностью, а «аль-ху­суф» – ког­да ис­че­за­ет час­тично. См. “Фат­хуль-Ба­ри” 2/535.

Не­кото­рые же има­мы го­вори­ли, что «аль-ку­суф» ка­са­ет­ся имен­но зат­ме­ния сол­нца, тог­да как зат­ме­ние лу­ны име­ну­ет­ся «аль-ху­суф», и это бо­лее рас­простра­нено в араб­ском язы­ке. См. “Ли­сан аль-‘араб”, “Джа­ми’ аль-усуль” 6/164.

А не­кото­рые има­мы счи­тали, что нет проб­лем го­ворить на мо­лит­ву по при­чине зат­ме­ния сол­нца, как «са­лят аль-ку­суф», так и «са­лят аль-ху­суф», ибо оба вы­раже­ния пе­реда­ют­ся в ха­дисах от спод­вижни­ков.

Что ка­са­ет­ся ша­ри­ат­ско­го оп­ре­деле­ния, то под «са­лят аль-ку­суф» речь идет о со­вер­ше­нии оп­ре­делен­ной мо­лит­вы, в оп­ре­делен­ном ис­полне­нии, в мо­мент зат­ме­ния сол­нца или лу­ны. См. “Ма­уахиб аль-джа­лиль” 2/199, “Ни­хая аль-мух­тадж” 2/394.

Ха­дисы, от­но­ситель­но мо­лит­вы зат­ме­ния сол­нца и лу­ны

Ха­дисов, о со­вер­ше­нии мо­лит­вы зат­ме­ния пос­ланни­ком Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) и его спод­вижни­ками очень мно­го, но с доз­во­ления Ал­ла­ха при­ведем не­кото­рые из них:

‘А­иша (да бу­дет до­волен ею Ал­лах) рас­ска­зыва­ла: “Ког­да при жиз­ни пос­ланни­ка Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) про­изош­ло сол­нечное зат­ме­ние, он стал мо­лить­ся вмес­те с людь­ми. Сна­чала он дол­го сто­ял, по­том со­вер­шил дол­гий по­яс­ной пок­лон, по­том вып­ря­мил­ся и сно­ва сто­ял дол­го, но мень­ше, чем в пер­вый раз, а за­тем со­вер­шил еще один дол­гий по­яс­ной пок­лон, но бо­лее ко­рот­кий, чем пер­вый. По­том он дваж­ды со­вер­шил дол­гий зем­ной пок­лон, пос­ле че­го та­ким же об­ра­зом со­вер­шил вто­рой ра­ка’ат, а ког­да сол­нце по­каза­лось сно­ва, за­кон­чил мо­лить­ся и об­ра­тил­ся к лю­дям с хут­бой (про­поведью). Воз­дав хва­лу Ал­ла­ху и вос­сла­вив Его, он ска­зал: «По­ис­ти­не, сол­нце и лу­на яв­ля­ют­ся дву­мя зна­мени­ями из чис­ла зна­мений Ал­ла­ха, а зат­ме­ния их не про­ис­хо­дят ни из-за смер­ти, ни из-за рож­де­ния ко­го бы то ни бы­ло из лю­дей. И по­это­му, ес­ли вы уви­дите по­доб­ное, взы­вай­те к Ал­ла­ху, про­из­но­сите сло­ва “Ал­ла­ху ак­бар”, мо­литесь и раз­да­вай­те ми­лос­ты­ню». За­тем он ска­зал: «О об­щи­на Му­хам­ма­да! Кля­нусь Ал­ла­хом, при ви­де то­го, как Его раб или Его ра­быня со­вер­ша­ют пре­любо­де­яние, ник­то не ис­пы­тыва­ет боль­шей рев­ности, чем Ал­лах! О об­щи­на Му­хам­ма­да, кля­нусь Ал­ла­хом, ес­ли бы вы зна­ли то, что из­вес­тно мне, то, ко­неч­но же, сме­ялись бы ма­ло, а пла­кали мно­го!»” аль-Бу­хари 1044, Мус­лим 901.

Ха­физ Ибн Хад­жар ска­зал: “В ха­дисе ‘А­иши со­дер­жатся раз­личные поль­зы. Так, в нем го­ворит­ся о том, что во вре­мя зат­ме­ния не­об­хо­димо прис­ту­пать к мо­лит­ве как мож­но быс­трее, и упо­мина­ет­ся о про­чих не­об­хо­димых дей­стви­ях. Этот ха­дис удер­жи­ва­ет лю­дей от то­го, что­бы они мно­го сме­ялись, и по­буж­да­ет их к то­му, что­бы они мно­го пла­кали. В нем го­ворит­ся о том, что че­ловек не­из­бежно при­дет к смер­ти, и ука­зыва­ет­ся на не­об­хо­димость при­нимать во вни­мание зна­мения Ал­ла­ха. Кро­ме то­го, в этом ха­дисе от­верга­ют­ся за­яв­ле­ния тех, кто по­лага­ет, что пла­неты ока­зыва­ют вли­яние на зем­лю, разъ­яс­ня­ет­ся, что сле­ду­ет опа­сать­ся неп­ра­виль­ных воз­зре­ний, и упо­мина­ет­ся о том, ка­кое зна­чение при­дава­ли спод­вижни­ки пе­реда­че со­об­ще­ний о де­лах про­рока (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха), что­бы им мог­ли сле­довать лю­ди”. См. “Фат­хуль-Ба­ри” 2/531.

Ибн ‘Аб­бас (да бу­дет до­волен им Ал­лах) рас­ска­зывал: “Ког­да при жиз­ни пос­ланни­ка Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) про­изош­ло сол­нечное зат­ме­ние, он со­вер­шил мо­лит­ву. Сна­чала он дол­го сто­ял, при­мер­но столь­ко, что это­го вре­мени хва­тило бы для то­го, что­бы про­читать су­ру “аль-Бакъ­ара”. По­том он на­дол­го скло­нил­ся в по­яс­ном пок­ло­не, по­том вып­ря­мил­ся и сно­ва сто­ял дол­го, но мень­ше, чем в пер­вый раз. По­том он со­вер­шил дол­гий по­яс­ной пок­лон, за­няв­ший мень­ше вре­мени, чем пер­вый, пос­ле че­го дваж­ды скло­нил­ся в зем­ном пок­ло­не. По­том он встал и дол­го сто­ял, но мень­ше, чем в пер­вый раз. По­том он со­вер­шил по­яс­ной пок­лон, ко­торый был ко­роче пер­во­го, по­том вып­ря­мил­ся и дол­го сто­ял, но мень­ше, чем в пер­вый раз. По­том он со­вер­шил по­яс­ной пок­лон, ко­торый был ко­роче пер­во­го, по­том вып­ря­мил­ся и дваж­ды скло­нил­ся в зем­ном пок­ло­не, а по­том, ког­да уже по­каза­лось сол­нце, он за­вер­шил мо­лит­ву. Тог­да про­рок (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) ска­зал: «По­ис­ти­не, сол­нце и лу­на яв­ля­ют­ся дву­мя зна­мени­ями из чис­ла зна­мений Ал­ла­ха, и зат­ме­ния их не слу­ча­ют­ся ни из-за смер­ти, ни из-за жиз­ни ко­го бы то ни бы­ло из лю­дей, а по­это­му, ес­ли вы уви­дите по­доб­ное, по­минай­те Ал­ла­ха!» Лю­ди ска­зали: «О пос­ланник Ал­ла­ха, мы ви­дели, как ты взял что-то, на­ходясь на сво­ем мес­те, а по­том мы ви­дели, как ты ото­шел на­зад». В от­вет на это он ска­зал: «По­ис­ти­не, я ви­дел Рай и про­тянул ру­ки, что­бы взять гроздь (рас­ту­щих там пло­дов), и ес­ли бы я су­мел сор­вать ее то вы, не­сом­ненно, мог­ли бы пи­тать­ся (эти­ми пло­дами) до скон­ча­ния ми­ра это­го. Кро­ме то­го, мне бы­ло по­каза­но пла­мя Ада, и я не ви­дел ни­чего бо­лее ужас­но­го, чем то, что уви­дел се­год­ня, и я уви­дел, что боль­шинс­тво оби­тате­лей Ада сос­тавля­ют жен­щи­ны». Его спро­сили: «О пос­ланник Ал­ла­ха, по­чему же так?» Он ска­зал: «По­тому что они неб­ла­годар­ны». Его спро­сили: «Они неб­ла­годар­ны по от­но­шению к Ал­ла­ху?» Он ска­зал: «Они неб­ла­годар­ны по от­но­шению к мужь­ям, и не бла­года­рят за ока­зыва­емые им бла­годе­яния. Ес­ли ты всю жизнь ста­нешь де­лать од­ной из та­ких доб­ро, а по­том она уви­дит от те­бя что-ни­будь, что ей не пон­ра­вит­ся, то ска­жет: “Я ни­ког­да не ви­дела от те­бя доб­ра!»” аль-Бу­хари 1052, 3202, 5197, Мус­лим 907.

Со слов Абу Бак­ра­та (да бу­дет до­волен им Ал­лах) со­об­ща­ет­ся, что он ска­зал: “Про­рок (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) со­вер­шал в два ра­ка’ата мо­лит­ву зат­ме­ния сол­нца и лу­ны, как это де­ла­ете вы”. Ибн Хиб­бан 2908, аль-Бай­хакъи 3/337. Имам Ибн Хиб­бан и аз-За­хаби под­твер­ди­ли дос­то­вер­ность.

Имам Ибн Хиб­бан ска­зал: “Зат­ме­ние лу­ны про­изош­ло в пя­том го­ду по хид­жре, и про­рок (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) со­вер­шил со сво­ими спод­вижни­ками мо­лит­ву зат­ме­ния. И это бы­ла пер­вая мо­лит­ва, со­вер­шенная по при­чине зат­ме­ния”. См. “Ки­таб ас-сикъ­ат” 1/261.

Пре­дыду­щий ха­дис и эти сло­ва Ибн Хиб­ба­на оп­ро­вер­га­ют сло­ва тех, кто го­ворил, что про­рок (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) не со­вер­шал мо­лит­ву имен­но по слу­чаю зат­ме­ния лу­ны.

А Ал­ла­ху ве­домо обо всем луч­ше.

Ка­ково по­ложе­ние мо­лит­вы по при­чине зат­ме­ния?

Уче­ные ра­зош­лись ка­сатель­но по­ложе­ния мо­лит­вы, свя­зан­ной с зат­ме­ни­ем сол­нца и лу­ны. Боль­шинс­тво има­мов счи­тало со­вер­ше­ние этой мо­лит­вы весь­ма же­латель­ным, но не обя­затель­ным. См. “Фат­хуль-Ба­ри” 2/527.

Од­на­ко Абу ‘А­ууана за­явил, что эта мо­лит­ва яв­ля­ет­ся обя­затель­ной. Так­же это бы­ло од­ним из мне­ний Абу Ха­нифы, а Ма­лик срав­ни­вал ее по­ложе­ние с по­ложе­ни­ем пят­ничной мо­лит­вы. И из тех уче­ных, кто так­же скло­нил­ся к обя­затель­нос­ти мо­лит­вы по слу­чаю зат­ме­ния: аш-Ша­ука­ни, Сыд­дыкъ Ха­сан Хан и аль-Аль­ба­ни. См. “Фат­хуль-Ба­ри” 2/527, “ас-Сай­ль аль-джа­рар” 1/323, “Та­мамуль-мин­на” 261.

Эти уче­ные опи­рались на ха­дисы, в ко­торых пос­ланник Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) го­ворил сво­ей об­щи­не о со­вер­ше­нии мо­лит­вы по при­чине зат­ме­ния в по­вели­тель­ной фор­ме, как ха­дисы: «Ес­ли вы уви­дите зат­ме­ние, то со­вер­шай­те мо­лит­ву».

Но боль­шинс­тво уче­ных от­ве­тило на это тем, что в ха­дисе, в ко­тором со­дер­жится ве­ление со­вер­шать мо­лит­ву, свя­зан­ную с зат­ме­ни­ем, так­же ве­лено воз­ве­личи­вать Ал­ла­ха, об­ра­щать­ся к Не­му с моль­бой и раз­да­вать са­дакъа, а эти ве­щи по еди­ног­ласно­му мне­нию яв­ля­ют­ся же­латель­ным во вре­мя зат­ме­ния, но не обя­затель­ным. Уче­ные час­то го­вори­ли о том, что ког­да ка­сатель­но ка­кой-то ве­щи есть ве­ление, но она упо­мина­ет­ся на­ряду с ве­лени­ем доб­ро­воль­ных ве­щей, то ве­ление но­сит же­латель­ный ха­рак­тер, а не обя­затель­ный. См. “Ба­даи’ аль-фа­уаид” 4/183.

На ос­но­вании это­го, мне­ние боль­шинс­тва има­мов яв­ля­ет­ся бо­лее пра­виль­ным. См. «Бугъ­ятуль-му­тата­ууи’ фи са­ляти-тта­та­уу’» 107.

А Ал­ла­ху ве­домо обо всем луч­ше.

Ког­да нас­ту­па­ет и за­вер­ша­ет­ся вре­мя мо­лит­вы зат­ме­ния?

Вре­мя мо­лит­вы по слу­чаю зат­ме­ния на­чина­ет­ся с мо­мен­та зат­ме­ния и длит­ся до его за­вер­ше­ния. Со слов аль-Мугъ­иры (да бу­дет до­волен им Ал­лах) со­об­ща­ет­ся, что пос­ланник Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) ска­зал: «Ес­ли вы уви­дите эти два зат­ме­ния, то взы­вай­те к Ал­ла­ху и со­вер­шай­те мо­лит­ву, по­ка не прой­дет зат­ме­ние». аль-Бу­хари 1060, Мус­лим 904.

Так­же и со слов ‘А­иши (да бу­дет до­волен ею Ал­лах) со­об­ща­ет­ся, что пос­ланник Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) ска­зал: «По­ис­ти­не, они (зат­ме­ния) яв­ля­ют­ся дву­мя зна­мени­ями из чис­ла зна­мений Ал­ла­ха, и по­это­му ес­ли вы уви­дите по­доб­ное, то мо­литесь, по­ка зат­ме­ние не за­кон­чится». Мус­лим 901.

Мо­лит­ву по слу­чаю зат­ме­ния мож­но со­вер­шать в лю­бое вре­мя, да­же ес­ли речь идет о трех по­рица­емых пе­ри­одах вре­мени для со­вер­ше­ния доб­ро­воль­ных мо­литв, по­тому что про­рок (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) ве­лел со­вер­шать эту мо­лит­ву при нас­тупле­нии зат­ме­ния, и не де­лал ка­ких-ли­бо ого­ворок ка­сатель­но не­жела­тель­ных пе­ри­одов вре­мени. Ска­зал аш-Ша­ука­ни: “Нет кон­крет­но­го вре­мени для мо­лит­вы зат­ме­ния, пос­коль­ку эта мо­лит­ва свя­зана с ви­дени­ем зат­ме­ния сол­нца или лу­ны, а это мо­жет про­изой­ти в лю­бое вре­мя. И это выб­рал аш-Ша­фи’и. Ха­нафи­ты сде­лали ис­клю­чени­ем по­рица­емые пе­ри­оды вре­мени (для доб­ро­воль­ных мо­литв). И это яв­ля­ет­ся из­вес­тным мне­ни­ем в маз­ха­бе Ах­ма­да. А ма­лики­ты счи­та­ют, что эта мо­лит­ва доз­во­ля­ет­ся в пе­ри­од на­чала доз­во­лен­ности доб­ро­воль­ных мо­литв и до за­ката сол­нца. Од­на­ко пра­виль­ным яв­ля­ет­ся пер­вое мне­ние, ибо суть в том, что бы со­вер­шить это пок­ло­нение до за­вер­ше­ния зат­ме­ния. И уче­ные еди­ног­ласны, что мо­лит­ва зат­ме­ния не воз­ме­ща­ет­ся пос­ле за­вер­ше­ния зат­ме­ния”. См. “Най­люль-а­утар” 7/150.

Имам ат-Та­ха­уи ска­зал: “Сло­ва про­рока (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха): «Со­вер­шай­те мо­лит­ву и об­ра­щай­тесь к Ал­ла­ху с моль­ба­ми» ука­зыва­ют на то, что за­вер­шивший мо­лит­ву преж­де, чем зат­ме­ние прой­дет, об­ра­ща­ет­ся с моль­ба­ми до вы­хода зат­ме­ния”. См. “Шарх ма’ани аль-асар” 1/331.

Мож­но ли со­вер­шать мо­лит­ву зат­ме­ния, опи­ра­ясь на ас­тро­номи­чес­кие вы­чис­ле­ния или ес­ли это­го зат­ме­ния не вид­но?

Мно­гие му­суль­ма­не со­вер­ша­ют мо­лит­ву зат­ме­ния на ос­но­вании ас­тро­номи­чес­ких вы­чис­ле­ний, по за­ранее ука­зан­ной да­те и вре­мени зат­ме­ния сол­нца или лу­ны, да­же ес­ли в их мес­тнос­ти это­го зат­ме­ния не вид­но во­об­ще. На са­мом де­ле ма­ло кто из них зна­ет, что по­доб­ное про­тиво­речит Сун­не!

Шей­хуль-Ис­лам Ибн Тай­мия ска­зал: “Ес­ли со­об­ще­ния ас­тро­номов бу­дут еди­ног­ласны от­но­ситель­но нас­тупле­ния зат­ме­ния, то вряд ли они оши­бут­ся. Но вмес­те с тем, на ос­но­вании их со­об­ще­ний не стро­ит­ся ша­ри­ат­ское зна­ние. По­ис­ти­не, мо­лит­ва по слу­чаю зат­ме­ния сол­нца и лу­ны не со­вер­ша­ет­ся, кро­ме как ес­ли мы са­ми уви­дим это!” См. “Мад­жму’уль-фа­та­уа” 24/258.

Шейх Ибн Баз, го­воря о мо­лит­ве зат­ме­ния, ска­зал: “Яв­ля­ет­ся обя­затель­ным для всех му­суль­ман дер­жать­ся Сун­ны и пос­ту­пать в со­от­ветс­твии с ней, ос­те­рега­ясь все­го, что про­тиво­речит ей! И ста­новит­ся яс­ным, что те, ко­торые со­вер­ша­ют мо­лит­ву зат­ме­ния, опи­ра­ясь на ас­тро­номи­чес­кие вы­чис­ле­ния, до­пус­ти­ли ошиб­ку и пош­ли в про­тиво­речие Сун­не. И так­же ста­новит­ся яс­но, что не уза­коне­но со­вер­шать ее жи­телям стра­ны, у ко­торых не вид­но это­го зат­ме­ния, ибо пос­ланник (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) свя­зал мо­лит­ву с ли­цез­ре­ни­ем зат­ме­ния, а не с со­об­ще­ни­ем ас­тро­номов, что это про­изой­дет, или слу­чит­ся в дру­гом го­роде”. См. “Фа­та­уа Ибн Баз” 13/31.

Шейх Ибн ‘Усай­мин ска­зал: “Бы­ва­ет так, что объ­яв­ля­ют о том, что бу­дет зат­ме­ние, а зат­ме­ние про­ис­хо­дит час­тичное, ко­торое не­замет­но. А не­кото­рые лю­ди ус­трем­ля­ют­ся к со­вер­ше­нию мо­лит­вы по это­му слу­чаю, как это про­изош­ло год или два на­зад. Бы­ло объ­яв­ле­но о зат­ме­нии, од­на­ко оно бы­ло не­замет­ным. Ес­ли бу­дет объ­яв­ле­но о зат­ме­нии, но оно не бу­дет яв­ным, то мо­лит­ва по это­му слу­чаю не доз­во­лена, пос­коль­ку про­рок (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) ска­зал: «Ес­ли вы уви­дите это, то мо­литесь». И под «зат­ме­ни­ем» ас­тро­номы иног­да име­ют в ви­ду тень, при ко­торой свет лу­чей умень­ша­ет­ся, од­на­ко все рав­но за­метен”. См. “аль-Баб аль-маф­тух” 16/31.

Так­же ког­да шей­ха Ибн ‘Усай­ми­на спро­сили: «Ка­ково пос­та­нов­ле­ние ка­сатель­но то­го, что сол­нце сок­ры­то об­ла­ками, но в га­зетах пи­сали до это­го, что с доз­во­ления Ал­ла­ха дол­жно про­изой­ти зат­ме­ние в та­кое-то вре­мя? Сле­ду­ет ли со­вер­шать мо­лит­ву зат­ме­ния, да­же ес­ли зат­ме­ния не вид­но?»

Шейх от­ве­тил: “Не доз­во­лено со­вер­шать эту мо­лит­ву, опи­ра­ясь на то, что пи­шут в га­зетах или го­ворят не­кото­рые ас­тро­номы, ес­ли не­бо туч­ное и не вид­но зат­ме­ния. Ведь про­рок (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) свя­зал по­ложе­ние с ви­дени­ем зат­ме­ния, ска­зав: «Ес­ли вы уви­дите это, то ус­тре­митесь к мо­лит­ве». Воз­можно, Ал­лах сок­рыл это зат­ме­ние от од­них лю­дей и не сок­рыл от дру­гих по при­чине муд­рости, ко­торую по­желал”. См. “Фа­та­уа Ибн ‘Усай­мин” 16/309.

Как сле­ду­ет при­зывать лю­дей на мо­лит­ву зат­ме­ния?

При зат­ме­нии лу­ны или сол­нца нет для этой мо­лит­вы ни про­из­не­сения аза­на, ни икъ­ама, од­на­ко мож­но воз­вестить о ней сло­вами: «Об­щая мо­лит­ва!» (ас-Са­ляту джа­ми’а).

‘Аб­дуллах ибн ‘Амр (да бу­дет до­волен им Ал­лах) ска­зал: “Ког­да при жиз­ни пос­ланни­ка Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) про­изош­ло сол­нечное зат­ме­ние, был воз­гла­шен сле­ду­ющий при­зыв: «Об­щая мо­лит­ва!»” аль-Бу­хари 1045, Мус­лим 910.

Имам Ибн Да­кыкъ аль-‘Ид го­ворил: “Не сле­ду­ет про­из­но­сить сло­ва аза­на для мо­лит­вы зат­ме­ния по еди­ног­ласно­му мне­нию уче­ных. А этот ха­дис ука­зыва­ет на то, что к этой мо­лит­ве при­зыва­ют сло­вами: «Об­щая мо­лит­ва!» И в этом до­каза­тель­ство для тех, кто счи­тал это же­латель­ным”. См. “Шарх аль-‘Ум­да” 3/158.

О кол­лектив­ном со­вер­ше­нии мо­лит­вы зат­ме­ния в ме­чети

Сун­ной яв­ля­ет­ся со­вер­ше­ние мо­лит­вы зат­ме­ния в ме­четях. Имам аль-Бу­хари в сво­ем Са­хихе наз­вал гла­ву так: “Гла­ва: Мо­лит­ва по слу­чаю зат­ме­ния в ме­четях”.

‘А­иша (да бу­дет до­волен ею Ал­лах) рас­ска­зыва­ла: “При жиз­ни пос­ланни­ка Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) про­изош­ло зат­ме­ние сол­нца и пос­ланник Ал­ла­ха, да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет, от­пра­вил­ся в ме­четь. Он встал и воз­ве­личил Ал­ла­ха, а лю­ди выс­тро­ились в ряд за ним”. аль-Бу­хари 1046, Мус­лим 901.

Со слов Мах­му­да ибн Ля­бида (да бу­дет до­волен им Ал­лах) со­об­ща­ет­ся, что пос­ланник Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) ска­зал: «Ес­ли вы уви­дите зат­ме­ния сол­нца и лу­ны, то ус­тре­митесь к ме­четям!» Ах­мад 5/428. Ха­физ аль-Хай­са­ми наз­вал всех пе­редат­чи­ков ха­диса пе­редат­чи­ками «ас-Са­хих», а Шу’айб аль-Ар­на­ут наз­вал ис­над его силь­ным. См. “Мад­жма’у-зза­уаид” 2/207, “Тах­ридж аль-Мус­над” 23679.

Ха­физ Ибн Хад­жар ска­зал: “Яв­ля­ет­ся дос­то­вер­ным то, что Сун­на – это со­вер­ше­ние мо­лит­вы зат­ме­ния в ме­чети, а ина­че про­рок (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) со­вер­шал бы ее в пус­тынной мес­тнос­ти, что об­легчи­ло бы ви­дение за­вер­ше­ния зат­ме­ния”. См. “Фат­хуль-Ба­ри” 2/673.

Има­мы Ма­лик, аш-Ша­фи’и и Ах­мад, а так­же боль­шинс­тво уче­ных счи­тало, что со­вер­ше­ние мо­лит­вы зат­ме­ния сол­нца и лу­ны в джа­ма’ате яв­ля­ет­ся Сун­ной. Абу Юсуф и Му­хам­мад из чис­ла ха­нафи­тов го­вори­ли, что со­вер­ше­ни­ем в джа­ма’ате яв­ля­ет­ся ус­ло­ви­ем. Яхья го­ворил, что она яв­ля­ет­ся ус­ло­ви­ем в джа­ма’ате имен­но при со­вер­ше­нии мо­лит­вы зат­ме­ния сол­нца. Има­мы Ира­ка счи­тали, что мо­лит­ва, как зат­ме­ния сол­нца, так и лу­ны со­вер­ша­ют­ся по от­дель­нос­ти. И от Абу Ха­нифы и Ма­лика пе­реда­вали, что на­обо­рот, ус­ло­ви­ем яв­ля­ет­ся со­вер­ше­ние мо­лит­вы зат­ме­ния в оди­ноч­ку. Но от Ма­лика пе­реда­ет­ся и иное мне­ние. См. “аль-Му­да­ууана” 1/163, “аль-Умм” 2/523, “аль-Мугъ­ни” 3/322, “аль-Бахр аз-за­хар” 2/71.

При­ведя все эти мне­ния, аш-Ша­ука­ни ска­зал: “Сто­рон­ни­ки пер­во­го мне­ния опи­рались на дос­то­вер­ные упо­мяну­тые ха­дисы, а те, кто скло­нил­ся к ино­му мне­нию, что со­вер­шать эту мо­лит­ву в оди­ноч­ку яв­ля­ет­ся ус­ло­ви­ем или же­латель­ностью, нет у них до­вода. А что ка­са­ет­ся тех, кто доз­во­лил оба ва­ри­ан­та (со­вер­шать эту мо­лит­ву и в джа­ма’ате и од­но­му), то они го­вори­ли, что нет до­вода ука­зыва­юще­го на то, что со­вер­ше­ние в джа­ма’ате яв­ля­ет­ся ус­ло­ви­ем, пос­коль­ку пос­ту­пок про­рока (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) не ука­зыва­ет на обя­затель­ность, не го­воря уже о том, что­бы это бы­ло ус­ло­ви­ем. И это вер­ное мне­ние, од­на­ко, это не ис­клю­ча­ет то, что пра­виль­нее со­вер­шать эту мо­лит­ву в кол­лекти­ве”. См. “Най­люль-а­утар” 7/170.

О со­вер­ше­нии жен­щи­нами мо­лит­вы по при­чине зат­ме­ния в кол­лекти­ве с муж­чи­нами

Так наз­вал гла­ву в сво­ем Са­хихе имам аль-Бу­хари, ко­торый при­вел под ней сле­ду­ющий ха­дис:

Ас­ма бинт Абу Бакр (да бу­дет до­волен ею Ал­лах) рас­ска­зыва­ла: “Од­нажды я заш­ла к ‘А­ише во вре­мя зат­ме­ния, ког­да лю­ди со­вер­ша­ли мо­лит­ву, и она со­вер­ша­ла мо­лит­ву, и спро­сила ее: “Что про­ис­хо­дит с людь­ми?” В от­вет она ука­зала ру­кой на не­бо и ска­зала: «Суб­ха­на-Ллах!» Я спро­сила: «Зна­мение?» И она кив­ну­ла мне го­ловой. Тог­да я то­же прис­ту­пила к мо­лит­ве и мо­лилась, по­ка не на­чала те­рять соз­на­ние, из-за че­го мне приш­лось по­лить се­бе го­лову во­дой”. аль-Бу­хари 86, 1053, Мус­лим 905.

Так­же и ‘А­иша (да бу­дет до­волен ею Ал­лах) рас­ска­зыва­ла: “Ког­да нас­ту­пило зат­ме­ние, я выш­ла вмес­те с жен­щи­нами (для со­вер­ше­ния мо­лит­вы)”. Мус­лим 903.

ПРАВИЛА СОВЕРШЕНИЯ МОЛИТВЫ ЗАТМЕНИЯ

Ко­личес­тво ра­ка’атов мо­лит­вы зат­ме­ния

‘А­иша (да бу­дет до­волен ею Ал­лах) рас­ска­зыва­ла: “Со­вер­шая мо­лит­ву во вре­мя зат­ме­ния, про­рок (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) чи­тал Ко­ран вслух. За­вер­шив чте­ние, он ска­зал: “Ал­лах ве­лик”, и скло­нил­ся в по­яс­ном пок­ло­не, а ког­да вып­ря­мил­ся, ска­зал: “Да ус­лы­шит Ал­лах тех, кто воз­дал Ему хва­лу; Гос­подь наш, хва­ла Те­бе!” − пос­ле че­го сно­ва стал чи­тать. И мо­лит­ва в два ра­ка’ата во вре­мя зат­ме­ния вклю­ча­ет в се­бя че­тыре по­яс­ных и че­тыре зем­ных пок­ло­на”. аль-Бу­хари 1065, Мус­лим 901.

‘Аб­ду-р-Рах­ман ибн Са­мура (да бу­дет до­волен им Ал­лах) рас­ска­зывал: “Од­нажды, при жиз­ни пос­ланни­ка Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха), ког­да я стре­лял из лу­ка, про­изош­ло зат­ме­ние сол­нца. Я бро­сил их (стре­лы) и ска­зал: “Я обя­затель­но дол­жен пос­мотреть, что про­изош­ло но­вого с пос­ланни­ком Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) се­год­ня при зат­ме­нии сол­нца!” И ког­да я при­шел к не­му, он сто­ял, под­няв свои ру­ки, прос­лавлял Ал­ла­ха, вос­хва­лял Его, про­из­но­сил сви­детель­ство (ша­хады) и взы­вал к Не­му, по­ка не по­каза­лось сол­нце. И во вре­мя мо­лит­вы он про­чел две су­ры и со­вер­шил два ра­ка’ата”. Мус­лим 913.

Ко­личес­тво по­яс­ных пок­ло­нов в мо­лит­ве зат­ме­ния

Сле­ду­ет от­ме­тить, что в от­ли­чие от всех про­чих ви­дов мо­литв, в мо­лит­ве зат­ме­ния по­яс­ной пок­лон со­вер­ша­ет­ся не один раз, а два ра­за, на что ука­зыва­ют мно­жес­тво ха­дисов. Ибн ‘Аб­бас (да бу­дет до­волен им Ал­лах) рас­ска­зывал: “Ког­да при жиз­ни пос­ланни­ка Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) про­изош­ло сол­нечное зат­ме­ние, он со­вер­шил мо­лит­ву. Сна­чала он дол­го сто­ял, при­мер­но столь­ко, что это­го вре­мени хва­тило бы для то­го, что­бы про­читать су­ру “аль-Бакъ­ара”. По­том он на­дол­го скло­нил­ся в по­яс­ном пок­ло­не, по­том вып­ря­мил­ся и сно­ва сто­ял дол­го, но мень­ше, чем в пер­вый раз. По­том он со­вер­шил дол­гий по­яс­ной пок­лон, за­няв­ший мень­ше вре­мени, чем пер­вый, пос­ле че­го дваж­ды скло­нил­ся в зем­ном пок­ло­не. По­том он встал и дол­го сто­ял, но мень­ше, чем в пер­вый раз. По­том он со­вер­шил по­яс­ной пок­лон, ко­торый был ко­роче пер­во­го, по­том вып­ря­мил­ся и дол­го сто­ял, но мень­ше, чем в пер­вый раз. По­том он со­вер­шил по­яс­ной пок­лон, ко­торый был ко­роче пер­во­го, по­том вып­ря­мил­ся и дваж­ды скло­нил­ся в зем­ном пок­ло­не, а по­том, ког­да уже по­каза­лось сол­нце, он за­вер­шил мо­лит­ву”. аль-Бу­хари 1052, 3202, 5197, Мус­лим 907.

Так­же есть ха­дисы, в ко­торых со­об­ща­ет­ся, что пос­ланник Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) во вре­мя мо­лит­вы зат­ме­ния в каж­дом ра­ка’ате со­вер­шал по три или по че­тыре или по пять по­яс­ных пок­ло­нов. Мус­лим 901, 908, Абу Да­уд 1177, 1182, 1183.

По этой при­чине има­мы раз­ногла­сили ка­сатель­но ко­личеств по­яс­ных пок­ло­нов в каж­дом ра­ка’ате мо­лит­вы зат­ме­ния. Кто-то вы­бирал оп­ре­делен­ное ко­личес­тво, до­шед­шее до не­го в ха­дисах, а кто-то счи­тал, что при­ем­ле­мы лю­бые ко­личес­тва из чис­ла ус­та­нов­ленных. Од­на­ко мно­гие приз­нанные му­хад­ди­сы счи­тали, что ха­дисы, в ко­торых пе­реда­ет­ся боль­шее чис­ло по­яс­ных пок­ло­нов, не­жели два, ли­бо сла­бые, ли­бо от­кло­нен­ные по при­чине ошиб­ке пе­редат­чи­ка от дос­то­вер­ных вер­сий. Ха­физ Ибн ‘Аб­дуль-Барр ска­зал: “Са­мое дос­то­вер­ное в этой гла­ве то, что со­вер­ша­ет­ся имен­но два по­яс­ных пок­ло­на, а то, что про­тиво­речит это­му, ли­бо сла­бое, ли­бо име­ет скры­тые не­дос­татки (‘иляль)”. См. “ат-Там­хид” 5/288.

Имам Ибн аль-Къ­айим от­но­ситель­но вер­сий, в ко­торых пе­реда­ет­ся боль­шее ко­личес­тво по­яс­ных пок­ло­нов, чем два, ска­зал: “Од­на­ко, боль­шие има­мы не счи­та­ют эти вер­сии дос­то­вер­ны­ми, как имам Ах­мад, аль-Бу­хари, аш-Ша­фи’и. Они счи­тали это ошиб­кой”. См. “За­дуль-ма’ад” 1/453.

Шейх аль-Аль­ба­ни ска­зал: “В ито­ге мож­но ска­зать, что дос­то­вер­ным в мо­лит­ве по при­чине зат­ме­ния яв­ля­ет­ся то, что со­вер­ша­ет­ся два по­яс­ных пок­ло­на в каж­дом из двух ра­ка’атов. И это то, что пе­реда­ет­ся от боль­шой груп­пы спод­вижни­ков, что при­водит­ся в са­мых дос­то­вер­ных сбор­ни­ках че­рез из­вес­тные пу­ти пе­редач. А то, что пе­реда­ет­ся по­мимо это­го, яв­ля­ет­ся ли­бо сла­бым, ли­бо от­кло­нен­ным, на что не опи­ра­ют­ся”. См. “аль-Ируа” 3/132.

Имам Ибн аль-Мун­зир ска­зал: “Мо­лит­ва по слу­чаю зат­ме­ния лу­ны со­вер­ша­ет­ся так же, как и по слу­чаю зат­ме­ния сол­нца”. См. «аль-Ик­на’» 1/124.

Ес­ли кто-то опоз­дал на пер­вый ра­ка’ат мо­лит­вы зат­ме­ния, од­на­ко зас­тал има­ма во вто­ром по­яс­ном пок­ло­не, то ему этот ра­ка’ат не зас­чи­тыва­ет­ся, в от­ли­чие от обыч­ной мо­лит­вы, ибо у мо­лит­вы зат­ме­ния два по­яс­ных пок­ло­на в ра­ка’ате. По­это­му пос­ле за­вер­ше­ния мо­лит­вы има­мом ему сле­ду­ет встать и до­делать этот ра­ка’ат с дву­мя по­яс­ны­ми пок­ло­нами. См. «Бугъ­ятуль-му­тата­ууи’ фи са­ляти-тта­та­уу’» 112.

Же­латель­ность за­тяги­вания мо­лит­вы зат­ме­ния

Абу Му­са (да бу­дет до­волен им Ал­лах) ска­зал: “Ког­да про­изош­ло сол­нечное зат­ме­ние, про­рок (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) в стра­хе встал со сво­его мес­та, опа­са­ясь, что нас­тал Час этот, при­шел в ме­четь и стал мо­лить­ся, и я ни­ког­да преж­де не ви­дел, что­бы он сто­ял и скло­нял­ся в по­яс­ных и зем­ных пок­ло­нах так дол­го”. аль-Бу­хари 1059, Мус­лим 912.

Ас­ма бинт Абу Бакр (да бу­дет до­волен ею Ал­лах) рас­ска­зыва­ла: “Я прис­ту­пила к мо­лит­ве зат­ме­ния вмес­те с людь­ми, и мо­лилась, по­ка не на­чала те­рять соз­на­ние, из-за че­го мне приш­лось по­лить се­бе го­лову во­дой”. аль-Бу­хари 86, 1053, Мус­лим 905.

Имам аш-Ша­ука­ни ска­зал: “Во мно­гих ха­дисах дос­то­вер­но ус­та­нов­ле­но уд­ли­нение по­яс­ных и зем­ных пок­ло­нов при со­вер­ше­нии мо­лит­вы по слу­чаю зат­ме­ния. И пра­вомоч­ность уд­ли­нения по­яс­ных и зем­ных пок­ло­нов по­доб­но уд­ли­нению сто­яния (къ­и­ям) выб­ра­ли Ах­мад, Ис­хакъ и аш-Ша­фи’и в од­ном из мне­ний, и это ут­вер­жда­ли об­ла­дате­ли зна­ния из чис­ла му­хад­ди­сов его маз­ха­ба”. См. “Най­люль-а­утар” 7/147.

Имам Ибн Бат­таль ска­зал: “Нет раз­ногла­сия в том, что сто­яние и по­яс­ные пок­ло­ны в пер­вом ра­ка’ате дол­жны быть бо­лее длин­ны­ми, чем сто­яние и по­яс­ные пок­ло­ны во вто­ром ра­ка’ате”. См. “Шарх Са­хих аль-Бу­хари” 3/50.

Имам ан-На­уауи ска­зал: “Со­вер­шая мо­лит­ву во вре­мя сол­нечно­го зат­ме­ния, же­латель­но чи­тать Ко­ран дол­го. Так, во вре­мя пер­во­го сто­яния чи­та­ет­ся то, что при­мер­но со­от­ветс­тву­ет по объ­ёму су­ре “аль-Бакъ­ара”, во вре­мя вто­рого − око­ло ста а­ятов, во вре­мя треть­его − око­ло ста пя­тиде­сяти а­ятов, а во вре­мя чет­верто­го − око­ло ста. Со­вер­шая пер­вый по­яс­ной пок­лон, же­латель­но прос­лавлять Ал­ла­ха столь­ко вре­мени, сколь­ко пот­ре­бу­ет­ся для чте­ния ста а­ятов, во вре­мя вто­рого, рав­но как и треть­его по­яс­но­го пок­ло­на, на прос­лавле­ние же­латель­но пот­ра­тить столь­ко вре­мени, сколь­ко нуж­но для чте­ния се­миде­сяти а­ятов, а во вре­мя чет­верто­го − ста.

Зем­ные пок­ло­ны дол­жны за­нимать при­мер­но столь­ко же вре­мени, сколь­ко и по­яс­ные: пер­вый зем­ной пок­лон по про­дол­жи­тель­нос­ти дол­жен со­от­ветс­тво­вать пер­во­му по­яс­но­му пок­ло­ну, а вто­рой − вто­рому, что и сле­ду­ет счи­тать пра­виль­ным, хо­тя, как из­вес­тно, еди­ного мне­ния от­но­ситель­но это­го у уче­ных не бы­ло. Мож­но не сом­не­вать­ся от­но­ситель­но то­го, что я ска­зал от­но­ситель­но про­дол­жи­тель­но­го со­вер­ше­ния зем­но­го пок­ло­на, нес­мотря на то, что в боль­шинс­тве тру­дов на­ших сто­рон­ни­ков (ша­фи­итов) ука­зыва­ет­ся, что зем­ной пок­лон со­вер­шать дол­го не сле­ду­ет. На са­мом де­ле по­доб­ное сом­не­ние сле­ду­ет счи­тать ли­бо оши­боч­ным, ли­бо не­обос­но­ван­ным, пра­виль­но же со­вер­шать его дол­го. В “Са­хихах” аль-Бу­хари и Мус­ли­ма при­водят­ся пе­реда­ва­емые мно­гими пу­тями со­об­ще­ния о пос­ланни­ке Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха), ко­торые под­твержда­ют пра­виль­ность ска­зан­но­го мною, а в “Шарх аль-Му­хаз­заб” я дал со­от­ветс­тву­ющие разъ­яс­не­ния и при­вел не­об­хо­димые ука­зания и до­каза­тель­ства. Кро­ме то­го, в этом тру­де я ука­зываю на то, о чем я го­ворил, что­бы нич­то иное ни­кого не вво­дило в заб­лужде­ние. На же­латель­ность про­дол­жи­тель­но­го со­вер­ше­ния зем­но­го пок­ло­на не­од­нократ­но ука­зыва­ет и аш-Ша­фи’и, да по­милу­ет его Ал­лах, а Ал­лах зна­ет об этом луч­ше.

На­ши сто­рон­ни­ки так­же го­вори­ли, что си­деть меж­ду дву­мя зем­ны­ми пок­ло­нами сле­ду­ет не дол­го, а столь­ко же, сколь­ко и при со­вер­ше­нии обыч­ных мо­литв, од­на­ко этот воп­рос яв­ля­ет­ся спор­ным. В од­ном из дос­то­вер­ных ха­дисов упо­мина­ет­ся о том, что в по­доб­ных слу­ча­ях про­рок (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) си­дел про­дол­жи­тель­ное вре­мя, и я яс­но ука­зываю на это в том раз­де­ле “Шарх аль-Му­хаз­заб”, где го­ворит­ся о том, что си­деть в этом слу­чае же­латель­но дол­го. Не сле­ду­ет дол­го вып­рямлять­ся пос­ле вто­рого по­яс­но­го пок­ло­на, как не сле­ду­ет дол­го про­из­но­сить сло­ва та­шах­ху­да и си­деть пос­ле не­го, а Ал­лах зна­ет об этом луч­ше.

Од­на­ко мо­лит­ва че­лове­ка бу­дет дей­стви­тель­ной и в том слу­чае, ес­ли он не ста­нет со­вер­шать дол­го все вы­ше­упо­мяну­тые эле­мен­ты мо­лит­вы и ог­ра­ничит­ся толь­ко чте­ни­ем су­ры “аль-Фа­тиха”. См. “аль-Аз­кар” 375.

Чи­та­ет­ся ли Ко­ран вслух в мо­лит­ве зат­ме­ния?

Имам ат-Тир­ми­зи ска­зал: “Уче­ные ра­зош­лись в от­но­шении воп­ро­са чте­ния Ко­рана в мо­лит­ве зат­ме­ния. Не­кото­рые уче­ные счи­тали, что ес­ли мо­лит­ва со­вер­ша­ет­ся в днев­ное вре­мя, то сле­ду­ет чи­тать про се­бя ее, а не­кото­рые счи­тали, что сле­ду­ет чи­тать вслух, по­доб­но мо­лит­ве двух Праз­дни­ков и пят­ничной мо­лит­ве. И так го­вори­ли Ма­лик, Ах­мад и Ис­хакъ, счи­тая, что луч­ше чи­тать вслух. А аш-Ша­фи’и го­ворил, что не сле­ду­ет чи­тать ее вслух”. См. “ас-Су­нан ат-Тир­ми­зи” 2/448.

Что ка­са­ет­ся боль­шинс­тва има­мов, то их до­водом на чте­ние Ко­рана вслух бы­ли сле­ду­ющие ха­дисы:

‘А­иша (да бу­дет до­волен ею Ал­лах) рас­ска­зыва­ла: “Со­вер­шая мо­лит­ву во вре­мя зат­ме­ния, про­рок (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) чи­тал Ко­ран вслух”. аль-Бу­хари 1065.

Что же ка­са­ет­ся ха­дисов о том, что не­кото­рые спод­вижни­ки пе­реда­ют, что не слы­шали чте­ния про­рока (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) во вре­мя мо­лит­вы зат­ме­ния, то они не яв­ля­ют­ся дос­то­вер­ны­ми. Но да­же ес­ли они и дос­то­вер­ны, то ве­ро­ят­но до них не до­ходи­ло его чте­ние по при­чине мно­гочис­леннос­ти мо­лящих­ся и на­хож­де­ния их в зад­них ря­дах. Имам аш-Ша­ука­ни ска­зал: “Ве­ро­ят­но, Са­мура не слы­шал чте­ния по при­чине то­го, что сто­ял да­леко, тем бо­лее в од­ной из вер­сий ска­зано: «Мы приш­ли, а ме­четь бы­ла пе­репол­не­на»”. См. “Най­люль-а­утар” 7/163.

Про­поведь (хут­ба) има­ма во вре­мя зат­ме­ния

‘А­иша (да бу­дет до­волен ею Ал­лах) рас­ска­зыва­ла: “Ког­да при жиз­ни пос­ланни­ка Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) про­изош­ло сол­нечное зат­ме­ние, он стал мо­лить­ся вмес­те с людь­ми. Сна­чала он дол­го сто­ял, по­том со­вер­шил дол­гий по­яс­ной пок­лон, по­том вып­ря­мил­ся и сно­ва сто­ял дол­го, но мень­ше, чем в пер­вый раз, а за­тем со­вер­шил еще один дол­гий по­яс­ной пок­лон, но бо­лее ко­рот­кий, чем пер­вый. По­том он дваж­ды со­вер­шил дол­гий зем­ной пок­лон, пос­ле че­го та­ким же об­ра­зом со­вер­шил вто­рой ра­ка’ат, а ког­да сол­нце по­каза­лось сно­ва, за­кон­чил мо­лить­ся и об­ра­тил­ся к лю­дям с хут­бой (про­поведью). Воз­дав хва­лу Ал­ла­ху и вос­сла­вив Его, он ска­зал: «По­ис­ти­не, сол­нце и лу­на яв­ля­ют­ся дву­мя зна­мени­ями из чис­ла зна­мений Ал­ла­ха, а зат­ме­ния их не про­ис­хо­дят ни из-за смер­ти, ни из-за рож­де­ния ко­го бы то ни бы­ло из лю­дей. И по­это­му, ес­ли вы уви­дите по­доб­ное, взы­вай­те к Ал­ла­ху, про­из­но­сите сло­ва “Ал­ла­ху ак­бар”, мо­литесь и раз­да­вай­те ми­лос­ты­ню». За­тем он ска­зал: «О об­щи­на Му­хам­ма­да! Кля­нусь Ал­ла­хом, при ви­де то­го, как Его раб или Его ра­быня со­вер­ша­ют пре­любо­де­яние, ник­то не ис­пы­тыва­ет боль­шей рев­ности, чем Ал­лах! О об­щи­на Му­хам­ма­да, кля­нусь Ал­ла­хом, ес­ли бы вы зна­ли то, что из­вес­тно мне, то, ко­неч­но же, сме­ялись бы ма­ло, а пла­кали мно­го!»” аль-Бу­хари 1044, Мус­лим 901.

Не­кото­рые ха­нафи­ты и ма­лики­ты счи­тали, что нет про­пове­ди пос­ле мо­лит­вы зат­ме­ния. См. “аль-Хи­дая” 1/88, “аль-Мун­такъа” 1/327. Од­на­ко ха­дисы на эту те­му оп­ро­вер­га­ют дан­ное мне­ние.

Имам ан-На­уауи ска­зал: “Пос­ле каж­дой мо­лит­вы зат­ме­ния има­му сле­ду­ет про­из­но­сить хут­бы, вну­шая лю­дям страх пе­ред Ал­ла­хом Все­выш­ним и по­буж­дая их к про­яв­ле­нию по­вино­вения Ему, раз­да­че ми­лос­ты­ни и ос­во­бож­де­нию ра­бов, пос­коль­ку в из­вес­тных ха­дисах со­об­ща­ет­ся, что так пос­ту­пал и про­рок, да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет. Кро­ме то­го, во вре­мя хут­бы има­му сле­ду­ет по­буж­дать лю­дей бла­года­рить Ал­ла­ха Все­выш­не­го за Его бла­годе­яния и пре­дос­те­регать их от неб­ре­жения и са­мо­оболь­ще­ния”. См. “аль-Аз­кар” 376.

Не­кото­рые же­латель­ные пос­тупки во вре­мя зат­ме­ния

О раз­да­чи са­дакъа во вре­мя зат­ме­ния

Со слов ‘А­иши (да бу­дет до­волен ею Ал­лах) со­об­ща­ет­ся, что пос­ланник Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) ска­зал: «Ес­ли вы уви­дите зат­ме­ние, то взы­вай­те к Ал­ла­ху, про­из­но­сите сло­ва “Ал­ла­ху ак­бар”, мо­литесь и раз­да­вай­те ми­лос­ты­ню». аль-Бу­хари 1044, Мус­лим 901.

Имам Ибн Да­кыкъ аль-‘Ид го­ворил: “В этом ха­дисе до­вод на же­латель­ность раз­да­чи са­дакъа при стра­хе, что­бы пре­дос­те­речь­ся от опас­ности”. См. “аль-Их­кам” 2/144.

Со слов Ас­мы бинт Абу Бакр (да бу­дет до­волен ею Ал­лах) со­об­ща­ет­ся, что она ска­зала: “Про­рок (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) ве­лел лю­дям ос­во­бож­дать ра­бов во вре­мя сол­нечно­го зат­ме­ния”. аль-Бу­хари 1054.

Об­ра­щение к Ал­ла­ху с моль­бой о за­щите от му­чений мо­гилы во вре­мя зат­ме­ния

‘А­иша (да бу­дет до­волен ею Ал­лах) ска­зала: “Од­нажды ра­но ут­ром пос­ланник Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) сел на свою вер­блю­дицу и ку­да-то по­ехал, но че­рез не­кото­рое вре­мя на­чалось сол­нечное зат­ме­ние, и он вер­нулся на­зад еще до по­луд­ня. Пос­ланник Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) про­шел ми­мо ком­нат (сво­их жен) и встал на мо­лит­ву, а лю­ди вста­ли по­зади не­го. Сна­чала он дол­го сто­ял, по­том на­дол­го скло­нил­ся в по­яс­ном пок­ло­не, по­том вып­ря­мил­ся и сно­ва сто­ял дол­го, но мень­ше, чем в пер­вый раз, по­том со­вер­шил еще один дол­гий по­яс­ной пок­лон, за­няв­ший мень­ше вре­мени, чем пер­вый, пос­ле че­го вып­ря­мил­ся и дваж­ды со­вер­шил зем­ной пок­лон. За­тем он сно­ва встал и сто­ял дол­го, но мень­ше, чем в пер­вый раз, а по­том со­вер­шил дол­гий по­яс­ной пок­лон, длив­ший­ся мень­ше пер­во­го. За­тем он вып­ря­мил­ся и сто­ял дол­го, но мень­ше, чем в пер­вый раз, по­том со­вер­шил дол­гий по­яс­ной пок­лон, длив­ший­ся мень­ше пер­во­го, по­том вып­ря­мил­ся, дваж­ды со­вер­шил зем­ной пок­лон и за­кон­чил мо­лить­ся. По­том он ска­зал то, что бы­ло угод­но Ал­ла­ху, а по­том ве­лел лю­дям мо­лить Ал­ла­ха о за­щите от му­чений мо­гилы”. аль-Бу­хари 1049, 1050.

О по­мина­нии Ал­ла­ха во вре­мя зат­ме­ния, об­ра­щении к Не­му с моль­ба­ми и по­ка­яни­ем

Абу Му­са (да бу­дет до­волен им Ал­лах) ска­зал: “Ког­да про­изош­ло сол­нечное зат­ме­ние, про­рок (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) в стра­хе встал со сво­его мес­та, опа­са­ясь, что нас­тал Час этот, при­шел в ме­четь и стал мо­лить­ся, и я ни­ког­да преж­де не ви­дел, что­бы он сто­ял и скло­нял­ся в по­яс­ных и зем­ных пок­ло­нах так дол­го, а по­том он ска­зал: «Ни смерть, ни жизнь ни­кого из лю­дей не мо­жет слу­жить при­чиной этих зна­мений, по­сыла­емых Ал­ла­хом, но ими Ал­лах вну­ша­ет страх Сво­им ра­бам, а по­это­му, ког­да вы уви­дите что-ни­будь по­доб­ное, на­чинай­те по­минать Его, взы­вать к Не­му с моль­ба­ми и про­сить Его о про­щении»”. аль-Бу­хари 1059, Мус­лим 912.

Имам ан-На­уауи ска­зал: “Знай, что сог­ласно Сун­не во вре­мя сол­нечных и лун­ных зат­ме­ний по­ложе­но час­то по­минать Все­выш­не­го Ал­ла­ха и об­ра­щать­ся к Не­му с моль­ба­ми. Кро­ме то­го, по еди­ног­ласно­му мне­нию му­суль­ман, во вре­мя зат­ме­ний сле­ду­ет со­вер­шать мо­лит­ву”. См. “аль-Аз­кар” 374.

Ха­физ Ибн Хад­жар ска­зал: “В этом ха­дисе ука­зание на же­латель­ность по­ка­яния при зат­ме­нии, пос­коль­ку это яв­ля­ет­ся при­чиной от­вра­щения бе­ды”. См. “Фат­хуль-Ба­ри” 2/546.

Зак­лю­чение

На ос­но­вании из­ло­жен­но­го сле­ду­ет:

Зат­ме­ние сол­нца и лу­ны яв­ля­ют­ся зна­мени­ями Ал­ла­ха, ко­торы­ми Он ус­тра­ша­ет Сво­их ра­бов;

Яв­ля­ет­ся же­латель­ным со­вер­шать мо­лит­ву по слу­чаю зат­ме­ния сол­нца или лу­ны, по­ка не прой­дет зат­ме­ние;

Не сле­ду­ет опи­рать­ся в этом на вы­чис­ле­ния ас­тро­номов, как и со­вер­шать эту мо­лит­ву, ес­ли зат­ме­ния в той или иной мес­тнос­ти не ощу­тимо;

У мо­лит­вы зат­ме­ния нет аза­на или икъ­ама, од­на­ко к ней мож­но при­зывать сло­вами «Об­щая мо­лит­ва»;

Мо­лит­ва зат­ме­ния сол­нца и лу­ны сос­то­ит из двух ра­ка’атов, и в каж­дом из ра­ка’атов со­вер­ша­ет­ся два по­яс­ных пок­ло­на и два зем­ных;

Мо­лит­ву по слу­чаю зат­ме­ния же­латель­но со­вер­шать в кол­лекти­ве, к то­му же в ме­чети. Ес­ли же нет ме­чети и нет кол­лекти­ва, то мож­но со­вер­шать ее и в оди­ноч­ку;

Жен­щи­ны так­же мо­гут при­нять учас­тие в со­вер­ше­нии этой мо­лит­вы с муж­чи­нами за има­мом;

Эту мо­лит­ву сле­ду­ет чи­тать има­му вслух;

Пос­ле за­вер­ше­ния мо­лит­вы зат­ме­ния сле­ду­ет об­ра­тить­ся к му­суль­ма­нам с уве­щева­ни­ем;

Так­же во вре­мя зат­ме­ния яв­ля­ет­ся же­латель­ным со­вер­шать са­дакъа, по­минать Ал­ла­ха и вос­хва­лять Его, про­сить Его о за­щите от му­чений мо­гилы, ка­ять­ся и об­ра­щать­ся к Не­му с про­чими моль­ба­ми.

И в за­вер­ше­нии, я воз­даю хва­лу Ал­ла­ху – Гос­по­ду ми­ров!

Ис­точник: Ис­лам­ский фо­рум

Ис­поль­зо­ван­ная ли­тера­тура:

«Фат­хуль-Ба­ри би шарх Са­хих аль-Бу­хари» Ибн Хад­жар аль-‘Аскъ­аля­ни.

«Шарх Са­хих Мус­лим» Яхья ибн Ша­раф ан-На­уауи.

«аль-Аз­кар» Яхья ибн Ша­раф ан-На­уауи.

«аль-Му­хар­рар филь-ха­дис» Му­хам­мад Ибн ‘Аб­дуль-Ха­ди.

«Най­люль-а­утар мин ас­рар Мун­такъа аль-ах­бар» Му­хам­мад аш-Ша­ука­ни.

«Су­булю-Сса­лям» Му­хам­мад аль-Амир ас-Сан’ани.

«Та­мамуль-мин­на» Му­хам­мад На­сыруд­дин аль-Аль­ба­ни.

«Ируа аль-гъ­алиль» Му­хам­мад На­сыруд­дин аль-Аль­ба­ни.

«Бугъ­ятуль-му­тата­уи’ фи са­ляти-тта­та­уу’» Му­хам­мад ибн ‘Умар Баз­муль.

«аль-У­ад­жиз фи фикъ­хи-Ссун­на у­аль-Ки­табиль-‘Азиз» ‘Аб­дуль-‘Азым ибн Ба­да­уи.

«аль-Лю­баб фи фикъ­хи-с-Сун­на у­аль-Ки­таб» Му­хам­мад Суб­хи Хал­лякъ.

«Са­хих фикъ­ху-Сун­на» Абу Ма­лик Ка­маль ибн Сайд Са­лим.