В Екатеринбурге могут снести уже третью мечеть за два года. На этот раз в зоне риска старейшая мечеть "Маулид"

В Екатеринбурге могут снести уже третью мечеть за два года. На этот раз в зоне риска старейшая мечеть

Региональное Духовное Управление мусульман Свердловской области первыми забили тревогу

Мечеть «Маулид» находится по адресу пер. Воронежский, 34. На данный момент район, в котором она расположена, активно застраивается высотными домами ООО «Брусника», а земельный участок, на котором расположена мечеть, включен в перечень земельных участков, в отношении которых предполагается изъятие для муниципальных нужд (приложение № 8 к Постановлению Администрации города Екатеринбурга от 19.04.2019 № 863).

История мечети "Маулид"

Ещё 23 мая 1982 г. пожилые мусульмане г. Свердловска собрали денежные средства для покупки частного дома по адресу Воронежский пер., 34 для организации в нем молитвенного помещения, на что было получено разрешение председателя Свердловского облисполкома Б.Н. Ельцина. В память об этом на здании мечети установлена мемориальная плита. Впоследствии этот дом был перестроен, и на его базе появилась первая городская мечеть «Маулид», названная так в честь исламского праздника, посвященного рождению благородного пророка Мухаммада. Данные работы начались при первом руководителе мусульман Свердловской области имаме-мухтасибе Гумаре Абдрахмановиче Валееве (1988-1992). В тот период Решением Исполкома Свердловского городского совета народных депутатов №87-а от 13.03.1991 г. Мусульманской религиозной общине г. Свердловска был отведен «земельный участок площадью 0,1 га за счет земель фактического использования под существующие здания по пер. Воронежскому №№32, 34» и разрешено строительство минарета и молитвенного дома».

В 1992 г. организация представила проектную документацию и архитектурно-планировочное задание на согласование в Главсвердархитектуру. Здание мечети было построено, заключены все необходимые договоры на обслуживание здания (энергоснабжение и т.д.). Однако акт о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование выдан не был.

Завершилось строительство мечети при следующем руководителе мусульман Свердловской области Сибгатулле Сунагатовиче Сайдулине, который в 1992 г. был назначен руководителем Свердловского мухтасибата. В мае 1994 г. Свердловский мухтасибат был преобразован в РДУМСО, которое и возглавил Сайдулин. 19 августа 1994 г. на минарет мечети в торжественной обстановке был водружен купол с полумесяцем. Вскоре мечеть «Маулид» начала полноценно функционировать. По адресу пер. Воронежский, 34 также был зарегистрирован юридический адрес РДУМСО.

Документная канитель

В 2008 г. фарман-указом Верховного муфтия, председателя Центрального Духовного Управления Мусульман России С.С. Сайдулин был снят с должности председателя РДУМСО. Не согласившись со своей отставкой, он создал самостоятельную централизованную религиозную организацию «Духовное управление мусульман Урала (Уральский муфтият)», попытавшись оставить под своим контролем ряд принадлежавших РДУМСО объектов, путем изменения правоустанавливающих документов. Большую часть из них РДУМСО удалось в судебном порядке вернуть (памятник архитектуры «Особняк Миллера», в котором планируется создание исламского культурного центра, здание бывшего кинотеатра «Комсомолец», на базе которого сейчас функционирует самая крупная в Екатеринбурге мечеть «Абу Ханифа»). Однако мечеть «Маулид» С.С. Сайдулин занимает до сих пор.
Проблема заключается в том, что правоустанавливающие документы частично были утеряны, а другие не выдавались.

К сожалению, за 12 лет эти документы так и не были восстановлены. В свою очередь РДУМСО несколько раз обращалось в Арбитражный суд и органы государственной власти для того, чтобы сохранить мечеть для мусульман города. В октябре 2012 года РДУМСО обращалось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о признании прав на недвижимое имущество (здание мечети), но в удовлетворении исковых требований было отказано.
В 2018 году РДУМСО попыталось зарегистрировать право в административном порядке через МУГИСО и Россреестр. Было проведено уточнение границ земельного участка и собраны документы на здание. Специалисты МУГИСО рекомендовали оплатить госпошлину и обратиться за регистрацией прав на землю. 27 мая 2019 года государственная регистрация прав на земельный участок была приостановлена регистратором из-за отсутствия правоустанавливающих документов на землю. В предоставлении земельного участка в собственность или безвозмездное пользование МУГИСО отказано из-за фактического расположения на участке объекта недвижимости (нежилого здания), зарегистрированного в ЕГРН. Сложилась парадоксальная ситуация. Земельный участок не могут узаконить из- за наличия на нем здания мечети, а здание не регистрируют из-за отсутствия прав на земельный участок.

Ситуация сейчас

В июле 2019 года РДУМСО снова обратилось в Арбитражный суд Свердловской области для установления юридического факта фактического пользования и владения имуществом как своим собственным более 15 лет. 11 сентября 2019 года заявление оставлено без рассмотрения, так как суд теперь усматривает вопрос о праве. В апелляционной инстанции 23.10.2019 г. жалоба оставлена без удовлетворения. Подана кассационная жалоба, так как имеются два взаимоисключающих судебных акта. Также направлены обращения к Губернатору Свердловской области и Главе г. Екатеринбурга с просьбой оказать содействие в разрешении этого вопроса. По большому счету, РДУМСО исчерпало все законные средства для того, чтобы легализовать мечеть и тем самым сохранить ее для мусульман города.

А что дальше?

РДУМСО выражает опасение, что неопределенность с правовым статусом земли и мечети может в конечном итоге привести к тому, что здание первой в Екатеринбурге настоящей мечети, являющейся символом духовного возрождения мусульман столицы Урала, может быть в ближайшее время снесено, а земельный участок передан застройщикам под строительство высотных домов. Это обострит проблему нехватки молитвенных помещений для мусульман, проживающих в столице Среднего Урала, особенно в центральной и юго-западной частях города.

Эльвина Курбанова. Источник: РДУМСО

ural.tatar

А в это время в этом же городе готовят специалистов

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) выдала ФГБОУ ВО «Уральский государственный горный университет» свидетельство о государственной аккредитации, из которого следует, что старейший вуз Урала успешно прошел государственную аккредитацию по всем укрупненным группам профессий, специальностей и направлений профессиональной подготовки. Наряду с прочими направлениями государственную аккредитацию получило направление подготовки «Теология» уровня бакалавриата и магистратуры, которое реализуется в ВУЗе. 

«Кафедра теологии работает в Уральском государственном горном университете с 2010 года, – рассказал доцент кафедры теологии, руководитель магистерских программ «Церковно-государственные отношения» и «Государственно-конфессиональные отношения» Алексей Старостин. – В 2010 году был сделан первый набор православных теологов, в 2011 году – первый набор исламских теологов, которые получили дипломы бакалавров. В 2015 году мы прошли государственную аккредитацию бакалавриата. С 2017 года мы открыли набор в магистратуру также по двум направлениям конфессиональной подготовки. И мы очень рады, что по результатам работы экспертов в нашем ВУЗе и бакалавриат, и магистратура по теологии получили государственную аккредитацию». 

На кафедре также сообщили, что среди студентов, обучающихся на программах бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки по профилям «Церковно-государственные отношения» и «Государственно-конфессиональные отношения», есть действующие священнослужители Православия и Ислама, активисты местных религиозных организаций, прихожане храмов и мечетей Свердловской области и других регионов Урала и Сибири. Это нынешние и будущие участники процесса межконфессиональных отношений, получающие в ходе обучения не только глубокие знания по религиозным наукам своей конфессии, но и ценнейший навык межрелигиозного взаимодействия, вырабатываемый со студенческой скамьи. Дело в том, что ряд общих дисциплин, имеющихся в учебных планах и у христиан, и у мусульман, таких как История, Философия, Правоведение и т.д., теологи слушают вместе. Конфессиональные дисциплины, естественно, изучаются отдельно. В рамках профильных конфессиональных дисциплин, которые читаются действующими священнослужителями, православные теологи глубоко знакомятся с догматическим, литургическим и сравнительным богословием, различными аспектами истории вероучения и Церкви, содержанием и толкованием Ветхого и Нового Заветов, каноническим правом, латинским и древнегреческим языками. В свою очередь, исламские теологи изучают полный спектр исламских религиозных наук, включающий историю вероучения и стран с исламской культурой, дисциплины, связанные с изучением Корана и хадисов, исламскую экономику, право, арабский язык. 

Важное место в структуре программы бакалавриата занимают религиоведческие и практико ориентированные дисциплины, которые теологи могут использовать в ходе своей дальнейшей профессиональной деятельности: Социология религии, История религий, Государственное законодательство о религии, Государственно-конфессиональные отношения, Методика преподавания религиозных дисциплин, PR-коммуникации религиозных организаций. 

Очень значимо и то, что в бакалавриате для православных теологов введено преподавание основ исламской культуры, а для исламских теологов – основ православной культуры, что позволяет представителям двух основных конфессий ближе познакомиться с религиозными традициями друг друга и выявить точки соприкосновения для выстраивания эффективного межрелигиозного диалога и совместного решения различных социальных проблем. 

В рамках магистерских программ студентам читаются не только профильные конфессиональные курсы, связанные с историей и современным состоянием отношений Православия и Ислама с государством, но и широкий спектр практико ориентированных дисциплин, знакомящих магистрантов с международным опытом в сфере государственно-конфессиональных отношений и различными аспектами отношений органов государственной власти и религиозных организаций, профилактики экстремизма в религиозной среде, гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений в Российской Федерации. В ходе учебы магистры посещают с экскурсиями храмы иных конфессий: католиков, лютеран, буддистов, армянской апостольской церкви и других религиозных направлений, в ходе которых общаются со священнослужителями.

Опыт показывает, что выпускники кафедры теологии после окончания обучения, работая в религиозных и общественных организациях, обладают глубокой теоретической подготовкой и необходимыми профессиональными компетенциями, что выражается в их активном участии в реализации духовно-нравственных, просветительских и социальных проектов, приносящих пользу Свердловской области и другим регионам Урала и Сибири. Это является серьезным подспорьем для органов государственной власти, поскольку после окончания Горного университета из стен вуза выходят квалифицированные специалисты, детально разбирающиеся в области межнациональных и межрелигиозных отношений, реализации государственной национальной политики. 

Преподаватели кафедры теологии ведут научно-исследовательскую деятельность в области православной и исламской теологии, мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений на территории Уральского федерального округа и истории религиозных общин, участвуют в российских и международных конференциях. В этих же направлениях организуется и научная работа студентов. 

Кафедра теологии УГГУ за годы своей работы стала одним из главных центров межрелигиозного диалога на Среднем Урале и научно-практическим центром, осуществляющим проекты в области гармонизации этноконфессиональных отношений, профилактики экстремизма, трезвенического образа жизни и социального служения. 

Обучение ведется в заочной форме. Прием осуществляется с 20 июня по конец октября.

ИА IslamNews