В 2021 году в Россию переехала пятая часть населения Таджикистана

В 2021 году в Россию переехала пятая часть населения Таджикистана

В 2021 году в Россию прибыли в поисках работы около 1,6 млн граждан Таджикистана, или одна пятая часть населения этой страны. Об этом сообщает портал Eurasianet, ссылаясь на данные российского МВД и указывая, что на этом направлении Таджикистан опережает лишь Узбекистан, «поставивший» России более 3 млн мигрантов. При этом население Узбекистана в три раза выше, чем в Таджикистане.

Уроженцев Таджикистана лишают гражданства РФ и тайно вывозят в Душанбе. Среди них известные среди трудовых мигрантов России гражданские активисты и правозащитники.

25 марта правозащитник и руководитель Центра таджиков Иззат Амон был депортирован из России по решению Тверского суда Москвы. МВД Таджикистана заявило, что Иззата Амона выслали из РФ "за нарушение правил пребывания в этой стране и незаконное получение российского гражданства". В Душанбе, согласно сообщению правоохранительного ведомства, Иззат Амон задержан по обвинению в мошенничестве. 

Иззат Амон, депортированный весной этого года из России и сразу же задержанный в Таджикистане, 19 октября приговорен к 9 годам лишения свободы. Его адвокат Саидбурхон Шарипов заявил Радио Озоди, что приговор Душанбинского городского суда считает «незаконным».

Таджикскому благотворителю грозит лишение российского гражданства и экстрадиция на родину 

Мухаммадхон Эгамов, который уже длительное время живет в Москве, имеет российское гражданство и занимается бизнесом, недавно попал в очень неприятную ситуацию. Ему грозит экстрадиция из России в Таджикистан за то, что он якобы сотрудничал с бывшим руководителем Центра таджиков в Москве Иззатом Амоном, который месяц назад был приговорен в Таджикистане к 9-ти годам тюрьмы по обвинению в мошенничестве. 

По словам одного из знакомых Эгамова, он был задержан сотрудниками полиции 8 ноября и на сегодняшний день находится в следственном изоляторе № 4 Медведковского района Москвы. 

Родственники Эгамова, которые живут в Душанбе, не могут с ним связаться уже неделю. Они утверждают, что Махаммадхон занимался бизнесом и не имел никакого отношения к Центру таджиков в Москве. 

Один из знакомых бизнесмена утверждает: «Доброго россиянина, который в тяжелый период пандемии помогал своим соотечественникам, хотят лишить гражданства и выслать в Таджикистан. Махаммадхон не активист, не занимается какой-либо политической деятельностью. Реально хороший человек, жалко его. Получается, за то, что он помогал своим соотечественникам, которые оказались без работы в разгар пандемии, сейчас его прессуют». 

Некоторые бывшие сотрудники Центра таджиков в Москве рассказали, что в прошлом году Мухаммадхон Эгамов помогал им на своей машине развозить еду и лекарства трудовым мигрантам из Таджикистана, которые не успели из-за закрытия границ и отмены регулярных международных авиарейсов вернуться домой.

ИА IslamNews

По шаблону

Правозащитники отмечают, что обвинения в мошенничестве аналогичны тем, были выдвинуты против таджикского адвоката и правозащитника Бузургмехра Ёрова, который с 2015 года отбывает 28-летний тюремный срок в Таджикистане.

Россия никогда не была убежищем для таджиков, разыскиваемых властями в Таджикистане. Но это одно из самых простых направлений для граждан Таджикистана. Для некоторых таджикских мигрантов Россия — конечная точка, поскольку у них нет возможности легально выезжать в другие страны.

Стив Свердлов говорит, что принудительное возвращение, а иногда и прямое похищение центральноазиатских диссидентов на российской территории превратило страну в «кладбище таджикского инакомыслия».

Эдвард Лемон, научный сотрудник школы Буша Техасского университета A&M, много писал о транснациональных репрессиях правительств Центральной Азии. «Это похищение, конечно, не единичный случай, — сказал Лемон. — Несмотря на то, что Таджикистан — маленькое и бедное государство, его правительство создало относительно обширную сеть для контроля оппозиции за рубежом, подвергая ее запугиванию, преследованию, нападениям, задержаниям и выдаче».

Лемон говорит, что в ходе исследования транснациональных репрессий он зафиксировал 63 случая, когда граждане Таджикистана становились жертвами за рубежом с 1991 года. По его словам, большинство из них приходятся на период «с 2015 года, когда правительство приняло жесткие меры против оппозиции, вынудив многих членов оппозиции, журналистов и ученых бежать из страны». Все эти дела касались таджиков, которые находились в России или Турции.

Свердлов говорит, что аналогичные случаи происходили также в Беларуси, Молдове, Казахстане и Кыргызстане, а также в Греции.

И Эдвард Лемон, и Стив Свердлов говорят, что дело Амона напоминает дело Максуда Ибрагимова — таджикского бизнесмена, живущего в России, который основал организацию под названием «Молодежь за возрождение Таджикистана». Ибрагимова задержали в России в ноябре 2014 года на основании ордера, выданного Таджикистаном.

Обладатель российского паспорта Ибрагимов был освобожден, депортировать его не стали. Вскоре после освобождения на Ибрагимова напали неизвестные недалеко от его дома в Москве — он получил ножевые ранения. В январе 2015 года Ибрагимова снова задержали и доставили в прокуратуру, после чего вновь освободили — без предъявления обвинений.

Лемон рассказывает, что «когда он вышел из здания, его задержали неизвестные, которые отвезли его в аэропорт и поместили в багажный отсек самолета». «Правительство Таджикистана до июня 2015 года не признавало, что Ибрагимов возвращен в Таджикистан, пока он не был приговорен к 17 годам лишения свободы по множеству обвинений, включая экстремизм», — отмечает Лемон.

В последнее время российские власти сотрудничали с Душанбе в вопросе возвращения других таджикских диссидентов. В их числе оппозиционеры Шобуддин Бадалов (задержан в Нижнем Новгороде в 2020 году), Шарофиддин Гадоев (похищен в Москве в 2019 году) и Наимджон Самиев (задержан в 2018 году в Грозном). Выбраться из Таджикистана удалось лишь Гадоеву. Его освобождение связывают с вмешательством Нидерландов — страны, где он получил статус беженца.

Текущая ситуация не сулит ничего хорошего для Иззата Амона — обвинения в мошенничестве против него могут быть только началом. Таджикские власти известны тем, что выдвигают обвинения против предполагаемых критиков правительства, чтобы выставить их правонарушителями и аморальными людьми, не заслуживающими доверия.

Но на данный момент самая острая проблема семьи и коллег Амона — отсутствие информации о нем. Никто не видел его и не слышал о нем после прибытия активиста в Душанбе. Это вызвало опасения, что его, вероятно, подвергают пыткам.

Стив Свердлов и Эдвард Лемон говорят, что нужны меры. Они надеются, что посольства США и стран Евросоюза в Душанбе выразят озабоченность в связи с делами Амона и других политических заключенных. Они убеждены в том, что дипмиссии Запада также должны следить за судом над Амоном и изучать варианты воссоединения его с семьей за границей.

Ранее такая же участь настигла другого таджикского правозащитника покойного Каромата Шарипова, который был лишен российского паспорта в декабре 2016 года и был выдворен в Таджикистан, где скончался в мае 2020 года. По словам Шарипова, он никогда не был гражданином Таджикистан и получил российский паспорт сразу же после сдачи паспорта СССР, когда служил офицером 201-й мотострелковой дивизии России в Таджикистане.

Российская правозащитница, председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина говорит, что как только кто-нибудь становится неугодным властям Таджикистан, то российские власти тут же им идут на встречу.

«Основания для лишения гражданства бывают совершенно невероятными. Был случай, когда человека задним числом развели с его женой, чтобы лишить его российского паспорта, хотя супруги не подавали на развод. Кроме того, в законе о гражданстве появились разные возможности лишения гражданства. Например, за то, что гражданин сообщил заведомо ложные факты, когда он обещал соблюдать законы и конституцию, но потом это нарушил. Это довольно странно», - отмечает Ганнушкина.

Такие решения, по ее словам, принимаются довольно быстро и рассчитаны на то, чтобы человек не успел их обжаловать.

Вопрос о гражданстве регулируется Всеобщей декларацией прав человека, принятой в 1948 году Генеральной ассамблеей ООН. Пункт 15-й этого документа гласит: "Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства".

В настоящее время в России действует закон, согласно которому лишать гражданства можно осужденных по террористическим и экстремистским статьям, в том случае, если оно досталось им не по праву рождения. На тех, кто получил гражданство по рождению на территории РФ, этот закон не распространяется, и ни в каком другом случае эту категорию лишить гражданства нельзя.

Во многих европейских странах практика лишения гражданства применяется только в случае, если человек в результате не становится лицом без гражданства.

Российская журналистка Надежда Кеворкова говорит, что активисты воспринимаются чиновничеством в России с определенной опаской. «Любое организованное сообщество пугает чиновника. Им это вредит. Поэтому никакая общественно-политическая деятельность им здесь не нужна. Такая же деятельность, например, французов и американцев им тоже не нужна, просто они инстинктивно бояться условного Запада. И, если для задержания американца они десять раз спросят свое начальство, то здесь они знают, что им за это ничего не будет», - отмечает журналистка.

ozodi

Депортация таджиков из России: что за этим стоит?

Премьер-министр Таджикистана Окил Окилов заявил, что российские власти лишили проживающих в России таджиков практически всех положенных им по международному законодательству прав. Окил Окилов выразил возмущение массовыми убийствами таджикских граждан в России и привел данные, по которым, за последние три года в России было убито 650 граждан Таджикистана. Глава таджикского правительства заявил также, что российские власти лишили таджиков практически всех положенных им по международному законодательству прав, имея в первую очередь в виду ту кампанию, которую проводит российская сторона по выдворению из страны, а, точнее, из Москвы и Подмосковья, нелегально проживающих там граждан Таджикистана – две партии депортированных таджиков, всего около 250 человек. Были уже доставлены из России в Таджикистан на военно-транспортных российских самолетах. На вопрос о том, почему при обилии столь пестрой по национально-этническому составу среды гастарбайтеров в России депортация проводится столь адресно, в программе "Фокус" отвечает Дододжон Атовуллоев, главный редактор оппозиционной таджикской газеты "Чароги Руз".

"Что стоит за этой депортацией? Более миллиона таджиков сейчас живут на территории России. Большинство из них работают абсолютно нелегально. Кроме того, в последние годы таджиков стали связывать с героином. В аэропортах на вокзалах различных российских городов были задержаны сотни граждан Таджикистана, провозившие в желудке, в сумках или другими способами героин и другие наркотики. С другой стороны, режим Рахмонова многие называли куклой Кремля. Поэтому удивительно, что депортация началась именно с таджиков. Многие наблюдатели считают, что за высылкой таджиков стоит политический вопрос. В последнее время в Кремле очень недовольны поведением своего ставленника Эмомали Рахмонова: Москву сильно задело закрытие общественного российского телевиденья, вывод штаба 201 дивизии из центра Душанбе на окраину и заигрывание властей Таджикистана с Западом.

Конечно же, таджиков в Москву и в Россию привела беда – это всеобщая нищета. Если смотреть на таджикских иммигрантов в России, здесь есть несколько аспектов. Во-первых, они составляют в России самую дешевую рабочую силу. С другой стороны, по подсчетам экономистов, в год деньги, которые они отправляют в Таджикистан, составляют почти 400-500 миллионов долларов. Это почти в два раза больше, чем бюджет Таджикистана".

Как в самой России воспринимают депортацию таджиков?


"Сам факт высылки таджиков, к большому сожалению, в российском обществе не получил должного резонанса и был сопровожден всеобщим молчанием российских политиков и правозащитных организаций, российских и международных. Давление на таджиков началось еще в прошлом году со скинхэдами. Несколько таджиков были убиты в центре Москвы, кроме того, скинхэды в Тюмени отрезали голову одному таджику, и эту кассету показывали в день рождения Гитлера во многих городах России – этот факт тоже не получил должного резонанса и нормального расследования.

Говоря о проблеме таджиков, надо иметь в виду, что между Россией и Таджикистаном установлен безвизовый режим, и любой гражданин Таджикистана, как и любой гражданин России в любое время может приехать в Москву или в Душанбе".

А вот что считает по этому поводу Юрий Земмель, живущий в Германии эксперт по проблемам Центральной Азии: "Еще в советские времена демографы, исследуя миграционные процессы, отмечали одну из существенных черт таджикского менталитета: народ этот не склонен к перемене мест. И если сейчас, по неофициальным данным, на заработки из Таджикистана в Россию отправляется ежегодно до 500 тысяч человек, значит, стоит за этой миграционной волной естественное стремление людей как-то выжить. А когда многие российские газеты как по команде начинают оживленно повествовать чуть ли не о таджикском нашествии, то впору бы прибегнуть к старому журналистскому правилу и внимательно посмотреть, кому этот ажиотаж нужен.

Конечно, для Москвы и Подмосковья многие тысячи нелегальных гастарбайтеров – сильная головная боль. Но ведь не из одних же таджиков состоит эта масса людей, берущихся за любую работу за весьма низкую, по московским меркам, оплату тяжелого труда. Нет сомнений, что несравненно большая часть ищущих возможность хоть что-то заработать приезжает с Украины, из Белоруссии, из Узбекистана, наконец, из Китая. Решительные действия московских и подмосковных властей, целенаправленно и не без нарушения прав человека депортирующих под прицелом телекамер именно таджиков, – эти действия должны иметь какую-то объяснимую подоплеку. Те же власти утверждают, что ежегодно депортируется до 30 тысяч иностранцев, нарушающих существующий порядок пребывания на территории России. Так почему же при этом "героями дня" стали таджики?

Может быть, это связано с относительно простым решением транспортной проблемы: из Подмосковья в Таджикистан совершают регулярные рейсы военные транспортные самолеты, в которых всегда можно найти место и для депортируемых. Может, против таджикских гастарбайтеров сработала и старательно создаваемая российской прессой дурная репутация: чуть ли не каждый таджик должен быть непременно курьером наркомафии. И уж совсем нельзя исключить, что таджики, как сейчас говорят, попали под раздачу в ходе конкурентной борьбы легальных и нелегальных организаций, выступающих в роли жестких использователей дешевой рабочей силы".

www.dw.com

Другая сторона медали: навязование своих новшеств и менталитета среди местных татар

Мечети все больше исключаются из национальной жизни татар. Более того, роль татар в исламской среде России снижается. Если прежде татары обеспечивали универсализм общинной жизни, подводя к единому знаменателю все разноцветие духовных традиций российских мусульман, то сегодня данный фактор сведен к минимуму.

Прочитать полностью в business-gazeta.ru...