Уже не шутки: Диссертации успешно пополняют список экстремистской литературы...

Уже не шутки: Диссертации успешно пополняют список экстремистской литературы...

Вот ознакомьтесь: №2638. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук Мантаева А.А. под заголовком «Основы вероучения Ханафитов» (решение Теучежского районного суда Республики Адыгея от 19.12.2014); Указанная книга была обнаружена в молельной комнате ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Адыгея. Согласно лингвистическому заключению Центра специальной техники института криминалистики ФСБ России в тексте «Основы вероучения ханифов» имеется высказывание экстремистской направленности, а именно призыв к насильственным действиям в отношении группы лиц, выделенной по религиозному признаку, то есть немусульман. Помимо этого, по сообщению Теучежской межрайонной прокуратуры в тексте содержатся негативные установки в отношении групп лиц, обозначенных как «неверные», «мушрики», иудеи и христиане.

19 марта 2015 года вновь обновился Федеральный список экстремистских материалов. В него были добавлены пп.2635 - 2664. Список пополнили материалы наци-скинхедов и мусульманских боевиков в сети, диссертация «Основы вероучения Ханафитов», статья Бориса Стомахина «Untermenschen», книги В.С.Шумского, А.В.Трехлебова, М.К.Волкова, материалы, связанные с Хизб ут-Тахрир.

Обновление Федерального списка экстремистских материалов от 19 марта 2015 года:

2635. Информация, размещенная на сайте demotivation.me/fk.79k6tn0pic html, а именно фотоматериал, сопровождающийся надписью: «Рэжь рюских свиней! Аллаху акбар!» (решение Енотаевского районного суда Астраханской области от 26.12.2014); 

2636. Информационный материал текст аудиофайла: «___-Ч~JS» ([•][=][•]- чтобы сдохли все хачи) длительностью 2 мин. 06 сек., расположенного по адресу: http://vк.com (решение Беловского городского суда Кемеровской области от 02.12.2014 и определение Беловского городского суда Кемеровской области от 30.12.2014); 

2637. Видеофонограмма «....черные суки!!!! Смерть Хачам!!! Слава руси», размещенная в сети «Интернет» на сайте http://vk.com/, общей продолжительностью 3:34 минут, доступ к которой имеет неограниченный круг лиц (решение Топкинского городского суда кемеровской области от 12.12.2014); 

2638. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук Мантаева А.А. под заголовком «Основы вероучения Ханафитов» (решение Теучежского районного суда Республики Адыгея от 19.12.2014); Указанная книга была обнаружена в молельной комнате ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Адыгея. Согласно лингвистическому заключению Центра специальной техники института криминалистики ФСБ России в тексте «Основы вероучения ханифов» имеется высказывание экстремистской направленности, а именно призыв к насильственным действиям в отношении группы лиц, выделенной по религиозному признаку, то есть немусульман. Помимо этого, по сообщению Теучежской межрайонной прокуратуры в тексте содержатся негативные установки в отношении групп лиц, обозначенных как «неверные», «мушрики», иудеи и христиане.2639. Статья Бориса Стомахина «Untermenschen», размещенная на интернет-сайт http://sopritivlenie.marsho.net (решение Останкинского районного суда г. Москвы от 23.09.2013);Данная статья уже внесена в Федеральный список экстремистских материалов (решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия, п.2242) 

2640. Видеоматериал «Просыпайтесь, пока не поздно» размещенный в социальной сети «В Контакте» информационно-телекоммуникационной сети Интернет на персональной странице пользователя под именем «Yurii Vasilevich» по адресу: http://vk.com/id25968934 (решение Печенгского районного суда Мурманской области от 23.12.2014); 

2641. Видеоматериал «Владимир Высоцкий – Бей жидов» размещенный в социальной сети «В Контакте» информационно-телекоммуникационной сети Интернет на персональной странице пользователя под именем «Yurii Vasilevich» по адресу: http://vk.com/id25968934 (решение Печенгского районного суда Мурманской области от 23.12.2014); 

2642. Видеоматериал «Россиянским подстилочкам смотреть обязательно» размещенный в социальной сети «В Контакте» информационно-телекоммуникационной сети Интернет на персональной странице пользователя под именем «Yurii Vasilevich» по адресу: http://vk.com/id25968934 (решение Печенгского районного суда Мурманской области от 23.12.2014); 

2643. Видеоролики (видеоматериалы) с названиями: «Русским сетевым поцреотам с любовью» (решение Первомайского районного суда г. Новосибирска от 10.12.2014); 

2644. Видеоматериал «Скоро война за чистую Русь», размещенный в социальной сети «В Контакте» (http://vk.com/id25968934) информационно-телекоммуникационной сети Интернет (решение Печенгского районного суда Мурманской области от 10.12.2014);

2645. Статья «Обращение абу Мухаммада (Агачаульского) в связи с последними событиями на территории Шамилькалинского сектора» на странице http://vdagestan.com/obrashhenie-abu-muhammada-ag... на сайте http://vdagestan.com/obrashhenie-abu-muhammada-ag... в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», опубликованная 16.11.2013г. (решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 24.04.2014); 

2646. Видеофонограмма «NS-WP Прямое действие клип», размещенная в сети «Интернет» на сайте http://vk.com/, общей продолжительностью 5:46 минут, доступ к которой имеет неограниченный круг лиц (решение Топкинского городского суда Кемеровской области от 08.12.2014); 

2647. Книга ас-Салляби, Али Мухаммада «Абу Бакр ас-Сыддик. Первый праведный халиф» (перевод с арабского Е. Сорокоумовой, 2 издание, издательство М.: Умма, 2012 год) (решение Петуховского районного суда Курганской области от 16.12.2014);Али Мухаммад ас-Саляби – современный исламский богослов и политический деятель. Описывая биографию халифа Абу Бакра, он, вполне возможно, осознавал, что сегодняшние исламисты могут вдохновляться историей борьбы последнего с вероотступниками и завоевания новых земель. Ас-Саляби также пишет о том, что мусульманам следует брать пример с первого халифа (не заостряя, впрочем, внимание на его военной деятельности, а говоря о его праведности в целом). Никаких прямых призывов к войне с неверными в его книге не содержится. Мы считаем запрет книги неправомерным. 

2648. Информационный материал – видеоматериал «Письмо Фатимы муджахидам» продолжительностью 5 минут 19 секунд (решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24.09.2014);За размещение этого видеоролика 2 декабря 2014 года была оштрафована Ж.А.Абачараева, жительница Ростова-на-Дону. 

2649. Интернет-ресурс «Jabhat al-nusra», расположенный по адресу: http://usudusham.com/ (решение Центрального районного суда г. Волгограда от 01.09.2014); 

2650. Информационные материалы, размещенные в статье «Хизб ут- Тахрир: истоки, история, цели» на интернет-сайте http://www.vesti.kg/index.php?option =com_k2& view=item&id=142&Itemid=125, являющиеся информационным ресурсом организации «Партия исламского освобождения («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами») (решение Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.10.2014); 

2651. Информационные материалы, размещенные в статье «Методы вербовки и идеологической работы террористических религиозных движений в Поволжье на примере «Хизб ут-Тахрир» на интернет-сайте www.sektam.net/forum/index.php?showtopic=948, href="http://www.sektam.net/forum/index.php?showtopic=948,">www.sektam.net/forum/index.php?showtopic=948, являющиеся информационным ресурсом организации «Партия исламского освобождения («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами») (решениеТазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.10.2014); 

2652. Информационные материалы, размещенные в статье «Аль-Каида-вызов вертикальным структурам управления» на интернет-сайте http://anvictory.org/blog/2009/07/31/al-kaida-vyi... vertikalnyim strukturam upravleniya, являющиеся информационным ресурсом организации «База» («Аль-Каида») (решение Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.10.2014); 

2653. Информационные материалы, размещенные в статье «Аль-Каида: история, организация, идеология» на Интернет-сайте http://nk.org.ua/geopolitika/52186-al-kaida-istor... являющиеся информационным ресурсом организации «База» («Аль-Каида») (решение Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.10.2014); 

2654. Размещенные Боженковым Павлом Олеговичем в сети «Интернет» на сайте www.vkontakkte.ru следующие материалы: 1) видеоролик «Крэг-Вечный рай (Crack-Eternal Paradise)» (файл « Krek-Vechnyj raj (Crack-Eternal Paradise).240.mp4, размером 12,2 МБ, продолжительностью 04 мин.34 сек.), 2) аудиозапись «Коловрат-Правый скинхед» (файл «Kolovrat-Pravyj skinhed.mp3» размером 4,29 МБ продолжительностью 04 мин.42 сек., 3) аудиозапись «Велимор-Россия 88» (файл «Velimor-Rossiya 88.mp3» размером 4,84 МБ, продолжительностью 02 мин.06 сек.), 4) фотоизображение с надписью «На этой картинке нет хачей. Добавь ее себе на стену, чтобы хоть где-то их не было», 5) фотоизображение с надписью «Покупая у чурок, ты оплачиваешь пулю в спину своих детей», 6) фотоизображение с надписью «С праздником, мусульмане!», 7) фотоизображение с надписью «Скажи чуркам нет!», 8) текст под названием «Десять заповедей о кавказцах», 9) фотоизображение с надписью «Давайте п…тъ хачей вместе», 10) видеоролик «Выкинуть чурок! Предвыборная агитация» (файл «Vykinuf churejk! Predvybornaja agitaciya.240.mp4»), размером 3,37 МБ, продолжительностью 01 мин.27 сек.), 11) аудиозапись «Ансамбль Христа спасителя и мать сыра земля-Ломая полумесяц» (файл «ANSAMBLʼ HRISTA SPASITELYAI MAT* SYRA ZEMLYA-Lomaya polumesyac . тр3») размером 7,06 МБ, продолжительностью 03 мин. 05 сек.) (решение Псковского городского суда Псковской области от 22.12.2014); 

2655. Информация, содержащаяся в аудио-файлах: «SpecSHcola-Slava RoSSii!! Skinned v boj ojl!» продолжительностью 01 минута 06 секунд, «SpecSHcola-Hach» продолжительностью 02 минуты 55 секунд, «W.C.D.-Zamachiha CHa» продолжительностью 03 минуты 39 секунд, «ZHeleznyj Poryadok-Belye SHnurki (Front 88!)» продолжительностью 02 минуты 38 секунд (решение Пушкинского районного суда города Санкт-Петербурга от 13.01.2015); 

2656. Статья «Позор хулителям России», размещенная на сайте htt://censor.net/ua|forum|378482|pozor_hulitelyam_rossii (решение Калужского районного суда Калужской области от 08.09.2014 и определение Калужского районного суда Калужской области от 30.10.2014); Видимо, речь идёт о пародийном стихотворении Германа Истокова. 

2657. Размещенные в режиме свободного доступа в сети «Интернет на личной странице «Ислам Бириев» интернет-сайта «В контакте» на сайтах Ьлр: vk.kom/id216298542 и http://vk.kom/id210559618, фотографии с изображениями ветеранов ВОВ, одетых в костюмы и военную форму с прикрепленными боевыми наградами, с негативными - оскорбительными комментариями в адрес ветеранов ВОВ (заочное решение Лазаревского районного суда г. Сочи от 10.07.2014 и определение Лазаревского районного суда г. Сочи от 28.11.2014); 

2658. Видеоматериалы «Обращение Anonymous к гражданам России» (продолжительностью 2 мин. 22 сек.), «Халифат, о котором молчат» (продолжительностью 6 мин. 17 сек.), «Колониальный грабеж и проект реконструкции!» (продолжительностью 2 мин. 24 сек.), «Два года начала революции» (продолжительностью 5 мин. 45 сек.), размещенные в международной информационной сети Интернет на сайте www.vk.com на странице сайта www.vk.com (решение Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 05.11.2014); 

2659. Информационный материал – текст песни «Бэзил-Течет ручей», находящийся на сайте интернет сети по адресу: www.joov.net/text/1611573/bezil-techyet_ruchey.ht... (решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 04.12.2014); 

2660. Информационный материал – текст песни 14/88, находящийся на сайте интернет сети по адресу: www.joov.net/text/228365253/1488_ntihach-trus_ne_... (решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 04.12.2014); 

2661. Книги В.С. Шумского «Страшен гитлеризм, но сионизм страшнее»-М.: «Русская Правда», 1999-80 стр. (решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 28.08.2013); 

2662. Книга Трехлебова А.В. «Кощуны Финиста Ясного Сокола России. Издание 5-е, стереотипное. Пермь,2010, 656 стр. (решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 28.08.2013);Книга уже внесена в Федеральный список экстремистских материалов (решение Октябрьского районного суда г.Барнаула от 02.10.2014, п.2563). 

2663. Книга М.К. Волкова «Почему люди не любят еврейскую мафию?»-издательская группа «Русская Правда», подписано в печать 03 апреля 2006 г. (решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 28.08.2013);Речь идёт об антисемитской статье М.К.Волкова, впервые опубликованной в газете "Русская Правда" в N 41-42 за 2006 г. 

2664. Высказывания посетителя, представленные под псевдонимом «monstr 1972», - «В Конево Даги (05 регион) уже весь поселок и прилегающие территории Плесецкого района аккупировали с пилорамами. Лес ворованный! Действия полиции ноль. Бываю в Конёво часто и местное население всё знает, но молчит. Местная полиция если её так можно назвать на многое закрывает глаза. Там твориться беззаконие», размещенный 03 апреля 2012 года, и «А куда смотрела Администрация Плесецкого района и поселка Конёво, правоохранительные и контролирующие органы? Такой беспредел уже давно твориться в тех краях, почему не вспомнили про убитую несколько лет назад семью предпринимателя, который занимался лесным бизнесом в Конёво и не стал ходить под криминалом? Местные власти бездействуют, менты не работают, люди живут в страхе, а криминал процветает. Пора гнать этих 05 гнид и вместе с ними всю местную контроллирующую власть! Позор!», размещенный 28 апреля 2013 года на интернет-сайте информационного агентства «News29.ru» по электронному адресу www.news29.ru (решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 24.09.2014);

sova-center

«Экстремистская» наука, или Диссертация боевика

Список запрещенных материалов пополнился «Основами вероучения ханафитов»

Cписок запрещенной литературы в России пополнился кандидатской диссертацией под названием «Основы вероучения ханафитов». Научная работа, как оказалось, имеет экстремистское, с точки зрения властей, содержание. А почему бы и нет? Это рано или поздно должно было случиться. Так считают эксперты, опрошенные КАВПОЛИТом.

Запрет №2638

Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук Мантаева А.А. под заголовком «Основы вероучения ханафитов» запрещена решением Теучежского районного суда Республики Адыгея от 19.12.2014. В список экстремистских материалов Минюста работа внесена 19 марта — за номером 2638.

Как сообщает «Сова-центр», по данным составителей списка, указанная книга была обнаружена в молельной комнате ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Адыгея.

Согласно лингвистическому заключению Центра специальной техники института криминалистики ФСБ России, в тексте «Основы вероучения ханифов» имеется высказывание экстремистской направленности. А именно – призыв к насильственным действиям в отношении группы лиц, выделенной по религиозному признаку, то есть немусульман.

Помимо этого, по информации Теучежской межрайонной прокуратуры, в тексте содержатся негативные установки в отношении групп лиц, обозначенных как «неверные», «мушрики», иудеи и христиане.

Согласитесь, звучит странновато. В колонии, в молельной комнате обнаруживают диссертацию (!), экспертный орган проводит свой анализ и видит то, что никакие академики в свое время не узрели — призывы к насилию.

Возникает ряд вопросов: как диссертация туда попала? А была ли она там вообще? И насколько объективна экспертиза учреждения, аффилированного с правоохранительными органами?

Обстоятельство места

«Запрещаемые издания часто неправильно атрибутируются. Может быть, действительно была рукопись, совсем другая по названию, а «Основы вероучения Ханафитов» – это был какой-нибудь подраздел или, к примеру, название первой главы, – предполагает Александр Верховский, руководитель правозащитной организации «Сова-Центр».

- У нас может быть все, что хочешь. Это может быть и диссертация, мы не знаем. Увидеть надо, но как увидеть, теперь непонятно. Но, в принципе, почему бы и не диссертация? В конце концов, рано или поздно это должно было случиться».

«Запрет той или иной книги, видеофильма или аудиофайла зависит скорее не от того, что там написано или сказано, а от того, при каких обстоятельствах их нашли. Есть много прецедентов, когда материалы признавались экстремистскими пачкой и причина, почему они были признаны, происходит именно от того, где эта пачка была найдена, – поясняет Верховский.

- То есть это типичная ситуация, когда у какого-то человека, который проходит обвиняемым или подозреваемым по уголовному делу, связанному с террористической организацией или экстремистской организацией изымают сразу очень много литературы, и потом неясным мне образом какая-то часть этой изъятой литературы представляется прокуратурой уже в суд на предмет запрещения.

Сама прокуратура не изымает, но в какой-то момент просто “заинтересовывается” литературой. И что-то оттуда выбирает. Весьма распространенная ситуация, когда для запрета достаточно одного названия, автора, издательства или того, к какой организации относится этот конкретный текст, а не от того, что там написано».

Известная личность

Мы заинтересовались: а есть ли в реальности такой ученый — Мантаев А.А., и является ли он автором какой-либо диссертации?

По всей видимости, это Абузагир Мантаев, предполагает старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Ахмет Ярлыкапов. Мантаев написал диссертацию на соискание кандидата наук, но по теме «Ваххабизм и политическая ситуация в Дагестане».

«И его диссертация, насколько я знаю, не была нигде запрещена, – говорит Ярлыкапов. – Насчет того, что он написал диссертацию по основам ханафитского толка, я вообще первый раз слышу.

То, что некая брошюра или что-то еще, вышедшее под его именем запрещено — это неудивительно. Манатев — личность известная, и, увы, имел отношение к вооруженному экстремизму на Северном Кавказе».

В то же время ученый-кавказовед уверен, что в сфере экспертиз в отношении, прежде всего, исламской богословской и религиоведческой литературы необходимо наводить порядок и устанавливать четкие правила.

«Проблемы экспертных заключений надо широко обсуждать, советуясь с научным сообществом и приходить к какой-то упорядоченности этого процесса. У нас как-никак огромный и авторитетнейший Институт востоковедения Российской академии наук во главе с академиком Наумкиным, – отмечает Ярлыкапов.

- Там работают ведущие специалисты. Без сотрудничества с академическими кругами ведомственные эксперты могут вновь попасть в сканадальное положение, типа того, что было связано с запретом книг Сунны — второго по важности источника исламской религии».

«Боевики от науки»

О том, что за судьба была у Абузагира Мантаева напомнил известный журналист Орхан Джемаль.

«Его надо рассматривать в паре с другим деятелем, также занимавшимся до поры до времени научной работой — Ясином Расуловым. Оба они уроженцы Дагестана. Был и третий — Анзор Астемиров из Кабардино-Балкарии, – рассказывает Джемаль.

- Эти трое являлись, скажем так, идеологами второй волны вооруженной борьбы на Северном Кавказе. Под их влиянием создалась такая относительно умеренная людоедская концепция, пришедшая на смену явно террористической — басаевской. Она доминировала вплоть до перехода лидерства к Магомедали Вагапову из Губдена.

И Расулов, и Мантаев погибли почти сразу, как вступили на путь вооруженной борьбы — ещё в середине 2000-х. Сам Мантаев из очень интеллигентной семьи. Бабушка — известная кумыкская поэтесса.

Он владел арабским, но наряду с этим, наверное, был единственным в Дагестане знатоком старопровансальского языка. Мог читать трубадура Кретьена де Труа в аутентичном виде. Играл в футбол за “Анжи” в начале 1990-х годов. Но после всего этого скатился на путь вооруженной борьбы. Хотя никакими военными подвигами не прославился».

По словам Орхана Джемаля, именно эти «боевики от науки» стали инициаторами убийств журналистов и общественных деятелей, которые, по их мнению, были идеологическими противниками.

Вместе с тем журналист выступает против запрета любой литературы, будь она хоть языческой, хоть нацистской. А запрет книги с безобидным, на первый взгляд, заглавием объясняет лишь тем, что ее автор – «персона нон грата».

Меньше шума!

В свою очередь известный исламовед и юрист, профессор Леонид Сюкияйнен полагает, что помимо точно определенной методики проведения религиоведческих экспертиз, очень востребована активность на легальном правовом поле заинтересованных организаций и лиц.

«Именно мусульманские организации и деятели — ведь в числе запрещенной более половины материалов исламского содержания — должны с желанием и при этом настойчиво и аргументировано вести серьезную работу с прокуратурой, МВД, судами. Отстаивать приемлемость и легальность издаваемой литературы, – считает эксперт.

- Надо подавать жалобы, активно работать в правовом поле, убедительно, с хорошими адвокатами, с привлечением серьезных юридических аргументов. Меньше эмоций, меньше публичной шумихи — побольше правовой грамотности, настойчивости и юридической аргументации».

Профессор полностью согласен с президентом России Владимиром Путиным, заявившем о чрезмерности в действиях, направленных на запреты исламской литературы.

«Президент Путин в октябре 2013 года, когда встречался с нашими мусульманскими лидерами сказал, что запреты часто пользу не приносят, а наоборот, приводят к противоположному результату, надо с этим разобраться. Президент признал это прямо, объективно и публично.

Поэтому нужно, чтобы заинтересованные организации не теряли энергию, а действовали в расчете на положительный результат. Ведь удалось же оспорить решение по целому ряду запрещенных книг. Как это было, например, в Оренбурге», – резюмирует Сюкияйнен.

В заключение отметим, что все-таки осталось загадкой, что же конкретно запретил районный суд в Адыгее под наименованием «диссертация». И как в принципе избежать того, чтобы под «жернова запретов» не попадали действительно научные изыскания? 

Рустам Джалилов

kavpolit