Узбекистан ищет выход к морским путям по железной дороге в обход России

Узбекистан ищет выход к морским путям по железной дороге в обход России

На карте показана планируемая Трансафганская железная дорога из Мазари-Шарифа и Кабула (Афганистан) в Пешавар (Пакистан). Предлагаемый сегмент отмечен черной пунктирной линией

Трансафганская железная дорога могла бы дать государствам Центральной Азии доступ к пакистанским морским портам, предлагая более быстрый маршрут и позволяя избежать проблем, связанных с введенными против России санкциями.

Начались предварительные работы по строительству железной дороги из Узбекистана в Пакистан. Она позволит Ташкенту обойти российские транспортные пути и избежать проблем, вызванных западными санкциями, наложенными на Москву в связи с вторжением в Украину.

18 июля в Афганистане рабочие из Узбекистана, Пакистана и Афганистана приступили к определению маршрута Трансафганской железной дороги. Об этом со ссылкой на спецпредставителя Пакистана в Афганистане Мухаммада Садика сообщило узбекское информагентство Dunyo.

В феврале 2021 года власти Ташкента подписали дорожную карту по строительству железной дороги от Мазари-Шарифа и Кабула (Афганистан) до Пешавара (Пакистан).

Построенная Узбекистаном железная дорога уже соединяет Термез (Узбекистан) с Мазари-Шарифом.

После завершения строительства железной дороги рабочие в Пешаваре будут разгружать товары и перевозить их в пакистанские морские порты Карачи, Гвадара и Касима.

Строительство железной дороги, впервые предложенное Узбекистаном в 2018 году, займет пять лет и обойдется в 4,8 млрд долларов США, сообщило 26 июля издание The Diplomat.

По плану, после завершения строительства железная дорога протяженностью почти 600 км приблизит Узбекистан и другие центральноазиатские страны к Индийскому океану и сократит время доставки товаров из Узбекистана в пакистанские морские порты с 30–35 дней до 10–15 дней.

Кроме того, ожидается снижение транспортных расходов на 30–35%, сообщала «Газета.uz» в феврале 2021 года. В первые несколько лет трансафганский коридор позволит транспортировать до 10 миллионов тонн грузов в год.

Снижение зависимости от России

Узбекистан полагается на евразийскую транспортную инфраструктуру, идущую на север через Казахстан, Кыргызстан, Россию и Беларусь для реализации около 80% своей внешней торговли. Об этом в парламенте в январе 2020 года заявил президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, передает Tashkent Times.

Через Россию проходят три из восьми основных транспортных коридоров, связывающих Узбекистан с международными рынками.

Однако после вторжения России в Украину в феврале перевозка грузов по этим коридорам усложнилась из-за западных санкций.

В ходе визита в Исламабад в марте Мирзиёев отметил особую важность данного проекта.

«Железная дорога "Термез–Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар" — это наше общее будущее. Когда строительство этого пути будет завершено, мы создадим самый близкий, дешевый и безопасный коридор, соединяющий Пакистан с Центральной Азией», — сказал он.

«Эта железная дорога полностью изменит облик наших регионов», — добавил Мирзиёев, сообщает Podrobno.uz.

Укрепление независимости

С начала войны в феврале Ташкент поддерживает тонкий баланс в экономических связях с Россией, однако угроза вторичных санкций по-прежнему сохраняется.

Узбекистану сейчас, как никогда ранее, необходимо искать новые транспортные пути, считает политолог из Ташкента Фарход Мирзабаев.

По его словам, геополитическая ситуация в регионе и в мире делает планируемую Трансафганскую железную дорогу крайне необходимой.

«Несмотря на все существующие трудности и преграды, Узбекистан должен сотрудничать с Афганистаном и Пакистаном для реализации этого проекта», — говорит он.

«Нас не должны волновать мнения и рассуждения скептически настроенных экспертов и политиков, потому что эта железная дорога укрепит нашу независимость».

Проблемы остаются, утверждают наблюдатели.

По словам узбекского историка Равшана Назарова, для обеспечения стабильного социально-экономического развития странам необходимо разнообразие транспортных путей.

В настоящее время Узбекистан пользуется только старыми, проверенными северными коридорами через Казахстан и Россию, говорит он.

Маршруты на юг через Афганистан, на восток через Кыргызстан и Китай и на запад через Каспийское море и Кавказ все еще находятся в разработке.

Из этих альтернатив «на сегодняшний день самым реальным является восточный вектор — через Кыргызстан и Китай», — сказал Назаров, добавив, что нестабильность обстановки в Афганистане по-прежнему представляет проблему для южного маршрута.

Историк и ветеран советско-афганской войны Максим Матназаров из Ташкента согласен с ним.

По его словам, нестабильность в Афганистане «делает сложным вопрос привлечения... международных финансовых учреждений и ведущих мировых держав» к железнодорожному проекту.

К тому же Афганистан отличается гористым рельефом, поэтому для его пересечения потребуется множество мостов, туннелей и других объездных дорог, что увеличивает затраты на строительство, добавляет он.

Региональные связи и альтернативы

Тем не менее, проект пользуется поддержкой региональных лидеров.

На встрече глав государств Центральной Азии 21 июля президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что Казахстан готов помочь в строительстве Трансафганской железной дороги.

«Мы можем обеспечить бесперебойную поставку материалов верхнего строения железнодорожных путей и предоставить подвижной состав», — сказал он на встрече в Чолпон-Ате (Кыргызстан), передает Kapital.kz.

Между тем Пакистан и Узбекистан уже соединены дорогой, проходящей через Афганистан. По сообщению Министерства транспорта Узбекистана, в июне узбекские дальнобойщики впервые воспользовались этой дорогой для доставки грузов в Пакистан.

Путь в Карачи по маршруту длиной 2760 км занял неделю. Грузовики доставляли замороженное мясо.

Между тем в ходе визита в Узбекистан 19 июля премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили предложил возможность экспорта узбекской продукции в Европу через грузинские черноморские порты Поти и Батуми, сообщает пресс-служба Мирзиёева.

Несмотря на то что российская военно-морская блокада черноморских портов Украины делает их использование в настоящее время невозможным, геополитические реалии также диктуют транзит через Грузию, говорит Мирзабаев.

«Узбекистан пытается делать больший упор на имеющиеся альтернативные маршруты, включая маршрут через южный Кавказ — железную дорогу Баку–Тбилиси–Карс», — сказал независимый узбекский аналитик по Афганистану Акрам Умаров.

«По этой дороге есть возможность выхода в Европу как сухопутным, так и морским путем», — добавил он.

Рустам Темиров

central.asia-news