Условия никяха, вали, жениха, невесты и свидетелей

Условия никяха, вали, жениха, невесты и свидетелей

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение пророку, его семье и верным сподвижникам, а затем:

Я, с дозволения Всевышнего, сделал маленькую работу, которая даст вам возможность заключать брак без чьей-либо помощи.

Знать условия никяха, уали, жениха, невесты и свидетелей должен каждый разумный и ответственный человек.

Главное, что требует от вас, внимательно ее изучить. Я сжал материал как мог. Многое не стал включать в него. Привел самое главное.

Гл. 1: Условия уали

1. Мужской род (аз-зукýраh: الذكورة) - Единогласно.

2. Разум (аль-‘акъль: العقل) - Единогласно. т.е не умалишенный.

3. Совершеннолетие (аль-булюгъ: البلوغ) - Единогласно.

4. Ислам (+ намаз الإسلام) - Единогласно.

5. Свобода от рабства (аль-хIуррийя: الحرية) - Единогласно.

6. Ихрам. (الإحرام) - Т.е он не должен быть в Хадже и ‘Умре.

Некоторые ученые добавили еще два условия? но они спорные:

    7. Порядочность (аль-‘адáля: العدالة) - Шиhабуддин Ахмад Абу Шуджа’ аль-Асфаhани сказал: «Условия порядочности, это: не совершает большие грехи, не упорствует в малых греха, чистая совесть, сдержанность при гневе и хранение мужского достоинства (части)».

    8. Рушд (الرشد) - Способность различать подходящих женихов от не подходящих. Знать предназначение и цели никяха.

    Внимание!

    Если в качестве уали идет родной брат, то он должен быть от одного отца, и не важно от каких матерей. Если у них одна мать, но разные отцы, то такой брат как уали не годиться. Он годиться лишь как свидетель.

    Гл. №2: Условия невесты

    1. Ислам (+ намаз). Или целомудренная из людей писания. - Единогласно.

    2. Аль-МахIрамийяh (المحرمية) - Отсутствие кровного или молочного родства. Единогласно.

    3. Свободная от рабства (الحرية) - Данный пункт касается именно господина, имеющего наложницу/рабыню.

    Сказал имам Ибн Къудама: Господин не может жениться на своей рабыне, так как иметь рабыню означает: владению ею и ее половыми органами (т.е близость). Он не может объединить в себе две эти вещи. Если он станет господином для своей жены, тогда их брак аннулируется. Или наоборот: если она станет его госпожой, то брак их аннулируется. Мы не знаем разногласия в этом вопросе. См. «Аль-Мугъни» 7/527. Аль-Къуртуби сказал о единогласии в «АхIкаму аль-Къуръан». 5/139.

    Но он может жениться на не своей рабыне. См. «АхIкаму аль-Къуръан». 5/139.

    Некоторые ученые добавили еще два спорных условия:

      4. Целомудрие (аль-‘иффаh: العفة) - Это ханбалитский мазhаб. Их далиль слова Всевышнего: «…на прелюбодейке женится лишь прелюбодей или многобожник». Аят был ниспослан по поводу Марсада ибн Аби Марсада, которому пророк ﷺ запретил женится на известной прелюбодейке Мекки.

      Но Абу Ханифа, Малик и аш-Шафи’и считали это нежелательным. Их доказательство, это случай сподвижника, который сказал пророку ﷺ: «У меня есть жена, и она не отталкивает руку протягивающего ее к ней». Он сказал: «Разведись с ней». Тот сказал: «Но я не смогу без нее». Тогда пророк ﷺ сказал: «Наслаждайся ее».

      Этот хадис имам Ибн аль-Къайим и Ибн Касир посчитали «джейид» со всеми путями. А слова: «не отталкивает трогающую (лямис) ее руку « они истолковали как — просящего милостыню.

      Но другие ученые сказали, что если дело было-бы так, тогда глагол должен был быть «мультамис» а не «лямис». Второе именно трогать.

      Это хадис передал ан-Насаи и назвал его главу: «Глава о женитьбе на прелюбодейке».

      Но и на название главы возразили тем, что она не была прелюбодейкой, изменяющей мужу. Пророк ﷺ не мог ему разрешить жить с изменницей, как он не разрешил это Марсаду, и еще сказать: «наслаждайся ею».

      В хадисе идет речь и женщине легкого поведения, у которой не хватает застенчивости.

      Даже если во всем этом не разбираться, имам ан-Насаи, передавший этот хадис, сам послабил его.

      Его также послабил имам Абу Хатим ар-Рази и Ибн ‘Ади. А до них этот хадис послабил имам ислама Ахмад ибн Ханбаль.

      Гл. №3: Условия жениха

      1. Ислам (+намаз) - Единогласно.

      2. Аль-МахIрамийяh - Чтобы не было родства. Единогласно.

      3. Свобода от рабства - Единогласно.

      Сказал имам Ибн Къудама: «Запрещено рабу жениться на своей госпоже. Сказал Ибн аль-Мунзир: “Сошлись обладатели знания на том, что никях раба на своей госпоже недействителен. Аль-Асрам передал с иснадом от Абу аз-Зубейра, сказавшего: я спросил Джабира о никяхе раба на своей Госпоже. Он сказал: однажды женщина пришла к ‘Умару ибн аль-Хаттабу, когда мы находились у водоема, вышедшая замуж за своего раба, ‘Умар поругал ее и сказал ей: он тебе не дозволен!”». См. «Аль-Мугъни» 7/113.

      Рабыня дозволена для своего господина в интиме, но раб не дозволен для своей госпожи в интиме.

      Гл. №4: Условия двух свидетелей

      1. Мужской пол

      Сказал имам Ибн Къудама: «Не заключается брак со свидетелями в виде одного мужчины и двух женщин. Это мнение ан-Наха’и, аль-Ауза’и и аш-Шафи’и. И это согласно словами аз-Зуhри: «И продолжает существовать сунна от пророка ﷺ в том, что женщины не могут быть свидетелями в постановлениях наказаний, в заключении браков и разводах»». См. «аль-Мугъни» (7/8). А также имам аль-Буhути в «Шарх Мунтаhа аль-Ирадат». (2/648).

      Тоже самое сказал шейх Ибн Баз, ‘Абд ар-Раззакъ, ‘АбдуЛла бин Къу’уд и ‘АбдуЛла ибн Гъудаян. А мнение ханафитов в этом вопросе противоречит сунне пророка ﷺ.

      2. Совершеннолетие - Единогласно. 

      См. Имам аль-Буhути в «Шарх Мунтаhа аль-Ирадат». (2/648). Имам аль-Касани в «Бада’у ас-Санаи» (6/266). Хафиз аз-Зайля’и в «Табиину аль-Хакъаикъ». (4/212).

      3. Разум - Единогласно.

      4. Ислам - Единогласно.

      5. Свобода от рабства - На этом ханафиты, маликиты, шафииты и ханбалиты. 

      Мы не нашли разногласия. Единственное ханбалиты разрешили свидетельство в торговле или где-то еще. Но не в никяхе, ни в казни, ни в возмездии и т.д.

      Некоторые ученые добавили еще два спорных условия:

        6. Слышащими

        См. Аль-Буhути в «Шарх Мунтаhа аль-Ирадат». (2/648). А если никях ставится жестами, то две стороны должны понимать это.

        7. Говорящими

        См. Ибн Къудама в «Аль-Мугъни» (12/64). Имам Ибн Муфлих в «Аль-Мубди» (8/301). Имам Шамс ас-Сарахси в «аль-Мабсут» (16/130). Но другие сказали, что если кто-то из сторон немой, то можно свидетельствовать писаниной. См.: «Аль-Маусу’а аль-Фикъhийя» (41/296). Спорный вопрос.

        8. Порядочными (не грешниками)

        Это верное мнение. См. Имам Ибн Къудама в «Аль-Мукъни» в месте с «Мубди» 8:304-305). Хафиз Ибн ‘Абд аль-Барр в «Аль-Кафи» (461). Аль-Касани в «Бада’у ас-Санаи» (6/266). Аш-Ширбини в «Мугъни аль-Мухтадж». (4/427). Аль-Буhути в «Шарх Мунтаhа аль-Ирадат». (3/589).

        Абу Шуджа’ сказал: «Условия порядочности, это: не совершает большие грехи, не упорствует в малых греха, чистая совесть, сдержанность при гневе и хранение мужского достоинства (части)». Но ханафиты считают, что грешник может быть свидетелем.

        9. Отсутствие родства по линии отца

        Спорный вопрос. Ханафиты считают, что родной брат может идти в качестве свидетеля в никяхе своего брата или сестры. Маликиты говорят ровно обратное. Шафииты говорят о допустимости этого с условием, но чтобы брат не был одновременно уакилем и уалием. Т.е либо он уали, либо он уакиль. Ханбалиты говорят о допустимости этого для тех родных, которые не по линии отца. Т.е. сводный брат, или родной дядя по матери может быть свидетелем у ханбалитов.

        Внимание!

        Уали не может быть одновременно свидетелем!

        Гл. №5: Условия (шуруты) никяха

        1. Согласие уали

        Всевышний сказал:

        وَأَنكِحُوا الْأَيَامَىٰ مِنكُمْ وَالصَّالِحِينَ مِنْ عِبَادِكُمْ وَإِمَائِكُمْ

        Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь (Нур: 23).

        Обращение направлено к мужчинам. Глагол «анкиху» — мужского рода. Это говорит о том, что женщина не может выдать сама себя замуж.

        Всевышний сказал:

        وَلَا تُنكِحُوا الْمُشْرِكِينَ حَتَّىٰ يُؤْمِنُوا

        Не выдавайте мусульманок замуж за язычников, пока они не уверуют (Коровы: 221).

        Если она могла-бы выдавать замуж сама себя, тогда не зачем Всевышнему повелевать выдавать их замуж. В аяте опять обращение к мужчинам.

        Пророк ﷺ сказал:

        لا نكاح إلا بولي Нет брака, кроме как с уали... Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа, ад-Даракъутни, ат-Табарани. Все от Ибн 'Аббаса, Абу Мусы и 'Аиши. Хадис удостоверил имам Ахмад, Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Заhаби, ас-Суюти и аль-Альбани. 

        На этом: ‘Али, Ибн ‘Умар, Ибн Мас’уд, Ибн ‘Аббас, Абу Хуарйра и ‘Аиша, да будет доволен им Аллаh. Из табиинов: Са’ид ибн аль-Мусайиб, аль-Хасан аль-Басри, ‘Умар ибн ‘Абд аль-‘Азиз, Джабир бин Язид, ас-Саури, Ибн Аби Лейля, Ибн Шибрима, Ибн аль-Мубарак, ‘Убейду-Лла аль-‘Анбари. Также Малик, аш-Шафи’и, Ахмад, Исхак, Абу ‘Убейд и другие.

        Также пророк ﷺ сказал:

        أيما امرأة نكحت نفسها بغير إذن وليها ، فنكاحها باطل باطل باطل 

        Какая-бы женщина не выдала сама себя замуж, ее брак недействительный, недействительный, недействительный. Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ан-Насаи, ат-Табарани, ад-Даракъутни и аль-Хаким от 'Аиши.

        Имам Ибн Къудама сказал: «Если скажут: этот хадис передал аз-Зуhри и сам-же его послабил, т.е Ибн Джурейдж сказал: «Я спросил о нем аз-Зуhри, он не узнал (этот хадис)». То мы ответим: никто это не передал от Ибн Джурейджа, кроме (Исма’иля) Ибн ‘Уляйя. Так сказал Ахмад и Яхья (Ибн Ма’ин). И даже если это так, то и в этом нет доказательства, ведь от него это передают заслуживающие доверия. Даже если аз-Зуhри забыл его, это не вредит (хадису)».

        Далее имам Ибн Къудама сказал:

        ولأن المرأة إنما منعت الاستقلال بالنكاح ، لقصور عقلها ، فلا يؤمن انخداعها ووقوعه منها على وجه المفسدة ، وهذا مأمون فيما إذا أذن فيه وليها

        «Лишение женщины независимости в никяхе связано с изъяном в ее разуме. Нет гарантии в том, что она не обманется и не попадет в запретное. Это проблема решается, когда (никях) одобрен ее уалием».

        2. Согласие невесты

        Пришло в хадисе:

        لا تنكح الأيم حتى تستأمر ولا تنكح البكر حتى تستأذن قالوا يا رسول الله وكيف إذنها قال أن تسكت

        Не выдают замуж разведенную пока не посовещаются с ней. И не выдают замуж девственницу, пока не возьмут с нее согласие".

        Они сказали: "О посланник Аллаhа! А что является ее согласием?" Он сказал: "Ее молчание. Аль-Бухари и Муслим от Абу Хурайры.

        Я скажу: ее молчание, имеется ввиду молчаливое согласие. Молчаливое, потому, что он может стесняться. А не то, когда ей закрыли рот или заставили под угрозой. А если она немая, то пусть напишет или кивнет.

        3. Согласие жениха

        Это единогласное условие.

        4. Установление личности

        Т.е установить, кто за кого выходит замуж, и кто на ком женится. Единогласно.

        5. Наличие двух свидетелей

        Всевышний сказал:

        Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас и будьте свидетелями ради Аллаха. (65: 2).

        В хадисе пришло:

        لا نكاح إلا بولي وشاهدي عدل

        Нет брака, кроме как с уали и двумя заслуживающими доверия свидетелями.

        Гл. №6: Столпы (арканы) никяха

        1. Слова уали

        Т.е: «Я отец (такой-то), выдал замуж свою дочь (назвать имя, чтобы не было путаницы) за тебя (такого-то) за маhр (такой-то)».

        Необязательно именно такой порядок слов, но смысл должен быть понятен как в образце.

        Маhр хоть и является обязательным, но он не является ни условием, ни столпом никяха.

        Если уали не знает, что говорить, то знающий должен подсказывать ему.

        Либо знающий человек должен выступать как связывающий обоих. Т.е он обращается с начала к уали: «О такой-то, выдал ли ты замуж свою дочь (такую-то) за этого человека (такого-то) за маhр (такой-то)?». Уали говорит: «Да».

        Затем также обращается к жениху: «О такой-то, взял ли ты замуж дочь(такого-то)за (такого-то) маhр?»..Он говорит: «Да».

        Невеста не присутствует на этом мероприятии, она дает согласие до этого. Не обязательно в момент никяха брать у нее разрешение. Если она давала его до этого и после не меняла свое решение, то этого достаточно. Я спрашивал об этом бывшего судью Эр-Рияда.

        Если нет уали на месте, то он может поручить это дело уакилю, который будет это делать от его имени. Все должно происходить официально.

        2. Слова жениха

        Т.е: «Я (такой-то), взял замуж вашу дочь (назвать имя, чтобы не было путаницы) за маhр (такой-то)».

        Если жених не знает что говорить, то знающий должен подсказывать ему.

        Либо знающий человек должен выступать как связывающий обоих. Т.е он обращается с начала к уали: «О такой-то, выдал ли ты замуж свою дочь (такую-то) за этого человека (такого-то) за маhр (такой-то)?». Уали говорит: «Да».

        Затем также обращается к жениху: «О такой-то, взял ли ты замуж дочь (такого-то) за (такого-то) маhр?«.. Он говорит: «Да».

        А если жениха нет на месте, то он может поручить это дело уакилю, который будет все это делать от имени жениха.

        Хвала Аллаhу Господу миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними.

        Источники:

        «Фатхуль-Бари» Ибн Хаджара аль-‘Аскъаляни.
        Фетвы Ибн База.
        Фетвы Ибн ‘Усеймина.
        Статьи шейха аль-Мунаджида.
        Работа уважаемой устазы Афнан бинт Мухаммада.
        «Фикху ас-Сунна» Сейид Сабикъа.

        ar-rad