Условие жертвоприношения: заклание животного должен делать только мусульманин совершающий намаз

Условие жертвоприношения: заклание животного должен делать только мусульманин совершающий намаз

Когда мы идем на ферму для покупки овец или коров нам говорят цену за килограмм мяса. Это означает, что после убоя животного они взвешивают его и берут цену в зависимости от веса мяса. Сюда входит и стоимость самого животного, и плата за использование помещения (для убоя), а также плата за рубку и упаковку. Дозволено ли подобное? Или мы должны в самом начале оплатить стоимость животного для жертвоприношения? Большинство фермеров не соглашаются на это, потому что из-за этого они потеряют оплату за убой и разделку.

Хвала Аллаху Господу миров.

Необходимым условием верности жертвоприношения является то, чтобы животное было заколото мусульманином с намерением принести жертву /удхийа/. Не будет достаточно просто зарезать животное для мяса.

Аль-Науауи, да помилует его Аллах, сказал: «Намерение является условием верности жертвоприношения». Ан-Науауи. Аль-маджму‘. Т. 8. С. 380.

Нет ничего плохого в покупке животного так, как вы описали в вопросе, и чтобы работник заколол животное с намерением совершить жертвоприношение, если он является мусульманином. А если он не является мусульманином, то тогда совершить жертвоприношение должен один из вас, а после работник может разделать тушу животного.

Шейх Ибн ‘Усаймин, да помилует его Аллах, сказал:

«Нельзя поручать совершать жертвоприношение христианину или иудею, несмотря на то, что мясо животного, которое зарезал один из них, употреблять мусульманину дозволено. Но так как жертвоприношение является поклонением, не правильно поручать его человеку Писания. Потому что он является тем, кто совершает поклонение и приближается к Аллаху, и потому что у неверующего поклонение не будет принято. А если поклонение не будет принято у него самого, то не примется и то, что он сделает за другого. Если же поручить человеку Писания зарезать животное для еды, то это дозволено». Ибн ‘Усаймин. Аш-Шарху-ль-мумти‘. Т. 7. С. 494.

И Аллах знает лучше.

Условия жертвоприношения /удхия/

Для верности жертвоприношения необходимо выполнение шести условий:

Первое: Животное для жертвоприношения должно относиться у одному из перечисленных видов животных: верблюд/верблюдица, бык/корова, баран/овца, козел/коза. Доказательством этому служат слова Всевышнего:

وَلِكُلِّ أُمَّةٍ جَعَلْنَا مَنْسَكًا لِيَذْكُرُوا اسْمَ اللَّهِ عَلَى مَا رَزَقَهُمْ مِنْ بَهِيمَةِ الْأَنْعَامِ

Для каждой общины Мы установили места жертвоприношений (или религиозные обряды), чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их[1]. Скотина – это верблюды/верблюдицы, коровы/быки и мелкий рогатый скот (овцы и козы), которые были известны среди арабов. Такое объяснение дал аль-Хасан, Катада и другие.

Второе: Жертвенное животное должно быть определенного возраста, который ограничен Шариатом. Овцы для жертвоприношения должны достичь возраста хотя бы в полгода, а что касается других животных, то они также должны достигнуть своего возраста. На это указывают слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: Не приносите в жертву животное, не достигшее своего возраста. Если это станет для вас затруднительным, то можете принести в жертву овец в возрасте от шести месяцев[2]. Таким образом верблюд должен достигнуть как минимум возраста пяти лет, корова и бык – двух лет, а козы/овцы – одного года. Приносить в жертву шестимесячных животных нельзя (ни верблюдов, ни коров, ни коз), исключением по хадису являются только овцы/бараны. Шестимесячных овец/баранов в жертву приносить дозволяется в качестве исключения.

Третье: Следующие дефекты делают животное непригодным для жертвоприношения:

1. Явное повреждение глаза: когда глаза нет совсем, или когда глаз выпучен словно пуговица, или глаз покрыт белизной, что явно указывает на слепоту;

2. Явная болезнь: очевидные признаки болезни, например, лихорадка, из-за которой животное не посещает пастбища и отказывается от еды, или явная чесотка, которая влияет на плоть и здоровье животного, или глубокая рана, ухудшающая здоровье животного и проч.

3. Явная хромата, которая препятствует ходьбе животного.

4. Истощенность и сильная худоба, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда его спросили о том, чего остерегаться при выборе животного для жертвоприношения, указав рукой, ответил: Четырех вещей: (животных) с явно выраженной хромотой, одноглазых или явно кривых (животных), явно больных животных и худых[3]. В Сунан передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднялся и сказал: Не дозволено приносить в качестве жертвоприношения четыре типа животных…, и перечислил подобное предыдущему хадису. Аль-Альбани в Ируа аль-галиль (№ 1148) сказал, что хадис достоверен.

Эти четыре дефекта делают животных непригодными для жертвоприношения, к ним добавляются дефекты подобной или большей степени. Неверным будет принесение в жертву животного, которое является:

1. Слепым, то есть не видит обоими глазами.

2. Перекормленным, то есть животное, которое поело больше положенного и переело, пока опасность (смерти) не исчезнет;

3. Животным, с начавшимися сложными родами, пока не исчезнет опасность (смерти животного);

4. Животным, которое может умереть из-за случившегося падения с высоты или удушения, пока опасность этого не будет полностью устранена;

5. Лишенным движения, то есть таким, которое не может ходить из-за постоянного физического недостатка;

6. Животным с ампутированной передней или задней ногой.

Таким образом, если добавить эти дефекты к предыдущим, то получится, что нельзя приносить в жертву животных (хотя бы) с одним из десяти дефектов: эти шесть и предыдущие четыре.

Четвертое: Животное должно принадлежать человеку, который приносит его в жертву, или у него должно быть разрешение Шариата или владельца животного на использование этого животного в качестве жертвоприношение. Нельзя в качестве жертвоприношения использовать животное отнятое силой, украденное и полученное под недействительным (ложным) предлогом, так как нельзя приблизиться к Аллаху посредством ослушания Его. Опекуну сироты дозволено совершить жертвоприношение от имени сироты, взяв средства из имущества сироты, если среди людей этой местности сложился такой обычай, и сирота очень расстроится из-за отсутствия жертвоприношения от его имени.

Также дозволено совершить жертвоприношение доверенному лицу из имущества доверителя, если сам доверитель при этом дозволил это.

Пятое: Животное для жертвоприношения не должно быть связано с правами другого человека, поэтому неверно совершать жертвоприношение животным, оставленным в залог.

Шестое: Жертвоприношение следует совершать в определенное Шариатом время, а именно оно совершается после праздничной молитвы в День Жертвоприношения и до заката солнца последнего из дней ташрик (13-го дня месяца зу-ль-хиджа). Таким образом, для жертвоприношения есть четыре дня: день праздника после праздничной молитвы и три дня после него. Если человек совершит жертвоприношение до окончания праздничной молитвы или после заката 13-го дня зу-ль-хиджи, то жертвоприношение /удхия/ верным не будет. На это указывают хадис от аль-Бара ибн ‘Азиба, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Человек, заколовший животное до (праздничной) молитвы, лишь преподнес мясо своей семье, но это ни в чем не является обрядом (жертвоприношения)[4]

Передается от Джундуба ибн Суфьяна аль-Баджали, да будет доволен им Аллах: Я был свидетелем того, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Пусть тот, кто заколол животное до молитвы, принесет в жертву другое". Сообщается от Нубайши аль-Хузали, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Дни ташрик – это дни принятия пищи, питья и поминания Аллаха[5]. Однако если человек по какой-то уважительной причине задержался с жертвоприношением, например, животное, предназначенное для жертвоприношения, убежало, а человек нашел его только после выхода времени, и при этом человек не проявил упущений со своей стороны; или если человек поручил заколоть жертвенное животное человеку, а тот человек забыл, пока не вышло время, то в подобных случаях не будет греха совершить жертвоприношение после выхода времени, так как человек в этом случае имел уважительную по Шариату причину. Здесь о ситуации выносится суждение по аналогии с молитвой, которую человек проспал или о которой забыл, известно, что она совершается после того, как человек проснется или вспомнит.

Жертвоприношение дозволено совершать в любое время суток: днем или ночью, однако предпочтительнее закалывать жертвенное животное днем. Также лучше совершить жертвоприношение в день праздника, после двух проповедей, и жертвоприношение в каждый предыдущий день предпочтительнее последующего, так как посредством этого проявляется стремление человека к благому.


[1] Коран. Сура Паломничество 22:34.

[2] Муслим. Ас-Сахих.

[3] Малик. Аль-Муватта; хадис от аль-Бара ибн ‘Азиба.

[4] Аль-Бухари. Ас-Сахих.

[5] Муслим. Ас-Сахих.

Источник: Ибн ‘Усаймин. Рисаляту Ахкями-Ль-Удхийа Уа-З-Закят

islamqa.info