Умеренность в делах и приверженность Сунне

Умеренность в делах и приверженность Сунне

Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал: «Наши праведные предшественники часто упоминают об этих двух основах. Это умеренность в делах и приверженность Сунне. Поистине, шайтан испытывает сердце раба Аллаха и исследует его, и, если увидит в нем склонность к нововведениям и отказ от полного подчинения Сунне, он отдаляет его от приверженности Сунне.

Если же он видит в нем приверженность Сунне и стремление неуклонно следовать ей, и ему не удается одержать верх над ним в этом и отдалить его от Сунны, он пытается склонить его к чрезмерному усердию и возложению на себя непосильного, отходу от умеренности, внушая ему, что это благо и покорность и что нужно делать больше и усердствовать, ибо так ближе к совершенству. Мол, он не должен расслабляться, как это делают другие, не должен спать, как это делают другие. Он продолжает побуждать его таким образом, что в конце концов он отходит от умеренности и преступает границы. Один оставляет умеренность ради одной крайности, второй – ради другой.

Таково положение хариджитов, хотя молитва следующих прямым путем кажется им самим ничтожной по сравнению с молитвой хариджитов, так же как и пост, и чтение Корана.

Но обе крайности представляют собой отход от Сунны в сторону нововведений. Только одно – нововведение небрежности, а второе – нововведение чрезмерности.

Один из наших праведных предшественников сказал: «Какое бы повеление ни отдал Аллах, шайтан непременно старается заставить человека отклониться в сторону либо халатности, либо чрезмерности, и ему не важно, к чему ему удастся склонить его».

И Пророк ﷺ сказал АбдуЛлаху ибн Амру ибн аль-Асу: «О АбдуЛлах ибн Амр, поистине у каждого совершающего деяния бывают периоды деятельности и периоды расслабления, и тот, чья деятельность ближе к Сунне, преуспеет, а тот, чья деятельность ближе к нововведениям, потерпит неудачу и окажется в убытке» (Ахмад).

Пророк ﷺ сказал это, когда велел ему придерживаться умеренности в деяниях.

Все благо в усердии, которое сопровождается умеренностью, и в искренности, которая сопровождается следованием Посланнику ﷺ. Как сказал один из сподвижников:

«Умеренность в следовании правильному пути и Сунне лучше, чем активность в том, что противоположно следованию прямому пути и Сунне. Старайтесь же, чтобы ваши деяния совершались согласно пути пророков (мир им) и их Сунне».

Совершение дел напоказ также является отходом от прямого пути, так же, как и слабость и медлительность (в покорности)».

«Мадаридж ас-саликин»; «Избранное», 1/77-79