Указ Екатерины II о назначении муфтием и его помощниками лояльных российской империи мулл

Указ Екатерины II о назначении муфтием и его помощниками лояльных российской империи мулл

“Приняв за благо представление ваше, чтобы муллы и прочие духовные чины магометанского закона между народами, оный в империи нашей исповедающими, определялись не инако, как по учинении им надлежащего испытания и с утверждением наместнического правления, повелеваем вам произвесть сие в действо и в следствие того учредить в Уфе духовное собрание магометанского закона, которое, имея в ве­домстве своем всех духовных чинов того закона, в разных губерниях пребывающих, исключая Таврической области, где особое есть духов­ное управление, в случае надобности определять их куда-либо вновь, сии люди были испытываемы и не инако определяе­мы, как когда признаны будут достойными; со стороны же наших генерал-губернаторов, правящих ту должность, в отсутствии же их — губернаторов, наблюдать, дабы к исправлению духовных должностей магометанского закона употребляемы были люди в верности надежные и доброго поведения.

В духовном собрании помянутом председательствовать первому ахуну Мухамет Джан Гусейну, моего мы всемилостивейше жалуем муфтием, с произвождением ему жалования по 1500 рублей на год, и с ним заседать 2 или 3 муллам из казан­ских татар, в верности к нам и в добропорядочном поведении их испы­танным, с жалованием по 120 рублей на год; о чем представляем вам снестись с генерал-губернаторами и правящими их должность тех гу­берний, в коих народы магометанской веры обитают. — Екатерина II.

Высочайшее повеление императрицы Екатерины II об учреждении Оренбургского магометанского духовного собрания от 22 сентября 1788 г.”

Указы о учреждении мусульманских собраний и муфтията (22-23. 09. 1788) Екатерина II:

... повелеваем... наблюдать, дабы к исправлению духовных должностей Магометанскаго закона употребляемы были люди в верности надежные и доброго поведения. " (из указа от 22 сентября 1788 г. )

В годы царствования Екатерины II мусульмане наконец получили возможность восстанавливать мечети, разрушенные в годы гонений, строить новые. В сочетании с предоставлением татарским мурзам прав российского дворянства, а купечеству - свободы предпринимательской деятельности, эти дела составили императрице доброе имя среда народа.

Было, однако, неверным в след за отдельными авторами рассматривать подобное "потепление" в отношении Ислама исключительно как следствие увлечения Екатерины II идеями французских просветителей. Ее либерализм в отношении конфессии, соперничавшей с православием за влияние во многих регионах страны, был скорее вынужденным, в значительной степени определялся соображениями безопасности экономического и дипломатического характера. Одной из областей, где прагматизм императрицы проявился наиболее зримо, были отношения власти с представителями мусульманского духовенства.

Важнейшим уроком христианизаторской кампании 40-50-х годов XVIII века стало осознание правительственными кругами того факта, что провал ее применительно к поволжским татарам был во многом обусловлен решительным ей противодействием со стороны мусульманских духовных лиц. 1 Последние (в силу физического уничтожения и, частично, - обрусения татарской феодальной аристократии) на протяжении многих десятилетий выступам в татарском обществе в качестве единственной реальной оппозиционной царизму силы. Сумев привлечь эту прослойку на свою сторону, самодержавие не только смогло бы смягчить в будущем возможные антиправительственные и антирусские подвижки в этом обществе, но и приобрести мощный рычаг влияния на его настроения. Фактически - управления им. Поэтому не удивительно, что вначале - завоевание доверия, а затем привлечение на свою сторону и использование в своих интересах мусульманского духовенства стало одним из ведущих направлений в политике Екатерины II в отношении татарского населения Среднего Поволжья и Приуралья. Наиболее отчетливо эта линия проявилась в 80-90-х годах XVIII века. Так, из 17 законодательных актов данного периода, касающихся Ислама и отложившихся в Полном собрании законов Российской Империи, в 13 рассматриваются вопросы, прямо связанные с назначением на духовные должности, деятельностью, обязанностями, награждениями и привилегиями представителей мусульманского духовенства.

Значительную роль в реализации планов правительства сыграл именной указ от 28 января 1783 года "О дозволении подданным магометанского закона избирать самим у себя ахунов". 2 Его появление преследовало цель прекратить существовавшую ранее практику приглашения мулл из среднеазиатских государств. По замыслу Екатерины II, это не только устранило бы влияние тамошних мусульман на их единоверцев во Внутренней России, но и позволило бы выдвигать на духовные посты верных правительству людей. Кроме того, возникали возможность регулировать численность мулл я оказывать на них давление в соответствии с интересами центральной власти. А интересы эти очерчиваются в официальных документах того времени весьма определенно.

В Полном собрании законов Российской Империи среди указов 80-90-х годов XVIII века нет ни одного документа, фиксирующего религиозную ситуацию в Казанской губернии и я целом в Среднем Поволжье, тогда как в предшествующий период основная масса постановлений правительства адресовалась именно сюда. В последние десятилетия царствования Екатерины II указы или носили общественный характер, или же непосредственно адресовались должностным лицам Оренбурга, Уфы, других приграничных или близлежащих к Казахстану и Средней Азии регионов. Только в течении 1782-1786 годов вышло четыре указа, предписывающих скорейшее строительство мечетей в киргиз-кайсацких (казахских - А. Н. ) степях. Были открыты новые мечети в Оренбурге и Троицке.

Таким образом, с начала 80-х годов XVIII века царизм делает ставку на Ислам как силу, способную содействовать укреплению его влияния на Востоке. Одними насильственными методами желаемого результата добиться было невозможно. Сознавая это, правительство придерживается политики "двойного стандарта". Ограничивая всяческими мерами влияние Ислама в Среднем Поволжье и других "цивилизованных" районах Империи (где, скажем, возведение тех же культовых сооружений у мусульман наталкивалось на противодействие и препятствия со стороны православного духовенства и официальных властей, оно в то же самое время прямо содействует его пропаганде в "азиатских областях", видя в нем действенное средство вовлечения тамошних народов в российское подданство и держания их в повиновении. Строительство мечетей играло здесь не последнюю роль. Не случайно, получив от оренбургского генерал-губернатора барона Игельстрома известие об открытии подобных сооружений в Оренбурге и Троицке, Екатерина II выразила уверенность в том, что "таковое сооружение мест для публичной молитвы привлечет и прочих в близости кочующих или обитающих к границам нашим; сие и может послужить со временем к воздержанию их от своевольств лучше всяких строгих мер". 4

Ту же цель имела посылка на места в качестве мулл верных правительству людей. Как правило, чаще всего в этой роли выступали казанские татары. Показателен в данном контексте фрагмент именного указа от 27 ноября 1785 года, адресованного тому же барону Игельстрому: "1. Снабжение разных родов киргизских муллами, немалую пользу в делах наших принести может: почему вы и стараетесь определить оных, истребовав из казанских татар людей надежных, дав им потребные наставления к удержанию киргизцев в верности к нам, и к удалению их от набегов и хищничества в границах наших. Сим муллам вы можете при посылке их произвесть небольшую денежную дачу, а при том по мере верности и тщания в исполнении возлагаемого на них по службе нашей, обнадежить и большим награждением". 5 Намерения царского правительства использовать казанских татар в качестве духовных лиц у степных народов зафиксированы также в именном указе от 21 апреля 1787 года. 6 А указ Екатерины II от 28 февраля 1792 года свидетельствует о том, что их пытались использовать уже для "приведения в веру" кабардинцев и строительства мечетей в "Большой и Малой Кабарде". 7

Очевидно, что предоставляя некоторую свободу Исламу, Екатерина II отстаивала практические интересы самодержавия. Мусульманская пропаганда допускалась лишь исключительно в отношении тех народов, которые или еще не перешли в российское подданство, или могли возжелать отказаться от него. Указы же, предписывающие строительство мечетей, носили конкретно-локальный характер. В то же время в результате тонкой политической игры со стороны правительства мусульмано-татарское духовенство постепенно утрачивало былую независимость и все больше подпадало под контроль государственных органов. Уже в первой половине 80-х годов многие муллы находились на государственном жалованьи. 8 С выходом же 22 сентября 1788 года указа "Об определении мулл и прочих духовных чинов магометанского закона и об учреждении в Уфе духовного собрания для заведывания всеми духовными чинами того закона, в России пребывающими", царская администрация получила полный контроль над их названием и деятельностью. 9 Когда возникала потребность в определении на должность того или иного духовного лица, претенденты первоначально испытывались на "благонадежность", а затем подлежали утверждению генерал-губернатором. 10

Уже с момента своего учреждения Оренбургское духовное собрание, в ведение которого отдавалось все мусульманское духовенство Империи (за исключением Крыма, где было свое Духовное управление), превратилось в одну из ветвей российского бюрократического аппарата, со всеми присущими ему атрибутами. Так, указом от 20 апреля 1789 года Духовному собранию было ассигновано 900 рублей на содержание секретаря, канцелярских и прочих служителей, 11 а указ от 15 июня 1792 года повелел сделать в нем пятницу днем свободным "от присутствия", так как "по магометанскому закону пятничный день есть праздничный". 12

Муллы, заседавшие в Духовном собрании, должны были сменяться каждые три года. Принимая данное решение Сенат, как следует из его раза от 17 августа 1793 года, прежде всего руководствовался "предписаниями для средних судебных мест..., с которыми сравнено со всеми сие Духовное собрание". 13 Таким образом, место этого органа в системе учреждений Российской Империи было обозначено достаточно определенно, и иначе как третьестепенным его трудно назвать. Стремление самодержавия с самого начала сделать Духовное собрание "ручным" подтверждается и фактом назначения на должность первого муфтия Мухаметжана Хусаинова. Бывший до этого "главным ахуном" среди мусульман, он активно содействовал привлечению на сторону России "начальников и салтанов киргизских". 14 За свои заслуги указом Екатерины II от 21 ноября 1786 года он был освобожден "от всякой личной подати". 15 Кроме 1500 рублей жалованья за свое пребывание должности муфтия, 16 указом от 13 августа 1790 года М. Хусаинов получил право покупать башкир земли, 17 а законодательным актом от 26 января 1793 года - "заселять оные покупаемыми за границею иноверцами". 18 Обязанный царскому правительству своим положением, доходами и привилегиями, он, без сомнения, служил ему верою и правдой, оставаясь муфтием до самой своей смерти в 1823 году. 19

Предлагаемые вниманию читателя указы от 23 сентября 1788 года являются основополагающими документами для осмысления перемен, произошедших в жизни мусульманского духовенства в царствование Екатерины II. Заканчивался период конфронтации с царизмом, наступал период сотрудничества и служения ему...

Айдар Ногманов, кандидат исторических наук

1788 г. сентября 22. - Указ Екатерины II Симбирскому и Уфимскому генерал-губернатору барону Игельстрому об учреждении б Уфе Духовного собрания магометанского закона

Приняв за благо предоставление ваше, чтоб Мулл и прочие духовные чины Магометанскаго закона между народами оный в Империи Нашей исповедующими, определялись не инако, как по учинским им надлежащего испытания и с утверждением Наместнического Правления, повелеваем вам произвесть сие в действо, и в следствие того учредить в Уфе духовное собрание Магометанскаго закона, которое имея в ведомстве своем всех духовных чинов того закона, в разных губерниях пребывающих, исключая Таврической области, где особое есть Духовное Управление, в случае надобности определить их куда либо вновь, сии люди были испытываемы, и не инако определяемы, как когда признаны будут достойными; со стороны же наших Генерал-Губернаторов, правящих ту должность, в отсутствии же их Губернаторов, наблюдать, дабы к исправлению духовных должностей Магометанского закона употребляемы были люди в верности надежные и доброго поведения. В духовном собрании помянутом председательствовать первому Ахуну Мухамет Джан Гусейну, коего Мы Всемилостевейше жалуем Муфтием, с произвождением ему жалованья по 1500 рублей в год, и с ним заседать 2 или 3 Муллам из Казанских татар, в верности к Нам и в добропорядочном поведении их испытанным, с жалованьем по 120 рублей на год; о чем предоставляем вам снестися с Генерал- Губернаторами и правящими ту должность тех Губерний, в коих народы Магометанской веры обитают.

ПС3. 1. Т. 22. № 16710. С. 1107.

1788 г. сентября 23. - Указ Екатерины II Сенату о назначении Муфтия над всеми мусульманами России

Находящемуся в Оренбургской области Магометанскаго закона первому Ахуну Мухамет Джан Гусейну Всемилостивейше повелеваем быть Муфтием над всеми обитающими в Империи Нашей сего закона людьми, исключая Таврическую область, где от нас определен особый Муфтий. Жалованье ему производить по 1500 рублей на год; а в какой силе дан указ Наш Генерал-Поручику, правящему должность Генерал-Губернатора Симбирскаго и Уфимскаго, Барону Игельстрому на представление его, относительно духовенства Магометанского прилагается при сем копия для сведения и предписания Нашим Генерал-Губернаторам и правящим ту должность в наместничествах, где обитают люди Магометанскаго закона, дабы они в определении духовных чинов закона предписанию Нашему соображалися.

ПС3. 1. Т. 22. N 16711. C. 1108.

Комментарии:

1. Фирсов Н. А. Инородческое население прежнего Казанского царства в Новой России до 1762 г. и колонизация закамских земель в это время. - Казань, 1869. С. 177.

2. Полное собрание законов Российской империи, Т. 21, № 15653. С. 805.

3. Там же, Т. 21, № 15352. С. 406-407; Т. 22, № 15991. С. 142-144; № 16255, С. 450; № 16400. С. 604-606.

4. Там же, Т. 22, N 16255. С. 450.

5. Там же, № 16292. С. 493.

6. Там же, № 16534. С. 839.

7. Там же, Т. 23, № 17025. С. 307-308.

8. Там же, Т. 22, № 16014. С. 160-161.

9. Там же, N 16710. С. 1107.

10. Там же.

11. Там же, Т. 23, № 16759. С. 20-21.

12. Там же, № 17053. С. 341.

13. Там же, № 17146. С. 452-454.

14. Там же, Т. 22, N 16400. С. 604.

15. Там же, Т. 23, № 16897. С. 164.

16. Там же, Т. 22, № 16710. С. 1107.

17. Там же, Т. 23, № 16897. С. 1640-165.

18. Там же, N 17099. С. 399.

19. Мэржани Ш. Мостафадел-Эхбар фи эхвали Казан вэ Болгар. - Казань, 1989. - С. 214..

Текст воспроизведен по изданию: Екатерина II: ... повелеваем... наблюдать, дабы к исправлению духовных должностей Магометанскаго закона употребляемы были люди в верности надежные и доброго поведения. " (из указа от 22 сентября 1788 г. ) // Эхо веков, № 1/2. 1998.

Муфтий (араб. مفتى‎, производное от афта – «высказывать мнение») – это ученый-богослов, имеющий право давать фетву – решение по тем или иным религиозно-правовым вопросам, которые возникают у людей. Такое право муфтию дает его уровень знаний и понимания религии.

В самой фетве обычно формулируется задаваемый вопрос и ответ на него со ссылками на Коран, хадисы или цитаты из трудов других ученых-богословов. 

Получение степени муфтия требует длительного обучения для обладания знаниями в разных областях исламского права и светских наук, так как выносимые решения касаются многих сфер жизни общества. 

То или иное решение, вынесенное муфтием, может значительно влиять на повседневную жизнь верующих. Официально должность муфтия появилась при династии Омеядов. Халифы стали назначать на нее людей из числа знатоков религии. 

Первоначально муфтию отводилась роль помощника правителя по решению тех или иных религиозных вопросов. Еще больше усилилась роль муфтиев в Османской империи. Они назначались для каждой провинции, фактически входили в местный аппарат управления и имели возможность обращаться в органы центральной власти. 

Муфтии издавали фетвы по запросам кадиев – судей шариатского суда. Поэтому беи-губернаторы провинций должны были действовать с учетом позиции региональных муфтиев. Они вместе с другими учеными-богословами и преподавателями религиозных дисциплин образовывали целое сословие – ильмие. 

Высшим постом в рамках этого сословия для муфтия мог стать пост шейхуль-ислама – главного духовного авторитета Османского государства, чье место в государственной иерархии находилось сразу после великого визиря. На каждое значительное государственное дело должна была быть получена фетва шейхуль-ислама. Для отречения султана от престола также требовалась фетва. 

В России пост муфтия появился при учреждении Оренбургского магометанского духовного собрания, созданного по указу императрицы Екатерины II в 1788 году. Его кандидатура после избрания мусульманским сообществом должна была утверждаться самим монархом. 

На деле муфтии назначались на должность императором по представлению министра внутренних дел. В 1817 году император Александр I подписал указ об образовании Министерства духовных дел, в котором было определено, что муфтий должен избираться мусульманским обществом. 

Однако практика предыдущих лет в деле назначения муфтия продолжала сохраняться. В 1889 году она, наконец, обрела силу закона. После Февральской революции 1917 года мусульмане России получили право самостоятельно избирать себе муфтия. 

В дальнейшем выборы муфтиев производились на съездах Духовных управлений мусульман из среды официальных религиозных служителей. 

В современной России существует около сотни духовных управлений во главе с муфтиями. Причем богословский уровень руководителей религиозных организаций зачастую не принимается во внимание, а главной функцией российских муфтиев является организационно-хозяйственная деятельность...

Да упасёт нас Аллах от таких "муфтиев"...