Удивительные признания от ашаритов прошлого...
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Какая же все-таки разница между ашаритами прошлого и настоящего…
Такие Имамы прошлого как ан-Навави аш-Шафии (умер в 676 г.) и аль-Къуртуби аль-Малики (умер в 671 г.) отмечали в своих книгах что мазхабом Салафов и первых ашаритов, было подтверждение Качеств и Атрибутов Аллаха подтверждая их смысл и без философствования в нем. Первые Салафы по их словам подтверждали всё чем Аллах Себя описал в Коране и Сунне, без исключения и аллегорического толкования нововведенцев.
Однако одна беда, по своей воле или не воле, после подтверждения этого, они все-таки склонились к пути поздних приверженцев ашаритского каляма.
Почитаем, что говорит Имам ан-Навави в своих комментариях к хадису под номером 182 из Сахиха Муслима:
اعلم أن لأهل العلم في أحاديث الصفات وآيات الصفات قولين: أحدهما وهو مذهب معظم السلف أو كلهم أنه لا يتكلم في معناها بل يقولون: يجب علينا أن نؤمن بها ونعتقد لها معنى يليق بجلال الله تعالى وعظمته مع اعتقادنا الجازم أن الله تعالى ليس كمثله شيء، وأنه منزه عن التجسم والانتقال والتحيز في جهة وعن سائر صفات المخلوق، وهذا القول هو مذهب جماعة من المتكلمين واختاره جماعة من محققيهم وهو أسلم.
والقول الثاني: وهو مذهب معظم المتكلمين أنها تتأول…
«Знай, что у людей Знания есть два мнения по поводу аятов и хадисов о Качествах и Атрибутах Аллаха. Первое,- это слово большинства Салафов и даже правильнее сказать, всех Салафов,- это не говорить о смысле этого, разве что, они говорили: «Обязательно следует нам верить в них, и принять к убеждению смысл (1), подобающий Величию Аллаха Всевышнего, вместе с тем быть абсолютно убежденными что Аллах, нет ничего подобного Ему, Он пречист от телесности, передвижения, занимания места в определенной стороне, а так же от других качеств творений. Это так же является мнением группы ученных Мутакаллимов, и его так же выбрала группа ученых исследователей (в науке каляма),- это мнение является наиболее здравым. Второе,- это мнение большинства мутакаллимов, и это аллегорическое толкование…». Том 3 стр 24-25. Издательство «аль-Къуртуба» 1414 г.
Пишет Имам аль-Къуртуби в своей книге «аль-Асна фи шарх Асмаи-Лляхи аль-Хусна»: «Глава о разногласиях людей по поводу «аль-Истиува» (Вознесении).
Нам известно по этому поводу десять мнений ученных…». После десяти аль-Къуртуби добавляет еще четыре. 2\122
«Шестое: Мнение ат-Табари (аш-Шафии), Ибн Абу Зейда (аль-Къайраувани аль-Малики), Кадия Абдул-Ваххаба (аль-Малики) и группы ученных их Шейхов хадиса и фикъха. Это так же понимается из некоторых книг Кадия Абу Бакра (аль-Бакъилани аль-Малики), да будет доволен им Аллах и Абу аль-Хасана (аль-Ашари). Передал это от него, т.е. от Кадия Абу Бакра, Кадий Абдул-Ваххаб текстом, и это то, что Он (Аллах) Вознесшийся над (аля) Троном Сущностью Своей — в некоторых местах они говорили «над (фоувкъ) Его Троном»… Я скажу: Это мнение Кадия Абу Бакра в книге «ат-Тамхид»… Это так же мнение Ибн Абдул-Барра и ат-Тальманки и других ученых из Андалусии. Так же аль-Хаттаби в книге «Шиар ад-дин» о чем мы уже упоминали»… 2\123
«Восьмое: Мнение антропоморфитов: Что Он на Троне в смысле утверждения творения в месте, да прибудет Аллах превыше этого»!… 2\124
*Я хотел бы обратить внимание читателей на то, как Имам аль-Къуртуби разделяет мнение Салафов — «что Он (Аллах) Вознесшийся над (аля) Троном Сущностью Своей«, от мнения антропоморфитов — «Он на Троне в смысле утверждения творения в месте«. Но к сожалению, сегодня, ашариты пытаются выставить это мнение Салафов и тех, кто следует за ними, антропоморфизмом и декларируют это в своих брошюрах и на своих сайтах.
Далее аль-Къуртуби приводит другие различные мнения, а затем говорит:
أظهر الأقوال؛ وإن كنت لا أقول به ولا أختاره؛ ما تظاهرت عليه الآي والأخبار والفضلاء الأخيار: أن الله (سبحانه) على عرشه كما أخبر في كتابه، بلا كيف، بائن من جميع خلقه. هذا جملة مذهب السلف الصالح. اهـ
«Наиболее правильным из этих мнений, даже если я и не говорю им и не выберу его, это то что выявляется из аятов и передач,- что Аллах над Троном, как это Он сказал в Своей Книге и на языке Своего посланника, без вопроса «как?». Он отделен от всех Своих творений. Это и есть мнение Салаф ас-Солих, как передается от достойных доверия передатчиков». 2\132
Имам аль-Къуртуби так же в своем Тафсире в толковании на 54 аят Суры аль-А`раф пишет указывая на мнение Салафов:
«Воистину, ваш Господь – Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон…».
В этом вопросе «Истива»- Возвышении, у Учёных много мнений и процедур исследования. Мы пояснили слова учёных об этом, в книге «аль-Асна фи шарх Асмаи-Лляхи аль-Хусна», и упомянули там 14 мнений об этом. И большинство из ранних и современных учёных, на том, что если становится обязательным очищение Аллаха Пречист Он, от «джихат» (сторон) и «тахайюза», то из-за необходимости этого и связанных с этим побочных выводов; у более поздних учёных и их ранних предводителей (вождей), необходимо делать очищение Аллаха Свят Он и Возвышен, от «джихата» (стороны). И (Он) не в стороне верха, у них; потому что для них это означает; описывание Его стороной, что делает обязательным, то что Он, находится в месте и «хаийюзе», а для места и «хайюза», становится обязательным движение, и покой для «мутахайюза», а так же изменения и обновления. Это слова «мутакаллимов».
Однако первые Салафы (Сахабы, Табиины, Имамы), да будет доволен ими Аллах, не говорили отрицая «джихат» (сторону), и не произносили этого (т.е. слово «джихат»), напротив же, они говорили подтверждением её (стороны) Аллаху Всевышнему, как это пришло в Книге Его, и оповестили Пророки Его (мир им). И не отрицал ни один из них, что Аллах Вознесся над Троном «хакикатан» — истинно, а особо выделен трон (тем, что) он наивеличайшее творение Его. Однако (Салафы) не знали «кейфията» (образа-формы) Возвышения, поистине невозможно постигнуть истинности его. Сказал Малик, (да смилуется над ним Аллах): Возвышение известно,- то есть в арабском языке, – каким образом неизвестно, а вопрос об этом новшество. Так же сказала Умму Саляма (да будет доволен ею Аллах), мать правоверных. И эта мера в убеждениях достаточная».
Вот такие вот признания и свидетельства ашаритов прошлого… «Наиболее правильным из этих мнений, даже если я и не говорю им и не выберу его, это то … — что Аллах над Троном, … без вопроса «как?». Он отделен от всех Своих творений. Это и есть мнение Салаф ас-Солих » …
И почему это сегодня ашариты впадают в истерику и пытаются «мутить воду» вокруг убеждений Салафов?
(1) Важно отметить, что ан-Навави в этих словах указал со слов Салафов, о необходимости в убеждении смыслов аятам и хадисам о Качествах и Атрибутах Аллаха, — смыслам подобающим Величию Аллаха. Он вовсе не говорит от том, что необходимо оставить понимание смыслов Аллаху (тафвид) и т.п. Сегодняшние же приверженцы тафвида, утверждают что следует вообще никак не понимать эти аяты и хадисы и оставлять Аллаху знание о том, что имеется ввиду в текстах. А ан-Навави же, говорит, что Салафы считали обязательным веру в них с убеждением для них смысла подобающего Величию Аллаха, как и говорят Салафиты сегодня: «Вознесение (Истиува), в том смысле, как подобает Величию Аллаха. Его Вознесение не подобно вознесению творений и т.д.».