Ученые назвали самую вредную позу для сна

Ученые назвали самую вредную позу для сна

Американские эксперты-сомнологи из клиники Майо пришли к выводу, что сон на животе является худшей позой ночного отдыха.

Дело в том, что спать необходимо в правильном положении, когда голова и шея могут свободно поворачиваться. Это имеет значение для хорошего дыхания, пишет портал Bustle со ссылкой на исследование клиники.

Медики пояснили, что дышать полной грудью, лежа на животе, практически невозможно. Кроме того, в этой позе затекают мышцы шеи, что плохо влияет на сосуды.

Также сон на животе негативно влияет на здоровье спины. Чтобы снизить нагрузку на позвоночник, эксперты рекомендуют поместить дополнительную подушку под таз и нижнюю часть живота.

5 августа сообщалось, что ученые документально подтвердили, что между хроническим недосыпом и интернет-зависимостью существует взаимосвязь, так как у любителей заглянуть в Сеть перед сном в среднем на 25 минут меньше полноценного отдыха.

Сон – од­на из важ­ней­ших фи­зи­оло­гичес­ких пот­ребнос­тей че­лове­ка. Во вре­мя сна ор­га­низм по­луча­ет от­дых, пе­рера­баты­ва­ет­ся и струк­ту­риру­ет­ся ин­форма­ция, по­лучен­ная го­лов­ным моз­гом в те­чение дня. Кро­ме то­го, вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся им­му­нитет че­лове­ка, по­выша­ет­ся спо­соб­ность про­тивос­то­ять ви­рус­ным и прос­тудным за­боле­вани­ям.

Без сом­не­ния, пол­но­цен­ный сон – за­лог сох­ра­нения хо­роше­го са­мочувс­твия и здо­ровья все­го ор­га­низ­ма. По­нимая важ­ность сна, во мно­гих куль­ту­рах су­щес­тву­ют свои спе­цифи­чес­кие ре­комен­да­ции – на чем спать, в ка­кой одеж­де, как го­товить­ся ко сну в пси­холо­гичес­ком пла­не и т.д.

В ре­лигии ис­лам зат­ро­нуты прак­ти­чес­ки все ас­пекты жиз­ни че­лове­ка, в том чис­ле и воп­ро­сы сна. Му­суль­ма­нину ре­комен­до­вано спать на удоб­ной не­высо­кой кро­вати, иметь со­суд с во­дой ря­дом с кро­ватью, со­ору­дить пос­тель та­ким об­ра­зом, что­бы часть те­ла не ока­залась под пря­мыми лу­чами сол­нца, а часть – в те­ни.

Пе­ред сном сле­ду­ет ду­мать о Все­выш­нем и чи­тать ко­рот­кие су­ры из Ко­рана, та­кие, как «Фа­ляк», «Нас», «Ка­усар», «Фа­тиха», «Их­лас». Это по­мога­ет ус­по­ко­ить­ся и нас­тро­ить­ся на от­дых, при­водит в сос­то­яние уми­рот­во­рения и за­щищен­ности.

Есть от­дель­ные ре­комен­да­ции в ис­ла­ме по по­воду по­зы сна. Счи­та­ет­ся, что ша­ри­ат зап­ре­ща­ет че­лове­ку спать на жи­воте, обос­но­вывая это од­ним из ха­дисов Про­рока (Да бла­гос­ла­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет).

На­сих ибн Тиф­ха аль Ги­фари пе­редал от сво­его от­ца: «Я гос­тил у Про­рока (Да бла­гос­ла­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) с дру­гими бед­ня­ками. Пос­ланник Ал­ла­ха (Да бла­гос­ла­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) вы­шел про­ведать нас ночью, и уви­дел ме­ня ле­жащим на жи­воте. Он дот­ро­нул­ся до ме­ня но­гой и ска­зал: «Не ле­жи так, это гне­вит Ал­ла­ха». Сог­ласно дру­гому со­об­ще­нию, Про­рок (Да бла­гос­ла­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) дот­ро­нув­шись но­гой, раз­бу­дил его и ска­зал: «Не ле­жи так, так ле­жат оби­тате­ли Ог­ня» (Ах­мад, фатх аль Раб­ба­ни, 14:244-245. Тир­ми­зи (2798), Абу Да­уд Су­нан Ки­табуль Адаб (5040), Са­хих Джа­ми (2270-2271)).

При­веду тут ин­шаАл­лах мне­ния уче­ных по по­воду это­го ха­диса.Он пе­редан по ря­ду це­почек, и все они не­дос­то­вер­ны

Пер­ваяиз них, это от Я’ша ибн Тых­фа ибн Кейс аль-Гаф­фа­ри, что пе­редал от сво­его от­ца: «Од­нажды я ле­жал в ме­чети на жи­воте, как вдруг ка­кой-то че­ловек дот­ро­нул­ся до ме­ня но­гой и ска­зал: «По­ис­ти­не, Ал­лах не­нави­дит, ког­да ле­жат в та­ком по­ложе­нии!» Я пос­мотрел (на­верх), и ока­залось, что (этим че­лове­ком был) пос­ланник Ал­ла­ха, да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и да при­ветс­тву­ет. Пе­редал его Абу Да­уд, 5001, Ибн Мад­жа, 701, Ан-На­саи, 6585, Ах­мад, 3-430, и дру­гие. В ис­на­де дан­но­го ха­диса — боль­шая пу­тани­ца, и по этой при­чине ос­ла­били его аль-Бу­хари, см. «Ат-Та­рих аль ка­бир», 4/365-367, Ибн Аби Ха­тим, 2-233, а так­же шейх Аль­ба­ни, шейх Ар­на­ут, и дру­гие уче­ные, и так­же в нем не­из­вес­тный пе­редат­чик.

Вто­раяиз них, это от Абу Ху­рей­ры, что он ска­зал: «Уви­дел Пос­ланник Ал­ла­ха че­лове­ка, ко­торый спал на жи­воте, и ска­зал: «Во­ис­ти­ну, та­кое ле­жание не лю­бит Ал­лах». Пе­редал его Ибн Аби Шей­ба, 9-115, Ат-Тир­ми­зи, 2768, Ах­мад, 2-287 Ска­зал аль-Бу­хари: «Не дос­то­верен!» см. «Ат-Та­рих аль Ка­бир», 4-366. И так­же ска­зал Абу Ха­тим Ар-Ра­зи, разь­яс­нив его сла­бость, см. «аль-Иляль», 2-233 И так­же ос­ла­бил его шейх Мук­биль, см. «Тат­та­бу’ а­ухам аль Ха­ким ал­ля­ти са­ката алей­ха аз-За­хаби», 4-406.

Третья: от Аш-Ша­рида, от Про­рока, что он имел обык­но­вение, ког­да ви­дел че­лове­ка кто ле­жит на жи­воте, и его зад­няя часть ни­чем не прик­ры­та, он бу­дил его но­гой, и го­ворил: «Это са­мый не­навис­тный сон для Ал­ла­ха!» Пе­редал его Ах­мад, 4-388, и это мур­саль, пос­коль­ку Аш-Ша­рид- та­би­ин, и не встре­чал­ся с Пос­ланни­ком Ал­ла­ха, да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет. см. «Силь­си­ля аль-аха­дис ад-да­ифа», 4218.

Чет­вертая: от Абу Ума­мы, да бу­дет до­волен им Ал­лах, что про­шел Пос­ланник Ал­ла­ха, да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет, ми­мо че­лове­ка ко­торый спал на жи­воте в ме­чети, и уда­рил его но­гой, и ска­зал: «Сядь или встань, во­ис­ти­ну так спят в Аду» Пе­редал его Ибн Мад­жа, 3725, и аль-Бу­хари в «Аль-Адаб аль Муф­рад», 1188. И в его ис­на­де аль-У­алид Ибн Джа­миль аль-Фи­лис­ты­ни, о сла­бос­ти ко­торо­го ска­зали мно­гие уче­ные, та­кие как Абу Зур’а, имам аль Бу­хари, Абу Ха­тим, и дру­гие уля­ма. И ос­ла­били дан­ный ис­над Ас-Су­юты, Аль Бу­сей­ри, шейх Аль­ба­ни, и дру­гие уче­ные.

Пос­ле то­го, как ста­ло яс­но, что ни од­на из це­почек дан­но­го ха­диса, не яв­ля­ет­ся хо­тя бы хо­рошей, то даль­ше идет воп­рос ид­жти­хада, в ко­тором раз­де­лились уче­ные, а это уси­лива­ет ли эти це­поч­ки друг дру­га до сте­пени «ха­сан», так, что­бы мож­но бы­ло опе­реть­ся на дан­ный ха­дис в ах­ка­мах, или нет? И мы бо­лее скло­ня­ем­ся к то­му, что нет, пос­коль­ку в каж­дой из це­почек есть серь­ез­ная сла­бость, и все в сум­ме они не бу­дут уси­ливать друг дру­га. Од­на­ко, по­каза­ли ме­дицин­ские ис­сле­дова­ния, что в этом (ле­жании на жи­воте) мо­жет быть не­кото­рый вред, и луч­ше ле­жать так как де­лал это Пос­ланник Ал­ла­ха (Да бла­гос­ла­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) — на бо­ку.

Был спро­шен шейх Ибн Усай­мин о том, доз­во­лено ли ле­жать на жи­воте, и дос­то­верен ли ха­дис о том, что про­шел Пос­ланник Ал­ла­ха, да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет, ми­мо че­лове­ка ко­торый спал на жи­воте в ме­чети, и уда­рил его но­гой, и ска­зал: «Сядь или встань, во­ис­ти­ну так спят в Аду»? От­ве­тил шейх: «Что ка­са­ет­ся ха­диса, то я его не знаю о нем. Что же ка­са­ет­ся сна на жи­воте, то нет в этом проб­лем, осо­бен­но, ес­ли есть в этом нуж­да, пос­коль­ку иног­да нуж­да­ет­ся че­ловек в том, что­бы спать сво­ем жи­воте, по при­чине бо­лез­ни в нем, или ур­ча­ния, и то­му по­доб­но­го. Что же ка­са­ет­ся то­го, ког­да нет в этом нуж­ды, то луч­ше что­бы спал че­ловек на сво­ем пра­вом бо­ку, как при­казал к это­му Пос­ланник Ал­ла­ха, да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет, в ха­дисе, ко­торый пе­редал Ба­ра ибн Азиб, да бу­дет до­волен им Ал­лах» см. «Фа­та­уа нур аля дарб», 36.

Что ка­са­ет­ся то­го, что че­ловек за­сыпа­ет, до­пус­тим, на бо­ку, а про­сыпа­ет­ся ле­жащим на жи­воте, то нет гре­ха в этом, ибо во сне он не кон­тро­лиру­ет свои дей­ствия, в со­от­ветс­твии с ха­дисом про­рока, алей­хи са­ляту уа са­лям: «Пе­ро (ан­ге­ла за­писы­ва­юще­го гре­хи) под­ня­то от тро­их: от ре­бен­ка, по­ка он не дос­тигнет со­вер­шенно­летия; спя­щего, по­ка он не прос­нется; и су­мас­шедше­го, по­ка к не­му не вер­нется его ра­зум». [Пе­редал Ах­мад 6/101, Абу Да­уд 4398, ан-На­саи 3432, Ибн Мад­жах 2041 и др.] Дос­то­вер­ность ха­диса под­твер­дил имам аль-Ха­ким, аз-За­хаби, ас-Су­юты, аз-Зай­ля'и, Ибн Хиб­бан, Ибн Ху­зей­ма, Шуй­аб аль-Ар­на­ут, Ах­мад Ша­кир, аль-Аль­ба­ни, Аб­дуллах аль-Бас­сам, Му­хам­мад Хал­лякъ и др. [См. "аль-Ируа" № 297, "Та­удых аль-Ах­кам" 5/519 и др.]

Но сле­ду­ет за­метить, что ес­ли этот че­ловек со­бира­ет­ся про­дол­жить свой сон, то он дол­жен сме­нить своё по­ложе­ние, ибо зап­ре­щено спать и ле­жать на жи­воте.

А Ал­лах зна­ет луч­ше.

Все же, по­чему Про­рок да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет ре­комен­до­вал не спать на жи­воте?

Спус­тя пол­то­ра ве­ка, на­уч­ные ис­сле­дова­ния до­каза­ли, что сон на жи­воте мо­жет быть вред­ным для ор­га­низ­ма и при­вес­ти к не­жела­тель­ным пос­ледс­тви­ям.

Во вре­мя сна на жи­воте сдав­ли­ва­ет­ся груд­ная клет­ка, что пре­пятс­тву­ет пос­тупле­нию све­жего воз­ду­ха в лег­кие. Это осо­бен­но опас­но для лю­дей по­жило­го воз­раста, стра­да­ющих ате­рос­кле­розом. От из­бы­точ­но­го со­дер­жа­ния оки­си уг­ле­рода в кро­ви че­ловек мо­жет по­гиб­нуть.

Мозг спя­щего на жи­воте не по­луча­ет дос­та­точ­но­го ко­личес­тва кро­ви, так как го­лова при этой по­зе по­вора­чива­ет­ся на бок, в ито­ге пе­режи­ма­ет­ся од­на из поз­во­ноч­ных ар­те­рий. К то­му же, сон на жи­воте мо­жет при­вес­ти к моз­го­вому ин­суль­ту.

Сон на жи­воте пло­хо от­ра­жа­ет­ся на сек­су­аль­ном здо­ровье лю­дей – как жен­щин, так и муж­чин. Во вре­мя сна сдав­ли­ва­ют­ся внут­ренние ор­га­ны, а так­же мо­чевой пу­зырь.

Сон на жи­воте при­водит к из­ме­нени­ям в осан­ке, вред­но для поз­во­ноч­ни­ка, при­водит к по­яв­ле­нию мор­щин на ли­це.

Ка­кая по­за счи­та­ет­ся луч­шей для сна?

Уче­ные ус­та­нови­ли, что луч­шая по­за для сна – на бо­ку, в по­зе за­роды­ша, под­ло­жив под го­лову по­душ­ку и сог­нув но­ги на ко­ленях.

Су­щес­тву­ет ха­дис, в ко­тором при­водят­ся сло­ва Про­рока Му­хам­ма­да (Да бла­гос­ла­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет):«Ког­да вы иде­те спать, со­вер­ши­те ву­ду - ри­ту­аль­ное ма­лое омо­вение как для мо­лит­вы, и за­тем ляг­те на пра­вый бок...»(Бу­хари, Ву­ду 239). В дру­гом ха­дисе го­ворит­ся, что Пос­ланник Ал­ла­ха во вре­мя сна клал пра­вую ру­ку под ще­ку и про­из­но­сил сло­ва: «Бис­ми­ка Ал­ла­хум­ма аму­ту ва ахья» (О Ал­лах, с име­нем Тво­им уми­раю и ожи­ваю).

Сов­ре­мен­ная ме­дици­на так­же ре­комен­ду­ет спать на бо­ку. Сле­ду­ет за­сыпать на пра­вом бо­ку – в этом слу­чае сер­дце не по­луча­ет боль­шой наг­рузки. За­тем, че­рез не­кото­рое вре­мя, мож­но по­вер­нуть­ся на ле­вый бок. Это дви­жение улуч­ша­ет ра­боту пи­щева­ритель­ной сис­те­мы, при­водит к бо­лее по­лез­но­му и пол­но­цен­но­му от­ды­ху ор­га­низ­ма во вре­мя сна. Это об­щий зап­рет ка­са­ющий­ся как муж­чин так и жен­щин, по­тому что ос­новной прин­цип - пра­вила ка­са­ют­ся оба по­ла, ес­ли нет ука­зания на раз­ни­цу.

Те­перь рас­смот­рим то, что ус­та­нови­ли ис­сле­дова­тели спус­тя 1500 лет:

●Сон на жи­воте зат­рудня­ет ды­хание ког­да вы ле­жите на жи­воте, то ме­хани­чес­ки сдав­ли­ва­ете груд­ную клет­ку. Это при­водит к то­му, что лег­кие не мо­гут пол­ностью рас­пра­вить­ся и по­лучить не­об­хо­димую пор­цию све­жего воз­ду­ха.

●Сон на жи­воте осо­бен­но опа­сен для по­жилых лю­дей, стра­да­ющих ате­рос­кле­розом, так как на­руше­ние ра­боты лег­ких мо­жет при­вес­ти к из­бы­точ­но­му со­дер­жа­нию оки­си уг­ле­рода в кро­ви, в ре­зуль­та­те ко­торо­го че­ловек мо­жет по­гиб­нуть.

●Во вре­мя сна на жи­воте на­руша­ет­ся кро­вос­набже­ние моз­га. Во вре­мя сна на жи­воте, ког­да го­лова по­вер­ну­та на­бок, од­на из поз­во­ноч­ных ар­те­рий пе­рек­ры­ва­ет­ся, по­это­му кро­вос­набже­ние го­лов­но­го моз­га на­руша­ет­ся. А ес­ли пло­хо фун­кци­они­ру­ет вто­рая ар­те­рия, нап­ри­мер, в ней име­ет­ся ате­рос­кле­роти­чес­кая бляш­ка или она на­ходит­ся в спаз­ми­рован­ном сос­то­янии, то кро­воток по этим со­судам пол­ностью пе­рек­ры­ва­ет­ся. Ос­та­ют­ся толь­ко сон­ные ар­те­рии, ко­торые да­ют ка­кие-то пор­ции кро­ви го­лов­но­му моз­гу, но и эти со­суды мо­гут быть из­ме­нены, осо­бен­но у по­жилых лю­дей.

●Так­же вра­чи-сек­со­пато­логи Ис­па­нии пос­ле про­веде­ния ис­сле­дова­ний, приш­ли к вы­воду, что это неп­ра­виль­ная по­за для сна и она, в боль­шинс­тве слу­ча­ев, при­водит к сек­су­аль­ным расс­трой­ствам (это от­но­сит­ся и к муж­чи­нам, и к жен­щи­нам). Счи­та­ет­ся, что, ког­да вы спи­те на жи­воте, то сдав­ли­ва­ете свои внут­ренние ор­га­ны, в том чис­ле и мо­чевой пу­зырь.

●Сон на жи­воте мо­жет при­вес­ти к ин­суль­ту Кста­ти, ча­ще все­го моз­го­вые ин­суль­ты слу­ча­ют­ся имен­но во сне, при­мер­но в 4-5 ча­сов ут­ра.

●Луч­шая по­за для сна - в по­зе за­роды­ша. Иде­аль­ная по­за - на бо­ку, пле­чо ле­жит на мат­ра­се, го­лова на­ходит­ся на по­душ­ке, но­ги сог­ну­ты.

●Пречист Гос­подь. Это имен­но та по­за ко­торая приш­ла к нам из сун­ны Лю­бимо­го про­рока (Мир ему и бла­гос­ло­вения Ал­ла­ха). Имен­но так спал Про­рок Му­хам­мад (Мир ему и бла­гос­ло­вения Ал­ла­ха).

●Вред­но спать на жи­воте и для гру­ди, ко­торая сдав­ли­ва­ет­ся во вре­мя сна и че­рез не­кото­рое вре­мя на ней об­ра­зу­ют­ся мор­щинки, от ко­торых труд­но из­ба­вить­ся, ко­жа рас­тя­гива­ет­ся. Не­жела­тель­но на жи­воте спать лю­дям, у ко­торых име­ют­ся проб­ле­мы с поз­во­ноч­ни­ком и осан­кой.

●Ес­ли вы хо­тите сох­ра­нить свое ли­цо све­жим, то спать на жи­воте нель­зя, так как вы сми­на­ете свое ли­цо во сне, об­ра­зу­ют­ся сна­чала лег­кие, а за­тем бо­лее глу­бокие мор­щинки. Ес­ли вы при­вык­ли спать на жи­воте, по­вер­нув ли­цо в оп­ре­делен­ную сто­рону, не удив­ляй­тесь, ес­ли че­рез не­кото­рое вре­мя у вас на этой сто­роне ли­ца по­яви­лась глу­бокая но­согуб­ная склад­ка, а ря­дом с угол­ком рта ста­ла про­резы­вать­ся вер­ти­каль­ная мор­щинка.