У любого дела должна быть стратегически - реальная цель...

У любого дела должна быть стратегически - реальная цель...

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем…

Ибн Муфлих (да одарит его Аллах своей её милостью) говорил: «Не подобает разумному человеку заходить в какое-то дело, пока не спланирует, как он будет из него выходить». «Аль-Фуруг» (8/381).

Если человек называет себя человеком, то он должен знать цель своей жизни. Многие люди говорят, что живут для жизни, но Ислам не говорит так. Мирская жизнь - дунья не является целью, хорошо жить – это не цель. И если мы являемся людьми, то мы должны знать свою цель, должны знать, для чего мы здесь, и только потом начать путь к этой цели. Если же человек не будет знать цель своей жизни, то будет скитаться, и от его усердия не будет никакой пользы. Итак, мирская жизнь не является целью жизни.

تَبَارَكَ الَّذِي بِيَدِهِ الْمُلْكُ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
الَّذِي خَلَقَ الْمَوْتَ وَالْحَيَاةَ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلًا وَهُوَ الْعَزِيزُ الْغَفُورُ

«Благословен Тот, в Чьей Руке власть, Кто способен на всякую вещь, Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он — Могущественный, Прощающий». Сура аль-Мульк (Власть) 67:1-2.

Из этих аятов мы понимаем, что жизнь, сама по себе, не является целью, эта жизнь создана для испытания, а значит, цель жизни – что-то другое. Жизнь и смерть созданы для испытания, и мы должны направляться в какую-то сторону для какой-то цели.

مَن كَانَ يُرِيدُ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا وَزِينَتَهَا نُوَفِّ إِلَيْهِمْ أَعْمَالَهُمْ فِيهَا وَهُمْ فِيهَا لَا يُبْخَسُونَ
أُولَئِكَ الَّذِينَ لَيْسَ لَهُمْ فِي الْآخِرَةِ إِلَّا النَّارُ وَحَبِطَ مَا صَنَعُوا فِيهَا وَبَاطِلٌ مَّا كَانُوا يَعْمَلُونَ

«Тем, кто желает жизни в этом мире и ее украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не будут обделены. Они — те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщетны их усилия в этом мире, и бесполезны их деяния». Сура Худ 11:15-16.

Аллах говорит в этих аятах о людях, целью жизни которых является мирская жизнь и её украшения, Он даст им то, что предписал. Но в ахирате فِي الْآخِرَةِ - жизнь вечная для них будет только Огонь. Им будет даровано за их усердия, но тщетным будет то, что они делали в этой мирской жизни. И является /батылюн/ وَبَاطِلٌ (ложным, неправильным) то, что они совершают.

Есть хадис, который указывает нам на то, что неправильно, когда целью человека является мирская жизнь. У такого человека очень много проблем. Но если его цель – это получить довольство Аллаха, то его проблемы уменьшаются и решаются.

حَدَّثَنَا هَنَّادٌ قَالَ: حَدَّثَنَا وَكِيعٌ، عَنْ الرَّبِيعِ بْنِ صَبِيحٍ، عَنْ يَزِيدَ بْنِ أَبَانَ وَهُوَ الرَّقَاشِيُّ، عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ:
مَنْ كَانَتِ الآخِرَةُ هَمَّهُ جَعَلَ اللَّهُ غِنَاهُ فِي قَلْبِهِ وَجَمَعَ لَهُ شَمْلَهُ، وَأَتَتْهُ الدُّنْيَا وَهِيَ رَاغِمَةٌ، وَمَنْ كَانَتِ الدُّنْيَا هَمَّهُ جَعَلَ اللَّهُ فَقْرَهُ بَيْنَ عَيْنَيْهِ، وَفَرَّقَ عَلَيْهِ شَمْلَهُ، وَلَمْ يَأْتِهِ مِنَ الدُّنْيَا إِلَّا مَا قُدِّرَ لَهُ

Анас ибн Малик رَضِيَ الله عَنْهُ говорит, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, для кого ахират (жизнь вечная) является целью, Аллах положит богатства в его сердце, соберёт все его дела и даст ему дунья (мирская жизнь) в таком положении, что она будет униженна. И тот, у кого целью является дунья, Аллах положит бедность между его глазами и разрушит его собранные дела, и не даст ему из дунья ничего, кроме того, что Аллах предопределил ему». Имам ат-Тирмизи 2465, ибн Маджах 4105, «Аль-му'джималь кабиру ли Табарани» 4891, «Муснад» Аби Дауд ат-Тигълиси 617, Имам Ахмад " аз-Зухд" 180, имам аль-Байхаки «Шу'ба-ль-иман» 9651.

«Тот, для кого ахират является целью». /Аль-Ахират/ الآخِرَةُ – это жизнь после смерти, /хамма/ هَمَّهُ имеет разные переводы: забота о будущем, печаль, как гамма غُمَّةٌ (горе, печаль, скорбь), намерение, цель, усердие и т.д. Тому, чья цель является ахират (жизнь вечная), тому Аллах помогает. То есть, у человека есть цель – довольство Аллаха и приближение к Нему. Это идеальное определение ихляса (искренности), ихляс – значит совершать дела только ради Аллаха.

Теперь давайте посмотрим на себя. Ислам является сегодня нашей хамма? Когда кому-то скажут, что его ребёнок попал в аварию, будет ли он переживать за своего ребёнка? Вы когда-нибудь переживали также за Ислам? Так, как родитель переживает за своего ребенка, вы когда-нибудь переживали так за Ислам?! Или вы считаете, что Ислам – это не ваша обязанность? Если человек переживает за Ислам так, как переживает родитель за своего ребёнка, даже если и не всегда, то это и есть человек, который знает цель своей жизни и хамма своей жизни.

Очень важно то, что в этом хадисе не говорится о том, что не надо приобретать имущество, что не надо работать, что в дунья не нужны усердия. Есть некоторые мусульмане, которые говорят, что для дунья не надо ничего делать, – это всего лишь мирская жизнь, которая ничего не стоит. Нет, Ислам приказывает, чтобы вы получали всё из дунья: сила, асбаб (способы), чтобы возвышать умму. В этом хадисе сказано, что целью должна быть не дунья, а Аллах. Этот хадис объясняет нам, что дунья не является целью этой жизни. Например, дети должны стараться, учиться, изучать языки, математику, технологию, историю, науки, политику и т.д., чтобы хорошо зарабатывать и тратить имущество на религию и помощь мусульманам. Также, чтобы поехать на хадж, тоже надо зарабатывать. Сподвижники говорили, что, когда Аллах ниспослал приказ о садака, они пошли работать на рынок, чтобы приобрести имущество и тратить его. Получается, чтобы выполнить приказы Аллаха, надо выполнять мирскую работу, получать образование, развивать талант, усердие. Нам нужны таланты в политике, экономике, технологиях и т.д., в каждом вопросе – для возвышения слова Аллаха, и поэтому нужно усердие в любом вопросе. Этот хадис нам говорит, что главное, это – чтобы человек не положил эту дунья в своё сердце.

Этот хадис является опровержением не мусульманам, которые говорят, что их цель жизни – это сама жизнь. У мусульманина целью жизни должен быть ахират, то есть, довольство Аллаха, религия, а для дуньи он должен стараться больше, чем не мусульмане, но не для себя, а чтобы помогать другим. Обязанность муъмина – приобрести силу для уммы, для мусульман. Поэтому, когда человек изучает что-либо с целью, чтобы завтра работать для Ислама, то – это и есть поклонение.

Ислам не запрещает использовать блага. Есть люди, которые порицают даже сподвижников за то, что они были богаты, но если таким людям предложить фрукты или диван, то они будут пользоваться этим в первую очередь. Ислам не запрещает блага дуньи, Ислам запрещает положить в сердце эту дунью. Дунья должна быть в руках, но не в сердце. И усердие в дунья должно быть, чтобы приобрести силу для уммы.

Мы поняли, что богатство – это сердце, это влияет на нрав человека, его характер, слова и дела. Когда ахляк (нрав) человека будет красивым, то и общество будет нормальным, будет гармония и безопасность.

لَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ فِي كَبَدٍ

«Мы создали человека в тяготах (в усердии)». Сура аль-Баляд (Город) 90:4.

Аллах учит нас в этой суре, что мусульманин всегда должен находиться в усердии, он должен стараться. Разница только в цели, которой является не дунья, а ахират.

أُولَئِكَ يُسَارِعُونَ فِي الْخَيْرَاتِ وَهُمْ لَهَا سَابِقُونَ

«Все они спешат (соревнуются) вершить добрые дела и опережают в этом других». Сура аль-Муъминун (Верующие) 23:61.

Мусульманин должен усердно получать знания, изучать Куръан и Сунну, учить разные языки, науки и т.д. для того, чтобы принести пользу Исламу.

Хадис, который мы привели выше также является лечением. В нём говорится, чтобы человек не помещал дунью в своё сердце – это и есть лечение любой депрессии. Почему у человека бывает стресс и депрессия? Потому что он поместил в своё сердце кого-то из дуньи. И теперь, когда этот кто-то умер, ушел, не оправдал надежд, не зауважал, у человека появляется стресс и депрессия. Да, любить можно и супруга, и детей, и родителей, но максимальная любовь и хамма у человека должна быть к Исламу. Сначала максимальная любовь должна быть к Аллаху ﷻ, затем к Посланнику Аллаха ﷺ. Если вы будете действовать только по этому хадису, если мирские блага не будут вашей хамма, то автоматически ваши проблемы решаются. Когда вы что-то ждете от людей и не получаете это, то вы расстраиваетесь, а Ислам говорит, чтобы мы уповали и надеялись только на Аллаха. Лечением всех проблем является Ислам.