Тяготы и лишения — неизбежная сторона нашей жизни

Тяготы и лишения — неизбежная сторона нашей жизни

Когда нам тяжело, так хочется поделиться своим горем с тем, кто может поддержать и утешить. Иногда достаточно просто поговорить с близким другом: выслушал он тебя, и ты знаешь, что он обязательно помолится за тебя. А ещё лучше, если он напомнит об Аллахе и награде, обещанной Им за терпение, и напомнит о том, что вся жизнь наша — одно сплошное испытание и пришли мы в этот мир лишь для того, чтобы правдивые верующие отделились от лжецов.

Наверное, понять смысл испытаний и потерь помогает только вера в Бога, Его предопределение и будущую жизнь. Слишком бесконечна вечность и слишком велика награда, чтобы она досталась человеку без труда. Но не страдания наши нужны Аллаху, нет, Он хочет очистить сердца наши от того, что отдаляет нас от Него, хочет отблагодарить нас за терпение и верность наградой, которую мы не можем себе даже представить.

Все эти горести, болезни, потрясения помогают нам сбросить бремя грехов, подобно тому как деревья сбрасывают листву при сильном ветре. Они помогают нам крепко держаться за Аллаха, всем сердцем уповать только на Него, часто поминать Его и надеяться на Его милость. Ведь мы так быстро забываем о Боге, когда дела наши в порядке и нет повода тревожиться о завтрашнем дне.

И испытывал бы Аллах верующих долго, а тех, кто отвернулся от Него, Он одарял бы в этой жизни всякими благами, так что не просто богатыми сделались бы они, но даже лестницы и кровля в их домах были бы из золота и серебра. Но человек слаб, чтобы вынести такое, не выдержали бы верующие такого испытания, не устояли бы перед замыслом Божьим, отвернулись бы от настоящей милости Его (сура 43 «Украшения», аят 33).

Велика разница между людьми, и одни могут вместить больше других, но когда душа переполняется, каждый нуждается в том, чтобы его выслушали и поддержали. Из-за слабости своей мы ищем утешения у ближних наших, и становится нам легче, когда узнаём, что не одиноки мы в своём горе, что и другие, более достойные, страдали так же и проходили через похожие трудности. И нет в том греха, если, рассказывая о своём положении, ты не ропчешь на Бога, а спрашиваешь совета и поддержки. Но лучше, если со своей бедой ты приходишь прямо к Аллаху, к Нему обращаешься за силой и терпением, у Него ищешь помощи и совета.

Говорят: как можно делиться своей бедой с Богом, для чего рассказывать Ему о том, что и без того Ему известно? Но мы говорим: как можно не делиться с Ним всем тем, что происходит с тобой, будь то радость или горе? Ведь нет никого ближе, чем Аллах, и Он любит, когда люди приходят к Нему, тихо и смиренно взывают к Нему, изливают Ему душу и спрашивают у Него совета. Он присутствует в нашей жизни каждый миг, вершит нашу судьбу, прислушивается к нашим молитвам. Разве не Он больше других заслуживает того, чтобы мы искали у Него утешения и поддержки?

Праведным предшественникам не нравилось, когда люди говорили о своих трудностях кому-либо, кроме Аллаха. Выдающийся табий аль-Ахнаф ибн Кайс рассказывал, что как-то раз он пожаловался своему дяде на случившуюся с ним беду, и тот трижды велел ему замолчать, а потом сказал: «О Абу Бахр, не жалуйся творениям на то, что случилось с тобой, ибо тем самым ты либо огорчишь твоего друга, либо дашь повод злорадствовать твоему врагу» [Вафаят аль-а‘ян 2/505].

Аллах же не просто выслушает и посочувствует. Он увидит твоё смирение и обязательно ответит, ведь Он не любит возвращать пустыми руки рабов, которые истово молят Его о спасении. Быть может, искомый ответ задержится на короткое время, чтобы ты разобрался в себе и покаялся в каком-то из своих грехов, или чтобы открылось тебе такое, что может открыться только страждущему сердцу, или чтобы ты очистился и стал ближе к Богу. В любом случае в этом будет великое благо для тебя, ибо сказано:«Мы непременно испытаем вас кое-чем из страха, голода, потери имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых» (сура 2 «Корова», аят 155).

Поэтому пророки Божьи, когда постигали их несчастья, обращались к Господу и говорили с Ним так, как ребёнок говорит с родителем, открываясь ему полностью, зная, что больше ему не к кому обратиться и что тот никогда не пожелает ему зла. Они были готовы принять любую Его волю, потому что всецело доверяли Ему, и они не отчаивались в Его милости.

Пророк Айюб, лишившийся детей и богатства, покрытый язвами с головы до пят, взмолился:«Со мной случилась беда, а ведь Ты — милостивейший из милующих» (сура 21 «Пророки», аят 83). Пророк Закария, не имевший наследника, воззвал:«Господи, поистине, кости мои ослабели, а голова моя запылала сединой. Раньше мои мольбы к Тебе, Господи, не приносили разочарования» (сура 19 «Марьям», аят 4).

Возможно, и им случалось делиться своими переживаниями с другими людьми, но об этом ничего не говорится в Коране. Не говорится потому, что поучительный пример для нас именно в их обращении к Господу. А люди, даже самые близкие, они ведь могут и не понять и предать. Поэтому, когда сыновья Я‘куба просили отца перестать горевать из-за Юсуфа, он ответил им:«Я жалуюсь на скорбь и печаль только Аллаху, и я знаю от Аллаха то, чего вы не знаете» (сура 12 «Юсуф», аят 86).

Он знал, что тяготы и печаль могут сломить даже самого могучего, и что обращение к Аллаху не слабость, а самая что ни на есть сила, и что Аллах не презрит мольбы стеснённого и обиженного, а тех, кто уповает на помощь творений, Он предоставляет этим самым творениям.

И мы тоже ищем защиты у Аллаха и жалуемся Ему на наши грехи и нашу разобщённость, на малочисленность разумеющих и многоголосие несмышлёных, на произвол властителей и происки лицемеров. Господи, если Ты не гневаешься на нас, то мы принимаем любую волю Твою, но милость Твоя и благополучие милее нам, и Ты знаешь это. Только на Тебя мы уповаем, и нет силы и мощи ни у кого, кроме Тебя.

Эльмир Гулиев

e-minbar

Призыв Нуха (мир ему) своего народа к Аллаху

Всевышний Аллах сказал: «Мы отправили Нуха (Ноя) к его народу: «Предостереги свой народ прежде, чем их постигнут мучительные страдания».

Он сказал: «О мой народ! Воистину, я для вас – предостерегающий и разъясняющий увещеватель. Поклоняйтесь Аллаху, бойтесь Его и повинуйтесь мне! Он простит вам ваши грехи и предоставит вам отсрочку до назначенного срока. Воистину, когда срок Аллаха наступает, он уже не откладывается. Если бы вы только знали!»

Он сказал: «Господи! Я призывал мой народ ночью и днем, но мои проповеди лишь ускорили их бегство. Каждый раз, когда я призывал их, чтобы Ты простил их, они затыкали пальцами уши и укрывались одеждами. Они упорствовали и надменно превозносились. Затем я призывал их открыто. Затем я обращался к ним всенародно и говорил с ними наедине.

Я говорил: "Просите у вашего Господа прощения, ведь Он – Всепрощающий. Он ниспошлет вам с неба обильные дожди, поддержит вас имуществом и детьми, взрастит для вас сады и создаст для вас реки.

Почему вы не чтите величия Аллаха? Он ведь создавал вас по этапам. Неужели вы не видели, как Аллах создал семь небес одно над другим, сделал луну светлой, а солнце сделал светильником? Аллах вырастил вас из земли, словно растения. Потом Он вернет вас туда и вновь выведет оттуда. Аллах сделал для вас землю ковром, чтобы вы ходили по ней широкими дорогами"».

Нух сказал: «Господи! Они ослушались меня и последовали за тем, чье богатство и чьи дети приносят им только убыток. Они замыслили тяжкую хитрость и сказали: "Не отрекайтесь от ваших богов: Уадда, Сувы, Йагуса, Йаука и Насра". Они уже ввели в заблуждение многих. Не приумножай же беззаконникам ничего, кроме заблуждения!» За свои грехи они были потоплены и ввергнуты в Огонь. Они не нашли себе помощников вместо Аллаха.

Нух сказал: «Господи! Не оставь на земле ни одного неверующего жителя! Если ты оставишь их, они введут в заблуждение Твоих рабов и породят только грешных неверующих. Господи! Прости меня и моих родителей и тех, кто вошел в мой дом верующим, а также верующих мужчин и женщин. А беззаконникам не приумножай ничего, кроме погибели!» (Сура 71-"Нух", 1-28 аяты).

Всевышний Аллах также сказал: «Мы отправили Нуха (Ноя) к его народу: «Воистину, я для вас – разъясняющий и предостерегающий увещеватель. Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха, ибо я боюсь, что вас подвергнут страданиям в Мучительный день».

Знатные люди его народа, которые не уверовали, сказали: «Мы видим, что ты – такой же человек, как и мы. Мы также видим, что за тобой пошли только самые ничтожные из нас, но даже они последовали за тобой, не поразмыслив. Мы не видим, чтобы вы чем-либо превосходили нас. Напротив, мы считаем вас лжецами».

Он сказал: «О мой народ! А что, если я опираюсь на доказательство от моего Господа, и Он даровал мне милость от Себя (пророчество и послание), которая недоступна вашим взорам? Неужели вы полагаете, что тогда мы стали бы принуждать вас к ней (к этой милости), несмотря на то, что вам она ненавистна?

О мой народ! Я не прошу у вас за это богатства, ибо вознаградит меня один лишь Аллах. Я не стану прогонять тех, которые уверовали, ибо они собираются встретиться со своим Господом. А вас я считаю людьми невежественными.

О мой народ! Кто защитит меня от Аллаха, если я прогоню их? Неужели вы не помянете назидание? Я не говорю вам, что владею сокровищницами Аллаха. Я не ведаю сокровенное. Я не говорю, что являюсь ангелом. Я также не говорю тем, которые презренны в ваших глазах, что Аллах не дарует им никакого добра. Аллаху лучше знать о том, что в их душах. В противном случае я был бы одним из беззаконников».

Они сказали: «О Нух (Ной)! Ты пререкался с нами и пререкался долго. Так яви же нам то, чем ты угрожаешь нам, если ты – один из тех, кто говорит правду».

Он сказал: «Воистину, это явит вам Сам Аллах, если пожелает, и не в ваших силах предотвратить это. Мои наставления не принесут вам пользы, даже если я хочу дать вам добрый совет, если Аллах пожелал ввести вас в заблуждение. Он – ваш Господь, и к Нему вы будете возвращены» (Сура 11-"Худ", 25-34 аяты).

Великий потоп. Пользы из истории Нуха (мир ему)

Всевышний Аллах сказал: «Нуху было внушено в откровении: «Верующими из твоего народа будут только те, которые уже уверовали. Посему не печалься от того, что они совершают. Воздвигни ковчег у Нас на Глазах и по откровению Нашему, и не проси Меня за тех, которые были несправедливы. Воистину, они будут потоплены».

Он сооружал ковчег, и каждый раз, когда мимо него проходили знатные люди из его народа, они глумились над ним, а он говорил: «Если вы глумитесь над нами, то и мы будем глумиться над вами, подобно тому, как глумитесь вы. Вы непременно узнаете, кого поразит унизительная кара, кого постигнут вечные мучения».

А когда явилось Наше веление и разразилась потоком печь, Мы сказали: «Погрузи на него от каждого вида по паре и свою семью, за исключением тех, о которых уже было сказано Слово, а также тех, кто уверовал». Но уверовали вместе с ним лишь немногие.

Он сказал: «Садитесь на него! С именем Аллаха он будет плыть и останавливаться. Воистину, Господь мой – Прощающий, Милосердный».
Ковчег поплыл с ними по волнам, подобным горам, и Нух (Ной) воззвал к своему сыну, который одиноко стоял в стороне: «Сын мой! Садись с нами и не оставайся с неверующими».
Он сказал: «Я укроюсь на горе, которая спасет меня от воды».
Он сказал: «Сегодня никто не спасет от воли Аллаха, если только Он не смилостивится».
Тут волна разлучила их, и он оказался в числе потопленных.

И было сказано: «О земля, поглоти свою воду! О небо, перестань!» Вода спала, и свершилось веление. Ковчег пристал к аль-Джуди, и было сказано: «Да сгинут люди несправедливые!»» (Сура 11-"Худ", 36-44 аяты).

Всевышний Аллах также сказал: «До них счел лжецами посланников народ Нуха (Ноя). Они сочли лжецом Нашего раба и сказали: «Он – одержимый!» Они ругали его и угрожали ему. Тогда он воззвал к своему Господу: «Меня одолели. Помоги же мне!» Мы открыли врата неба, откуда стала изливаться вода, и разверзли землю, из которой забили ключи. Воды небес и земли слились для дела, которое было предопределено. Мы понесли его в ковчеге из досок и гвоздей. Ковчег поплыл у Нас на Глазах в воздаяние тому, в кого не уверовали (или тем, которые не уверовали). Мы оставили его (корабль или рассказ о Нухе) в качестве знамения. Но есть ли вспоминающие?» (Сура 54-"Месяц", 9-15 аяты).