Ты хотел бы быть похожими на них?

Ты хотел бы быть похожими на них?

Карун – это имя очень богатого человека, жившего во времена пророка Мусы (Мир ему), выходца из рода Исраила. В первое время Карун казался человеком, верующим в пророческую миссию Мусы. Однако, отказавшись подчиниться приказу Аллаха и давать закят, он сблизился с фараоном и стал врагом пророку Мусе (Мир ему).

Дружба Каруна с Фараоном, считавшего себя богом, крепла, богатства Каруна увеличивались. Его сокровища были столь несметны, что даже самые сильные люди с большим трудом могли поднять ключи от хранилищ. (Сура Касас, 76 аят). Наивно полагая, что достичь столь большого богатства ему удалось исключительно благодаря своей смекалке, уму и сообразительности, Карун возгордился. Его самолюбование не знало границ, а в сердце поселились жестокость и злость.

У пророка Мусы (Мир ему) были два непримиримых врага: Фараон и известный своими дьявольскими суждениями Хаман. И неизбывной болью для него стал Карун, бывший по сути «своим», но занявший вражескую позицию.

Согласно сведениям, приведенным в тафсирах – толкованиях Корана, когда от Аллаха пришел приказ выплачивать закят, пророк Муса начал сбор подати с зажиточных Исраилевых сынов. Это пришлось не по душе прижимистому Каруну, вскоре он начал агитировать других не выплачивать закят. 

Также он пытался очернить имя достопочтенного пророка Мусы (Мир ему). Заплатив женщине легкого поведения, он попытался обвинить пророка в совершении «зины» - прелюбодеяния. На одном из собраний, пророк Муса, по обыкновению выступал перед народом с проповедями. В том числе он говорил о недопустимости одного из тяжких грехов – прелюбодеяния. 

И в это время Карун приподнявшись с места, спросил: - Это правило, оно касается и тебя тоже? 

На что пророк Муса (Мир ему) ответил: - Конечно, оно распространяется на всех и на меня тоже.

- Тогда почему ты прелюбодействуешь? У меня есть доказательства того, что ты – прелюбодей! – с этими словами Карун представил изумленному взору собравшихся ту самую женщину, которой он заплатил.

Однако, по воле Аллаха, в сердце падшей женщины зародился страх перед Всевышним, и она отказалась лжесвидетельствовать. Вот так доброе имя Мусы не было опорочено, а злые помыслы Каруна не свершились.

Видя неблаговидные поступки Каруна, правдивые люди говорили ему: 

Воистину, Карун был соплеменником Мусы, но притеснял их. Мы даровали ему столько сокровищ, что ключи от них были обременительны даже для нескольких силачей. Соплеменники сказали ему: «Не ликуй, ведь Аллах не любит тех, кто ликует.

Всевышний поведал о злодеяниях и злополучной судьбе Каруна, который был соплеменником святого пророка Мусы. Он был одним из сынов Исраила, которых Всемогущий Господь превознес над остальными творениями в те далекие времена. Израильтяне пользовались многочисленными щедротами Аллаха и совершали праведные дела, однако Карун был не похож на своих соплеменников. Он был несправедлив к людям и поступал таким образом, потому что ему было даровано великое богатство, которое зачастую вводит людей в заблуждение. Всевышний сказал, что даровал ему так много сокровищ, что под ключами от них изнывало несколько силачей. Опираясь на лексическое значение арабского слова усба (зд. ‘несколько’), можно предположить, что их было около десяти человек. Если ключи от сокровищниц Каруна обременяли стольких сильных людей, то что можно подумать о самих сокровищницах?!

Израильтяне искренне желали добра своему соплеменнику и часто предостерегали его от высокомерия и заблуждения. Они говорили: «Не радуйся своему несметному богатству и не гордись нажитым добром, дабы мирская жизнь не отвлекла тебя от жизни будущей. Воистину, Всевышний Аллах не любит тех, кто безгранично радуется своему благосостоянию».

А посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие».

Тебе дарована прекрасная возможность заработать вечную Райскую обитель, потому что ты обладаешь богатством, которого лишены многие другие. Раздавай милостыню, стремись снискать благоволение своего Господа и не ограничивайся получением удовольствия от жизни и удовлетворением своих низменных желаний. Не пренебрегай своей долей в этом мире, то есть мы не требуем, чтобы ты пожертвовал всем своим богатством и остался нищим, но мы призываем тебя раздавать часть имущества, чтобы ты мог обрести счастье в Последней жизни, и расходовать другую часть его на себя в этом мире. Так ты позаботишься о своей вере и Последней жизни.

Будь великодушен по отношению к творениям и помни о том, как Всевышний Аллах одарил тебя великими щедротами. Не стремись к бесчинству на земле, то есть не проявляй высокомерия, не совершай злодеяний и не забывай об Аллахе, Который наделил тебя несметным богатством. Воистину, Он не любит бесчинствующих! Напротив, Он подвергает таких людей самому ужасному наказанию.

Однако, Карун не услышал слов, к нему обращенных, отвергая наставления соплеменников, он не хотел понимать, что богатство, достаток даются рабу Аллаха как испытание, что за все деяния придется держать ответ. И даже выступал против:

Он сказал: «Все это даровано мне благодаря знанию, которым я обладаю». Неужели он не знал, что до него Аллах погубил целые поколения, которые превосходили его мощью и накоплениями? Грешники не будут спрошены об их грехах.

Карун отверг наставления своих соплеменников и отказался возблагодарить Всевышнего Господа за ниспосланные ему милости. Он сказал: «Это даровано мне благодаря знанию. А вам не следует давать мне указания о том, как я должен распоряжаться собственным имуществом!» Согласно одному толкованию, надменный израильтянин имел в виду, что приобрел несметное богатство исключительно благодаря своему знанию и умению зарабатывать деньги. А согласно второму толкованию, он имел в виду, что Всевышний Аллах наделил его этим богатством, потому что знал, что он действительно заслуживает великой милости.

Тогда Всевышний Господь возвестил о том, что изобилие мирских благ ни коим образом не свидетельствует о превосходстве человека над остальными. В соответствии с законами мироздания Господь не раз уничтожал непокорные народы, обладавшие великой мощью. Что же может помешать Ему погубить рабов, которые лишены такого могущества, если они собственноручно обрекут себя на погибель?! Подобных грешников даже допрашивать не станут, потому что Всевышнему Аллаху доподлинно известно об их злодеяниях. Они считают себя достойными праведниками и уверены в собственном благополучии, но их речи и предположения ничего не решают и не способны избавить их от наказания. Господь прекрасно знает об их грехах и злодеяниях, от которых они не смогут отказаться.

Страницы истории хранят десятки, сотни судеб людей, обладавших богатством, превосходившим достаток Каруна, обладавших еще большей силой, чем у него. И также, как и он, они, забыв о благочестии, возомнили себя вершителями жизни, забыв о том, что благо, дарованное Всевышним было дано для испытания. И даже все богатство и положение, которое они занимали среди людей, на земле этой, не уберегли их от наказания Аллаха. Но даже примеры из жизни не заставили Каруна задуматься.

Восхваляясь достатком, Карун даже перед своими соплеменниками выходил торжественно, во всем великолепии убранства, выставляя напоказ свое богатство. И это пробуждало интерес в некоторых людях, делая достаток и удовольствия земной жизни привлекательными. И предпочитавшие блага этой жизни, дарам в жизни вечной, они говорили:

Он вышел к своему народу в своих украшениях. Те, которые желали мирской жизни, сказали: «Вот если бы у нас было то, что даровано Каруну [Корею]! Воистину, он обладает великой долей».

Тем временем Карун продолжал упрямо отвергать истину и бесчинствовать. Он отказывался прислушаться к добрым советам своих соплеменников, потому что был высокомерным и самодовольным грешником. А дарованное ему богатство еще больше обольщало этого нечестивца. Однажды он вышел к своему народу во всем великолепии. Он долго готовился к тому, чтобы предстать перед своими соплеменниками, и нарядился в самое роскошное и дорогое убранство. Его восхитительный вид привлек взоры израильтян, а его великолепный наряд покорил сердца его соплеменников. Когда же люди принялись обсуждать его убранство, они разделились на две группы, потому что каждый стал говорить в зависимости от своих помыслов и устремлений. Люди, которые жаждали мирских благ, сказали: «Как бы нам хотелось овладеть подобными благами!» Помыслы и устремления этих людей были связаны исключительно с мирскими удовольствиями. Земное богатство было пределом их желаний, потому что они не хотели ничего иного. Они решили, что Карун был наделен великим уделом, и они оказались бы правы, если бы не существовало Последней жизни. Карун обладал всеми земными благами, которые только может приобрести человек, и мог удовлетворить любое свое желание. Вот почему некоторые решили, что он обладает великим уделом. Это были люди, которых беспокоило только благосостояние в мирской жизни. Это были люди с жалкими и ничтожными устремлениями, которые не ставили перед собой высоких целей и не имели духовных ценностей.

Однако, люди, обладавшие умом и достаточной мудростью, впитавшие в себя глубинный смысл проповедей пророка Мусы, предупреждая собратьев из числа заблудившихся, говорили:

А те, которым было даровано знание, сказали: «Горе вам! Вознаграждение Аллаха будет лучше для тех, которые уверовали и поступали праведно. Но не обретет этого никто, кроме терпеливых».

Среди израильтян были люди, которым было даровано знание. Они знали истинную ценность вещей и задумывались над природой мирских услад. Это коренным образом отличало их от невежд, которые судили о происходящем по первому впечатлению. Им было больно слышать, как некоторые из их соплеменников довольствовались преходящими земными благами. Они были опечалены их выбором и не могли согласиться с их словами. Вот почему они сказали: «Если человек уверовал и совершает благие деяния, то он получает вознаграждение как при жизни на земле, так и после смерти. Поклонение, искреннее раскаяние и стремление снискать благоволение Господа доставляет ему великое удовольствие. А когда он окажется в Последней жизни, то войдет в Райские сады и будет упиваться райскими прелестями. Воистину, это вознаграждение лучше того, что вы пожелали для себя».

Такова истинная сущность вещей. Однако далеко не каждый, кто знает эту истину, может встать на прямой путь и удержаться на нем. Это удается только терпеливым праведникам, которые исправно поклоняются Всевышнему Аллаху, сторонятся грехов, стойко переносят тяготы судьбы и не поддаются мирским искушениям. Они не позволяют страстям и низменным порывам отвлечь их от поклонения Господу и помешать им выполнить ту миссию, ради которой они появились на свет. Они предпочитают получить вознаграждение Аллаха, нежели наслаждаться этим тленным миром.

Когда нечестие, высокомерие и самообольщение Каруна достигли предела, Всемогущий Аллах подверг его мучительному наказанию. Земля разверзлась у него под ногами и проглотила его вместе с особняком. Воистину, справедливое возмездие соответствовало злодеяниям этого нечестивца. Господь низверг грешника, который превозносился над остальными творениями, вместе с его жилищем и пожитками. Он оказался бессилен перед постигшей его лютой карой, и не оказалось у него помощников и защитников.

Восхищаясь красотой земного мира, вы забываете о том, что богатство – преходяще. Что достаток и даже самые несметные сокровища – всего лишь временные дары Аллаха. Вечным даром Всевышнего, которым он одарит своих рабов из числа праведных является Рай. Отчего же вы столь близки к благам преходящим и не стремитесь к благам вечным!

Финал жизни хвастливого и недалекого Каруна весьма печален. Земля развершись по воле Аллаха, поглотила его вместе со всем богатством, имуществом. И Карун, еще вчера с самодовольным видом бахвалявшийся своим умом и знанием, благодаря которым он достиг столь большого богатства, считавший пророка Мусу врагом, исчез в недрах земли безвозвратно.

Мы заставили землю поглотить его вместе с его домом. Не было у него сторонников, которые помогли бы ему вместо Аллаха, и сам он не мог помочь себе.

Когда нечестие, высокомерие и самообольщение Каруна достигли предела, Всемогущий Аллах подверг его мучительному наказанию. Земля разверзлась у него под ногами и проглотила его вместе с особняком. Воистину, справедливое возмездие соответствовало злодеяниям этого нечестивца. Господь низверг грешника, который превозносился над остальными творениями, вместе с его жилищем и пожитками. Он оказался бессилен перед постигшей его лютой карой, и не оказалось у него помощников и защитников.

История о бесславной кончине Каруна потрясла многих. Еще вчера смотревшие на его достаток с долей зависти, с нескрываемым интересом, отчаянно желавшие оказаться на его месте и обладать такими же богатствами люди, задумались, осознав, признали величие Аллаха.

А те, которые накануне желали оказаться на его месте, наутро сказали: «Ох! Аллах увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает? Если бы Аллах не оказал нам милость, то Он заставил бы [землю] поглотить нас. Ох! Неверующие не преуспеют».

Еще вчера они думали только о мирских благах и хотели оказаться на месте Каруна, но ужасный конец надменного нечестивца вселил в их сердца страх перед наказанием и заставил их призадуматься. И тогда они поняли, что одни люди получают несметные богатства, а другим приходится довольствоваться самым малым, однако мирское благосостояние не может принести человеку счастье и великий удел. Израильтяне сказали: «Господь смилостивился над нами, и погибель Каруна стала для нас поучительным примером. Прежде мы завидовали ему, но теперь мы раскаиваемся в этом. Мы отрекаемся от своих прежних воззрений и признаем, что неверующие не преуспеют ни при жизни на земле, ни после смерти».

Резюмируя вышесказанное, можно лишь добавить следующее. В Коране немало аятов, повествующих о народах, которых настиг гнев Аллаха. Знаменательно, что все они были обладателями большого достатка и имущества. Конечно, жить в достатке, быть богатым не возбраняется, и не является грехом. Однако, тяжелым грехом являются пороки, которые, как правило, порождает большое богатство - гордыня, самовлюбленность, жадность, неблагодарность. Отсутствие «сытого сознания» приводит человека к моральному обнищанию, толкает его в яму пороков. Первопричиной же этого, обычно является ошибочное суждение, которого придерживаются многие.

«Все, что я имею, я получил благодаря своему умению, своей силе, уму, знаниям. Это не – дар Аллаха, я сам этого достиг», - и именно это суждение имеет разрушительную силу и приводит к бесславному концу.

Вспомним пророка Сулеймана (Мир ему). Ему были даны мудрость и знания, которыми не обладал больше никто. Своим могуществом Аллах подчинил ему обитателей животного мира и джиннов. Он был обладателем великого богатства и большой силы, о которых можно только мечтать. Несмотря на это, пророк Сулейман (Мир ему), не уставал возносить благодарность Всевышнему, его сердце не тронула ржавчина гордыни, напротив, он усилил свое поклонение:

Мы даровали знание Давуду [Давиду] и Сулейману [Соломону], и они сказали: «Хвала Аллаху, Который предпочел нас многим из Своих верующих рабов».

Всевышний упомянул о пророках Давуде и его сыне Сулеймане. Аллах одарил их огромным знанием, и в пользу этого свидетельствует то обстоятельство, что слово ильм (‘знание’) использовано в этом аяте без определенного артикля.

Всевышний сказал: «[Помяни также] Давуда [Давида] и Сулеймана [Соломона], которые судили о ниве, потравленной ночью чужими овцами. Мы были Свидетелями их суда. Мы помогли Сулейману [Соломону] разобраться в этом и даровали им обоим власть [мудрость или пророчество] и знание» (21:78–79). Давуд и Сулейман были благодарны Аллаху за дарованное им знание. Они восхваляли Господа за то, что Он сделал их счастливыми правоверными и даже возвысил над остальными верующими собратьями.

Вне всякого сомнения, правоверные разделяются на четыре категории. Самая низшая из них — это благочестивые верующие. На более высокой ступени находятся павшие мученики. Затем следуют правдивые праведники, а высшую ступень занимают пророки и посланники. Давуд и Сулейман не относятся к пяти твердым духом посланникам, но, несмотря на это, они являются одними из самых славных и самых благородных Божьих посланников. Аллах упомянул их имена в Священном Коране и почтил их великой похвалой.

Давуд и Сулейман неустанно благодарили своего Господа за то, что Он помог им занять столь высокое место в иерархии самых лучших из Своих творений. Благодарить Аллаха за бесчисленные мирские и религиозные блага и признавать все эти милости — это обязанность каждого мусульманина и залог вечного счастья в Последней жизни. Человек не должен гордиться или обольщаться дарованными ему щедротами. Напротив, он должен понимать, что каждая новая милость Аллаха обязывает его еще сильнее благодарить своего Господа.

Сулейман [Соломон] наследовал Давуду [Давиду] и сказал: «О люди! Мы обучены языку птиц, и нам даровано от всего сущего. Это и есть явное превосходство [или явная милость]».

После совместного упоминания о Давуде и Сулеймане Всевышний Аллах почтил последнего особым вниманием. Причина этого в том, что Аллах даровал своему пророку Сулейману великое царство и наделил его невероятной властью. Кроме того, во время правления Сулеймана происходили такие удивительные события, которые не выпали на долю его славного отца. Он унаследовал от своего отца пророчество и знание, и в результате к его собственным познаниям прибавились познания его отца. Возможно, именно поэтому в предыдущем аяте Всевышний Аллах подчеркнул, что вразумил не Давуда, а Сулеймана. Святой пророк был счастлив от того, что Господь осенил его такой удивительной милость. В знак благодарности и признательности за многочисленные милости Аллаха он сказал: «О люди! Мы были обучены языку птиц». Пророк Сулейман понимал язык птиц и других животных, и в качестве примера можно привести коранические сказания о том, как он беседовал с удодом и внимал словам муравьихи. Подобными чудесными способностями не обладал никто, кроме этого славного пророка.

Всевышний даровал ему необычайные блага, а также власть и могущество, которых нет и не было у других потомков Адама. Некогда пророк Сулейман обратился с мольбой к Аллаху и сказал: «Господи! Прости меня и даруй мне такую власть, которая не будет полагаться никому после меня. Воистину, Ты — Дарующий» (38:35). Аллах внял этой мольбе и подчинил Сулейману шайтанов, которые выполняли все его поручения и справлялись даже с тем, что было не под силу простым смертным людям. Господь также подчинил ему ветер, который одним утренним дуновением пролетал месячный путь и одним полуденным дуновением преодолевал такое же расстояние. А святой пророк искренне признавал, что все дарованные ему блага являются милостью Всевышнего Аллаха.

В одной из своих дуа, обращаясь к Аллаху, он говорил:

Он улыбнулся, рассмеявшись от ее слов. Он сказал: «Господи! Внуши мне быть благодарным за Твою милость, которую Ты оказал мне и моим родителям, и совершать праведные деяния, которыми Ты будешь доволен. Введи меня по Своей милости в число Своих праведных рабов».

Он удивился тому, как муравьиха заботилась о своих сородичах и как прекрасно она изложила свои мысли. А что касается поведения пророка Сулеймана, то оно явилось примером благонравия и совершенства. Во-первых, его позабавило событие, которое действительно заслуживало удивления и внимания. А во-вторых, он не рассмеялся во весь рот, а лишь улыбнулся. Именно так поступал Пророк Мухаммад, который часто улыбался и не любил громко смеяться. Воистину, громкий смех и хохот свидетельствуют о легкомыслии и невоспитанности человека. Если же человек не улыбается даже тогда, когда оказывается в забавном положении, то это является проявлением грубости и высокомерия. Подобные дурные качества ни коим образом не были присущи Божьим пророкам и посланникам.

Затем пророк Сулейман поблагодарил Всевышнего Господа за то, что Тот наделил его удивительными способностями. Он сказал: «Господи! Помоги мне быть благодарным и признательным за все, чем Ты одарил меня и моих родителей». Воистину, милость Всевышнего Аллаха по отношению к родителям является одновременно милостью по отношению к самому человеку. Сулейман помнил об этом и поэтому попросил Аллаха сделать его благодарным за все мирские и религиозные блага, которыми Господь одарил его и его славных родителей. Он также сказал: «Господи! Вдохнови меня на совершение искренних и правильных деяний, лишенных всего, что может сделать мои усилия тщетными либо уменьшить мое вознаграждение. Помоги мне быть искренним, то есть совершать все только для того, чтобы снискать Твое благоволение. Помоги мне поступать в соответствии с Твоими мудрыми предписаниями. Прими меня по Твоей милости в число Твоих праведных рабов. Твоя божественная милость, частью которой является блаженный Рай, будет предназначена для праведников, независимо от того, насколько совершенными или менее совершенными были их деяния».

Таким образом, мы обсудили один из примеров удивительных способностей и качеств пророка Сулеймана — историю в долине муравьев. Затем Всевышний Господь поведал об еще одной истории из жизни этого замечательного пророка — истории с удодом.

Многие из нас знают историю царицы Балкис. Увидев установленный перед ним трон царицы Балкис, пророк Сулеймен (Соломон) так объяснил это:

А тот, который обладал знанием из Писания, сказал: «Я принесу его тебе в мгновение ока». Увидев установленный перед ним трон, он сказал: «Мой Господь оказал мне эту милость для того, чтобы испытать меня, буду ли я благодарен или же буду непризнателен. Кто благодарен, тот благодарен во благо себе. А если кто непризнателен, то ведь мой Господь — Богатый, Великодушный».

Затем произошло нечто еще более удивительное. Некий муж, обладающий знанием из Писания, сказал, что может принести трон в мгновение ока. По мнению многих толкователей Корана, этим ученым мужем был один из приближенных пророка Сулеймана, праведник по имени Асаф б. Бархия. Он знал величайшее из имен Аллаха и взывал к Аллаху посредством этого прекрасного имени. Благодаря этому Господь постоянно внимал его молитвам и исполнял все его благие пожелания. Он надеялся на то, что Аллах услышит его мольбу и в мгновение ока перенесет трон из Йемена в царство Сулеймана. Одному Аллаху известно, насколько достоверно это толкование. Возможно, этот праведник обладал знанием из Писания о том, как можно сократить расстояние и облегчить тяжелое. В любом случае, Аллаху об этом известно лучше.

Увидев перед собой установленный трон, Сулейман воздал хвалу Аллаху за то, что Тот одарил его властью и могуществом и облегчил для него самые невероятные начинания. Святой пророк не стал обольщаться дарованными ему властью и могуществом, поскольку так поступают только невежественные правители. Сулейман знал, что земные блага являются всего лишь испытанием, и опасался того, что не сумеет должным образом отблагодарить Аллаха за Его многочисленные щедроты. Более того, он прекрасно понимал, что Всевышний Господь не нуждается в его благодарности и что праведность и признательность приносят пользу только самому человеку. Среди прекрасных имен Аллаха — Богатый и Великодушный. Господь настолько богат, что не нуждается в праведных делах Своих рабов, а Его великодушие настолько велико, что Он ниспосылает милости как благодарным праведникам, так и непризнательным грешникам. Тем не менее, благодарность приумножает благосостояние человека, а неблагодарность лишает его благополучия.

Не впускать богатство в свое сердце, пользоваться им во благо, не допуская служения материальному, помнить, что имущество, данное Всевышним - лишь дар, которым необходимо распорядиться по уму, не заражая душу ненасытным вирусом обогащения, быть благодарным за предоставленное, за то, что имеешь, не уставать возносить благодарность Всевышнему – важные вещи, о которых должны помнить мусульмане.

Источник