Туркменский дипломат обсудил с талибами строительство газопровода ТАПИ

Туркменский дипломат обсудил с талибами строительство газопровода ТАПИ

Посол Туркменистана в Афганистане Ходжа Овезов встретился в Кабуле с и.о. главы МИД талибского правительства Амир-Ханом Муттаки (Моттаки), стороны обсудили вопросы торговли и сотрудничества в сфере энергетики, в частности строительства газопровода ТАПИ. Встреча состоялась 29 сентября.

Как сообщил в своем Twitter официальный представитель МИД непризнанного Исламского эмирата Абдул-Кахар Балхи (Abdul Qahar Balkhi), Муттаки выразил заинтересованность «Талибана»* в завершении прокладки афганского участка трубопровода ТАПИ, а также попросил Ашхабад увеличить поставки топлива, чтобы сдержать рост цен на него в Афганистане.

Строительство газопровода ТАПИ (аббревиатура по названиям государств, по которым он проходит. — Прим. «Ферганы») общей протяженностью 1814 км и мощностью 30 млрд кубометров природного газа в год, началось в декабре 2015 года на территории Туркменистана. Трубопровод начинается на туркменском месторождении Галкыныш в Марыйском велаяте (области), в 150 км от границы Афганистана, проходит через Герат в южные провинции Фарах, Гильменд и Кандагар и далее — в Пакистан и Индию.

Узбекистан и Туркмения возобновили экспорт топлива в Афганистан

В феврале 2018 года официально стартовала прокладка трубопровода по территории Афганистана. Из-за военный действий в этой стране завершение реализации проекта несколько раз откладывалось. По предварительным расчетам, за транзит туркменского газа афганская сторона будет получать $500 млн прибыли, а также 500 млн кубометров газа ежегодно в течении 10 лет. С запуском проекта ТАПИ более 12 тыс. человек получат рабочие места.

Туркменская сторона и в предыдущие годы вела переговоры с талибами по поводу ТАПИ. В начале 2015 года Гурбангулы Бердымухаммедов пригласил главу офиса «Талибана» в Катаре Шера Мухаммада Аббаса Станакзая в Туркмению обсудить обеспечение безопасности этого проекта. «Талибан» при этом и ранее выражал заинтересованность в проведении газопровода из Туркменистана в Афганистан и далее в Пакистан и Индию, поскольку он даст работу тысячам афганцев и в дальнейшем обеспечит газом население и предприятия.

Казахстан установил контакт с талибами: обсудили вопросы торговли и поставки гумпомощи

В ситуации усугубляющегося экономического кризиса в Афганистане новые власти страны рассчитывают на помощь богатых энергоресурсами соседей — Туркменистана и Узбекистана. Обе центральноазиатские республики в свою очередь охотно идут на контакты и сотрудничество с «Талибаном». В начале сентября Туркмения и Узбекистан возобновили поставки топлива и газа в Афганистан, которые были приостановлены ранее из-за боевых действий в северных провинциях и задержки оплаты.

*Движение «Талибан» признано террористическим и запрещено в РФ и многих других странах (указываем по требованию российского законодательства)

fergana.agency

А МИД России выразил озабоченность стягиванием войск Таджикистана и талибов к общей границе. Из всех среднеазиатских стран только Таджикистан не хочет мира с Талибами

Москва фиксирует сообщения о стягивании Таджикистаном и радикальным движением «Талибан»*, захватившим власть в Афганистане, вооруженных сил к общей границе. Об этом, как сообщает РИА Новости, заявил представитель министерства иностранных дел (МИД) России Алексей Зайцев.

«С обеспокоенностью наблюдаем за нарастанием напряженности в таджикско-афганских отношениях на фоне обоюдных резких заявлений лидеров двух стран. Появились сообщения о стягивании сторонами вооруженных сил к общей границе. По информации движения талибов, только в приграничной афганской провинции Тахар размещены десятки тысяч бойцов спецподразделений», — сказал представитель МИД.

В этой связи Зайцев отметил, что Москва призывает Душанбе и Кабул к «поиску взаимоприемлемых вариантов урегулирования сложившейся ситуации».

На фоне милитаризации северных провинций 26 сентября заместитель главы временного талибского правительства Абдул-Салам Ханафи в интервью катарскому телеканалу Al Jazeera обвинил Таджикистан во вмешательстве во внутренние дела Афганистана. «На каждое действие будет найдено противодействие», — заявил он, добавив, что «Талибан» хочет иметь хорошие отношения со своим северным соседом. О каком «противодействии» говорил Ханафи, остается догадываться, но в заявлении высокопоставленного представителя радикального движения слышны нотки угрозы.

Недовольство талибов закономерно: президент Таджикистана Эмомали Рахмон еще в конце августа заявил, что не признает афганское правительство, если оно не будет инклюзивным, то есть если в него не войдут представители крупных этносов, населяющих страну — таджики, хазарейцы, узбеки. После объявления талибами 7 сентября состава нового талибо-пуштунского кабинета власти Таджикистана на всех международных площадках стали осуждать радикалов за невыполнение своих обещаний по формированию коалиционного правительства и открыто выражать симпатию силам Фронта национального сопротивления в провинции Панджшер, которым руководит Ахмад Масуд — сын известного афганского военачальника таджикского происхождения Ахмад Шаха Масуда.

*Движение «Талибан» признано террористическим и запрещено в РФ и многих других странах (указываем по требованию российского законодательства)

fergana.agency