Традиционный Ислам...

Традиционный Ислам...

Идеальной для власть предержащих в РФ всегда была позднесоветская модель Ислама, т.е. сложившаяся на тот момент в мусульманской среде ситуация с религией. Когда Ислам как бы был, а как бы и нет.

Мечетей было очень мало, точнее, иногда не было совсем, даже в столицах некоторых нацавтономий. В тех, что работали, собирались бабаи по пятницам. К ним на похороны, свадьбы и религиозные праздники добавлялись лица среднего возраста, редко молодежь. Все сводилось к нескольким ни к чему не обязывающим обрядам, порой сомнительного с так называемого Ислама происхождения, и никакого подлинного жизненного смысла, внутреннего содержания и активности. 

Отмирающий фольклор, экзотика типа национальных блюд и костюмов с тюбетейками на фестивалях «дружбы народов», но с религиозным уклоном. Этно-конфессиональный заповедник и развлекуха для 60+. Еще мечети (естественно, самые центральные - в Москве, Ленинграде, Узбекистане) выполняли представительские функции - были витриной для внешнего исламского мира и вообще служили пропаганде, что, типа, верующие в «стране реального социализма» есть, мусульмане ладят с православными и все ок с народными обычаями.

Грубо говоря, это и есть «традиционный ислам», о котором столько написано за последние лет 30. Термин, обозначающий то, к чему привыкли в 60-80е, активно вошел в обиход во второй половине 90х, когда отсылки к советскому еще не вернулись в норму.

Возвратить такое положение в одночасье невозможно. Все всё понимают, но точка устремлений и хотелок, по-моему, очевидна.

Можно назвать это еще обновленной моделью «терпимой религии» - применявшейся Екатериной II после Пугачевского восстания. Тогда даже ежу стало ясно, что силой всех в империи загнать в Православие не получается. Решили, что в определенной форме (под неусыпном контролем и обложенный со всех сторон законами и запретами) «народно-полицейский» Ислам можно «потерпеть». Если что-то более серьезное, то жди проблем.

Их и наблюдаем...