Традиционное мусульманство...
«Традиционный» татарский Ислам это нечто непонятное, не поддающее определению словосочетание. И в это словосочетание высказывающиеся личности вкладывают различные значения...
Традиция - это устоявшиеся идеи, обряды, обычаи, переданные из поколения в поколение ценности, нормы поведения. И если связать слово «традиция» с Исламом, то получается Ислам, который исповедовался татарами на протяжении определенного периода времени - а как ещё по другому это могло превратиться в традиции? Сегодня уже далекие от Ислама религиозные обряды, категорически противоположные шариатским законам обычаи – называют "традиционным" Исламом и морочат голову мусульманам.
Но тут напрашивается следующий вопрос: какой именно период времени исповедования татарами Ислама рассматривают люди, когда говорят: «вот этот Ислам традиционен для татар»? Ведь если взглянуть на историю татар, то обнаружится, что начиная с X века татары были жителями вилаята халифата, где претворялись все законы Аллаха без исключения, как в сфере правления, образования, так и в сфере социальной и экономической. Ислам во всех сферах жизни и есть традиционный Ислам? Ведь татары исповедовали именно таким образом Ислам. Скорее всего нет. Ведь сейчас в школах, государственных учреждениях запрещают хиджаб, говоря, что хиджаба нет в традиционном Исламе.
Тогда может быть, под традиционным Исламом подразумевается период после завоевания территории, где проживали татары, Иваном Грозным? Тогда татар заставляли отказаться от своей религии и принять христианство. Может быть, этот период считается традиционным для татар? Опять нет. Ведь нас не заставляют принять другую религию, человек сам вправе выбрать ту религию, которая ему кажется правильной.
Может быть, тогда рассматривается период Советского Союза? Опять нет. Нам же не внушают, что нет Бога, нам не приходится прятаться, чтобы прочитать намаз. И вообще, как в период правления Ивана Грозного, так и в период правления коммунистов, можно сказать вообще не было Ислама из-за жесткого подавления любой религиозной активности.
Также может быть традиционный Ислам – это тогда, когда человек при совершении своих поступков руководствуется устоявшимися обычаями и исламскими ценностями? Но разве обычаи и приказы Аллаха совместимы? Ведь традиция и религия имеют совершенно противоположные источники, так как традиции - от людей, а религия - от Бога. Ведь если человек хочет жить так, как жили его предки, то как он будет придерживаться религии Ислам? Получается, традиционный Ислам – это 50% традиций и 50% Ислама? Или это процентное соотношение может варьироваться в зависимости от ситуации?
В итоге, нет определения «традиционному» Исламу, и причина этого кроется в том, что его просто не существует. Есть лишь Ислам в чистейшем виде, которого придерживался Пророк (Мир ему и благословения Аллаха) и его сподвижники (Да будет доволен ими Аллах). А если задуматься над последствиями внедрения в умы людей не существующего «традиционного» Ислама, просто ужаснёшься! Все эти суждения, обсуждения, разговоры о «традиционном» и «нетрадиционном» Исламе привели к тому, что мусульмане стали разрозненными, они начали выискивать в друг друге элементы «нетрадиционности», называя друг друга не братом или сестрой, а сектантом, заблудшим, даже неверным…
Истинные причины «рекламирования» этой «разновидности» Ислама, мусульманам эти последствия только усложняют жизнь. Это делается целенаправленно врагами Ислама, так как им тяжело бороться с Уммой, которая сможет противостоять их оскорблениям, унижениям, притеснениям. Такую массу практически невозможно контролировать и дирижировать ею, так как Умма представляет собой огромную силу и единство. А пропаганда «традиционного» Ислама устами мусульман может быть связано с тем, что они уже попали в эту западню «традиционности» и искренне хотят уберечь мусульман от «ваххабизма». Также среди них могут быть и лицемеры, и невежды.
Но как же решить эту проблему? Как изменить сложившуюся ситуацию? От нас мусульман многое зависит! Если мы хотим стать единым организмом, единым строением, а не остаться отдельными органами или кирпичиками мы должны доносить до людей, что нет «традиционного» Ислама: Ислам он один, который был ниспослан Пророку Мухаммаду (Мир ему и благословения Аллаха) от Аллаха. Мы должны заниматься разъяснением, где бы мы не находились и чем бы мы не занимались.
На сегодняшний день татары по поведению от русских практически в быту не отличаются, в том числе и по своему сексуальному поведению. Да, они считают себя мусульманами, но как много из них совершает намаз, выплачивает закят и соблюдает уразу в месяц Рамадан? Кстати, в больших городах татары сейчас воспринимаются русскими очень часто как русские. Прям не как обрусевшие и какие-то полукровки, но все-таки татары, а вообще не видят в них ничего отличного от себя и особенного.
Ещё одна непонятная идея осуществилась при татарстанских мечетях. В последнее время мечети начали открывать халяльные пункты для кормёжки неимущих и будки с бесплатной водой во дворах мечетей. Питаться приходят зажиточные бабушки и полупьяные мужчины полубомжеватого типа. А воду на халяву набирают в основном не мусульмане и крещёные бабушки (любительницы святой воды из раифского монастыря). Набирают, мягко сказано, приезжают на иномарках и в 20 литровые бутыли заливают воду. И к чему эта благотворительность на мусульманские деньги? От этой затеи нет никакой пользы, а куда эти средства нужны, там и не дождёшься. Более жадного и скупого народа в наше время не сыскать...
Подводя промежуточный итог и возвращаясь к вопросу о процессах, происходящих вокруг татарского народа в самых разных сферах, меняя тон со смешливого на серьезный, резюмируем, что все эти годы в исламской среде шло расшатывание религиозной основы татар - то в сторону «традиционного ислама» в лице ханафитского мазхаба, то теперь в сторону радикального обновленчества в виде намаза на татарском языке и теперь уже открещивания от ханафитского мазхаба. Причем, в принципе, всё это делалось и делается одними и теми людьми из нашей же среды, при попустительстве как самого народа, уже одурманенного от головокружения (то за мазхаб, то против него), так и тех, кто должен стоять на страже духовного и идеологического здоровья нашего народа, то есть религиозных, национальных и политических лидеров нашей нации.
О религиозных татарских лидерах отдельный разговор. Сегодня среди муфтиев и духовных управлений тех регионов, где коренной мусульманской народностью являются татары, мы наблюдаем идеологическую и организационную раздробленность. В вопросе сохранения татар как народа, для чего требуется поддержание и укрепление религии, культуры, национального самосознания и патриотизма, среди муфтиев и имамов нет никакого рабочего взаимодействия, кроме формальных встреч на конференциях и приемах. Дорогая и многообещающая площадка в виде форума татарских религиозных деятелей, судя по отзывам, проходит без какого-либо концептуального наполнения.
Очень странно, почему никто из муфтиев и имамов сегодня не говорит о необходимости сплочения и о том, что взаимная поддержка и координация сегодня как воздух нужны им самим и всем татарам в целом. Непонятно, то ли кто-то на кого-то обиделся, то ли просто устал, но на лицо практически преступная безответственность в первую очередь таких опытных религиозных деятелей федерального масштаба как Равиль Гайнутдин, Нафигулла Аширов, Мукаддас Бибарсов, которые сняли с повестки дня татарстанский и татарский вопросы. Почему безответственность? Потому что, декларируя заботу о будущем Ислама в нашей стране, они должны понимать, что укоренённость Ислама в центральной части России держится на татарах как единственном коренном на этих территориях мусульманском государствообразующем этносе.
Осознанно выбивают религиозную основу из-под татар, прекрасно понимая, что все остальные мусульманские народы не обладают потенциалом для того, чтобы системно удерживать Ислам на таких позициях, с которыми государству необходимо будет считаться. Без татарского фактора Ислам в центральной части России окончательно приобретёт статус пришлой, а значит временной религии. Не учитывать это, не предпринимать усилий для объединения и разработки стратегической концепции поддержки и развития Ислама в России означает исчерпать себя в качестве религиозного деятеля. Проводить намазы сегодня может любой имам и каждый пятый прихожанин, проводить мавлиды, сабантуи, конкурсы, конференции и круглые столы, делать заявления и собирать подписи могут общественники и ученые.
Зачем тогда нужны муфтии?