Тот, кто является муслимом, может быть муъмином, а может быть и мунафиком...

Тот, кто является муслимом, может быть муъмином, а может быть и мунафиком...

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

«В общине Мухаммада (ﷺ) верующие (муъмины) и мусульмане (муслимы) в том, что касается суждений (хукмов), в том, что касается вопросов наследования (маварисе), в том, что касается вопроса животных, которые они зарезали (забаихе), в том, что касается совершения по ним [погребального] намаза».

Верующий (муъмин) — это тот, у которого внутри есть убеждения и, естественно, внешне он тоже демонстрирует Ислам и совершение внешних обрядов Ислама.

В отличие от мусульманина (муслима) — муслимом может быть назван и лицемер (мунафикъ), потому что внешне он муслим, исповедует Ислам, хотя его Ислам недействителен.

Итак, в умме Мухаммада (ﷺ) есть муслимы и муъмины, а тот, кто является верующим (муъмином), естественно, является и муслимом. Тот, кто является муслимом, может быть верующим (муъмином), а может быть мунафикъом, т.е. внутри он скрывает своё неверие (куфр), а для нас внешне он мусульманин в суждениях (хукмах) о нём, хотя у Аллаха (пречист Он и возвышен) он, конечно, немусульманин, потому что его Ислам недействителен, потому что с действительным Исламом у человека должно быть что-то из веры (имана). Аллах (пречист Он и возвышен), смотрите, поэтому говорит про бедуинов в суре «аль-Худжурат»:

قَالَتِ الْأَعْرَابُ آمَنَّا قُل لَّمْ تُؤْمِنُوا وَلَكِن قُولُوا أَسْلَمْنَا

«Сказали бедуины: «Мы уверовали (мы стали муъминами)». Скажи [им]: «Вы не уверовали, но говорите: «Мы приняли Ислам (стали муслимами)»». Коран, 49:14.

Означает ли это, что они были неверующими (кафирами)? Нет. Имеется в виду, что они не достигли совершенного имана, но основа имана, конечно, у них в сердце была, и поэтому они были мусульманами.

В Умме Мухаммада (ﷺ) есть муъмины и муслимы. Всякий муъмин, естественно, муслим, но не всякий муслим — муъмин

«В том, что касается, — говорит он, — суждений (хукмов) о них, вопросов наследования». То есть относительного мусульманина, того, кто даже внешне является мусульманином, выносится суждение, что он мусульманин, всё. Поэтому мусульмане считают его своим единоверцем. Если он умирает, значит, они должны омыть его (совершить гусль), обернуть его в саван (кяфан), совершить по нему погребальную молитву, намаз (саляту ль-джаназа), похоронить его на кладбище мусульман. Пока он жив, обязанность — любить его, потому что он для нас мусульманин, а то, что у него в сердце, принадлежит Аллаху (пречист Он и возвышен), хорошо относиться к нему, помогать ему, между собой проявлять милосердие, быть братьями. Вот это — умма Мухаммада (ﷺ), вот таково отношение между ними. Поэтому Пророк (ﷺ) не в одном, а во многих своих хадисах указывал на это. К сожалению, мы слышим эти слова зачастую просто как слова, наподобие воронок, в которые вода вливается и тут же выливается, ничего не остаётся, а Пророк (ﷺ) говорит:

مثلُ المؤمنين في تَوادِّهم ، وتَرَاحُمِهِم ، وتعاطُفِهِمْ . كَمَثَلِ الجسَدِ الْوَاحِد إذا اشتكَى منْهُ عضوٌ تدَاعَى لَهُ سائِرُ الجسَدِ بالسَّهَرِ والْحُمَّى

«Верующие в том, как они любят друг друга, жалеют друг друга (сочувствуют друг другу), помогают друг другу, как один организм: если один орган заболевает, то весь организм отзывается бессонницей и повышением температуры (лихорадкой, жаром)». (хадис передали аль-Бухари (6011) и Муслим (2586)) — и говорит:

المُؤْمِنُ لِلْمُؤْمِنِ كَالْبُنْيَانِ يَشُدُّ بَعْضُهُ بَعْضًا . وشَبَّكَ بَيْنَ أَصَابِعِهِ

«Верующий для верующего как одно здание, где одна часть поддерживает другую» — и Пророк (ﷺ) провёл так пальцами. Хадис передали аль-Бухари (467) и Муслим (2585).

Вот так верующие в отношении друг к другу:

إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ

«Поистине, верующие — братья». Коран, 49:10.

Великие слова, Пречист Аллах (Субхана Ллаh)! Жалко и больно, если эти слова просто у нас звучат без всякого смысла, мы не вкладываем в них смысл. Аллах (пречист Он и возвышен) назвал братьями — не по крови, но по вере.