ТОП-10 событий в умме России 2021 года

ТОП-10 событий в умме России 2021 года

Конец года позволяет подвести его итоги и выбрать основные события, которые произошли в исламской умме России в 2021 году. Предлагаем ТОП-10 событий по версии «Религия сегодня».

1. Смена руководства Болгарской исламской академии

12 января 2021 года Данияр Абдурахманов написал заявление об увольнении по собственному желанию, пробыв на посту ректора менее двух лет (с 6 марта 2019 года). Новым ректором стал Айнур Тимерханов, ранее работавший проректором по науке в академии. Основная причина такой кадровой ротации заключалась в желании местных властей видеть на посту БИА «своего» человека, поскольку Абдурахманов был выходцем из Уфы и занял ректорское кресло по протекции первого зампреда Администрации президента РФ Сергея Кириенко, который курировал БИАот федерального центра. Тимерханову удалось поднять работу БИА на новый уровень: был проведен финансовый аудит, который выявил факты недобросовестных трат денег в БИА в прежние годы, были приглашены новые статусные иностранные преподаватели, некоторые из которых покинули вуз при Абдурахманове, повышены требования к защите докторских диссертаций, на чей низкий уровень раньше справедливо указывали критики, улучшились контакты с муфтиятами Северного Кавказа.

2. Перевыборы муфтиев в Республики Коми (10 января), Ульяновской области (10 января), Кабардино-Балкарии (15 марта), Карачаево-Черкессии (16 марта), Северной Осетии (17 марта) и Республики Татарстан (12 апреля)

Муфтии Валиахмад Гаязов, Мухаммад Байбиков, Хазраталий Дзасежев, Исмаил Бердиев, Хаджимурат Гацалов и Камиль Самигуллин, занимающие свои посты по несколько сроков подряд, были переизбраны на новый срок в своей должности. Следует отметить, что выборы всех указанных муфтиев прошли на безальтернативной основе.

3. Публичная критика Равилем Гайнутдином Камиля Самигуллина

6 апреля 2021 года муфтий Равиль Гайнутдин направил обращение руководству Татарстана с критикой муфтия РТ Камиля Самигуллина, в которой он обвинил последнего в сектантстве (принадлежности к турецкому суфийскому братству «Исмаил ага»), упрекнул во включении в тафсир Корана «Калям Шариф», комментария, который вызвал критику со стороны части исламского сообщества, призвал к цензурированию выпускаемой книжной продукции казанским издательством «Хузур», а также заявил о том, что деятельность Самигуллина может привести к суфийско-салафитскому противостоянию по типу Дагестана и Ингушетии. Никаких последствий для Самигуллина этот выпад Гайнутдина не имел, а вот отношения между ДУМ РФ и духовными лидерами / светскими властями Татарстана весьма обострились.

4. Создание оргкомитета по празднованию 1100-летнего юбилея принятия ислама в Волжской Булгарии на государственном уровне в 2022 году

Инициатива председателя ДУМ РФ муфтия Равиля Гайнутдина о праздновании 1100-летия принятия ислама в Волжской Булгарии в 2022 году, озвученная 4 ноября 2020 года перед президентом России Владимиром Путиным, нашла поддержку на федеральном уровне. Был создан оргкомитет по празднованию юбилея, на что были заложены бюджетные средства. Ответственным за мероприятие был поставлен вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. Поскольку основные юбилейные события пройдут в Татарстане, то Рустам Минниханов создал республиканский оргкомитет по празднованию 1100-летия принятия ислама в Волжской Булгарии, куда не стали включать Равиля Гайнутдина во многом из-за того, отношения последнего с муфтием Татарстана за прошедший год были испорчены.

5. Конфликт между Координационным центром мусульман Северного Кавказа и ДУМ РФ

Стремление расширить географию ДУМ РФ путем создания своих мухтасибатов в разных регионах привело к тому, что Равилю Гайнутдину удалось перевести в свой муфтият несколько мечетей в Дагестане и начать такой же процесс в Краснодарском крае. Если в Марий Эл, Чувашии и Карелии в этом году уже были образованы мухтасибаты, то на Юге России этот процесс еще не завершился. Однако именно это вызвало возмущение со стороны Координационного центра мусульман Северного Кавказа, который выступил с публичной критикой экспансии ДУМ РФ, обвинив последнее в расколе организационного единства мусульманской умме на Северном Кавказе. Впрочем, учитывая налаженные рабочие контакты ДУМ РФ с полпредством президента в СКФО, политика по увеличению своего присутствия на Кавказе будет продолжена.

6. ДСМР усилил свое положение за счет заключения партнерских соглашений с ДУМ Башкортостана и ДУМ Крыма

Один из самых молодых межрегиональных муфтиятов – Духовное собрание мусульман России во главе с муфтием Альбиром Кргановым – сумело укрепить свои позиции на федеральном уровне. 5 лет назад, когда в Москве было учреждено ДСМР, Крганов избрал необычную модель взаимоотношений с региональными муфтиями: он не вмешивался в их внутреннюю жизнь, не покушался на их автономию, а они должны были признавать его в качестве лидера. Фактически ДСМР воспроизвел модель Совета муфтиев России образца 1996 года, что и устроило многие региональные муфтияты. Более того, он пошел по пути заключения партнерских отношений, благодаря чему в этом году ДУМ Крыма (350 мечетей) и ДУМ Башкортостана (750 мечетей) предпочли переориентироваться на ДСМР, хотя до этого находились в сфере влияния ДУМ РФ. Однако и ДУМ РФ смог перевести в свою юрисдикцию две общины ДСМР в Чувашии, образовав тем самым свой мухтасибат в данном регионе.

7. «Дагестанизация» Дальнего Востока под крылом ДУМ АЧР

Несмотря на существование неофициальная договоренности между «татарскими» и «кавказскими» муфтиями не заходить на чужие «канонические территории», это соглашение было нарушено в этом году. Так, «татарское» ДУМ РФ активно занималось расширением сферы своего влияния на Кавказе. Однако это не значит, что экспансия происходит только в одном направлении – из «татарской» части исламской уммы России в «кавказскую». Есть и обратные примеры. Созданный в 2020 году Муфтият Дальнего Востока во главе с муфтием Рамазаном Алиевым в составе ДУМ Азиатской части России стал фактически филиалом Муфтията Дагестана. Алиев привлек на руководящие посты в общинах ДУМ АЧР на Дальнем Востоке своих дагестанских земляков. Председателя ДУМ АЧР Нафигуллу Аширову, постоянно проживающего в Москве, подобное положение дел вполне устраивало: за счет активности дагестанцев укрепляются позиции его муфтията на Дальнем Востоке, что особенно актуально в условиях соперничества со структурами ЦДУМ и ДУМ РФ.

8. Подвешенное состояние мордовского муфтията: безрезультатная попытка выйти из ЦДУМ

Тянущийся с августа 2020 года процесс выхода РДУМ Мордовии (муфтий Зяки Айзатуллин) из состава ЦДУМ так и не достиг результата, который бы был признан всеми. После того, как РДУМ РМ провел внеочередной съезд и объявил о разрыве отношений с муфтием Талгатом Таджуддином, последний вместе с региональными властями отказался признавать его легитимным. Попытка провести альтернативный съезд с избранием лояльного Таджуддину Рафаэля Манюрова также завершился провалом: 17 имамов, входивших в РДУМ РМ, отказались не только признавать его легитимным, но даже не участвовали в этом мероприятии. 16 июня 2021 года Таджуддин лично приезжал в Саранск, чтобы попытаться заново провести съезд, легитимный и с точки зрения и ЦДУМ, и местных властей. Однако потерпел фиаско: из-за неприятия персоны Манюрова собрать кворум для съезда не получилось. 23 июня 2021 года прошел съезд «мятежного» РДУМ РМ, где было подтверждено намерение выйти из ЦДУМ, а Зяки Айзатуллина на посту муфтия заменили на Дамира Биккинина. Однако и этот съезд не признается легитимным ни ЦДУМ, ни властями Мордовии. Ситуация с мордовским муфтиятом так и осталась в подвешенном состоянии.

9. Арест Асламбека Эжаева и признание новой серии исламских книг экстремистской литературой

29 апреля 2021 года был арестован владелец книжного издательства «Умма» Асламбек Эжаев, обвиненный в финансировании запрещенной в России террористической организации «ИГИЛ». Тем самым прекратило деятельность его издательство, специализирующееся на выпуске на русском языке исламской религиозной литературы, преимущественно салафитской по содержанию. Он до сих пор находится под арестом в СИЗО и, судя по всему, это крупное книжное издательство прекратит свое существование. При этом в России были признаны экстремистскими перевод первого тома тафсира Корана салафитского шейха Абдуррахмана ас-Саади (1889-1956), а также два сборника хадисов – «Сахих аль-Бухари» в изложении имама аз-Зубайди (1410-1488) и «Булюг аль-Марам» ибн Хаджара аль-Аскаляни (1372-1448). Все эти книги были напечатаны как раз в издательстве «Умма». Попытка адвокатов обратиться за экспертизой в Московский исламский институт, чтобы доказать, что данная литература не имеет экстремизма в своих текстах, обернулась тем, что МИИ отказался это делать, указав на то, что среди его сотрудников нет для этого компетентных специалистов.

10. Оформление двоевластия в исламской умме Ингушетии

Ингушетия является единственным регионом с компактным проживание мусульман, где не существует зарегистрированного муфтията. Прежний – Духовный центр мусульман Ингушетии – был официально ликвидирован в 2019 году, и с того времени у мусульман в республике нет своей централизованной религиозной организации. Впрочем, это совершенно не мешает Исе Хамхоеву считать себя муфтием Ингушетии, а бывшему начальнику Управления по делам религии при Администрации Главы Ингушетии Ахмеду Сагову объявить себя председателем ДУМ Ингушетии, опять же нигде не зарегистрированной ЦРО. Светские власти в регионе занимают равноудаленную позицию по отношению и к Хамхоеву, и к Сагову. При этом последний участвует во многих мероприятиях Координационного центра мусульман Северного Кавказа, представляя там Ингушетию, и Сагова в качестве председателя ДУМ Ингушетии принимают за пределами региона. В итоге в умме Ингушетии сформировалось двоевластие. Примечательно, что ни Хамхоев, ни Сагов публично не выступают с критикой друг друга. Во многом это объясняется тем, что оба религиозных лидера не могут говорить от имени муфтията, которого не существует в российском правовом пространстве уже два года.

reltoday