Толкование Корана отворачиваясь от Сунны и мнений сподвижников - путь приверженцев нововведений
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
Сказал имам Ахмад Ибн Ханбаль:
اعلم أن تَأْوِيلَ مَنْ تَأَوَّلَ الْقُرْآنَ بِلَا سُنَّةٍ تَدُلُّ عَلَى مَعْنَاهَا أَوْ مَعْنَى مَا أَرَادَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ أَوْ أَثَرٍ عَنْ أَصْحَابِ الرَّسُولِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَيُعْرَفُ ذَلِكَ بِمَا جَاءَ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَوْ عَنْ أَصْحَابِهِ، فَهُمْ شَاهَدُوا النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَشَهِدُوا تَنْزِيلَهُ، وَمَا قَصَّهُ لَهُ الْقُرْآنُ، وَمَا عُنِيَ بِهِ، وَمَا أَرَادَ بِهِ، وَخَاصٌّ هُوَ أَوْ عَامٌّ، فَأَمَّا مَنْ تَأَوَّلَهُ عَلَى ظَاهِرٍ بِلَا دَلَالَةٍ مِنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَلَا أَحَدٍ مِنْ أَصْحَابِهِ، فَهَذَا تَأْوِيلُ أَهْلِ الْبِدَعِ، لِأَنَّ الْآيَةَ قَدْ تَكُونُ خَاصَّةً وَيَكُونُ حُكْمُهَا حُكْمًا عَامَّا، وَيَكُونُ ظَاهِرُهَا عَلَى الْعُمُومِ، فَإِنَّمَا قَصَدَتْ لِشَيْءٍ بِعَيْنِهِ، وَرَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الْمُعَبِّرُ عَنْ كِتَابِ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ، وَمَا أَرَادَ وَأَصْحَابُهُ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمُ أَعْلَمُ بِذَلِكَ مِنَّا لِمُشَاهَدَتِهِمُ الْأَمْرَ وَمَا أُرِيدَ بِذَلِكَ
"Знай, что те кто толкуют Коран без Сунны, которая указывала бы на его смысл, и на смысл того что хотел Аллах в данном аяте, и без асаров от кого то из сподвижников Посланника Аллаха, мир ему - это толкование приверженцев нововведений.
Однако, смысл Корана узнается по тому, что пришло от Пророка (мир ему и благословения Аллаха) или его сподвижников (да будет доволен ими Аллах).
Ведь сподвижники видели Пророка (мир ему и благословения Аллаха), и видели, как ниспосылается Коран, и видели то, о чем Аллах рассказывает Пророку в Коране, и что имеется ввиду, и подразумевается под ним, и знают где частный аят, а где общий.
Кто же истолковывает Коран на внешний смысл без указания от Пророка (мир ему и благословения Аллаха), и кого то из его сподвижников - то это толкование людей нововведения.
Потому что аят может быть частным, в то время как его хукм может быть обобщенным для всех, и также - внешний смысл аята может указывать на обобщенность, в то время как имеется ввиду лишь какая-то конкретная вещь.
А Посланник Аллаха, мир ему - разъясняющий Книгу Аллаха, и то что в ней имеется ввиду, или же его сподвижники разъясняют это, ведь они более знающие чем мы об этом - по причине того что они застали ниспосылание Корана, и лучше чем мы знают что имеется ввиду в Коране".
"Ас-Сунна" аль Халляль, 4/23