Теология идет в политику ради защиты религии?

На Московском форуме представители разных конфессий поговорили об отношениях с секулярным обществом
В Москве во второй раз под эгидой правительства столичного региона прошел международный форум «Религия и мир». Главной его темой, как заявили устроители, стало «сотрудничество государства и религий во имя мира и общественной стабильности».
По мысли организаторов форума, участники осознают значимую роль религиозного фактора в политической и общественной жизни разных стран и учитывают обострение международной ситуации на фоне формирования многополярного мира.
Исходя из данных обстоятельств, наверное, уже перед началом форума был распространен заранее подготовленный вариант итоговой резолюции.
Первым пунктом значилась рекомендация всячески избегать «политизации религии, вовлечения религии и религиозных идей в процесс политической борьбы и оправдания международного терроризма и иного рода экстремистских идей, так и представлений об исключительности той или иной нации или государства».
Одновременно в резолюции государству предлагалось оказывать «социальным проектам религиозных объединений целенаправленную поддержку». Прежде всего, касательно помощи нуждающимся, бездомным, работы с мигрантами, нарко- и алкозависимыми, профилактики абортов и так далее.
И все это – признавая общины верующих как институты «гражданского общества в условиях секулярного мира».
Вот такая интересная резолюция, вполне согласующаяся с программными установками, которые на самом деле идут от «западной системы ценностей». Однако именно сомнения в целесообразности данной системы и выразили большинство участников форума.
Теология вошла в политику
Да и в целом ряд моментов в выступлениях ораторов на пленарном заседании конференции, скорее, показал немалую вовлеченность религиозного мировоззрения и религиозных деятелей в политические процессы по всему миру.
Так, по словам председателя Синодального миссионерского отдела Московского Патриархата, Митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна, в настоящее время люди перестали доверять «социальным доктринам» — более того, даже всему тому, «что слышат и видят».
Возникла необходимость в более прочном фундаменте, в связи с чем идет обращение к религии. «Теология начала входить в политику. Но существует угроза неправильного ее использования», – пояснил он.
При этом православный иерарх особо подчеркнул, что, к примеру, постулаты, «вырванные из контекста доктрин истинного ислама, становятся экстремистскими инструментами, и в руках исламских государств превращаются в оружие уничтожения». Вероятно, в его представлении «экстремизм и терроризм» как опасность прочно сплелась с событиями в мусульманском мире и исламской умме.
Российская мерка «экстремизма»
Что характерно, представители мусульманского сообщества в лице посланцев двух разных муфтиятов одной Москвы – Альбира Крганова (Духовное управление мусульман Москвы и Центрального региона) и Дамира Гизатуллина (первый заместитель председателя духовного управления РФ), совершенно не возражали против такой постановки вопроса.
Более того, оба они в отношении проблем «интеграции крымских мусульман» в новую российскую реальность почти синхронно упомянули будто бы сплошную «радикализацию мусульман» в условиях Украины, ставшей препятствием для «традиционных воззрений татар на основе ханафитского мазхаба».
Напрашиваются логичные вопросы: «экстремисты», по российским меркам, живут годами в слабой экономически и политически стране – Украине, где, казалось бы, есть все возможности показать свое радикальное лицо. Но никого там не взрывают, не убивают, людей палками и камнями не забивают, на арабских нефтедолларах не харчуют, рабами не торгуют, страну не отделяют (в пользу Турции или другого «Халифата/Имарата»).
Но как только становятся Россией (более сильной страной, где не должно такого «возникать»), эти люди в одночасье превращаются в особо опасных преступников. С чего такая резкая перемена? Может, причина в том, что радикальны не они, а кто-то другой?
Служители исламского вероучения в публичных выступлениях не отметили для мусульман Москвы и некоторых других регионов сложностей, возникающих из-за отсутствия должного внимания к строительству новых мечетей, а также не вспомнили о животрепещущей проблеме для всех мусульман России — запрете религиозной исламской литературы вплоть до источников Ислама (Коран и хадисов) ввиду волюнтаристских судебных решений, выносимых на основе поверхностных экспертных оценок карательных органов. Причем один из мусульманских деятелей попросил, однако, не считать свою структуру ангажированной исключительно политическим руководством России.
Но тот же митрополит Иоанн не преминул высказать критические замечания в адрес некоторых ретивых средств массовой информации, создающих «образный ряд», от которого возникает удручающая картина событий на Украине и которая может привести лишь к усилению вражды и противостояния внутри самой России.
Абсолютно такой же негативный информационный тон в отношении, например, ситуации на российском Северном Кавказе или в мусульманских странах Ближнего Востока имеется на протяжении многих лет — и ничего, кроме отчуждения и ожесточения, такого рода одномерность не несет.
Весьма поучительным было и замечание иерарха о том, что даже беженцы с Украины, с которыми работает Русская Православная Церковь, через некоторое время почему-то начинают обвинять в своих бедах Россию. В этом опять же повинны деструктивные СМИ — но уже на Украине.
Справедливости ради надо отметить, что митрополит Иоанн также был весьма критичен к христианскому учению об «искупительной жертве» Иисуса Христа в интерпретации... «отцов-основателей» Соединенных Штатов Америки. По его мнению, американские революционеры XVIII века сотворили миф о том, что Христос спас лишь избранных. Тех, кто принимает постулаты демократии и либерализма, а остальные нуждаются в воспитывании, дабы то ли достигнуть со временем степени избранных, то ли, не достигнув ее, хотя бы не мешать им.
Помимо участников, презентующих христианские конфессии, и мусульман на форуме были заявлены иудеи и буддисты. Кресло ламы Московского региона пустовало, и никакого объяснения его отсутствию не прозвучало. А главный раввин России Берл Лазар не мог присутствовать «по техническим причинам». Но зато прислал видеообращение — выразил своем удивление, что лидеры религиозных организаций различных вероисповеданий России в основном дружат и сотрудничают между собой, а у простых верующих не всегда это получается.
Наряду с этим в зале и в кулуарах пресс-центра информагентства «Россия сегодня», где и проводился форум, присутствовало довольно много граждан в казачьей форме, являвшихся, видимо, его активными участниками.
Атеист и секулярист еврейского происхождения
В то же время среди людей, объявляющих себя верующими одной из мировых религий (местные язычники на глаза корреспонденту «Кавказской политики» не попадались), имелся и вполне себе, по его же словам, «атеист и секулярист еврейского происхождения» — политолог Евгений Сатановский.
Он указал, что война уже идет, но не все хотят ее увидеть, – война против терроризма. По мнению политолога, террористы кощунственно используют святое для мусульман понятие «исламское государство».
Как сказал Сатановский, вышеозначенное понятие применимо только к раннему халифату, который был в высшей степени толерантным государством. Или, вернее, по его словам, веротерпимым. Но нынешнее положение вселяет лишь страх и пессимизм. Война есть, но мы ее не чувствуем. Пока.
«Не хочется благодарить вас за ваше выступление. Желаем от всей души, чтобы ваши прогнозы не сбылись», – прокомментировала речь Сатановского модератор форума, президент Общероссийской общественной организации «МедиаСоюз» Елена Зелинская.
Форум продолжил работу в экспертных секциях по разным темам, а завершился принятием резолюции, к изначальному проекту которой было добавлено настоятельное требование ввести обучение теологии в светских высших учебных заведениях.