Те, кто был небрежен в начале Рамадана, пусть исправит своё положении в конце этого благословенного месяца...
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
Тому из вас, кто на протяжении этого месяца (Рамадан) преуспевал в благом, надлежит соответствующим образом и завершить его. Тот же, кто допускал в нём упущения, пусть проведёт его с благодеяниями, ибо деяния оцениваются по их завершению.
Хафиз ибн Раджаб, да помилует его Аллах.
Рамадан – это хорошее время для хороших начинаний. Кто-то именно в этот месяц начал поститься, кто-то молиться, кто-то начал читать Коран, давать милостыню или отказался от совершения каких-либо грехов.
Делая всё это, мы замечаем, что в совершении всех дел нет ничего сложного. Но заканчивается месяц, и люди оставляют всё то, что они начали в нём: Коран ставится на книжную полку, про пост забывают до следующего Рамадана, а молитва, в лучшем случае, совершается от пятницы к пятнице.
К сожалению, этот неразумный и нелогичный поступок некоторые мусульмане совершают из года в год. Они своими же руками ломают то, что терпеливо выстраивали в течение всего месяца.
Почему человек не задумается о том, что если он однажды смог сделать что-то, то тем самым показал самому себе, что способен на постоянное совершение этого дела, что в этом нет ничего трудного?
Он увидел, что нет ничего сложного в том, чтобы совершать молитву каждый день, что нет сложности в том, чтобы периодически соблюдать дополнительные посты, в каждодневном чтении Корана, а также в удержании своего языка от греховных разговоров, и можно не смотреть на запретное. Мы сами себе показали, что всё это легко.
Но вместо этого по окончании Рамадана он оставляет хорошие дела и поклонение и снова возвращается к своим грехам. Подобно шайтану, который в Рамадан был ограничен в своих гнусных делах, а по окончании месяца снова вышел на свободу, некоторые мусульмане возвращаются в общество со своими грехами, также подстрекая к их совершению других людей.
В качестве примера можно привести владельцев магазинов, которые во время Рамадана отказывались от продажи алкоголя, а по окончании поста вновь возвращаются к этому греху; или тех, кто на время поста отказался от прелюбодеяния, но зато по завершении Рамадана с удвоенной силой вновь совершают мерзкие поступки.
Это нелогичный и неразумный поступок! То, что люди во время Рамадана соблюдают пост и отказываются от совершения грехов, – это хороший признак. Он говорит о том, что эти люди любят свою религию, иначе они не ограничивали бы себя в пище и не отказывались бы от грехов.
И всё это ради Аллаха, потому что пост – это тайное поклонение, о соблюдении которого известно только Ему: ведь каждый постящийся может остаться наедине и принять пищу или выпить воды. И вот когда такой человек за месяц поклонения, за месяц отказа от грехов добивается определённых успехов, он всё разрушает своими же руками.
Всевышний Аллах говорит в Коране: «Не уподобляйтесь той женщине, которая распустила свою пряжу после того, как скрепила нити». (Коран, 16:92). Эти слова Всевышнего красноречиво показывают нелепость подобного поступка, уничтожающего плоды стараний и усердия. Не будьте подобны шайтану, получившему свободу по окончании Рамадана. Не будьте подобны глупцам, разрушающим собственными руками сделанную работу. Сохраните свои изменения, приобретённые в Рамадан.
Месяц Рамадан является лишь одним из двенадцати месяцев года. С ним не начинается жизнь, и на нём она не заканчивается. Однако в месяц Рамадан мы видим самих себя такими, какими мы есть на самом деле, будто смотримся в зеркало. В этот месяц мы отчётливо видим слабые стороны наших душ. И в то же время мы видим и силу души, видим, на что она способна.
Тому, кто усердствует в религии, месяц Рамадан показал, что нет ничего трудного в совершении дополнительных видов поклонения, в частом чтении Корана, в его заучивании и претворении в жизнь, нет ничего трудного в том, чтобы не ответить грубостью на грубость, в оставлении пустых и ненужных дел, а также грехов. Значит, такой человек выходит из этого месяца готовым к новым делам.
Тому, кто необязателен в поклонениях и вспоминает о них, о Всевышнем только в этот месяц, Рамадан показывает, что в этих поклонениях нет ничего трудного. Не нужно прилагать титанических усилий, чтобы совершать пятикратную молитву, каждая из которых длится чуть более пяти минут.
Благодаря посту в Рамадан этот человек воздерживался от курения, алкоголя и других грехов, и он осознаёт, что сможет оставить эти дела и в остальные месяцы года. Таким образом, он выходит из этого месяца новым человеком.
Мусульманка, которая в силу различных обстоятельств в обычное время не носила хиджаб, в Рамадан посещала мечеть, чтобы выстаивать молитву таравих. Она слушала речь Аллаха, – речь, в которой говорится о предстоящих событиях, о бренности и ничтожности этого мира и о величии Создателя, о том, что уготовано для грешников и для тех, кто повиновался велениям Всевышнего.
Рамадан показывает ей величие Господа миров и ничтожность Его творений. Она понимает, что все те отговорки и «причины», которые всё время мешали ей надеть хиджаб, меркнут перед величием её Создателя и теми событиями, с которыми столкнётся каждый из нас. Она осознаёт, что не нужно бояться общественного мнения или упреков тех, кто зачастую не лучше её нравом и образом жизни. Следовательно, месяц Рамадан становится началом перемен в жизни, и она выходит из него решительным человеком.
Людей, имеющих знания и не поступающих согласно им, Всевышний Аллах сравнивает в Коране с ослами, нагруженными книгами. Получив новую информацию и знания, увидев свои возможности, мы не должны быть похожими на ослов, на которых никак не влияет их груз.
По Своей милости и мудрости Всевышний Аллах дал одним промежуткам времени преимущество над другими. Так Господь облегчает нам путь к Его довольству. Однако это не означает, что, выложившись в это особенное время, нам можно делать что угодно в другое. Мы должны взять для себя уроки, сделать выводы и подняться на одну ступеньку выше. Будет ли у нас возможность сделать это ещё раз? Может и не быть.
Вся Хвала Аллаху Господу миров!