Общество
Тайное бракосочетание запретно!

Для канонической полноценности никаха необходимо, чтобы о нем стало известно в обществе, в кругу родных, близких, друзей.
В городах, к сожалению, встречаются ситуации, когда люди, решив хоть как-то легализовать свои приватные отношения, направляются в мечеть, прихватив двух свидетелей «с улицы» (то есть незнакомых или малознакомых им лиц) для того, чтобы их как бы сочетали браком по религиозным канонам. После чего начинают жить «полноценной» супружеской жизнью.
С учетом исключительных случаев, в целом, такие браки противоречат мусульманской культуре, морали и этике. Даже если желающие заключить подобный «священный союз» скажут, что имеют двух необходимых свидетелей, мы вправе спросить их: кто эти невольные свидетели? Где их потом искать, случись что? И где отец невесты или, по крайней мере, опекун?
Кроме того, хотим предостеречь «случайных» людей брать на себя функции мусульманского судьи, имама, который заключает никахи. Такие люди (среди них есть как старики, так и молодежь) должны знать, что, читая никах тогда, когда не соблюдены его условия, они берут на себя огромную ответственность перед Всевышним и навлекают Его гнев.
В современных реалиях очень часто такого рода браки – фикция, ширма, скрывающая настоящее намерение брачующихся (зачастую именно мужской половины) – «пожить так некоторое время такой слащавой, необременительной “семейной жизнью”, а дальше посмотрим…» Такие браки обычно скрывают от родителей, родственников и близких «Муж» не разрешает «жене» иметь детей, но если она, вопреки его желанию, все же зачала, он может в грубой, ультимативной форме потребовать сделать аборт. В такого рода браках права женщины ничем не защищены, ни адатами – обычаями, ни народными традициями, ни местным законодательством.
Один из известных богословов прошлого столетия имам аш-Ша‘рави категорично отметил: «Желание юноши и девушки (мужчины и женщины) сокрыть от общественности (даже от самых близких родственников) намерение жениться и стать мужем и женой, аннулирует какую-либо законность их отношений. Что же касается формы оглашения и оповещения, то у разных народов разные традиции и обычаи, выполняющие данную функцию» («Фатава аш-Ша‘рави», с.27).
В хадисе сказано: «Разделительной чертой между разрешенностью и запрещенностью в браке является бубен и голос [громогласное объявление о браке]» (Тирмизи, 1089).
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) также подчеркивал: «Объявляйте о браке!» (Ахмад и др.)
Также он сказал: «Делайте брак показательным (явным) и бейте в бубен [то есть вносите торжественность и привлекайте внимание других]».
Ибн ‘Аббас передает следующие слова Пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует): «Распутницами являются те [женщины], которые выдают себя замуж, не объявляя об этом [т.е. скрыто, без согласия опекуна и без участия свидетелей, без соответствующих форм объявления о браке, заведенных в данном обществе]».
Замечу, что два случайных свидетеля с улицы, никак не могут считаться «доказательством серьезности намерения» брачующихся.
Если у вас все так, как вы говорите, значит, мусульманского брака нет! В мусульманском браке должны присутствовать гласность, открытость, право иметь детей и право свободно появляться с супругом в обществе. Должна полностью отсутствовать временность. Вам с супругом необходимо все обсудить и подумать, как это исправить. Если он не согласится, значит, у него нет серьезных намерений в отношениях с вами, а, следовательно, вы сожительствуете, не слыша голоса совести и веры.
Тайный никах...
Семейные отношения согласно шариату – это на сегодняшний день очень эффективный институт демонстрации предпочтительности исламского образа жизни. Закон Всевышнего Аллаха, как это известно, придаёт браку огромное значение. При соответствующих намерениях супружеские отношения являются поклонением Всевышнему.
Аллах говорит в Коране: «Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих»(Сура «Римляне», аят 21). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «… и даже ваша близость с женой – это садака (милостыня)!» Сподвижники спросили: «О посланник Аллаха, разве за то, что кто-нибудь из нас удовлетворит свою страсть, он получит награду?!» Он ответил: «Скажите мне, разве не совершит грех тот, кто сделает это запретным образом? Точно так же, если он сделает это дозволенным образом, ему достанется награда!» (Муслим).
Мусульманин и мусульманка, вступая в брак, знают, что соблюдение обязанностей и соответствующее отношение к супругу является частью модели их поведения, образа жизни, частью религии, за исполнение которой они получают награду у Аллаха. Поэтому мы можем наблюдать, как обычная исламская молодёжь, вступающая в брак без пышных торжеств и церемоний, не имея большого достатка, создаёт крепкие и дружные семьи, в то время как роскошные свадьбы многих молодожёнов, кортежи которых становятся причиной больших пробок на дорогах, не заканчиваются ничем, кроме скорого развода и неприятного процесса возвращения дорогих подарков.
Конечно, различного рода семейных проблем хватает и у исламской молодёжи. Во многом это связано с тем, что в ислам, как образ жизни, сегодня входит огромное количество людей, зачастую неспособных немедленно расстаться с понятиями, с которыми они жили всю жизнь. Или, проще говоря, это во многом связано с отсутствием общей исламской культуры.
К сожалению, сегодня и среди мусульман нередко можно увидеть довольно несерьёзное отношение к браку. Зачастую молодой человек хочет получить все прелести семейной жизни, сложив с себя обязательную при этом ответственность. Шариат во многих случаях в принципе допускает отказ от своих прав, однако люди должны чётко отдавать себе отчёт в том, на что они идут, и думать не только о формальной правовой оценке тех или иных действий, но и о том, что за ними может последовать.
Одной из проблем мусульман в окружающем нас обществе, касающихся семейных отношений, является тайный (скрытый) брак. В большинстве случаев тайную женитьбу оправдывают сложной ситуацией, тогда как на самом деле проблема лишь в несерьёзном подходе мужчины.
Положение тайного брака в шариате
Под тайным браком понимаются разные явления, которые имеют разные шариатские оценки. Обязательным условием действительности брака является участие опекуна невесты, который выдаёт её замуж, и наличие двух свидетелей. Таким образом, «брак», скрытый от всех (то есть брак без опекуна и свидетелей), является обычным прелюбодеянием. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет никаха (брака), кроме как при опекуне» (Абу Дауд, Ахмад, Ибн Маджа). Также передаётся, что он сказал: «Нет никаха, кроме как при опекуне и двух справедливых свидетелях, а если он был заключён без этого, то он является недействительным» (Ибн Хиббан). Также упоминание обязательности присутствия свидетелей передаётся от сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Вопрос же стоит относительно брака, в котором соблюдены упомянутые обязательные условия, однако он не предан огласке.
Относительно действительности такого брака у учёных есть разногласия. Маликиты и некоторые ханбалиты считают обнародование обязательным условием брака. Большинство же учёных считают действительным брак, в котором были соблюдены условия, связанные с опекуном и свидетелями, даже если он не был обнародован.
Реальность
Действительно, иногда могут возникать ситуации, в которых огласка брака может принести вред семье. Однако если мужчина вообще не собирается оглашать брак, противится заведению детей (на что не имеет права без согласия жены) и не соблюдает свои обязанности по отношению к жене, это должно наводить на определённые мысли.
Ситуация усложняется, когда посредством скрытого брака мужчина берёт вторую жену. Сегодня эта сунна для многих, к сожалению, стала лишь модой, за которой они забывают об ответственности.
Если раньше институт многожёнства в окружающем обществе был не так сильно распространён, по причине чего супруги опасались общественного порицания, то сегодня эта проблема потихоньку сходит на нет. Когда одного из обладающих шариатскими знаниями человека в Дагестане спросили о том, кто берёт вторую жену, скрывая свой брак от родителей и общества по причине страха перед их порицанием, он ответил, что такому человеку не стоит пока жениться второй раз. Ведь если мужчина не готов вынести порицание законного и даже желательного с точки зрения шариата поступка, то нет никаких гарантий, что он готов полноценным образом поддерживать новые семейные отношения. За подобными браками, как правило, следуют …
[quote]…неприятные последствия:
1. В первую очередь скрытый брак противоречит Сунне. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оглашайте брак» (Ахмад, Ибн Хиббан).
2. Возможные сплетни и задевание чести женщины, к которой приходит посторонний ей, на взгляд соседей и общества, мужчина.
3. Проблемы с заведением детей, что является одной из главных целей брака.
4. Возможность попрания прав детей и жены, как установление родства, получение наследства (в случае смерти) и т. п.
5. По одному из мнений учёных, такой брак вообще не считается действительным.[/quote]
Поэтому каждой мусульманке, которой предлагают тайный брак, следует серьёзно подумать, перед тем как ответить на это предложение. И если жених изначально говорит, что вообще не собирается оглашать брак и тем более не собирается заводить детей, то на это не следует соглашаться. Поскольку в таком случае есть опасения, что жить такой брак будет недолго.
Пусть Всевышний Аллах увеличит знания, понимание и ответственность мусульман. Амин.
В городах, к сожалению, встречаются ситуации, когда люди, решив хоть как-то легализовать свои приватные отношения, направляются в мечеть, прихватив двух свидетелей «с улицы» (то есть незнакомых или малознакомых им лиц) для того, чтобы их как бы сочетали браком по религиозным канонам. После чего начинают жить «полноценной» супружеской жизнью.
С учетом исключительных случаев, в целом, такие браки противоречат мусульманской культуре, морали и этике. Даже если желающие заключить подобный «священный союз» скажут, что имеют двух необходимых свидетелей, мы вправе спросить их: кто эти невольные свидетели? Где их потом искать, случись что? И где отец невесты или, по крайней мере, опекун?
Кроме того, хотим предостеречь «случайных» людей брать на себя функции мусульманского судьи, имама, который заключает никахи. Такие люди (среди них есть как старики, так и молодежь) должны знать, что, читая никах тогда, когда не соблюдены его условия, они берут на себя огромную ответственность перед Всевышним и навлекают Его гнев.
В современных реалиях очень часто такого рода браки – фикция, ширма, скрывающая настоящее намерение брачующихся (зачастую именно мужской половины) – «пожить так некоторое время такой слащавой, необременительной “семейной жизнью”, а дальше посмотрим…» Такие браки обычно скрывают от родителей, родственников и близких «Муж» не разрешает «жене» иметь детей, но если она, вопреки его желанию, все же зачала, он может в грубой, ультимативной форме потребовать сделать аборт. В такого рода браках права женщины ничем не защищены, ни адатами – обычаями, ни народными традициями, ни местным законодательством.
Один из известных богословов прошлого столетия имам аш-Ша‘рави категорично отметил: «Желание юноши и девушки (мужчины и женщины) сокрыть от общественности (даже от самых близких родственников) намерение жениться и стать мужем и женой, аннулирует какую-либо законность их отношений. Что же касается формы оглашения и оповещения, то у разных народов разные традиции и обычаи, выполняющие данную функцию» («Фатава аш-Ша‘рави», с.27).
В хадисе сказано: «Разделительной чертой между разрешенностью и запрещенностью в браке является бубен и голос [громогласное объявление о браке]» (Тирмизи, 1089).
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) также подчеркивал: «Объявляйте о браке!» (Ахмад и др.)
Также он сказал: «Делайте брак показательным (явным) и бейте в бубен [то есть вносите торжественность и привлекайте внимание других]».
Ибн ‘Аббас передает следующие слова Пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует): «Распутницами являются те [женщины], которые выдают себя замуж, не объявляя об этом [т.е. скрыто, без согласия опекуна и без участия свидетелей, без соответствующих форм объявления о браке, заведенных в данном обществе]».
Замечу, что два случайных свидетеля с улицы, никак не могут считаться «доказательством серьезности намерения» брачующихся.
Если у вас все так, как вы говорите, значит, мусульманского брака нет! В мусульманском браке должны присутствовать гласность, открытость, право иметь детей и право свободно появляться с супругом в обществе. Должна полностью отсутствовать временность. Вам с супругом необходимо все обсудить и подумать, как это исправить. Если он не согласится, значит, у него нет серьезных намерений в отношениях с вами, а, следовательно, вы сожительствуете, не слыша голоса совести и веры.
Тайный никах...
Семейные отношения согласно шариату – это на сегодняшний день очень эффективный институт демонстрации предпочтительности исламского образа жизни. Закон Всевышнего Аллаха, как это известно, придаёт браку огромное значение. При соответствующих намерениях супружеские отношения являются поклонением Всевышнему.
Аллах говорит в Коране: «Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих»(Сура «Римляне», аят 21). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «… и даже ваша близость с женой – это садака (милостыня)!» Сподвижники спросили: «О посланник Аллаха, разве за то, что кто-нибудь из нас удовлетворит свою страсть, он получит награду?!» Он ответил: «Скажите мне, разве не совершит грех тот, кто сделает это запретным образом? Точно так же, если он сделает это дозволенным образом, ему достанется награда!» (Муслим).
Мусульманин и мусульманка, вступая в брак, знают, что соблюдение обязанностей и соответствующее отношение к супругу является частью модели их поведения, образа жизни, частью религии, за исполнение которой они получают награду у Аллаха. Поэтому мы можем наблюдать, как обычная исламская молодёжь, вступающая в брак без пышных торжеств и церемоний, не имея большого достатка, создаёт крепкие и дружные семьи, в то время как роскошные свадьбы многих молодожёнов, кортежи которых становятся причиной больших пробок на дорогах, не заканчиваются ничем, кроме скорого развода и неприятного процесса возвращения дорогих подарков.
Конечно, различного рода семейных проблем хватает и у исламской молодёжи. Во многом это связано с тем, что в ислам, как образ жизни, сегодня входит огромное количество людей, зачастую неспособных немедленно расстаться с понятиями, с которыми они жили всю жизнь. Или, проще говоря, это во многом связано с отсутствием общей исламской культуры.
К сожалению, сегодня и среди мусульман нередко можно увидеть довольно несерьёзное отношение к браку. Зачастую молодой человек хочет получить все прелести семейной жизни, сложив с себя обязательную при этом ответственность. Шариат во многих случаях в принципе допускает отказ от своих прав, однако люди должны чётко отдавать себе отчёт в том, на что они идут, и думать не только о формальной правовой оценке тех или иных действий, но и о том, что за ними может последовать.
Одной из проблем мусульман в окружающем нас обществе, касающихся семейных отношений, является тайный (скрытый) брак. В большинстве случаев тайную женитьбу оправдывают сложной ситуацией, тогда как на самом деле проблема лишь в несерьёзном подходе мужчины.
Положение тайного брака в шариате
Под тайным браком понимаются разные явления, которые имеют разные шариатские оценки. Обязательным условием действительности брака является участие опекуна невесты, который выдаёт её замуж, и наличие двух свидетелей. Таким образом, «брак», скрытый от всех (то есть брак без опекуна и свидетелей), является обычным прелюбодеянием. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет никаха (брака), кроме как при опекуне» (Абу Дауд, Ахмад, Ибн Маджа). Также передаётся, что он сказал: «Нет никаха, кроме как при опекуне и двух справедливых свидетелях, а если он был заключён без этого, то он является недействительным» (Ибн Хиббан). Также упоминание обязательности присутствия свидетелей передаётся от сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Вопрос же стоит относительно брака, в котором соблюдены упомянутые обязательные условия, однако он не предан огласке.
Относительно действительности такого брака у учёных есть разногласия. Маликиты и некоторые ханбалиты считают обнародование обязательным условием брака. Большинство же учёных считают действительным брак, в котором были соблюдены условия, связанные с опекуном и свидетелями, даже если он не был обнародован.
Реальность
Действительно, иногда могут возникать ситуации, в которых огласка брака может принести вред семье. Однако если мужчина вообще не собирается оглашать брак, противится заведению детей (на что не имеет права без согласия жены) и не соблюдает свои обязанности по отношению к жене, это должно наводить на определённые мысли.
Ситуация усложняется, когда посредством скрытого брака мужчина берёт вторую жену. Сегодня эта сунна для многих, к сожалению, стала лишь модой, за которой они забывают об ответственности.
Если раньше институт многожёнства в окружающем обществе был не так сильно распространён, по причине чего супруги опасались общественного порицания, то сегодня эта проблема потихоньку сходит на нет. Когда одного из обладающих шариатскими знаниями человека в Дагестане спросили о том, кто берёт вторую жену, скрывая свой брак от родителей и общества по причине страха перед их порицанием, он ответил, что такому человеку не стоит пока жениться второй раз. Ведь если мужчина не готов вынести порицание законного и даже желательного с точки зрения шариата поступка, то нет никаких гарантий, что он готов полноценным образом поддерживать новые семейные отношения. За подобными браками, как правило, следуют …
[quote]…неприятные последствия:
1. В первую очередь скрытый брак противоречит Сунне. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оглашайте брак» (Ахмад, Ибн Хиббан).
2. Возможные сплетни и задевание чести женщины, к которой приходит посторонний ей, на взгляд соседей и общества, мужчина.
3. Проблемы с заведением детей, что является одной из главных целей брака.
4. Возможность попрания прав детей и жены, как установление родства, получение наследства (в случае смерти) и т. п.
5. По одному из мнений учёных, такой брак вообще не считается действительным.[/quote]
Поэтому каждой мусульманке, которой предлагают тайный брак, следует серьёзно подумать, перед тем как ответить на это предложение. И если жених изначально говорит, что вообще не собирается оглашать брак и тем более не собирается заводить детей, то на это не следует соглашаться. Поскольку в таком случае есть опасения, что жить такой брак будет недолго.
Пусть Всевышний Аллах увеличит знания, понимание и ответственность мусульман. Амин.