Татары в России: вместе порознь

Булгары, предки современных татар, приняли Ислам еще в 922 году, т.е. на несколько десятилетий раньше, чем русские приняли христианство. Именно Булгария, согласно известной легенде о выборе веры князем Владимиром, направляла послов в Киев для репрезентации Ислама.
Существует много свидетельств того, что наука, искусство и культура получили свое развитие в Волжской Булгарии и вплоть до монгольского завоевания Булгария была одним из ключевых государств региона. Монголы основательно разорили булгарские города, однако, всегда сталкивались с ожесточенным сопротивлением булгар. Впоследствии земли Булгарии вошли в состав другого государства также управляемого мусульманами – Казанского ханства.
Завоевание Казанского ханства войсками Ивана Грозного
Присоединение Казанского ханства к Московскому государству было максимально жестоким даже по меркам того времени. Особенно страшным и жестоким было сражение за Казань — столицу Казанского ханства. После захвата города в 1552 году Казань подверглась чудовищному разгрому, а население этого цветущего города тотальному геноциду. Сообщается, что «все мужское население громадного города было истреблено. Из мужчин был оставлен в живых лишь один хан Ядыгар… Немало было убито и женщин… С женщинами было поступлено также жестоко: царь отдал их в полное распоряжение своим солдатам». «Грабеж начался сразу же, как только русские ворвались в город… Город представлял ужасное зрелище: пылали пожары, дома были разграблены, улицы были завалены трупами, везде виднелись потоки крови» (М. Худяков. «Очерки по истории Казанского ханства»).
После завоевания Казани было уничтожено все, что могло быть отнесено оккупантами к мусульманской культуре: мечети, караван-сараи, хамамы. Была поставлена задача стереть из народной памяти какую либо принадлежность Казани к Исламу и исламской УММЕ, мусульманам даже запретили проживать в их собственной столице. Город был тотально христианизирован, заселен христианами и застроен церквями и монастырями, куда насильно через принудительное крещение помещали тысячи мусульманок.
Однако сопротивление не угасало и уже в первые дни после падения Казани русские крестоносцы получают достойный отпор. Одно из первых восстаний возглавил Мамыш Берды. С войском, по численности достигавшим нескольких тысяч войнов, он представлял реальную опасность для армии Ивана Грозного. Мамыш Берды провозгласил борьбу за восстановление власти мусульман над территорией Казанского ханства и закрепился в труднодоступной крепости Чалым. Ногайский принц Али-Акрам, будучи братом бывшей правительницы Казани Суюмбике, прибыл в Чалым и был признан собравшимися в качестве нового правителя. Ответ царя не заставил себя долго ждать, уже осенью этого же года к месту контролируемому повстанцами делу подошла огромная армия. В результате жестоких боев, сопровождавшихся уничтожением местного населения, Чалым был взят, а лидеры повстанцев погибли в боях.
Искоренение Ислама и насаждение христианства
Одновременно с завоеванием Казанского ханства происходит христианизация мусульманских народов. В 1555 году, в столице бывшего Казанского ханства создается епархия Русской Православной Церкви. Вся территория на много десятков километров от захваченной Казани объявлялась закрытой для нахождения мусульман. Татарские деревни уничтожались, а население изгонялось. Плодородные земли заселялись православным населением, значительные территории передавались монастырям. Необходимо отметить, что завоеватели также практиковали угон женщин и детей в русские земли Московии с целью их насильственного крещения. Зачастую жену отрывали от мужа, насильно крестили и отправляли в монастырь, а детей воспитывали в христианстве, в атмосфере вражды к Исламу, таким образом выращивая злейших врагов Ислама и мусульман.
О тяжелой доле татарки-мусульманки, насильственно крещенной и выданной замуж за христианина, снят фильм «Зулейха», основанный на пьесе известного татарского драматурга Гаяза Исхаки.
А вот так описывает насильственное крещение татарской деревни Янгильд, татарский историк Тафкил Вафин:
«…5-6 телег, переполненных людьми, пришли со стороны леса и остановились напротив его дома. С телеги спрыгнули на землю чужие бородатые мужчины. Их было около тридцати. Среди них есть и несколько попов. С церковными знаменами в руках, распевая церковные песни, они направляются к улице. Деревня окружена около двадцати конными жандармами – вырваться невозможно. Русских-односельчан – мужчин, женщин, даже детей вызволяют из домов, присоединяют к группе, прибывшей из Кулангинской церкви. Улица наполняется страшными звуками. Татары, в страхе, предполагая, что наступает конец света, прячутся в подполы, погреба. Но их по одному вытаскивают, собирают вместе. Конная жандармерия доставляет нескольких пацанов, попытавшихся сбежать из деревни. Таким образом, собрав всех татар деревни, сгоняют их к реке Ималле. Крещением руководят исправник и пристав Свияжского уезда, помогают им церковнослужители.
…Людей из воды вытаскивали по одному. С мужчин снимали тюбетейки и бросали оземь, татарских мужчин, рыдающих женщин и детей насильственно крестили. На их шеи вешали жестяные крестики с жесткими льняными веревками. Их узелки закручивали таким образом, чтобы невозможно было развязать. Из рассказов бабушки: “ Мама говорила, что приставленный к горлу нож был бы лучше, чем эти кресты”. Эта омерзительная церемония насильственного крещения длилась несколько часов» («Казан утлары», 2008, №12, 115 стр.).
16 мая 1681 года издается царский Указ, согласно которому за отказ перейти в христианство землевладельцы теряют свои земельные наделы, а простые люди становятся крепостными. С целью реализации этих положений решением от 27 ноября 1681 года в Уфе (столица современного Башкортостана) для облегчения крещения мусульман создается самостоятельная епархия РПЦ.
Для тех, кто отказывался от веры, церковь придумала унизительное обращение, оскорбляющее пророка Мухаммеда, да благословит его Аллах и да приветствует, Коран и Дин Ислам:
«Я, состоявший прежде в магометанском законе, ныне через священника… (имя священника) познал всесовершенно, что Магомет не есть и никогда не был от бога посланный. Он самый стыдный и лживый пророк и предтеча антихристов; також и закон его Коран есть лживый и богопротивный; по такому моему узнанию я отрицаюсь от лжепророка Магомета и его Корана и проклинаю. Этот лжепророк Магомет в своем богопротивном учении блядословит. Христианский же закон самый истинный и богоугодный. Иисус Христос есть истинный бог божий. Я хочу принять спасительную христианскую веру и прибыть в ней до скончания жизни».
За отказ от Ислама предусматривались некоторые подарки и послабления. Так, крещеным татарам выдавалась холщовая рубаха, штаны, крест, рукавицы и прочие предметы гардероба. На несколько лет они освобождались от налогов, их не привлекали к некоторым видам повинностей.
Особо активно в дело крещения татар включился царь-реформатор Петр I, который в 1713 году планировал полностью покрестить тех татар, что находились на царской службе. Эта политика спровоцировала отток мусульманского населения на восток, в Башкортостан и Пермский край.
Однако как ни старались власти и особенно православная церковь христианизировать татар-мусульман, число добровольно перешедших в христианство оставалось незначительным. Так, например, в течение 1741 года русские крестоносцы сумели окрестить по всей Казанской губернии всего 9159 человек, среди них численность татар и башкир составляля всего 143 человека.
Крестоносцы не гнушались идти на провокации, например, в 1742 году был устроен поджог в здании духовной семинарии. Огонь быстро перекинулся на архиерейский дом в Казанском Кремле и на близлежащий Собор, оттуда на церкви и монастыри, расположенные в центре города. В пепелищах пожара сгорела значительная часть зданий Казани, не пострадал лишь район Татарской Слободы, место, где разрешили селиться мусульманам. В своем письме к императрице Елизавете священники обвинили в пожаре татар и просили их жесткого наказания. Идя на поводу у духовенства, императрица Елизавета 19 ноября 1742 года подписала Указ о разрушении всех мечетей на территории Казанской губернии и недопущении возведения новых. В течение двух лет из 536 мечетей в Казанском губернии было разрушено 418. Немного отвлекаясь, заметим, что схожие методы практикуются и сегодня. В 2013 году МВД Татарстана объявило о задержании подозреваемых в серии поджогов православных храмов. Задержанных подвергали чудовищным пыткам и издевательствам, глумились над их религией, многие мусульмане после таких допросов навсегда остались инвалидами.
Для сокращения численности мусульман царские власти не гнушались использовать в своих интересах тяжелые неурожайные годы, так, например, в 1557-1558 годы власти запретили продавать хлеб местному населению Астрахани. Число умерших от голода достигало сотен тысяч. Исключительно тяжелой, голодной была зима 1741-1742 годов в Уфимской губернии. Хлеб было разрешено продавать лишь христианам. Имея огромный 320-тонный запас хлеба, отобранного у мусульманского населения, власти обрекали мусульман на страдания и смерть. Доведенные до отчаяния, мусульмане продавали своих собственных детей, чтобы хоть как то прокормиться. В таких условиях татары-мусульмане были готовы присоединяться к любой борьбе против царского режима. Татарские добровольцы тысячами переходили в войско атамана Степана Разина (как и других полевых командиров) и сражались до самого конца.
Все это время мусульмане и сами непрерывно восставали против несправедливости и притеснений. В 1755 году в землях современного Башкортостана началось новое восстание, его духовным и идейным вдохновителем стал имам Абдуллах Али, более известный под прозвищем Батырша («смелый правитель»). Восстание возникло как стихийная реакция на действия царских чиновников. В 1754 году на побережья реки Ирендык правительством была направлена специальная горно-изыскательская экспедиция. Прибыв на Ногайскую дорогу Уфимской провинции, члены экспедиции насиловали местных мусульманок, грабили имущество и отнимали земли. Разъяренные жители Бурзянской волости 15 мая 1755 года напали на экспедицию, казнив ее главаря.
Имам Батырша, будучи одним из наиболее образованных и авторитетных людей своей эпохи, давно готовился к восстанию, однако, события, произошедшие в Бурзянской волости, заставили его действовать стремительно. Он разослал воззвания ко всем знатным мусульманам, убеждая их присоединиться к праведной борьбе против захватчиков. Однако силы сторон были неравны, и кроме того, царские власти умело играли на противоречиях между мусульманами, сумев разделить их силы. Сам имам был пленен 8 августа 1756 года и этапирован в Петербург. После долгих пыток и допросов Батыршу отправили в Шлиссельбургскую крепость. Претерпев 5 лет издевательств и унижений в тюрьме, в июле 1762 года он гибнет, пытаясь совершить побег.
Историки подсчитали, что в течение 140 лет (между 1584-1725 годами) в Казанской губернии произошли девять крупных восстаний. То есть, восстания случались примерно каждые 10-15 лет.
Краткий период «веротерпимости»
После коллосального восстания совместных сил казаков, крестьян и мусульман под руководством Емельяна Пугачева и Салавата Юлаева царская политика в отношении мусульманского населения России существенно изменилась, религиозные преследования и притеснения значительно сократились.
В 1766 году императрица Екатерина II совершила путешествие по Волге, посетив различные города, в том числе, и Казань. Здесь она приняла делегацию татар, внимательно выслушав их просьбы. По возвращении в столицу Екатерина II издала указ о разрешении строить в Татарской слободе Казани каменные мечети. Кроме того, представители татар-мусульман включались в государственную Комиссию по составлению Уложения законов Российской империи. Депутаты-татары из Казани, Оренбурга, Пензы и других городов представили в комиссию наказы от мусульманского населения, в которых настойчиво звучало требование обеспечить свободу вероисповедания, прекратить притеснения и т.д. Постепенно царские власти стали давать разрешения на строительство каменных мечетей не только в Казани.
А в 1773 году был принят вердикт, провозглашавший терпимость христианской церкви ко всем другим традиционным для России религиям и верованиям, признавалая необходимость свободного отправления всех религиозных обрядов.
Одним из самых важных мероприятий Екатерины называют учреждение муфтията. 22 сентября 1788 года Екатерина II повелела организовать в городе Уфе духовное мусульманское управление — для назначения имамов, а также осуществления контроля за их деятельностью.
B 1789 году состоялось официальное открытие Оренбургского магометанского духовного собрания (Уфа в то время была частью Оренбургской губернии). Первым муфтием стал Мухамеджан Хусаинов.
Разумеется, что дозволяя создание муфтията, власти прежде всего рассчитывали поставить религиозную жизнь мусульман под свой контроль, другой целью было снятие напряжения и умиротворение татар и башкир. Спустя более чем 200 лет после просоединения мусульманских земель к России, власти осознали, что лучше попытаться интегрировать это население, чем вечно с ним воевать.
Начался период приручения татар.
В конце 18 и в первой половине 19 веков татарские земли пережили настоящий бум строительства мечетей, как в крупных городах – Казани, Уфе, Оренбурге, Астрахани, Саратове, Пензе, так и в татарских селах и деревнях. Стали появляться образованные люди, знакомые и с исламским вероучением, и со светскими науками, такие как Габдрахим Утыз-Имяни (1756 – 1836) или Габденнасыр Курсави.
При Екатерине II татарам-мусульманам наконец-то было предоставлено право заниматься торговой деятельностью. В 1773 году был издан указ «О нечинении казанским служилым татарам препятствия в отпуске их в разные города для торговых промыслов». В 1781 году вышел новый указ – о разрешении казанским татарам объявлять свои капиталы и записываться в купечество и мещанство.
В результате уже к середине 19 века предприниматели татары контролировали достаточно солидный объем торгово-промышленного капитала. В 1851 году в Казани насчитывалось 762 татарина купеческого звания, что составляло 34 процента от общей численности казанских купцов. С начала 19 века число татар-купцов увеличилось примерно в 6 раз.
Увеличивалось и татарское население Казанской губернии в целом, так, согласно отчету 1851 года, в 724 татарских деревнях проживало почти 360 тысяч крестьян. Таким образом, татарское население Казанской губернии возросло за 55 лет на 70 с лишним процентов. Если взять группу волго-уральских татар в целом, то их численность с 1795 по 1857 год увеличилась более чем вдвое: с 617,3 тысячи до 1416,1 тысячи человек.
Испугавшись столь стремительного возрождения самосознания татарского народа, в конце 1880-х годов в России начинается кампания по закрытию медресе и других образовательных учреждений. Это вызвало довольно значительную иммиграцию мусульманских народов. Началась массированная агитация татар за отъезд в Османскую империю. В результате несколько тысяч татар переселилось в Стамбул и другие города современной Турции.
Вместе с тем, уже к началу 20 века в России появляется множество различных общественных движений партий и объединений, пропагандирующих восстановление национальной культуры. Проводятся съезды татар-мусульман, татарам и другим тюркским народам даже удается провести своих представителей в Государственную Думу — российский парламент, где формируется целая мусульманская фракция.
1 мая 1917 года начинает работу Всероссийский мусульманский съезд. В нем участвовало более 900 делегатов, представляющих 30-миллионное тюркское население России. Съезд решил, что Россия должна стать демократическим государством, федерацией равноправных национальных республик. В июле того же года состоялось объединенное заседание всероссийских съездов в Казани: мусульманского, мусульманских священнослужителей и мусульманских военных. Заседание объявило о равноправии русского и татарского языков, образовало Милли Маджлис (Национальное собрание). Съезд военных принял решение о создании мусульманских военных частей и избрал Военный Совет. Одним из первых официальных документов новой, советской власти была Декларация прав народов России, гарантировавшая суверенность всех народов, их право на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. На основании указанного документа Милли Маджлис 4 декабря 1917 года в Уфе объявил о создании государства Идел-Урал. Оно должно было быть поделено на равноправные районы для всех без исключения народов. В состав государственного образования могли быть включены Казанская и Уфимская губернии, определенные районы Оренбургской, Пермской, Вятской, Самарской и Симбирской губерний. Здесь проживало немногим более семи миллионов человек, в том числе около 3,7 миллиона татар.
Однако захватившие власть коммунисты не собирались допускать существование такого государства. В канун официального объявления о создании Идел-Урал в Казани было арестовано руководство национального движения. Вооруженное сопротивление оказано не было, поэтому позднее было распущено Национальное Правление в Уфе, разогнаны мусульманские центры, а их имущество конфисковано.
Советский период
После насильственного роспуска Штата Идель Урал 23 марта 1918 года была создана Татаро-Башкирская Советская Республика. По территории она должна была примерно совпадать с предполагаемой территорией государства Идел-Урал. Однако, 20 марта 1919 года было объявлено о создании башкирской автономии, а 20 июня 1920 года принято постановление о создании Татарской Советской Республики.
После гражданской войны на территории Татарстана было примерно 1,45 миллионов татар, но уже к 1926 году татарское население Татарстана сократилось до 1,27 миллионов человек.
При коммунистах было уничтожено 90% интеллектуальной элиты татарского народа (имамов, ученых, писателей, художников, поэтов). Была развернута официальная государственная кампания против Ислама и мусульман. К 1930 году в СССР было закрыто 10 тысяч мечетей из 12 тысяч существовавших до того. Антиисламская кампания сопровождалась уничтожением религиозных книг, а их хранение зачастую грозило тюремным заключением. Многие книги были привезены студентами-шакирдами из Стамбула, Каира и других центров исламского знания, большинство из этих студентов впоследствии пройдут через тюрьмы и лагеря.
Изменения затронули и татарский язык. В 1927 году было решено отказаться от арабской вязи и перейти на латиницу. В результате борьбы с Исламом, практически полное искоренение исламских знаний, наряду с насильственным внедрением русского языка, татары оказываются оторваны от своих корней, своей культуры и религии.
Россия: от свободы к новому угнетению
В 1980-е годы во время ослабления государственного и прежде всего полицейского контроля начался рост национального самосознания народов Идель Урал. Они выступали под лозунгом возрождения национальной культуры, религии, сохранения языковых и прочих особенностей. Важное значение для татар имело организационное оформление национального движения в Татарстане. Здесь движение приняло особо активные формы и стало оказывать заметное давление на властные и общественные структуры.
К концу 1980-х годов среди лидеров национального движения окрепло понимание необходимости его организационного оформления. В феврале 1989 года в Казани был созван первый курултай, который принял устав Татарского общественного центра, определил его структуру, основные цели и задачи, избрал президиум организации.
В феврале 1992 года был проведен первый курултай всего татарского народа, в работе которого участвовали представители национальных движений многих регионов. Был избран Милли Маджлис (Национальное Собрание) под председательством известной писательницы и общественного деятеля Фаузии Байрамовой. Милли Маджлис должен был стать общественным парламентом всего татарского народа.
В 90 — е годы происходит и процесс и религиозного возрождения татарского и других мусульманских народов Российской Федерации. Строятся тысячи мечетей, десятки тысяч молодых людей отправляются в поисках знаний за границу, прежде всего в Турцию и арабские страны. Переводятся на русский и другие языки народов России сотни мусульманских книг, религиозная жизнь снова возвращается в Россию и другие страны бывшего СССР.
Все меняется с приходом в 1999 году к власти Владимира Путина и усиления влияния его команды, состоящей в основном из бывших чекистов.
Мусульмане России начали сталкиваться с нарастающими ограничениями гражданских свобод; угрозами необоснованного уголовного преследования и пыток; исламофобией, нагнетаемой властями через СМИ.
Юридической основой для действий правоохранительных органов стал закон о противодействии экстремистской деятельности, вступивший в силу в 2002 году, и принятые на его основе поправки в законодательство, включая уголовное законодательство. Как отмечалось в мнении Венецианской комиссии, опубликованном 20 июня 2012 года, расплывчатое определение в российском законе о противодействии экстремизму таких понятий как «экстремизм», «экстремистская деятельность» и т.п. открывает дорогу произволу и злоупотреблениям, что нарушает принципы законности, необходимости и пропорциональности.
Начиная с 2004 года, сотни российских мусульман были осуждены по сомнительным обвинениям в «экстремисткой деятельности» — в основном, лишь за мирное выражение своих религиозных и политических убеждений, некоторые из них были приговорены к длительным срокам лишения свободы и подвергались пыткам. Федеральный список запрещенных за экстремизм изданий и публикаций превысил 2200 названий, включая некоторые сборники Хадисов, работы турецкого ученого Саида Нурси и др. В сентября 2013 года было запрещено за «экстремизм» издание на русском языке текста Корана (запрет был пересмотрен лишь после многочисленных протестов верующих). С лета 2012 года спецслужбы усилили давление на независимые мусульманские сообщества, проводятся многочисленные аресты, задержанным предъявляются более тяжкие, чем раньше, уголовные обвинения. В ноябре 2013 года Уголовный Кодекс России был дополнен новыми статьями, позволяющими приговаривать мнимых «экстремистов» к лишению свободы на сроки от 10 до 20 лет.
Начинают проходить регулярные облавы на мусульманские общины с последующим арестом их активистов и лидеров. Так, например, осуждена известная писательница и общественный деятель, председатель Милли Маджлис Татарского народа Фаузия Байрамова, главный редактор религиозного издательства «САД» Айдар Хабибулин, имамы Ильхом Меражов и Камиль Одилов, активист и один из основателей татарского национального движения Рафис Кашапов и многие другие.
Во время пятничного намаза блокируются мечети, а верующие, не имеющие при себе документов, подвергаются аресту. Только за 2013 год и только в материковой России (без Кавказа) было убито пять имамов, причем, в Ярославской области в течение нескольких месяцев демонстративно один за другим были убиты двое, а сколько их было убито на Кавказе, уже даже никто не считает. Все эти годы политическая полиция продолжает затравливать и выживать из страны авторитетных и принципиальных исламских лидеров, проповедников, публицистов.
Страницы истории мусульман Идель-Урала и вообще России пропитаны кровью, которую оккупировавшие наши земли крестоносцы льют, как воду, не зная меры. Их цель тотальная деисламизация татар и башкир, а также ликвидация национальных республик – прежде всего Татарстана.
Враг не останавливается сам по себе, его останавливают и обращают в бегство, поэтому мусульмане северной Евразии должны быть едины в предстоящей битве за свободу. Дух 1313 года, вхождение Орды в Дом Ислама – это историческая платформа нашего единства на этих землях.