Татары по поведению от русских практически не отличаются...

Татары по поведению от русских практически не отличаются...

Известный российский демограф Алексей Ракша в интервью каналу Smarent Pro затронул вопрос проблемы с рождаемостью у татарского народа.

По его словам, несмотря на то, что татары исповедуют ислам, рождаемость у них находится на уровне «постхристианских» стран Европы. Этим они отличаются от мусульманских народов Кавказа.

Ученый отметил, что Россия, за исключением Чечни, Ингушетии и Дагестана, «это полностью страна европейской постхристианской культуры» и рождаемость в ней практически не отличается о среднеевропейской. В настоящее время в РФ на 100 женщин приходится 45 детей.

С его слов, эта тенденция коснулась даже такого мусульманского народа, как татары. «Даже урбанизированные татары по поведению от русских практически в быту не отличаются, в том числе и по своему сексуальному поведению. Да, они считают себя мусульманами, но как много из них ходит в мечети? Думаю, не так много в отличие от чеченцев», – сказал Алексей Ракша.

Ученый добавил, что религиозный фактор оказывает большую роль на рождаемость. Хотя в соседнем Казахстане, в отличие от татарского населения России, рожают вдвое больше – 3 детей на женщину.

Алексей Ракша более 10 лет профессионально занимается изучением вопросов демографии. Ранее он работал в Росстате, а сейчас является независимым демографом.

islamnews

Институт истории Марджани провел опрос среди татар-мусульман Казани на тему религиозности

Результаты приятно удивили на фоне тревожных тенденций в республике. Почти в 2 раза увеличилось число тех, кто время от времени посещает мечеть, соблюдает пост (полностью или частично), на 20% – иногда совершающих намаз. Выросла и «внутренняя» религиозность, связанная с желанием жить по Исламу (с 45,2% в 2011 г. до 71,9% в 2024м). 

Около половины принявших участие в исследовании сказали, что помогают малоимущим, жертвуют на общественные проекты, участвуют в благоустройстве своего подъезда, дома, улицы. Около 70% чувствуют ответственность за то, что происходит в стране и городе. Жаль, что не представили детального анализа.

Кстати, в больших городах татары сейчас воспринимаются русскими очень часто как русские. Прям не как обрусевшие и какие-то полукровки, но все-таки татары, а вообще не видят в них ничего отличного от себя и особенного. Примерно также с евреями, грузинами, армянами и др., которые во многих поколениях живут в Москве. Чаще даже обрусевшие татары продолжают комплексовать и нарочито прятать в себе инородцев.

Сам лично сталкивался с таким. Даже имя считали русским. Спрашивали: а что Ринат - разве нерусское имя. При этом некоторые даже знали, что я соблюдающий мусульманин, но все равно в целом воспринимали как своего, человека одной культуры и менталитета.

О чем-то таком говорит феномен «Слова пацана», когда в Татарстане подростки сбивались в стаи по принципу «он с нашего двора», а не по этническому или религиозному признаку.

С другой стороны, знал одного Рената. Спрашиваю его: ты татарин (судя по имени)? Отвечает: не знаю. Тогда уточняю: мусульманин? Опять не знает. И добавляет, что никогда не думал об этом...

Особенно так стало в 90е и 00е, когда в мегаполисах РФ появилось очень много разных инородцев и иностранцев (от кавказцев и народов Центральной Азии до африканцев). В 80е татары еще шли как нацмены.

Я не хвалю это и не ругаю. Не на сей счет пост. Тут можно найти много разного. Просто наблюдение - как получается новая историческая общность неосоветский роснарод.

rinat mukhametov

15 октября 1552 года войска Ивана Грозного взяли Казань 

Борьба за присоединение Казанского ханства началась в конце XV века и усилилась в сороковых годах XVI века. Два раза подходил Иван Грозный с войсками к Казани, и оба раза неудачно. В третий поход 30 августа началась осада города, 2 октября (по старому стилю) прошел общий штурм крепости. К вечеру город был захвачен.

Так как два предыдущих похода на Казань закончились неудачей, брать город решили по всем правилам того времени. За несколько дней Казань окружили осадными сооружениями, траншеями с окопами, редутами. Под стены крепости (Казанский кремль) делали подкопы, закладывали бочки пороха, постоянно обстреливали. Ханская армия оказалась не готова к атаке. Тем более, что у русских войск было пятикратное численное преимущество: 150 тыс. воинов против 30 тысяч. На помощь Грозному подоспели и донские казаки. Больше сорока дней длилась осада города: войско царя было так изнурено, что часть солдат притворялась раненными или убитыми. Решающую роль же сыграли подрывы колодцев с питьевой водой.
Захват кремля подробно описал историк Михаил Пинегин. «К двум часам ночи все отряды заняли свои места и ждали сигнала начинать атаку. Мины были готовы, и в них было заложено 48 бочек пороху. При царе остался отряд в 20 тысяч воинов; сам он не участвовал в битве. Вдруг раздался сильный, громовой удар – то взорвало первый подкоп. Иоанн вышел на паперть и увидел там страшное действие взрыва: глыбы земли, обломки от башен, стены домов, люди, камни и пыль в облаках дыма неслись вверх и падали на город». 

Произошла всеобщая свалка, казанцы отчаянно защищали свой город, в течение нескольких часов войска Ивана Грозного не могли продвинуться вглубь. Защитники сражались героически, возникла необходимость дипломатических переговоров между сторонами. Для ведения переговоров к крепостным стенам семь раз направлялся перешедший на сторону русских Камай мурза. Туда неоднократно целыми группами подводились пленники с тем, чтобы они уговаривали защитников города сложить оружие. Однако усилия оказались безрезультатными. Казанцы ответили им гордым отказом. Историки утверждают, что бились татарские воины до последнего.

Мечеть в центре города стала местом главной битвы. Ее героически оборонял имам Кул-Шариф. Он погиб вместе со своими учениками в неравном бою. В результате этой военной кампании Казанское ханство вошло в состав Российского государства.

Хәтер көне — ежегодный День памяти погибших защитников Казани в 1552 году. Этот день отмечают с 1989 года, в начале 90-х акции собирали до 10 тысяч человек, со временем стало собираться значительно меньше людей.

Гордый и непокорный имам Кул Шариф. Истинный герой татарской нации! Он предпочел умереть вместо того, чтобы сдаться войскам Ивана Грозного...

Поэт, воин и мыслитель, имам Кул Шариф погиб, обороняя город вместе со своими сподвижниками. В одной из работ он написал: "Я не тот, который, повернувшись спиной, уйдет с поля битвы". Он так и погиб, как писал, он не повернулся спиной, а стоял до конца, защищая свою мечеть...».

«Мечеть Кул Шариф - это не просто мечеть и даже не просто главная мечеть столицы нашей республики. Это новый символ Казани и Татарстана, притягательный центр для всего татарского мира. Это своего рода мост, соединяющий через настоящее наше прошлое и будущее»...

Хәтер көне — безнең тарихыбызның, милли үзенчәлегебезнең иң мөһим көннәреннән берсе. Мәскәү өчен, бу көнне билгеләү идеясе үзе үк йодрык кысуга сәбәп була. Чөнки бу көн — татарларның үз тарихы, үз геройлары һәм үз хәтер урыннары бар икәнен күрсәтә. Казанны яклап көрәшкән ата-бабаларыбызны искә алу Мәскәүгә үзен безсез тулы дип хис итәргә комачаулый. Хәтер көне чаралары тыелган саен, бу — татарларны үз тамырларыннан, хәтереннән аеру өчен чираттагы адым дип кабул ителә. Тарихтан аерылган халык — җиңелгән халык.

Мәскәү аңлый: татарның үз истәлеге, үз тарихы булу — бу милләтне бетүдән саклый торган терәк. Шуңа күрә бүген, Хәтер көне уңаеннан, һәркем, үз күңелендә шушы датаны билгеләп, Казанны саклап үлгәннәрне искә алганда, без милләтебезнең яшәешен дә саклыйбыз.

Демонстрация в центре Казани в День памяти (Хәтер көне) взятия города войсками Ивана Грозного с участием советского муфтия Таджуддина, Габдельхака Саматова, Фаузии Байрамовой и других активистов национального движения (15 октября 1991 г.).

Хәтер көне - Милләт хәтере

Адәм баласы үз нәселендә булган хәлләрне берничә буыннан онытырга мөмкин, әмма халык үз тарихындагы мөһим вакыйгаларны гасырлар буе хәтерендә саклый, онытмый. Милләт белән бергә кичергән фаҗигале хәлләр күңелгә бигрәк тә тирән уелып кала, ул телдән-телгә тапшырыла, җыр-бәетләргә күчә, әдәбиятта кабат җанлана, сәяси сорау булып, гасырлар үткәч тә тарих каршына чыгып баса...

Татар халкының дәүләтен югалту фаҗигасе да милләтнең онытылмас казасы, төзәлмәс ярасы булды, аны вакыт алмады, туплар ватмады, хәтер мәңгегә саклады...

1552 елдан бирле татар халкы нинди генә хәлләр күрмәде дә, нинди генә югалтулар кичермәде, әмма дәүләтне югалту фаҗигасе аларның барысыннан да дәһшәтлерәк һәм куркыныч иде. Чөнки дәүләтне югалту белән без, татарлар, милләт буларак юкка чыгарга тиеш идек. Һәм бу коллыктагы дүрт гасыр буе татарны милләт буларак юкка чыгару өчен басып алучылар тарафыннан барысы да эшләнде, татар халкына карата коточкыч геноцид сәясәте алып барылды. Безне яклаучы ханнарыбыз да, гаскәребез дә, кануннарыбыз да юк иде, тулы бер милләт колонизаторларның аяк астына ыргытылды...

Алар фикеренчә, без бетәргә тиеш идек, яки басып алучыларның телен һәм динен алып, урыска әйләнергә тиеш идек. Милләтнең бер өлеше шулай эшләде дә - исән калу өчен урыс булды, шулай итеп, татарлык белән мәңгегә арасын өзде...

Милләтнең төп өлеше исә, сугыша-сугыша чигенеп, кара урманнарга, тау араларына, сазлыкларга качып, җай чыккан саен баш күтәреп, телен дә, динен дә, үзен дә саклап калды. Без, бүгенге татарлар, әнә шул үлми калган татарларның нәсел дәвамчылары инде. Шуңа күрә безнең хәтер күзәнәкләрендә барысы да саклана – Казанның җимерелүе дә, милләтнең изелүе дә, басып алучылар белән соңгы тамчы канына хәтле сугышкан милли һәм дини каһарманнарыбыз да, дәүләтчелекне, телне һәм динне мәңгелек амәнәт итеп калдырган әби-бабаларыбыз да безнең белән яши, бу хәтирәләр милләт беткәндә генә юкка чыгарга мөмкин...

Әйе, Казан алынганнан соң суелган йөз меңләгән татар ирләре, көчләнгән хатын-кызлар безнең хәтер күзәнәкләренә канлы тамгалар белән уеп язылган...

Әйе, Казан алынганнан соң, дарларга асып Идел буенча салларда агызылган татарлар инде ничә гасыр безнең хәтер дәрьясында чайкалалар...

Әйе, көчләп чукындырганда бозлы суларга куып кертелгән татар хатыннарының ак яулыклары, бәхиллек сорап, һаман безнең хәтерләребездә җилферди, су төбенә киткән милләт аналары булып, җаннарыбызда сулкылдый...

Әйе, чукынмас өчен тереләй утларда яндырылган татар хатыннары, милләт ирләренең рухы, мәңгелек кисәтү булып, безнең хәтеребездә һаман дөрләп яна...

Чуен чылбырларга бәйләп сөргеннәргә сөрелгән татарлар, нахакка империя төрмәләрендә юк ителгән татарлар, милләтебез, динебез һәм ирегебез өчен көрәшеп шәһит киткән татарлар! Сез безнең хәтердә мәңге яшисез, сез безне азатлык өчен көрәшкә рухландырасыз, сез безгә көч бирәсез! Урыннарыгыз җәннәттә булсын, газиз милләттәшләр!

Фәүзия Бәйрәмова- Аймал, 15.10.24.