Таджутдин отгоняет трудные ДУМы. Старейший муфтият теряет союзников в регионах России
Источники в мусульманских кругах России сообщили «НГР», что из состава Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ, глава – верховный муфтий Талгат Таджутдин) намерены выйти ключевые региональные Духовные управления мусульман (ДУМ): Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона, Ханты-Мансийского округа (Югры) и Ямало-Ненецкого округа (ЯНАО). Складывающаяся картина показывает, что ЦДУМ, исторически позиционирующее себя как главный оплот традиционного ислама в России, лишается своих форпостов в ключевых и при этом сложных регионах России.
В аппарате ДУМ Петербурга и Северо-Западного региона информацию о выходе из структуры ЦДУМ комментировать отказываются, сославшись на то, что такие вопросы может комментировать только глава религиозной организации муфтий Равиль Пончеев, который в первой декаде ноября оказался очень загружен работой. Выход муфтията российского «окна в Европу» подтвердил для «НГР» председатель правления Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Шафиг Пшихачев. По словам Пшихачева, то, что питерский ДУМ уйдет от Талгата Таджутдина, было ясно и раньше. «В январе этого года, когда Таджутдин подписал указ о снятии Равиля Пончеева с должности председателя ДУМ и лишении его сана муфтия, – говорит Шафиг Пшихачев. – На это Таджутдин как председатель ЦДУМ не имел канонических прав. Он не назначал Пончеева главой ДУМ Питера: Пончеева избрал на эту должность съезд мусульман города в 2013 году. По уставу, ДУМ Петербурга и Северо-Запада является самоуправляющимся муфтиятом, присоединившимся к ЦДУМ в порядке, если можно так сказать, конфедерации. Сан муфтия Пончеев тоже получил не из рук Таджутдина, следовательно, глава ЦДУМ не имел права отбирать этот сан у главы ДУМ Петербурга». Напомним, что в исламском праве муфтий – это образованный мусульманин, который может формулировать мнения по ключевым вопросам исламской религии и жизни мусульман. Сан муфтия не является административной должностью, поэтому Пончеев остался бы муфтием даже и в случае своей отставки. Пшихачев говорит, что он «не в курсе, почему уважаемый шейх, не имея полномочий, попытался убрать Пончеева», но такую попытку он предпринял, и она стала для главы ЦДУМ роковой: «ЦДУМ потеряло ДУМ Петербурга и Северо-Запада, один из ключевых муфтиятов страны. Руководство ДУМ Петербурга, опираясь на нормативные документы муфтията, успешно опротестовало нелегитимную попытку отставки Пончеева, и тем самым Талгат Таджутдин оказался в невыгодном для себя положении в глазах мусульман России. Лучше бы шейху Талгату было не обострять отношений с Равилем Пончеевым. Останься муфтият Питера в составе ЦДУМ, он бы в перспективе мог оказать ЦДУМ большую поддержку».
Комментировать выход из состава ЦДУМ муфтиятов Ямала и Югры Пшихачев отказался, сославшись на недостаток информации по этому вопросу. Но по его словам, если это так, то это не меньшая потеря для ЦДУМ, чем разрыв с питерским муфтиятом. «Я давно знаю муфтия Ханты- Мансийского округа Тагира Саматова. Это серьезный муфтий, опытный руководитель с большим авторитетом и в своем регионе, и за его пределами. Терять такого союзника, мягко говоря, не совсем правильно». В ДУМ Югры подтвердили выход муфтията из состава ЦДУМ. «Уточним: мы и так самостоятельный муфтият, действующий независимо от руководства ЦДУМ, – сообщили «НГР» в аппарате муфтия Югры. – Мы действуем самостоятельно с 2012 года, по уставу от того же года».
Тагир Саматов возглавляет ДУМ Югры начиная с 15 мая 1999 года – даты образования этого муфтията. До выхода из состава ЦДУМ Саматов по совместительству также был заместителем Талгата Таджутдина. В составе ДУМ Югры – 23 мечети и молельных дома. Согласно данным Росстата, численность мусульманского населения ХМАО – около 225 тыс. человек. Руководство ДУМ Югры, состоящее из татар, традиционно ориентировано на татарский сегмент, численность которого – более 150 тыс. человек. В мечетях ДУМ Югры проповеди произносятся на татарском языке. По информации Российского института стратегических исследований (РИСИ) от 2012 года, влияние ДУМ Югры на умму региона ограничено и с каждым годом падает. Уроженцев Средней Азии и Северного Кавказа, новообращенных мусульман – славян и других ДУМ Югры реально не контролирует. Этот «выпадающий сегмент» находится в зоне влияния «конкурентов»: Совета муфтиев России (СМР) и мелких мусульманских общин, которые формально входят в состав аффилированного с СМР муфтията Нафигуллы Аширова, но фактически независимы. По информации РИСИ, в этих мелких общинах – «индепендентах» (созданных в основном уроженцами Средней Азии) идет активная проповедь чистого Ислама. «Местные имамы ЦДУМ прямым текстом говорили, что боятся за свою безопасность и не могут оказать влияния на эту молодежь, – говорится в одном из докладов РИСИ по ХМАО. – Есть и такое, что исповедующие «чистый ислам» молодые люди ходят в мечети ЦДУМ».
В аппарате Хайдара Хафизова, муфтия Ямала в юрисдикции ЦДУМ, воздержались от прояснений актуального статуса ДУМ, сославшись на то, что «муфтия нет на месте». Стоит упомянуть, что ДУМ ЯНАО пользуется поддержкой губернатора округа Дмитрия Кобылкина. Муфтий Хайдар Хафизов ранее любил обозначить, что его муфтият едва ли не самый успешный и благополучный из муфтиятов ЦДУМ. В апреле 2011 года на конференции в Новом Уренгое Хафизов заявил, что «время татарского ислама ушло», на смену ему «приходит северокавказский и среднеазиатский ислам», и в связи с этим у многих муфтиев ЦДУМ – татар по национальности есть проблемы с уроженцами Северного Кавказа и Средней Азии. Кроме него, Хайдара Хафизова, у которого мусульмане-нетатары «работают помощниками и заместителями». Как особо отметил муфтий Ямала, «некоторые завистники-муфтии» и эксперты клевещут на ДУМ, заявляя, что на Ямале якобы «расплодились экстремисты и радикалы».
Но Хафизов вскоре взял свои слова назад. Это произошло после того, как 14 марта 2013 года в городе Губкинском был уничтожен боевик из северокавказского бандподполья, а в Новом Уренгое в декабре 2012 года в антитеррористических целях ужесточили въездной режим. В конце 2015 года мусульманский Ямал прогремел на всю Россию в связи с историей жителя Нового Уренгоя Анатолия Землянки, проникшегося в родном городе идеями джихадизма, сбежавшего в Сирию и там превратившегося в палача запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» (ИГ). Экс-муфтий Пермского края от ЦДУМ Мухамедгали Хузин в беседе с «НГР» сказал, что такой Землянка должен был появиться на Ямале рано или поздно. «Например, во время чеченских войн. Тогда Ямал был для чеченских боевиков большим военно-полевым госпиталем, – говорит Хузин. – Там боевики лечились и проходили реабилитацию после ранений, полученных в боях с федеральными войсками. С тех пор на Ямале кишмя кишат ваххабиты». Общую политику ЦДУМ на Ямале, в ХМАО и Тюменской области Хузин охарактеризовал как «состояние либо летаргического сна, либо клинической смерти».
«Талгат Таджутдин себя очень дискредитировал, – сказал «НГР» исламовед Алексей Малашенко, член экспертного совета Московского центра Карнеги. – Он гиперлояльный к светским властям, вне зависимости от того, что власти делают. Последний факт самодискредитации Таджутдина – его позиция по «Грозненской фетве», обозначившая, что ЦДУМ органически неспособно на компромиссы. Не принявший вначале «Грозненскую фетву» Совет муфтиев России тогда показал, что готов пойти на уступки, и тем самым показал себя более выигрышно, чем ЦДУМ. Давно известно, что глава ЦДУМ – крайне властолюбивый, самолюбивый и агрессивный вплоть до рукоприкладства. Он до сих пор мнит себя самым главным мусульманином России». «Грозненская фетва» – документ, принятый на международной исламской конференции в столице Чечни в конце августа с.г., в котором сформулированы критерии традиционного ислама.
Талгат Таджутдин 9 ноября с.г. выступил с заявлением, в котором призвал омолодить кадровый состав мечетей, призвав туда вместо пожилых имамов патриотично настроенных молодых людей. Этот призыв можно считать симметричным ответом Таджутдина на то, что от него уходят старые соратники.