Сюкияйнен: точка в деле запрета перевода Корана еще не поставлена

Сюкияйнен: точка в деле запрета перевода Корана еще не поставлена
Профессор НИУ ВШЭ Леонид Сюкияйнен считает, что мусульманам пока не стоит волноваться из-за запрета новороссийским судом одного из переводов Корана: решение суда еще не вступило в законную силу, само по себе оно несовершенно и точка в судебной истории еще не поставлена. Но даже при пессимистических раскладах выбрасывать перевод Кулиева вовсе не обязательно, заявил г-н Сюкияйнен ИА IslamNews.

"Как юрист, я бы сказал так: судебное решение принято, но оно не вступило в законную силу. Пока еще это не действующее решение и оно может быть обжаловано. В момент обжалования оно может быть пересмотрено, такая возможность есть. Так что в данный момент эта книга не является запрещенной. Она может стать таковой только в момент вступления решения в силу. Во-вторых, запрещена не просто книга. Запрещено конкретное издание конкретного издательства определенного года и места издания, с конкретным количеством страниц, со всеми выходными данными. Так к этому и нужно относиться. У меня, например, дома лежит перевод Кулиева другого издательства, этот перевод не запрещен!" – отметил собеседник агентства.

Если же решение суда вступит в силу, возникает все тот же вопрос: чего опасаться мусульманам, у которых на руках окажется "та самая" запрещенная литература (конкретного издания и так далее)? Как пояснил недавно агентству старейший прихожанин московской Соборной мечети, шейх Абдулхай "выбрасывать Коран я не имею права, это слова Аллаха, это большой грех перед Создателем, преступление, и я не буду этого делать, даже если в тюрьму посадят". Получается, мусульман ставят перед альтернативой: либо человек избавляется от якобы "экстремистской" литературы, либо рискует быть привлеченным к ответственности за ее хранение? И эти страхи небеспочвенны: теоретически все "хранители" осужденного кулиевского перевода могут оказаться в одной группе риска с "грабителем-ваххабитом", у которого в свое время нашли аж три "подозрительные" книжки (включая одноименную).

"Да ничего не нужно делать! Мусульмане, если у них на руках окажется то самое издание, если они доверяют этому тексту, пусть пользуются им - оно может находиться у них дома. Даже если литература запрещена, ее нельзя распространять, публично пропагандировать и так далее. Купите другое издание и пользуйтесь им, а этот перевод пусть спокойно стоит на полке! Постарайтесь не выносить его из дома, чтобы не вызывать ненужной реакции и потом не доказывать, что ты не верблюд. Я не вижу тут никаких проблем", – считает Леонид Сюкияйнен.

Собеседник агентства признался, что у него самого есть книжки, которые в свое время были включены в список экстремистской литературы. "И что я должен был с ними сделать? Сходить и сжечь их? Я исследователь, я использую эти книги в исследовательских целях, и мне никто никогда не сможет запретить это делать. Есть исследовательские цели, есть другие цели. Но если у людей есть серьезные сомнения, пусть пойдут к адвокату и получат квалифицированную юридическую консультацию. Либо, повторюсь, купят другое издание этого перевода, поскольку запрещен не сам по себе перевод Кулиева, а конкретное его издание", - сказал эксперт.

Кроме того, г-н Сюкияйнен отметил: "это – не Коран". "Сами мусульмане, и духовные управления говорят о том, что это не Коран, а перевод смыслов. Коран – это другое, это книга соответствующего содержания на арабском языке", сказал он.

Если же оценивать аргументы, на которые опирался новороссийский суд (в частности, экспертизу перевода), "очевидны правовые несостыковки", отметил собеседник IN. "Обжаловать такое решение суда уместно не потому, что речь идет о Коране. Да будь это даже отрывной календарь, некие процессуальные недочеты, на мой взгляд, очевидны. Не были представлены эксперты, в процессе не участвовала заинтересованная сторона – сам издатель. Не ясно, был ли он оповещен, имел ли он возможность присутствовать на заседании либо дать полномочия своему представителю? Имеется целый ряд процессуальных нарушений, которые являются серьезным основанием для подачи апелляции. Речь идет о неких нарушениях со стороны суда, которые должны доказать адвокаты", - подчеркнул он.

Автор: Вера Ильина

www.islamnews.ru