Если долина пуста, ее правителем станет лиса...

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем: Сказал Всевышний:
إِنَّ اللَّهَ لَا يُغَيِّرُ مَا بِقَوْمٍ حَتَّى يُغَيِّرُوا مَا بِأَنفُسِهِمْ
"Воистину Аллах не меняет положение людей до тех пор, пока они сами не начнут менять себя". Сура “Ар-Раад”, аят 11. То есть условие непременное – это изменится самому! И только тогда изменится власть и подобное им, ведь каждый народ достоин своего правителя.
Аль-Хаджадж ибн Юсуф ас-Сакафи получил однажды послание, в котором было написано: “Побойся Аллаха – не будь так жесток с людьми!” И поднялся ал-Хаджадж на минбар – он был очень красноречивым – и сказал: “Люди! Аллах предоставил мне властвовать над вами согласно вашим делам. И если даже я умру, то вы с вашими плохими делами не спасетесь, ибо у Аллаха много таких, как я, и если не я, то кто-то другой будет на моем месте!” Потому что правителям даётся власть над людьми, по причине несправедливости самих людей. Как сказал Всевышний:
وَكَذَٰلِكَ نُوَلِّي بَعْضَ الظَّالِمِينَ بَعْضًا بِمَا كَانُوا يَكْسِبُون
"Так Мы позволяем одним беззаконникам править другими за то, что они приобретают". (6:129).
Если ты увидишь, что некоторые правители поступают несправедливо, присваивают имущество народа, притесняют их, препятствуют призыву к Аллаху Всевышнему и тому подобное, то подумай о состоянии самого народа. Ты непременно поймешь, что основой этих бедствий являются сами люди. Они сами отклонились и Аллах дал власть над ними, таким правителям. И как передаётся в предании (асар) и это не хадис:
"كما تكونون يولى عليكم" "Какими будете вы такими будут ваши правители".
Упоминается также, что некоторые из халифов из числа "Бану Умейя" (Омеяды), и это был Абдумалик ибн Марван, он собрал знатных людей, когда услышал, что они обсуждают его правление, затем он сказал им:
"О люди! Хотите ли вы, чтобы мы были как Абу Бакр и Умар?"
Они ответили: "Конечно, мы хотим этого".
Тогда он сказал: "Тогда будьте как народ, которым правили Абу Бакр и Умар, чтобы мы были для вас как Абу Бакр и Умар".
Это значит, что народ на религии своих королей, царей, правителей. Если правители притесняют народ, то это только из-за деяний самих людей.
Пришёл однажды один человек из числа хариджитов (хаваридж) к четвёртому праведному халифе Али ибн Абу Толибу (رضي الله عنه) и сказал: "Почему народ критикует тебя и и никогда не критиковал Абу Бакра и Умара?"
Али ответил: "Потому что народ Абу Бакра и Умара это были я и мне подобные, а мой народ это ты и тебе подобные". Т.е. если люди чинят несправедливость, то даётся власть над ними несправедливым правителям.
Поэтому сказал сподвижник Анас (رضي الله عنه): "Терпите"! Это является обязательным, необходимо, чтобы человек терпел. После каждой печали, следует облегчение. Не думай, что дела проходят с лёгкостью. Зло может нагрянуть внезапно и сильно, но оно не продержится долго против добра, никогда. Однако мы должны терпеть и исправлять дела с мудростью. Мы не должны сдаваться и не должны поступать опрометчиво безрассудно, мы должны исправлять дела с мудростью, терпением и благоразумием.
Если вы хотите успеха, то это является причинами и путями, ведущими к нему: "1) Будьте терпеливы, 2) запасайтесь терпением, 3) несите службу на заставах и 4) бойтесь Аллаха" - четыре вещи - и результат "быть может вы преуспеете". И самое главное, когда в стране спокойствие и мир, тогда идёт развитие и улучшение жизни, и именно в это время распространяется Ислам - религия истины и света, но не во время смут и хаоса.
Всевышний Аллах говорит: «Смута – хуже, чем убийство». (2:191). Поэтому сохранение мира и отсутствие конфликтов одна из основных и приоритетных задач для нашего общества в целом и для мусульман в частном.
Каждый мусульманин является тем, кто призывает к Исламу своими словами, а лучше всего своими поступками и делами. Это задача каждого верующего, не только имамов.
«И напоминай, ибо поистине, напоминание приносит пользу верующим» (51: 55).
Как говорится в арабской пословице: إذا كان الوادي خاليا يكون الثعلب فيها واليا Если долина пуста, ее правителем станет лиса...
Эта арабская пословица означает, что в отсутствие сильного лидера или авторитета, на освободившееся место может прийти кто-то менее достойный или даже хитрый, как лиса.
Она подчеркивает важность наличия компетентного руководства и предостерегает от последствий, которые могут возникнуть, если оставить ситуацию без контроля.
Фраза "каждый народ достоин своего правителя" подразумевает, что качество и характер лидера отражают ценности, культуру и моральный уровень общества, которое его выбирает. Это утверждение может быть истолковано как призыв к ответственности граждан за выбор своих руководителей и за то, как они участвуют в политической жизни.
«Тот, кто умер, не имея имама, умер смертью джахилии». Ахмад 4/96, Ибн Хиббан 4573. Хадис достоверный. Однако в этих и им подобных хадисах речь идет о правителях мусульман, которым также повелел подчиняться и Всевышний Аллах: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и тем, кто обладает властью среди вас». (ан-Ниса 4: 59).
Ибн ‘Аббас сказал: “«Обладающие властью» – это ученые”, а Абу Хурайра сказал: “Это правители”. Ибн аль-Къайим, объединив оба мнения, сказал: “На самом же деле правителям подчиняются тогда, когда они повелевают, опираясь на знание, следовательно, подчинение им является следствием подчинения ученым”. См. “И’лямуль-мувакъи’ин” 1/99. Когда имама Ахмада спросили о значении хадиса: «Тот, кто умер, не имея имама, умер смертью джахилии», он сказал: “Известно ли вам, кто такой имам?! Это тот, вокруг которого собрались все мусульмане и говорят, что он имам”. См. “аль-Ахкам” ли Аби Я’ля 1/23.
Сказал имам аль-Хаттаби об этом хадисе: “Велено Пророком (мир ему и благословение Аллаха) выбирать амира в пути, для того, чтобы их дело было единым, и чтобы их взгляды не расходились, и чтобы не было среди них разногласий”. См. “Мухтасар Сунан Аби Дауд” 3/414.
А имам аль-Мунауи в отношении этого хадиса сказал: “Однако такой амир (который выбирается в пути) не устанавливает наказания (худуд) и не выносит осуждения (та’зир)!” См. “Файдуль-Къадир” 1/347. И нет в этом никакого сомнения, поскольку его амирство связано лишь с путем и с делами, касающиеся непосредственно пути.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “В этом хадисе довод на то, что нет амирства в городе или деревне, поскольку в городе и деревне есть свои амиры, которых назначил правитель”. См. “Шарх сияса аш-шар’ия” 462.
Также шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Что же касается тех вещей, которые не связаны с путем, то человек не обязан повиноваться в этом, как например его личные дела!” См. “Шарх Рияд ас-салихин” 4/186.
А Знающий только Аллах!