Суть бренной жизни
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Во многих сурах Корана говорится, что земная жизнь временна, а настоящая жизнь начнется на том свете. В суре «Юнус» сообщается следующее:
إِنَّمَا مَثَلُ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا كَمَاء أَنزَلْنَاهُ مِنَ السَّمَاءِ فَاخْتَلَطَ بِهِ
نَبَاتُ الأَرْضِ مِمَّا يَأْكُلُ النَّاسُ وَالأَنْعَامُ حَتَّىَ إِذَا أَخَذَتِ الأَرْضُ
زُخْرُفَهَا وَازَّيَّنَتْ وَظَنَّ أَهْلُهَا أَنَّهُمْ قَادِرُونَ عَلَيْهَا
أَتَاهَا أَمْرُنَا لَيْلاً أَوْ نَهَاراً فَجَعَلْنَاهَا حَصِيداً كَأَن لَمْ تَغْنَ
بِالأَمْسِ كَذَلِكَ نُفَصِّلُ الآيَاتِ لِقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ
«Жизнь в этом мире [с ее расцветом и увяданием] подобна воде, которую Мы изливали с неба, и которую затем впитали растения земли, идущие в пищу людям и животным. Когда же земля покрылась убором [трав и злаков] и приукрасилась, и ее жители вообразили, что это они властны над ней, [внезапно] ночью или днем исходит Наше повеление, и Нашею волей уже сжат [урожай], словно его и не было вовсе. Так разъясняем Мы знамения для людей размышляющих».
В этом аяте содержится указание на печальный конец многих людей, которые, сами об этом не зная, обманулись мишурой и блеском этого мира и попали в силки мирского.
«Мирские богатства и блага, являющиеся милостью Аллаха Своим рабам, подобны улыбке, но золото и серебро обманывают нас, вводя нас в заблуждение и застилая наш разум. О, почтенное создание! С одной стороны, нищета и бедность для тебя лучше роскоши, ибо богатство, улыбаясь, строит людям ловушки и мягко опускает на дно».
Истинное лицо этого мира в другом аяте показывается следующим образом:
وَاضْرِبْ لَهُم مَثَلَ الْحَيَاةِ
الدُّنْيَا كَمَاء أَنزَلْنَاهُ مِنَ السَّمَاءِ فَاخْتَلَطَ بِهِ نَبَاتُ الأَرْضِ
فَأَصْبَحَ هَشِيماً تَذْرُوهُ الرِّيَاحُ وَكَانَ اللَّهُ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ مُقْتَدِراً
الْمَالُ وَالْبَنُونَ زِينَةُ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَالْبَاقِيَاتُ الصَّالِحَاتُ
خَيْرٌ عِندَ رَبِّكَ ثَوَاباً وَخَيْرٌ أَمَلاً
«Приведи им [притчу]: Жизнь земная подобна воде, которую Мы излили с неба, и растения земли впитали ее, а потом превратились в сухие былинки, несомые ветром. Да, властен Аллах над всем сущим! Богатство и сыновья – украшения жизни в этом мире, однако праведные деяния, [плоды которых] вечны, Господь твой оценит выше, и на них лучше возлагать надежды»
Как видим, этот аят акцентирует наше внимание на истинной сути этой жизни, на бренности этого мира, который подобен мусору, в разные стороны разлетающемуся от дуновения ветра. В нем советуется не обманываться внешним блеском, детьми и семейными проблемами, ибо Всемогущий Аллах для настоящих правоверных приготовил в райских садах неописуемые блага, Однако чтобы заслужить их, в земной жизни нужно непрестанно трудиться, руководствуясь религиозными положениями.
Ученый Харири, разъясняя смысл этого аята, писал: «О, человек, желающий этот презренный мир! Знай, что капкан смерти есть океан проблем и горестей. Этот мир имеет интересное свойство: если сегодня рассмешит тебя, то завтра обязательно заставит рыдать. Если даже на небосводе покажется небольшая тучка, истомленные жаждой не могут ей воспользоваться, ибо тучи порой обманчивы. Нет конца мирским печалям. Кто стал рабом этого мира, никогда не освободится из его силков, даже если он принесет в жертву свою честь и все свое состояние. На свете жили столько людей, которые, обманувшись блеском презренного металла, занимались развратом и насилием, но в конце этот мир отвернулся от них и, наточив остро нож, жестоко отомстил им. В таком случае, в тот момент, когда ты слаб и бессилен, будь всегда настороже, чтобы мирские дела не смяли тебя под себя! Прерви все связи с этим миром, и тогда ты достигнешь спасения и обретешь богатство души».
Отмечая, что этот мир являет собой место для испытаний, и поэтому каждый мусульманин обязан воспользоваться представленной возможностью для спасения души. Но на самом деле прерывание связи с мирским и отказ от различных благ не такое уж и простое дело, ибо влечения и стремления окружают человека со всех сторон. Об этом ясно и четко сообщается в следующей суре:
زُيِّنَ لِلنَّاسِ حُبُّ الشَّهَوَاتِ مِنَ النِّسَاء
وَالْبَنِينَ وَالْقَنَاطِيرِ الْمُقَنطَرَةِ مِنَ الذَّهَبِ وَالْفِضَّةِ
وَالْخَيْلِ الْمُسَوَّمَةِ وَالأَنْعَامِ وَالْحَرْثِ ذَلِكَ مَتَاعُ
الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَاللَّهُ عِندَهُ حُسْنُ الْمَآبِ
«Люди обольщаются утехами, доставляемыми женами, детьми, скопленными кинтарами золота и серебра, чистокровными конями, скотом и нивами. [Но все] это – [только] на временное пользование в этом мире, тогда как у Аллаха – лучшее прибежище».
Стремление к мирским наслаждениям и радостям заложено в самой природе человека, и больше всего склонны к ним те люди, которые не прошли духовного воспитания и не обрели нравственного совершенства. Однако объективная реальность мира требует, чтобы мы все блага, данные нам Аллахом, использовали как средство для достижения Его милости. Поэтому Всемогущий Аллах, повелевая:
مَن كَانَ يُرِيدُ حَرْثَ الآخِرَةِ نَزِدْ لَهُ فِي حَرْثِهِ وَمَن
كَانَ يُرِيدُ حَرْثَ الدُّنْيَا نُؤتِهِ مِنْهَا وَمَا لَهُ فِي الآخِرَةِ مِن نَصِيبٍ
«Тому, кто стремится пожать ниву будущей жизни, Мы увеличиваем его ниву. Тому же, кто жаждет нивы этой жизни, Мы даем ее, но нет ему доли в будущей жизни»,525 указывает, что души, избавившиеся в результате духовного воспитания от низменных страстей и желаний, привлекают не преходящие богатства земной жизни, а радости вечной жизни.
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), который был до глубины души проникнут нравственностью Корана, воспитывая своих сподвижников своим поведением и словами, на передний план всегда выставлял стремление к вечной жизни. Согласно рассказу Джабира (радыйаллаху анху), однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) вместе со своими сподвижниками зашел на городской рынок. Там он заметил мертвого ягненка с маленькими ушками. Взяв за кончик уха тушку ягненка, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у своих товарищей: – Кто из вас купит его за один дирхем?
Сподвижники разом воскликнули: – Мы не купим его даже за еще низкую цену. А что с ним потом делать?
Тогда Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) задал им другой вопрос: – Но если вам отдадут его бесплатно, то, в этом случае, возьмете ли вы мертвого ягненка?
Они ответили: – Клянемся Аллахом! Даже если он был бы живым, он все равно имеет большой недостаток: у него почти нет ушей. А что делать с мертвым ягненком?
Выслушав ответ сподвижников, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) воскликнул: – Клянусь Аллахом! Перед Господом этот мир имеет еще более низкую цену, чем этот мертвый ягненок!
Из другого хадиса Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) известно следующее высказывание:
«Если бы этот мир имел перед Аллахом какую-нибудь цену, даже стоимостью с крыло комара, Он бы ни за что ни одному неверному не дал бы испить даже глотка воды».
Тем самым Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) подчеркнул, что весь этот мир, со всеми его сокровищами, перед Аллахом не представляет какой-либо ценности. Кроме того, в этом хадисе для нас содержится указание: не завидовать богатствам неверных, не стремиться к обладанию большими материальными средствами. В следующем аяте Корана говорится:
وَ لاَ تَمُدَّنَّ عَيْنَيْكَ إِلَى مَا مَتَّعْنَا بِهِ أَزْوَاجاً مِنْهُمْ زَهْرَةَ الْحَيَاةِ الدُّنيَا
لِنَفْتِنَهُمْ فِيهِ وَرِزْقُ رَبِّكَ خَيْرٌ وَأَبْقَى
«Не смотри с завистью на то, чем Мы наделили некоторых из людей, чтобы подвергнуть их испытанию, на блеск земной жизни, ибо удел, даруемый твоим Господом, лучше и долговечнее».
В одном из хадисов Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), подчеркивая, что блеск и мишура этого мира всего лишь обман, говорил: «Кто будет тревожиться за свое будущее в Судный день, Аллах обогатит его сердце, поставит его дела в правильное русло, и мирское, склонив голову, само придет к нему. А кто тревожится за мирские блага, Аллах все время будет рисовать перед его взором картины бедности, и этот несчастный никогда не избавится от проблем и тревог. И из мирских благ он получит лишь то, что предписано ему на небесах».
Следующий пример хорошо показывает сущность тех несчастных людей, которые, устремившись к мирским радостям, вопросы истинной и вечной жизни отбросили на задний план. Во время правления Омейядов армия мусульман под предводительством Абдуррахмана бин Валида направилась на завоевание Константинополя, захват которого был в свое время предсказан Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям). Среди воинов этой армии находился Абу Айюб аль-Ансари (радыйаллаху анху), который был в это время в преклонном возрасте. Римляне доблестно сражались, не подпуская мусульман к крепостным стенам, и тут вдруг из рядов мусульманских войск вырвался один из ансаров и повел своего коня прямо в середину вражеской армии. Мусульмане, невольно ставшие свидетелями этого геройского поступка, опираясь на аят Корана «не подвергайте себя опасности собственными руками», воскликнули: – Ля иляха илля Аллах! Посмотрите на него! На глазах у всех он себя подвергает опасности.
Абу Айюб (радыйаллаху анху) в ответ сказал: – О, правоверные! Вы неправильно поняли этот аят Корана, ибо он был ниспослан в отношении нас, ансаров. Когда Аллах, сдержав Свое обещание Пророку Мухаммаду, даровал нам победу, мы между собой повели разговоры о том, что пора прекратить походы и теперь надо заняться хозяйственными делами. В ответ на это, Всемогущий Творец ниспослал следующее откровение:
وَأَنفِقُواْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَلاَ تُلْقُواْ بِأَيْدِيكُمْ إِلَى التَّهْلُكَةِ
وَأَحْسِنُوَاْ إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ
«Употребляйте достояние ваше на пути Божьем и не ввергайте себя собственными руками в погибель. Занимайтесь благотворительностью, ибо Бог любит благотворящих!»
Смысл выражения «не ввергайте себя собственными руками в погибель» заключен в следующем: из-за чрезмерных занятий мирскими делами и, стремясь к увеличению богатства, не пренебрегать благими деяниями на пути Аллаха.
Абу Айюб аль-Ансари всей душой старался понять Божественное предупреждение и в течение всей своей жизни не придавал особого значения мирской мишуре. Он самозабвенно следовал повелениям Аллаха и всегда был впереди всех воинов Ислама. И, невзирая на свой преклонный возраст, он вышел в далекий поход для завоевания Константинополя, под стенами которого пал шахидом. После окончания боя мусульмане, следуя заветам доблестного воина, захоронили его вблизи крепостных стен.
В связи с нашей темой очень интересна следующая история. Перед боем при горе Ухуд Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) приказал лучникам занять места на господствующей над округой горе и ни в коем случае ни оставлять свои позиции. Но, несмотря на повеление Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), часть воинов, покинув позиции, бросились собирать воинские трофеи. Оставшаяся часть продолжала выполнять приказ, и все они пали шахидами на поле боя. Всевышний Аллах, укоряя тех, кто устремился в погоню за мирскими благами, повелел:
مِنكُم مَن يُرِيدُ الدُّنْيَا وَمِنكُم
مَن يُرِيدُ الآخِرَةَ ثُمَّ صَرَفَكُمْ عَنْهُمْ لِيَبْتَلِيَكُمْ
وَلَقَدْ عَفَا عَنكُمْ وَاللَّهُ ذُو فَضْلٍ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ
«Среди вас были приверженцы этого мира и были приверженцы мира будущего. Потом Аллах обратил вас в бегство от неверных, чтобы испытать вас, и Он простил вас, ибо Аллах Милостив к верующим».
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), говоря, «Этот мир прекрасен и его образ привлекателен», отмечает, что мирское обладает определенной прелестью. Однако в продолжение хадиса он подчеркивает, что «несомненно, Аллах отдаст этот мир в ваши руки и будет наблюдать за тем, как вы будете действовать и как вы будете поступать. Остерегайтесь же мирского!» Это напоминание Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) о том, что этот мир является местом для испытаний. Кроме вышеприведенного хадиса существует множество других, в которых Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) выражает свою тревогу по поводу будущих мусульман, которые будут стремиться к материальным благам, забудут о будущей жизни и из-за этого не смогут пройти испытание. С одной стороны он говорил: «После своей смерти я опасаюсь, что перед вами предстанут прелести этого мира». (То есть, вы устремитесь к мирскому).
И то же время Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщая, что «У каждого народа своя проблема, но у моих последователей будет одна только беда – это материальные богатства», акцентировал внимание сподвижников на том, что все виды мирского представляют собой своеобразный экзамен и испытание.
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) предупреждал, что мирские проблемы и тревоги приводят к забыванию суровой действительности, он всегда говорил своим сподвижникам: «Будьте осторожны! Смотрите, пусть ваши далеко идущие планы не принудят вас забыть о смерти, в противном случае ваши души зачерствеют! Будьте предельно внимательны, ибо, воистину, смерть близка к вам!»
Обычно все люди постоянно чего-то желают, строят различные планы на будущее и невольно забывают о смерти, которая приходит внезапно, заставая многих врасплох. Что интересно, под старость у некоторых людей отмечается страсть к богатству, хотя должно быть все наоборот. Как отмечал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям): «Сердце старика расположено к двум вещам: любви к богатству и желанию долго жить».
От невежества можно избавиться путем посещения бесед мудрых людей, которые обладают чистой душой и искренними намерениями. Но чтобы избавиться от любви к богатству, существует один только путь – это сильная вера в Судный день и надежда на различные награды. Как только такая вера укрепится в душе, так и страсть к деньгам потихоньку начнет покидать сердце, ибо любовь к более серьезной вещи способствует охлаждению к другой.
Всемогущий Аллах по-разному распределил мирские блага среди Своих рабов. Поэтому некоторые люди служат другим, а другие находятся в роли тех, кому прислуживают, то есть являются объектами помощи. С точки зрения материальных благ, среди людей никогда не бывает абсолютного равенства. В Коране Аллах сообщает об этом следующее:
أَهُمْ يَقْسِمُونَ رَحْمَةَ رَبِّكَ نَحْنُ قَسَمْنَا بَيْنَهُم مَعِيشَتَهُمْ فِي الْحَيَاةِ
الدُّنْيَا وَرَفَعْنَا بَعْضَهُمْ فَوْقَ بَعْضٍ دَرَجَاتٍ لِيَتَّخِذَ بَعْضُهُم
بَعْضاً سُخْرِيّاً وَرَحْمَتُ رَبِّكَ خَيْرٌ مِمَّا يَجْمَعُونَ
«Разве они распределяют милости Господа твоего? Мы распределили им средства жизни в этом мире и возвысили одних из них над другими для того, чтобы одни властвовали над другими».540
Чтобы приучить людей к довольству своим положением, своей жизненной долей, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) постоянно говорил им: «Вы смотрите на положение не тех, кто лучше вас живет, а тех, кто живет хуже, ибо такое поведение гораздо лучше, чем презрительное отношение к благам Аллаха». «Настоящий аскетизм заключается не в отказе от разрешенных вещей, не в отказе от необходимых средств. Истинный аскетизм – это воздержание от чрезмерного стремления к роскоши. Кроме этого, аскетизм заключается в надежде на вознаграждение за терпение, когда приходит беда или же настигает несчастье». «Вечная жизнь, по сравнению с земной, похожа на погружение пальцев в океан. Пусть этот человек посмотрит: сколько воды он смог набрать?» «Вред от стремления к обогащению и власти наносит вере человека больше урона, чем нападение двух голодных волков на стадо овец».
Пусть Аллах дарует нам Рай Фирдаус!