Сулейман на свободе, Зиявудин в тюрьме. Кто кого в итоге слил?

Сулейман на свободе, Зиявудин в тюрьме. Кто кого в итоге слил?

Французские власти сняли все обвинения с члена Совета Федерации Сулеймана Керимова, которого подозревали в покупке элитной недвижимости по заниженной цене на юге Франции. Сумеет ли он вернуть себе прежние позиции в политике России?

Накануне СМИ сообщили, что правоохранительные структуры Франции в ближайшее время вернут Сулейману Керимову паспорт и залог в размере 40 млн евро. Керимов находился в руках французского правосудия под подпиской о невыезде с ноября 2017 года. За это время суд разрешил ему несколько раз посетить Россию.

Во время этих визитов он навещал больного родственника, был госпитализирован из-за проблем с сердцем, а также виделся с председателем Совета Федерации России Валентиной Матвиенко. Как скоро теперь, после снятия с него обвинений, Сулейман Керимов сможет вернуться в Россию? Сумеет ли он восстановить свои позиции в бизнесе и политике?

И позволит ли ему Москва и далее участвовать в продвижении своих людей на ключевые позиции в руководстве Дагестана? На вопросы OnKavkazотвечают Эдуард Уразаев, политический обозреватель радиостанции «Эхо Москвы. Махачкала» и Милрад Фатуллаев, главный редактор РИА «Дербент».

С чем, на ваш взгляд, связано неожиданное снятие обвинений французской стороной с Сулеймана Керимова? Это признание следствием, что его задержание было ошибкой? Или Керимов мог пойти на сделку со следствием ради своего освобождения?

Эдуард Уразаев

Несмотря на бравурные заявления адвоката Сулеймана Керимова, из сообщений различных СМИ следует, что прокуратура не была готова к такому решению апелляционной инстанции и теперь изучает решение на предмет подачи на него протеста. В то же время уголовное дело не прекращено.

И этим решением Сулейман Керимов переведен в статус ассистированного свидетеля, что означает промежуточный статус между просто свидетелем и обвиняемым. Согласно заявлению прокурора Ниццы, обвинения с Керимова в уклонении от уплаты налогов сняты частично. Так что обвинение не признало свои подозрения ошибкой.

В то же время, поскольку суд счёл недоказанными предъявленные Керимову обвинения, он получит обратно свой паспорт, залоговую сумму в 40 млн евро и возможность вернуться в Россию. Что можно считать промежуточной победой в споре с французским правосудием.

Обычно о сделке со следствием объявляется публично, но судя по всему, этого не было в традиционном юридическом понимании. Хотя нельзя исключать сделки в другом смысле, которые связаны или с большой политикой или беспринципностью участников процесса. Скорее всего, были наняты хорошие адвокаты, которые сумели найти существенные процедурные нарушения.

Ведь, судя по сообщению агентства РБК от 22 июня со ссылкой на прокурора Ниццы, на следующей неделе в палате предварительного производства Апелляционного суда Экс-ан-Прованса запланировано судебное заседание, которое должно было касаться вопросов судебной процедуры и актов по делу Керимова. Было подчёркнуто, что речь идет о судебной процедуре, а не о сути процесса. Поэтому эта версия логична.

Милрад Фатуллаев

Освобождение российского сенатора от Дагестана для всех наблюдавших за этим судебным процессом не было неожиданностью. Уже в начале весны говорилось о том, что Сулейман Керимов вскоре будет освобожден, а в начале лета это подтверждала французская фемида.

С самого начала все процедуры, связанные с задержанием Сулеймана Керимова, применением к нему меры пресечения в виде освобождения под залог и в последующем его выезды в Россию свидетельствовали о том, что изначально стороной защиты была избрана линия на сотрудничество с французским правосудием на выход на сделку, об условиях которой можно только догадываться.

Но французское законодательство предполагает, что в случае подтверждения обвинений в адрес Керимова и в случае выхода на сделку, подозреваемый в правонарушениях может лишиться до половины своего финансового достатка. Неизвестно, что потерял Керимов, но очевидно, что сделка была, в результате которой была избрана мера пресечения.

И это несмотря на то, что эта мера – освобождение под залог была через какое-то время ужесточена, после протеста прокурора с 5 млн евро до 50 млн евро. Тем не менее, она свидетельствует о том, что стороны пришли к приемлемой для них договоренности. Сделка с правосудием, безусловно, была.

Насколько правдоподобными вам кажутся сообщения о том, что Сулеймана Керимова под удар властей Франции подставил Зиявудин Магомедов? Если это правда, то является ли задержание Магомедовых местью российских властей за слив Керимова?

Эдуард Уразаев

У богатых людей своя система отсчёта врагов и друзей, но если исходить из того, что Рамазан Абдулатипов в первые годы заявлял о своей миссии объединить их усилия, то позже он говорил о том, что интересы бизнесменов не пересекаются. Однако конфликт вокруг Махачкалинского морского порта был не простым.

И в нём был использован широкий арсенал политических, информационных и правовых средств, начиная с митингов, компромата в интернете и судов. Вроде потом ситуация была разморожена в пользу команды Керимова, но возможно, что не получив от друг друга сатисфакции, они могли перейти к использованию правоохранительных органов.

Но если верить прокурору Ниццы, то первые сигналы к расследованию они получили ещё в 2014 году, а конфликт с Махачкалинским портом начался в 2016-м. Хотя слив компромата на конкурента мог быть послан позже для ускорения расследования французов и швейцарцев.

Если следовать этой логике, то в аресте Магомедовых скорее речь идёт не о мести российских властей, а о действиях группы высокопоставленных сотрудников правоохранительных органов, получивших дополнительный компромат на бизнесменов и в какой-то форме мотивацию на возбуждение уголовного дела против них.

Благодаря связям и резонансу дело Магомедовых приобрело и иные политические подтексты. Я раньше скептически оценивал версию взаимных "заказух", но в кулуарах многие чуть не в лицах описывают слова одного из фигурантов, которые могут говорить об очень обострившихся отношениях и определённой логике в действиях.

Милрад Фатуллаев

Оперативность и жесткость российских властей в отношении братьев Магомедовых, которая продолжается до сих пор, говорит о том, что какая-то причина послужила серьезным раздражителем для, прежде всего, президента России. Потому что такие решения в отношении крупного бизнесмена не могут происходить без уведомления, а на самом деле, думаю, санкций первого лица государства.

Для того, чтобы в отношении братьев Магомедовых и их компаньонов были приняты жесткие последовательные и молниеносные санкции, была серьезная причина. Тем более Магомедов пользовался защитой высоких покровителей – Дмитрия Медведева, Аркадия Дворковича и т.д.

Зиявудин Магомедов в последние годы чувствовал себя достаточно вольготно и уже мог не замечать лиц из ближайшего окружения Владимира Путина. С такой высоты человек не мог упасть на тюремные нары без санкции первого лица государства. Причем с таким жестким задержанием.

Первая информация о том, что Зиявудин Магомедов или люди из его окружения могли слить информацию на Сулеймана Керимова появилась в итальянской газете Corriere della Sera. В ней говорилось о том, что бизнес-компаньоны, работающие в структурах Зиявудина Магомедова слили информацию о том, каким образом наличная валюта Сулеймана Керимова оказывается в европейских странах.

Предполагается, что эта информация стала раздражителем для Кремля. Вторая причина – участие Зиявудина Магомедова в международных венчурных проектах и транснациональных корпорациях, которые не симпатичны Кремлю и составляют конкуренцию стратегическим предприятиям в России.

В дальнейшем были публикации, которые так или иначе подтверждали, назывались конкретные имена людей, передавших информацию властям западных стран. Причина, что Зиявудин слил такую информацию, вполне себя оправдывает. И вся логика репрессивных действий в отношении него такую версию подтверждает.

Как много потерял Керимов за период своего задержания? И каковы сегодня его позиции перед Кремлем? Позволит ли ему Москва принимать участие в формировании новой кадровой элиты Дагестана, как это было при прежних руководителях республики?

Эдуард Уразаев

Если дело завершится полным снятием обвинений с Сулеймана Керимова, то это бросит тень на правоохранительные и политические органы Франции, а сам Керимов будет выглядеть перед российскими властями героем. Тогда он получит бонус как минимум на сохранение своих политических и бизнес-позиций.

Но дадут ли усилить влияние в Дагестане и захочет ли он этого после пережитого - большой вопрос. Ему могут предложить заниматься федеральными проектами. Если же частично обвинения подтвердятся, то потери будут измеряться не только затратами на адвокатов, но и штрафами и падением цен на акции аффилированных с ним компаний.

Из-за противостояния странам Запада российские власти сохранят к нему лояльность, но сохранять на высоком политическом уровне не будут. А экономические позиции останутся на естественном уровне. В таком случае влияние членов его команды в Дагестане сохранится за счёт уже имеющихся позиций.

А врио главы Дагестана придётся балансировать в отношениях с ним так же, как это происходит уже восемь месяцев в отношениях с лидерами некоторых других политических кланов. Но нельзя исключить и сценария, когда антикоррупционная кампания в республике коснётся и членов команды Керимова.

Это вторая по силе и влиянию политическая группировка, которая может начать мешать Владимиру Васильеву. Чтобы Керимов не вмешивался, ему могут напомнить о нескольких связанных с ним историях, опубликованных в последнее время в интернете и которые похожи на слив материалов правоохранительных органов.

Ещё одним фактором может стать здоровье Керимова, поскольку во время его майской поездки из Франции в Москву он, вместо присутствия в Кремле на оглашении послания Путина Федеральному собранию России, из-за проблем с сердцем попал в больницу. Если это была не дипломатическая хитрость, то в целом его активность в бизнесе и политике будет ограничена.

Милрад Фатуллаев

На начальном этапе этого дела Сулейман Керимов потерял, акции предприятий пошли вниз. Сколько он потерял в результате сделки со следствием, что ему пришлось уплачивать в виде налогов, мы не знаем. Вероятно, какие-то финансовые потери есть. Когда стало известно, что с Керимова сняты все обвинения, акции его золотодобывающей компании «Голден Полюс» поднялись на 6%.

Это огромный скачок на сотни миллионов долларов. К тому же эта история с задержанием французскими властями повысила вес и авторитет Сулеймана Керимова перед Кремлем. Поскольку продемонстрировала, что он надежный политический деятель и бизнесмен из окружения первого лица российского государства.

Я исключаю позицию, при которой Москва позволит ему принимать участие в формировании новой кадровой элиты Дагестана. Кремль за последний год начал проводить другую политику с опорой на молодые кадры, на то, чтобы местные элиты самостоятельно искали пути развития и т.д.

В отношении Дагестана сложилась уникальная ситуация, сюда был командирован кризис-менеджер. Здесь другие задачи и цели. И прежние подходы, при которых различные группа влиятельных лиц боролись бы за доступ к первому лицу, уже исключены. Сулеймана Керимова никак не будут подключать к формированию кадров в Дагестана.

Другое дело, что его бизнес может прийти в Дагестан. И он может получить достаточную свободу действий для реализации бизнес-проектов в республике. В кадровых вопросах карт-бланш у Владимира Васильева. Кремль не вмешивается в этот уровень вопросов и другим лицам сделать это не позволит.

Магомед Шамхалов, Амина Сулейманова

onkavkaz