Суфизм — хорошо или плохо?

Суфизм — хорошо или плохо?

Действия человека и его поступки видны глазу. По ним одни люди судят других. Однако Всевышний Аллах оценивает поступки людей согласно тому, чем они продиктованы. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, все дела оцениваются по намерениям, и каждый человек получит лишь то, что намеревался обрести». Абдуллах ибн аль-Мубарак говорил: «Маленькие дела становятся великими по причине намерения. Так же как великие дела по причине намерения становятся ничтожными». Каждый человек, не имеющий возможности совершать дела, великие внешне, имеет возможность сделать свои дела великими перед Господом миров. Для этого ему нужно заглянуть в своё сердце и привести его в порядок.

Тасаввуф (суфизм) как наука

Всевышний Аллах говорит о душе (смысл): «Преуспел тот, кто очистил её, и понёс урон тот, кто её опорочил» (сура «Солнце», аяты 9, 10). Шариат придаёт очищению сердца огромное значение. Этому посвящено отдельное научное направление, которое исламские учёные называют по-разному: «Ихсан» (чистосердечие), «Тазкийя» (очищение), «Фикху ль-батын» (наука о внутреннем облике)… У нас более распространены такие её названия, как «тасаввуф» или «суфизм».

Вокруг термина «суфизм» и того, что под ним подразумевают, существует множество споров.

Тасаввуф (суфизм) можно назвать наукой лишь условно. Большую роль здесь, в отличие от других шариатских дисциплин, играет связь с воспитательной практикой. В процессе воспитания человек многое перенимает от своего учителя, берёт с него пример. Именно этот фактор послужил появлению многих еретических убеждений, практик и сект, распространившихся в исламском мире в поздние века, когда наставниками стали люди, далёкие от шариатских знаний.

Шейх Абу ль-Хасан ан-Надви писал: «…Затем эта важная религиозная составляющая (наука об очищении сердца) подверглась преступлению с другой стороны. В неё вошли шарлатаны, искажающие, еретики и безбожники. Они сделали её средством для извращения религии, введения мусульман в заблуждение, порчи исламского общества и распространения вседозволенности. Они встали во главе этого направления и понесли его знамя» («Раббанийяту ля рахбанийя», стр. 13).

Однако в своей основе тасаввуф был путём праведников, которые уделяли очищению сердца особое внимание. От многих праведных предшественников, не оставивших трудов и не ставших известными по причине научного наследия, передаются различные слова, поучительные примеры и случаи из жизни, связанные с очищением сердца, усердным поклонением Аллаху и воспитанием праведной души. Приверженцы тасаввуфа первых поколений были известны своим ревностным отношением к соблюдению шариата и знаниями, основанными на Коране и Сунне. Это признают в том числе и те учёные, которых в нашем обществе принято считать противниками суфизма.

Так, шейху ль-ислам Ибн Таймийя писал: «Люди разделились в оценке пути суфизма. Некоторые порицают суфизм и тасаввуф, говоря: "Они (суфии) – нововведенцы, отошедшие от Сунны". От некоторых имамов передаются их известные выражения с подобным смыслом, и за ними в этом последовала часть учёных.

Другие – чрезмерно возвеличивают (суфиев), заявляя, что они являются лучшими приверженцами истины после пророков.

Мнение обеих сторон достойно порицания. В действительности (суфии) являются усердствующими в подчинении Аллаху. Так же как это делают другие приверженцы покорности Аллаху. Среди них есть приближённые к Аллаху и опередившие других посредством своего усердия. Также среди них есть устремившиеся (к довольству Аллаха), идущие прямым путём. И в обеих этих группах есть те, кто проявляет усердие и ошибается, кто грешит и кается или грешит и не кается.

Также среди причисляющих себя к ним есть несправедливые к самим себе, ослушающиеся своего Господа. И также причислили себя к ним некоторые нововведенцы и еретики. Однако истинные последователи тасаввуфа и его исследователи не относили их к себе» (конец цитаты шейху ль-ислама Ибн Таймийи, «Маджмуату ль-фатава», том 11, стр. 18, 19).

Шейх Мухаммад ибн Абдульваххаб писал: «Среди относящихся к религии (богобоязненности) есть такие, кто прилагает усилия в получении знания и фикха и распространяет их, как учёные-правоведы. Также среди них есть такие, кто усердствует в поклонении и приобретении благ вечной жизни, как суфии. Аллах отправил своего пророка с религией, которая объединяет в себе оба эти вида усердия» («Фатава ва масаиль», стр. 31).

Шейх Абдуллах ибн Джибрин говорит: «В основе суфии – это аскетичные по отношению к этому миру люди, занятые поклонением Аллаху… Это, например, Ибрахим ибн Адхам, Бишр аль-Хави, Ибрахим аль-Хавас, Джунейд ибн Мухаммад и другие. Эти люди поклонялись Аллаху на основе знания и понимания, старались быть с обществом, отдалялись от грехов, спешили совершать добрые дела, и среди их дел не было нововведений или отклонений.

Затем после них пришли люди, которых называли суфиями, и основали свой отличительный путь. Суфизм стал самостоятельным (отдельным) направлением. Они отдалились от знания и учёных и стали опираться на чувства и ощущения. В их убеждения вошли нововведения и отклонения. В их дела вошли: слушание песен, танцы, возбуждение, совершение нововведений, излишняя аскетичность в дозволенном, причинение себе боли и т. п. Всё это разобрал и опроверг шейх Ибн аль-Джавзи в своей книге «Тальбису иблис» и в других книгах.

Затем после них пришли те, кто также относился к тасаввуфу, которые перешли все границы (в своих заблуждениях)…» (конец цитаты шейха Ибн Джибрина, «Аль-джавабу ль-фаик»).

Как очистить сердце?

В качестве ответа на этот вопрос написано множество трудов, и даже появилась отдельная наука (о чём и шла речь выше). Мы же перечислим лишь некоторые важные пункты, соблюдение которых поможет человеку укрепить веру и очистить сердце с позволения Всевышнего Аллаха.

1. Чтение Корана и размышление над его аятами. Аллах говорит (смысл): «Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание» (сура «Сад», аят 29).

2. Нахождение рядом с праведными людьми. Ничто не влияет на человека так, как влияет его окружение. Поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Человек исповедует ту же религию, что и его близкий друг, – пусть же посмотрит, с кем он дружит».

3. Частое поминание Аллаха. Аллах говорит (смысл): «Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» (сура «Гром», аят 28). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поминающий Аллаха и не поминающий Его подобны живому и мёртвому».

4. Частое обращение к Аллаху с дуа (мольбами). Аллах говорит (смысл): «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам» (сура «Прощающий», аят 60).

5. Совершение дополнительных ночных молитв. Аллах говорит (смысл): «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали» (сура «Земной поклон», аяты 16, 17).

6. Посещение коллективного намаза в мечети. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вознаграждение за коллективный намаз в двадцать семь раз превосходит вознаграждение за намаз, совершённый в одиночку» (аль-Бухари, Муслим).

7. Садака, даже если это будет мелочь. Аллах говорит (смысл): «Тем, кто расходует своё имущество ночью и днём, тайно и явно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (сура «Корова», аят 274).

8. Хорошее мнение об Аллахе. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) передал слова Всевышнего Аллаха: «…Я такой, каким представляет себе Меня Мой раб».

9. Частое вспоминание смерти. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Чаще вспоминайте разрушительницу удовольствий – смерть».

10. Размышление о творениях Всевышнего Аллаха и Его величии. Аллах говорит (смысл): «Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: "Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну…"» (сура «Семейство Имрана», аяты 190, 191).

Пусть Всевышний Аллах сделает нас из числа тех, кто очищает своё сердце и устремляется к Его довольству. Амин.

Абдулмумин Гаджиев [islamcivil.ru]

Действительно ли суфийские шейхи входят в контакт с Аллахом?

Слово "суфизм" не было известно во времена посланника Аллаха, его сподвижников и их праведных последователей. Оно возникло в то время, когда появилась группа аскетов, которые носили шерсть ("суф"), и в связи с этим им было дано такое имя. Говорят также, что это имя взято от слова "суфия" (sophia), что на греческом означает "мудрость". Это слово не происходит от аль-сафа` ("чистота"), как утверждают некоторые, потому что прилагательное от слова сафа` - это сафа`и, а не суфи. Появление этого нового имени и группы людей, к которым оно применялось, обострило разделение среди мусульман. Ранние суфии отличались от поздних, которые распространяли нововведения (бид`а) в большей степени и вводили многобожие (ширк), как малое, так и большое, в обычаи людей. Против всего этого нас предостерегал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказавший: Остерегайтесь новоизобретенных вещей, ведь каждая новоизобретенная вещь - это нововведение, а нововведение сбивает с пути. ат-Тирмизи, сказавший, что хадис хороший и достоверный.

Далее следует сравнение между вероубеждениями и ритуалами суфизма и Исламом, который основан на Коране и Сунне.

Среди самих суфиев имеется множество направлений (тарикъатов), таких как тиджания, къадирия, накъшбандия, шазилия, рифаия и т. д. И каждая из этих групп заявляет, что именно их тарикат является путём истины, тогда как другие следуют лжи. Ислам запрещает это. Всевышний Аллах говорит: …и не будьте в числе многобожников, в числе тех, которые внесли раскол в свою религию и стали сектами, каждая из которых радуется тому, что имеет. (Румы, 31-32)

Суфии совершают многобожие, поклоняясь на ряду с Аллахом, пророкам и аулия (святым), живым или мёртвым. Они говорят: "О Джейлани, О Рифаи.." (призывая своих святых) или "О посланник Аллаха, помоги и сохрани" или "О посланник Аллаха, мы зависимы от тебя" и т. д. Но Аллах запрещает нам обращаться к кому-либо, кроме Него в тех делах, которые за пределом человеческих возможностей. Если человек совершает это, то перед Аллахом он является многобожником, так как Всевышний говорит: Не взывай вместо Аллаха к тому, что не приносит тебе пользы и не причиняет тебе вреда. Если же ты поступишь таким образом, то окажешься в числе несправедливых. (Юнус, 106).

Всевышний Аллах также сказал: Таков Аллах, ваш Господь. Ему принадлежит власть, а те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют даже плевой на финиковой косточке. Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. (Создатель, 13-14).

Всевышний Аллах также сказал: К Нему обращен призыв истины. А те, которых они призывают вместо Него, ничем не отвечают им. Они подобны тому, кто простирает руки к воде, чтобы поднести ее ко рту, но не может этого сделать. Воистину, мольба неверующих, является всего лишь заблуждением. (Гром, 14).

Суфии верят, что есть абдал, актаб и аулия (виды святых), которым Аллах дал власть для управления вселенной. Аллах говорит нам о Меканских многобожниках: Скажи (Мухаммад): "Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?" Они скажут: "Аллах". Скажи: "Неужели вы не устрашитесь?" (Юнус 10:31)

Арабы – многобожники и то знали больше об Аллахе, чем эти суфии! Суфии обращаются за помощью к другим, помимо Аллаха, когда их коснётся беда, но Аллах говорит: Если Аллах коснется тебя бедой, то никто не сможет избавить от нее, кроме Него. Если же Он коснется тебя благом, то ведь Он способен на всякую вещь. (Скот, 17).

Некоторые суфии верят в уахдат аль-уджуд (единство бытия). У них нет понятия Создатель и Его творения, вместо этого они говорят, что всё есть творение, и всё есть бог.

Суфии отстаивают крайний аскетизм в этой жизни и не верят в принятие необходимых мер или в джихад, но Аллах говорит: Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле и в этом мире! (Рассказ, 77). Всевышний также говорит: И приготовьте против них (неверных), сколько можете силы… (Трофеи, 60).

Суфии относят понятие ихсана (искренность, чистосердечие) к своим шейхам и говорят своим последователям, чтобы те мысленно имели образ своего шейха перед собой, когда поминают имя Аллаха и даже, когда они молятся. Некоторые из них даже ставят перед собой портрет своего шейха во время молитвы. Однако пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разъяснил нам, что такое ихсан: Ихсан - поклонение Аллаху так, как будто ты видишь Его, но даже если ты не видишь Его, (помни), что Он видит тебя. Муслим.

Суфии даже допускают танцы, барабаны и музыкальные инструменты, а также повышение голосов во время поминания Аллаха, тогда как Аллах говорит: Верующие - только те, сердца которых страшатся, когда поминают Аллаха. (Трофеи, 2). Также Всевышний говорит: Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне. (Преграды, 55).

Более того, вы видите некоторых из них, делающими зикр, только произнося имя Аллаха: "Аллах, Аллах, Аллах". Это - новшество (бид'а) не имеющее ничего общего с Исламом. Они даже доходят до того, что говорят: "Ах, ах" или "Ух, ух". Сунна для мусульманина - это поминать своего Господа словами, которые имеют истинный смысл, за что он будет вознаграждён, такими как: "Субхана-Ллах, уаль-хамдули-Ллах уа ля иляха илля-Ллах уа Аллаху акбар" и т. д.

Суфии декламируют любовные поэмы, упоминая имена женщин и мальчиков во время своих собраний зикра, и они раз за разом повторяют такие слова как "любовь", "страсть", "желание" и т. п., как будто они присутствуют на сборище, где танцуют, пьют вино, хлопают в ладоши и кричат. Всё это должно быть отнесено к привычкам и актам поклонения многобожников (мушриков).

Именно так поступали арабские многобожки, о чем Аллах говорит: Их молитва возле мечети была всего лишь свистом и хлопаньем в ладоши. (Трофеи, 35).

Некоторые суфии пронзают себя железными прутьями, говоря: "О мой дед!". И в этом помогает им шайтан, поскольку они обращаются за помощь к кому-то другому помимо Аллаха. Аллах говорит: К тем, кто отвращается от поминания Милостивого, Мы приставим дьявола, и он станет его товарищем. (Украшения, 36).

Суфии заявляют, что обладают знанием сокровенного, но Коран показывает нам, что они лжецы. Аллах Всевышний говорит: Всевышний Аллах в Священном Къуране сказал: Скажи: "Из тех, кто обитает на небесах и на земле, лишь Аллах ведает сокровенное". (Муравьи, 65). Всевышний также сказал: У Него ключи сокровенного! Знает их только Он. (Скот, 59). Также Аллах говорит: …Ведающий сокровенное, Он не открывает сокровенное никому, кроме того, кто угоден Ему из посланников… (Джины, 26-27).

Суфии заявляют, что Аллах создал мир ради Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), но Коран показывает, что они лжецы. Аллах говорит: Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись. (Рассеивающие, 56).

Аллах, Всемогущ Он и Велик, обратился к своему пророку (да благословит его Аллах и приветствует) со словами: Поклоняйся Господу твоему, пока убежденность (смерть) не явится к тебе. (аль-Хиджр, 99).

Суфии заявляют, что могут видеть Аллаха в этой жизни, но Коран опять показывает, что они лжецы. Аллах Всевышний говорит: Он (Муса) сказал: "Господь мой! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя". Он сказал: "Ты не увидишь Меня…" (Преграды, 143).

Суфии заявляют, что берут знание напрямую от Аллаха, без посредничества пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и в состоянии бодрствования (что противопоставляется сну). Значит, они лучше, чем сподвижники пророка (да благословит его Аллах и приветствует)?

Суфии говорят: "Хадасани къальби ан рабби". (Мое сердце поведало мне от моего Господа). Суфии празднуют Маулид (день рождение пророка) и проводят собрания для посылания благословений пророку (да благословит его Аллах и приветствует), но они противоречат его назиданиям посредством повышения голоса в поминаниях Аллаха, песен и поэм, содержащих в себе ширк (многобожие). Разве праздновал пророк (да благословит его Аллах и приветствует) свой день рождения? Разве Абу Бакр, Умар, Усман, Али, четыре имама или кто-нибудь ещё праздновали свои дни рождения? Кто знает больше и более верен в поклонении, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) их праведные последователи или суфии?

Суфии совершают путешествие к могилам и ищут благословение от их обитателей, или делают тауаф (ритуальный обход) вокруг них, или приносят жертву возле них, всё это идёт вразрез с назиданиями пророка (да благословит его Аллах и приветствует): Не совершайте путешествие для посещения никакого другого места, кроме трёх мечетей: аль-Масджид аль-Харам (в Мекке), эта моя мечеть (в Медине) и аль-Масджид аль-Акса (в Иерусалиме). аль-Бухари и Муслим.

Суфии слепо преданы своим шейхам, даже когда те противоречат слову Аллаха и Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Но Аллах, Велик Он, говорит: О те, которые уверовали! Не опережайте Аллаха и Его Посланника и бойтесь Аллаха, ибо Аллах – Слышащий, Знающий. (Комнаты, 1).

Суфии пользуются талисманами, письменами и числами для принятия решений и для изготовления амулетов и чар и т. п. Суфии не ограничиваются особыми благословениями в адрес пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которые были рассказаны им. Они изобрели новые формулировки, включающие поиск его благословения и другие виды вопиющего ширка, которые не принимаются ни одним, для кого они посылаются.

Что касается вопроса, входят ли суфийские шейхи в некий вид контакта, то это правда, но это их контакт с шайтаном, а не с Аллахом. Таким образом, они воодушевляют друг друга разукрашенными речами, являющиеся обманом (или путём ввода в заблуждение), так как Аллах говорит: Таким образом Мы определили для каждого пророка врагов – дьяволов из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения. Если бы твой Господь пожелал, они не поступали бы так. Оставь же их вместе с их измышлениями. (Скот, 112). И Аллах Всевышний также говорит: Воистину, дьяволы внушают своим помощникам… (Скот, 121). Аллах Всевышний также говорит: Поведать ли вам о том, на кого нисходят шайтаны? Они нисходят на каждого лжеца и грешника. (Поэты, 221-222).

Это тот контакт, который действителен, в отличии от контакта, о котором они лживо заявляют, что он якобы с Аллахом. Превыше Аллах всего этого! (см. Му'джам аль-Бида' 346-359).

Когда некоторые из этих шейхов исчезают внезапно на глазах своих последователей, то это результат их контакта с шайтаном, который даже может перенести их в отдалённое место и возвратить обратно, в тот же день или ночь, только чтобы ввести в заблуждение их последователей из людей.

Поэтому, в данном случае важным правилом является не судить о людях по необычным действиям, совершаемым ими. Мы должны судить о них по тому, насколько тесно они привержены Корану и Сунне. Настоящие друзья Аллаха (аулия) не обязательно известны совершением поражающих воображение действий. Наоборот, они те, кто поклоняются Аллаху таким образом, который предписан Им, а не совершением действий бид'а. Истинные аулия или друзья Аллаха - это те, кого наш Господь описал в хадисе Кудсии, переданном аль-Бухари в Сахихе 5/2384. От Абу Хурайры, сообщается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: Поистине, Аллах Всевышний говорит: "Я объявлю войну тому, кто обидит Моего друга (уали)! Любимейшим из всего, чтобы не делал раб мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для меня то, что я вменил ему в обязанность! И будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного, пока Я не полюблю его…" (В этом хадисе четко указывается посредством чего и как можно приблизиться к Аллаху).

И Аллах - Источник Силы и Руководства по прямому пути.

Шейх Мухаммад Салих Аль Мунаджид

islamqa.info