Суфийский орден "Бекташи" - сбивает народ Албании с прямого пути Всевышнего...

Для тех, кому и такого весьма поверхностного ислама принимать не хотелось, был еще один выход. В албанских землях, особенно на юге, получил широкое распространите так называемый бекташизм. Бекташизм, возникшая в XIV веке в Малой Азии формально шиитская секта, полна влияний христианства, зороастризма и гностицизма и имеет, кроме имени, мало общего с традиционным суннитским исламом. Пьющие вино и делающие иконы Мухаммада (мир ему и благословения Аллаха) и компании бекташи по сути никогда мусульманами и не были, и быть ими не могли согласно исламской же догматике — но в исламском мире надежнее что угодно называть исламом. Примерно по этой же причине в США любое безумное религиозное движение вроде мормонов и иеговистов гордо причисляет себя к христианам, и даже религиозная организация сатанистов называется церковью.

Тарикат Бекташи основан в XIII в. в Анатолии туркоманским суфией Хаджи Бекташи Вели, который распространял суфизм среди широких масс населения. Образовавшийся тарикат с начала своего существование был связан с гази, воинами-распространителями ислама. Рвение гази во многом способствовало усилению и разрастанию возникшего в том же, что и тарикат Бекташи, веке Османского государства. Это принесло тарикату влияние, которое еще более увеличилось, когда в XV в. был создан корпус янычар: все янычары приписывались к тарикату, а глава Бекташи стал почётным командиром 99 роты корпуса янычар.
Янычары набирались изначально из мальчиков-христиан, что привнесло в тарикат христианскую специфику. Так, бекташи имеют обряд, схожий с христианским крещением, исповедь с просьбой о прощении и молитвой над головой, а также "причастие" хлебом, сыром и...вином. Да, у этих мусульман вино - часть обрядности. Да и вне религиозной жизни употребление алкоголя в тарикате не осуждается. Также Бекташи переняли, видимо, из христианского монашества обет безбрачия - его соблюдали муджаррады, ближайшие к главе ордена дервиши. Сходство с монахами, но только с буддийскими, им придает также обязательно выбритые лицо и голова. Бекташи почитают также христианского святого Косму Этолийского, но под именем Чобан Баба (Пастырь-отец).

Религиозный лидер бекташей – Эдмонд Брахимай
Резиденция духовного главы ордена — «деде» располагалась в обители у предполагаемой могилы Бекташи, между Кыршехиром и Кайсери. Остальные обители (текке) возглавляются настоятелями — «баба». Наставники — «муршиды» обучают послушников, не прошедших обряд посвящения в дервиши.
Кроме христианских элементов в учении Бекташи есть и другие. В Анатолии, еще в сельджукский период, на базе ислама начало формироваться особое религиозное движение - алевизм. На него оказал большое влияние шиизм, что выразилось в почитании 12 имамов, а также доходящем порой до обожествления особым почитанием Али ибн Абу Талиба, зятя пророка Мухаммеда. В Османский период алевиты дискриминировались и, чтобы, оградить себя от дискриминации, становились суфиями. Вступали они в самые терпимые тарикаты - одним из таких и стал Бекташи. Благодаря алевитам в Бекташи появилось почитание 12 шиитских имамов, а также сформировалась вера в, если так можно выразиться, троицу - Аллаха, Мухаммеда и Али (тут не исключено и объединившееся с алевитским христианское влияние).
Существует ветвь Бекташи-Давудийя, обязанная своим названием особо ею почитаемому пророку Дауду (Давиду). В ней, помимо, всего прочего, присутствуют иудейские элементы, такие, как чтение Псалтыря на библейском иврите.
Помимо шокирующей для правоверных мусульман неортодоксальности бекташи могут шокировать кое-чем обывателя: это прокалывание тела в состоянии транса, как, например, делают приштинские бекташи.

Могила Хаджи Бекташа
В 1826 г. по позициям тариката был нанесен первый удар - был расформирован корпус янычар. Через 100 лет правительство Ататюрка объявило тарикат Бекташи в Турции вне закона, после чего он практически полностью перебрался на Балканы. Главной опорой тариката там стали албанцы, чрезвычайно пестрые в плане религии: среди них в начале XX в. примерно поровну было и мусульман, и христиан, причем последние представлены и католиками, и православными. Терпимость Бекташи, христианские влияния, а также особый упор на единство всех авраамических религий позволили тарикату прочно закрепиться в албанской среде и пережить даже правление диктатора Энвера Ходжи.

Сегодня общины бекташи существуют также в Америке и Европе, где отлично вписываются благодаря толерантным взглядам.
Бекташи самый не исламский суфийский орден
Если на западе была коронация, то у турок - опоясывание. Шейх тариката мевлеви Эдебали опоясал мечом основателя Османской империи Османбея, и с тех пор каждый турецкий султан символически опоясывался этим мечом. Потомки великого кружащегося суфия Джелаладдина Руми и потомки Османа породнились. Ритуалы ордена Мевлеви объеденившего последователей Руми стали официальными ритуалами Османской империи. Дервиши сопровождали войска и проводили в них кружения и зикры перед, и во время сражений.
Главным же боевым суфийским орденом османов были Бекташи. Все янычары были пехотинцами, все не были турками по рождению и все были бекташами. Орден Бекташия, основан персом из Хорезма Хаджи Бекташем (умер в 1271) Близок к шиизму (за почитание Али зятя пророка) и содержит элементы христианства (крещение).
Распространён был в Турции, Албании и Боснии. Бекташи имели ритуальную еду из вина, хлеба и сыра. В фольклоре бекташи всегда выступают в виде вольнодумцев, живущих за пределами норм традиционного исламского права.
Сербский инженер Константин из Островицы воевавший на стороне турок против греков во время взятия Константинополя, в 1453 году пишет о хитрых бекташах: «…поганые держат при себе маленькие книги, сохраняя их при себе за их святость, и зовут их бамарли, а особенно держат ее на войне, как у нас евангелие, нося ее под мышкой, а на них нарисована сабля Зульфикари; рассказывают, что им она очень помогает в борьбе, а если кому они присягают на тех книгах, то твердо держат клятву каждому, кому ее дают. Но существуют другие, фальшивые книги, которые они делают из куска венецианского мыла, и если кого хотят убить, то им на этом мыле присягают как на подлинных книгах; тот, кому они так сделают, не может надеяться выжить, как это было с боснийским королем».
Главным отличием учения бекташи от ортодоксального суннитского ислама была их вера в то, что ни одна религия не является истинной. Бекташ не соблюдал правил шариата и никогда не молился. Сам Хаджи Бекташ состоял в братстве Ясавия, широко распространённом среди тюркских кочевников в Средней Азии и потому Бекташизм это смесь шаманизма, ислама, христианства и даже буддизма. Основные идеи ордена заключались в уважении к другим и терпимости. Бекташи разделяют общесуфийскую доктрину Вахдат ал-вуджуд введенную Ибн Араби (1165-1240) и обозначающую «единство Бытия» вторичность видимых различий), поскольку если Бог есть, то все остальное по сравнению с ним иллюзорно, ничто не может Его заслонить и Он во всем. Они так же исповедуют аллегорическое понимание Корана и шариата. Они празднуют зороастрийский навруз как день рождения Али и практикуют ежегодную исповедь наставнику.
Каждый дервиш бекташи носил с собою: топор, чётки из 100 деревянных бусин, а на груди теслим таши — «камень отказа» из белого алебастра с 12 лучами, подпоясывался верёвкой из белой шерсти. На лезвии бекташийских топоров гравировались обычно какие ни будь изречения .
Вот как турецких дервишей описывает тот же серб Константин: «Свое собрание они называют бахт, как бы сказать, беседа, ходят нагие и босые и ничего не имеют на себе, кроме шкуры оленя или какого-нибудь иного животного. А некоторые носят одежду из войлока.
Железными цепями они опоясываются крест-накрест и ходят с голой головой; детородные члены они оковывают железом, жгут огнем руки и режутся бритвами; в чем ходят, в том и спят, не пьют ни вина, ни какого кваса. И никогда они не имеют ничего своего, только ходят по разным городам, как блаженные, и каждый день во время вечерни танцуют, сходясь в круг, один другому положив руку на плечо, кивая головами, подскакивая на ногах и громко восклицая «Лаилахаилла-ллах», что означает: «Нет бога, кроме Аллаха»; и они очень быстро поворачиваются и так сильно кричат, что их далеко слышно, как будто бы лают псы, один грубо, другой тонко, и этот их танец называется сама; они смотрят на него, как на проявление великой святости и благочестия; и когда они так трудятся в этом танце, с них течет пот, а изо рта идет пена, как у бешеных псов; и от сильного изматывания они падают один за другим; и так, натрудившись, каждый идет в свою берлогу» . Однако со временем орден становился всё более организованным и цивильным.
Интересно почитание бекташами православного святого Косьмы Этолийского (1714-1779), принявшего мученическую кончину от рук наместника турок Курт Паши. Бекташи до сих пор используют пророчества Косьмы и называют его Чобан Баба. Чобан — «пастух, пастырь», Баба — «отец». Святой Косьма, имел дар пророчества, он предвидел финансовый кризис в Греции: «Вам ссудят много денег и потребуют обратно, но не смогут взять». А еще появление генетически модифицированных продуктов: «Тарелки ваши будут наполнены до краев, но еду невозможно будет есть». Самого Косьму казнили турки слишком он был популярен. Когда бекташ Алипаша Тепеленский, правитель Албании узнал об убийстве любимого всеми святого, он возмутился и в пику туркам распорядился построить православную церковь на месте казни в селении Колкондас.
Бекташи почитают многих православных святых, например Спиридона, они называют Сари Салтык. Бекташи поздравляют друг друга с Рождеством. На Пасху они тоже приходят в церковь и восклицают «Христос Воскресе!».
У них также есть что-то наподобие обряда крещения. Для крещения они используют воду с розовой эссенцией, а на собраниях пользуются Евангелием.
Все янычары были бекташами, потому, что все янычары не были турками, они были детьми, отобранными у покорённых народов в основном христиан. Янычарам запрещалось садиться на коня как туркам и их никогда не наказывали. Единственным наказанием за провинность была смерть. Причём казнили тайно, что бы не видели другие. Но тем не менее, янычары оставались самым верным и боеспособным войском султана в итоге дошло до того, что «хвост стал вилять собакой» и в 1826 году. В России в это время восставших декабристов сослали в Сибирь.
Янычар или вырезали или изгнали в провинцию. Они осели в Албании и Македонии, Боснии, где до сих пор бекташи являются отдельным религиозным движением. По миру сегодня их около 4 000 000 человек. Мочить бекташей помогали враждебные им суфийские ордена Накшбандия и Рифаийя, им достались обители (текке) бекташей. А при Ататюрке гонения распространились уже на все суфийские ордена и исламское духовенство.
Миссия ордена Бекташи состояла так же в распространении ислама в Европе, так единственная мечеть в Будапеште - мавзолей бекташийского святого и поэта-мистика Баба Гюля. Но по иронии судьбы сам ислам почти исчез в этом ордене. Кстати наставник Адольфа Гитлера по "Обществу Туле" барон фон Забботендорф был дервишем Бекташийи.
Религия албанцев албанство
Каждый, кто наберет в поисковике слово «бекташи», получит полный ворох ссылок, которые скорее не удовлетворят любопытство, а разожгут. Причем все ссылки будут о истории этого ордена, о его турецких, а затем албанских корнях, о янычарах-вольнодумцах, разрушающих нормы традиционного исламского права, и прочем…
О боснийских бекташах будет очень мало сведений. О косовских – еще меньше. И даже это «мало» сведениями назвать можно только с натяжкой: так, легкий экскурс в историю архаичного союза каких-то «мусульманских тамплиеров», странных каких-то чудаков, которые объединены в суфийский орден, близкий шиизму (редчайшее явление, поскольку все остальные суфийские ордена зародились в недрах суннизма) и содержащий элементы христианства и даже иудаизма.
А знать о бекташах более чем необходимо, тем более, что бекташизм – не просто собрание людей по интересам, не просто клуб любителей прокалывать части тела, не этнографическое сообщество, которое занимается демонстрацией национальных обрядов для досужих туристов, а фундамент, на котором покоится нечто, называемое албанским национальным самосознанием.
Известная фраза «религия албанцев албанство» как основной тезис албанского общества появилась не просто так. В ней четко сформулировано то, что веками было основой, позволяющей албанцам — которые жили на довольно широкой территории, но не создали своего государства вплоть до начала ХХ века, не были объединены одной религией, не имели общей культуры и не обладали даже общей системой мифов, легенд и тостов, — считать себя одним народом. Тезис родили братья Фрашери — Мехди и Митхат. И они оба были бекташия. Именно под этим девизом албанцы объединились и получили в начале ХХ века государство Албания (откусив при этом хороший кусок Черногории и Греции), и именно под этим девизом они в начале века двадцать первого откусили жирный косовский кусок у Сербии.
Идеология бекташия – основа идеологии нового косовского общества. Причем бекташия в Косово намного серьезнее их собратьев в Албании. Официально бекташей в Косово немного. На самом деле бекташийством пропитано все. После смерти Ибрагима Руговы (одного из главных идеологов независимости Косово и его «президента» в 2002-2006 гг.) многие были удивлены, что он похоронен по католическому обычаю. А все просто: Ибрагим Ругова был бекташи. Если вы узнаете, что косовские албанцы активно жертвуют на церковь святого Кузьмы, тоже не удивляйтесь. Они жертвуют ему как почитаемому ими Чобан Бабе. Они — бекташи. Если вы узнаете, что косовские албанцы говорят о том, что их крестили, и называют имя крестного, они – бекташи. Если вам косовский албанец сказал, что принял причастие, не удивляйтесь, он не католик. Он просто бекташ. И причастие бекташи принимают вином, хлебом и… сыром. И исповеди у них есть. И молитва читается над головой. О прощении. И иконы у них есть. И даже жития святых. И поздравляют они друг друга с Рождеством. И на Пасху могут к вам спокойно обратиться «Христос воскресе!». Пьют ракию и занимаются виноделием. Им можно. Они – бекташи. Христиане? Нет. Мусульмане?
Сунниты их считают плохими мусульманами
Они – бекташи. Ныне о бекташах начали упоминать, но как-то однобоко. Мистифицируя их как носителей неких тайных гностических знаний, которые веками копила албанская земля (тогда радостно приводят пример немецкого оккультиста Рудольфа Зебботендорфа, который в основу ритуалов «Туле» положил несколько обрядов бекташи, поскольку, мол, «они сохранили в чистоте изначальную нордическую традицию»). Или сатанизируя их, или считая, что именно они стоят во главе албанской мафии, которая кроит политику этой части территории (бекташи — все нынешние приштинские политики и почти все военное руководство Армии освобождения Косово, признанной в Сербии террористической организацией).
На самом деле бекташи – балканский феномен в Оттоманской империи. Появились они в результате адаптации, в процессе перехода от христианства к исламу (недаром янычары были поголовно бекташия). Это-то и давало албанцам возможность чувствовать себя одним народом. В отличие от других балканцев, которых вера заставляла пачкаться в крови по уши, вырезая собственных братьев, албанцы не только остались едиными, но даже еще сильнее объединились: религия албанцев албанство. — Читайте также: Лярманы — вера пестрая И поэтому ныне на Балканах албанцы – сила пассионарная, ведущая. А «винегретность» их ордена дает возможность бекташи вести успешные переговоры как на исламском Востоке, так и на католическом Западе, где в них видят тех «удобных мусульман», которые пригодны для грядущего века толерантности.

Хаджи Бекташ и орден Бекташи
Между 12 и 14 веками в округе Киршехира появились люди, сделавшие огромный вклад в культуру Турции, оттуда вышли такие выдающиеся люди, как Хаджи Бекташ, основатель ордена Бекташи; знаменитый поэт и философ Ашик Паша (1272-1333), автор «Гарипнамэ»; Гульшехри, что сделал перевод «Мантик ут-Тайр» Фериддина Аттара; Ахи Эврен, лидер купцов и ремесленников; Джаджа Бей, завоевавший Смирну и Шейх Эдебали, приемный отец Османа Гази.Книга говорит, что Хаджи Бекташ был хюнкаром, или джентльменом, сыном Ибрагима-и Сани, потомка Али, четвертого калифа, который жил в Нишапуре (Хорасане), и Хатем Хатун. Также говорится, что обучался у мистика Локмана-и Перенде, и, позже, у великого турецкого шейха Ахмета Йесеви, после чего он приехал в Анатолию и вступил в орден Йесеви. И эти сведения невозможно принять за чистую монету, так как Ахмат Йесеви умер в 1167 году.
Исторические исследования говорят, что Хаджи Бекташ был турецким шейхом из Хорасана и что он хорошо разбирался в религии и мистицизме. После путешествий и паломничества он вернулся в Анатолию вместе со своим братом Ментесом и жил в Кайсери, Киршехире и Сивасе. Его брат погиб в битве и после этого Хаджи Бекташ на некоторое время присоединился к шейху Бабаи, Бабе Илвасу, также приехавшему из Хорасана. Затем Хаджи Бекташ обосновался в Сулуджа Карахойюк, деревушку из семи домиков, в 40 км на юго-востоке от Киршехира (сегодня это Хаджибекташ Хаджибекташ в провинции Невшехир).
Это было обычным делом, обусловленным социальными и религиозными мотивами, основывать поселения вдоль дорог, с необходимыми условиями и возможностями, которые обеспечивали безопасность, ночлег, удобства для путешественников; и выглядели они примерно как Сулуджа Карахойюк, находящейся на разумном расстоянии от Киршехира, на дороге, интенсивно используемой в прошлом, и деревушка эта была основана для такой же цели.
Здесь Хаджи Бекташ был окружен компанией дервишей, многих из них он отправлял как миссионеров в другие страны. И, как говорится в «Менакибнамэ», он был в одной компании с такими людьми, как Акчакоджа, Сан Салтик, Ахмед Караджа, Юнус Эмре, Ахи Эврен, Сеид Махмуд Хайрани, юный Осман Гази, Алаэддин Кейкубад и другие, но это не подтверждается ни одним из других источников.
Хаджи Бекташ умер в Сулуджа Карахойюк в 1270 году, эта дата удостоверяется многими документами. Его могила окружена несколькими домами и другими зданиями, построенными в разное время в различных стилях. Это место зовется Пиреви, Дом Святого отца, и служители мемориала каждый год, с16 по 18 августа, принимают здесь огромные толпы посетителей.
Хаджи Бекташ написал несколько работ по тасаввуф (мистицизму), из них наиболее известна и важна «Макалят». В то время как неопределенность и незаконченность других исторических записей порождает противоречивые теории о личности автора, «Макалят» дает почти полную подборку его измышлений, показывая, что он был смиренным, искренним и зрелым учеником мистицизма.
«Макалят» содержит восемь глав:
Четыре категории мусульман, их характеристики и как они молятся
Степени шариата
Степени тариката
Степени марифета
Степени хакиката
Природа и обстоятельства сердца
Дьявол и дурные привычки людей, которые помогают ему
Создание человека и его ценность.
По Хаджи Бекташу, существуют 4 стадии приближения к Богу:
Шариат: приказы Бога (законы религии)
Тарикат: принципы мистических орденов
Марифет: просвещение в религии и духовной материи
Хакикат: просвещение в таинствах религии, жизни и Вселенной
На основании этой классификации, мусульмане подразделяются на 4 категории: абиды, или последователи шариата; захиды, или последователи мистических орденов (дервиши); арифы, или теистические философы; и милхибы — те, кто по-настоящему любят Бога.
План монастыря в Хаджибекташе:
1. Основной вход
2. Внешний двор
3. Источник
4. Ворота Деревьев
5. Прачечная
6. Приемная
7. Бассейн
8. Главный двор
9. Ворота Всадника
10. Львиный источник
11. Мечеть
12. Кухни
13. Надгробия
14. Площадь Сорока
15. Двор Добродетели
16. Торахи
17. Надгробия
18. Лазарет
19. Гювенс Абдал
20. Мавзолей
21. Мавзолей
22. Комнаты Мудрецов
23. Мавзолей Султана Балума
Хаджи Бекташ определял эти 4 категории как следующие:
· Шариат (правила): способность судить и разделять чистое и грязное, правильное и неправильное. Человек должен лишь выучиться рассудительности, и жить так, как предписывают законы Бога в Коране, и избегать того, что Он говорит нам избегать. Но одно лишь знание не может возвысить человека.
· Тарикат (орден): путь дервишей, что молятся день и ночь, взывая к Богу. Они стремятся к будущей жизни, и должны избегать скуки и тоски; если поколение людей недостаточно активно и впадает в гордыню, то оно не может рассчитывать на возвышение.
· Марифет (просвещение): просвещенные мистики — как вода, чистая и делающая чистыми других. Они верят в Бога, они не ищут земного, но хотят достичь небесного и чтят правила Божьи.
· Хакикат (реалии): люди, знающие реальность, являются высшей из данных категорий. Они благопристойны, смиренны и повинуются Богу; они стушевываются в присутствии Бога; они достигают постоянного созерцания и молитвы (мюнаджат), они любят Господа и любимы им.
Эти 4 категории являются наиболее успешным подходом (дорт капи), с которым человек достигает наивысшего уровня. Каждый уровень достигается за 10 шагов — обязательств, всего сорок (кирк макат). Ни один человек не достигнет Бога без этих шагов. Например, человек, молящийся без настоящей веры, или нечестен в своей любви к ближним, или прерывает свое паломничество, или не верит в Мухаммеда и учеников его, этот человек никогда не достигнет Бога — все тщетно.
В человеке постоянно противоборствуют дьявольское и ангельское начала. Король одной стороны — мудрость, ее главный заместитель — вера, и начальники его войск — знание, великодушие, благопристойность, скромность, терпеливость, избежание греха, страх Божий, нравственность и другие добродетели. Каждое из этих качеств имеет под своим командованием сотни тысяч солдат. Король другой стороны — дьявол, заместитель его — человеческая сущность, начальники его — гордость, зависть, подлость, скупость, гнев, пустая болтовня, шутовство, и громкий хохот. И у них сотни тысяч солдат.
Невозможно выиграть битву, не зная человека и его хороших и плохих качеств. Хаджи Бекташ советовал людям смотреть внутрь себя, своей души. Он подчеркивал, что человек не может знать себя так, как его знает Бог, а Бог менее доступен человеку, чем тот сам себя, свою духовную сущность. Он приписывает огромную важность этим мыслям, и в одной из глав своей книги он анализирует тело человека, отмечая при этом сходство между телом и внешним миром и Вселенной, заключив, что человек — это «мир в миниатюре»..
К недостаткам, которые называет Хаджи Бекташ, относятся выставление на показ чего-либо, лицемерие и непоследовательность. «Бедняга!» — он восклицает, — «Вера утеряна тобой. Ты говоришь, что веруешь в Бога, но ты не соблюдаешь Его законов. Ты говоришь, что веруешь в ангелов, но ты грешишь, когда ты находишься в одиночестве, не осознавая, что триста шестьдесят ангелов внутри тебя. Ты говоришь, что ты веруешь в Книгу, в Коран, но твое сердце и твои поступки полны зла. Какая книга говорит тебе поступать таким образом? Даже избранный Богом обозлившись в один день, затем проводит день и ночь в молитве, уже будучи не уверенным в своей будущей жизни: они живут в страхе суда Божьего. Будь уверен, что твои недостатки и грехи обернутся против тебя».
Еще он говорил: «Нет пользы в очищении, если зло внутри твоей души. Если твоя душа грязна и ты плотно ее закроешь, ты можешь мыться сверх хоть тысячи раз в день десятилетиями, и все равно внутри ты будешь грязным. Это невозможно, потому что ты полон высокомерия, зависти, самоуверенности, гнева, клеветы, громкого смеха и глупости. Разве можно очистить себя с помощью воды, если вся грязь у тебя внутри? Если ты безрассудно совершаешь один из грехов, твои молитвы напрасны. И если все грехи в тебе, разве это не твое наказание ?»
Хаджи Бекташ придавал огромное значение молитвам, выражающим истинные чувства и любовь к Богу; это — причина, по которой он возводил мюхибов («любящих») в высшую категорию верующих. Это примечательно, что Нишапур, его родина, стал центром для дервишей секты Меламет, которые известны своей защитой любви и гармонии, они ставили на главные места искренность, избежание лицемерия и полагали эти качества путем достижения Бога. Мысли о любви к Богу самого Хаджи Бекташа поэтически выражены в следующем отрывке:
Когда человек взывает к Богу со словами «Мой Господь!», Бог отвечает, приветствуя его. От этих молитв и ответов исходит свет, и от лучей его сотнями тысяч произрастают на седьмом небе цветы; шестое небо озарено светом этих цветов, пятое наводнено запахами амбры, четвертое — запахами абира; на третьем — аромат базилика; на втором фимиам мускуса; на первом пахнет розами. На седьмом небе ангелы срывают цветы и украшают ими восьмое. Когда человек, любящий Бога, подходит к своему концу, ангелы осыпают его этими цветами, и, умирая, он наслаждается этим благоуханием.
Некоторые люди не испытывают страха и паники перед смертью. Видя красоту пророка Иосифа, женщины Египта нечаянно резали себе ладони вместо яблок, которые они ели.
Хаджи Бекташ сам бесконечно любил людей и испытывал великую терпимость по отношению к ним. Он думал, что зрелая личность должна быть благопристойной в своей жизни, и не должна презирать семьдесят две нации, и человек с такой личностью не должен критиковать других. Он должен уважать все создания, и людей, и животных, и не наносить им никакого вреда.
Некоторые ученики Хаджи Бекташа полагали, что он принадлежал к секте Батинит, но это утверждение несовместимо с его идеями, рассказанными выше. Эфлаки утверждал, что он не соблюдал правила шариата, и никогда не молился, но у него были знание и понимание, неприемлемые к его собственным ясным и определенным высказываниям. Он не принял ни секту Шиитов, веровавших в Двенадцать Имамов, в тевелла (любовь к Али и его семье) и в тебарра (ненависть к тем, кто не любит Али). Стиль работ Хаджи Бекташа, его частые ссылки на строки Корана и Пророка, и тот факт, что все его работы, адресованные туркам, были написаны на арабском — все это характерно для образованных людей того времени. Все это указывает на врожденное чувство консерватизма Хаджи Бекташа.
Хаджи Бекташ и его орден также были тесно связаны с Фютювва, обществом молодых людей, отличающихся храбростью, великодушием, бескорыстием, самопожертвованием, воздержанностью, самоконтролем и другими добродетелями. В ранний период орден основывался на этих качествах и подался в мистицизм позже, когда тот был уже развит в Иране, Ираке, Сирии и Египте; в 13 – 14 века этот орден существовал в Анатолии. Знаменитый путешественникИбн Батута, видел Фютювва во время своих путешествий, и говорил о фетас (молодых людях), одетых в особую одежду и предводителем их был шейх по имени Ахи. Члены этого ордена были замечены в оказании гостеприимства странникам и путешественникам, обеспечении вооруженной охраны, уничтожении разбойников, они также поддерживали связи с гильдией купцов и ремесленников.
Ранние Бекташис поддерживали близкие отношения с орденом Ахи. Секта Меламет в Хорасане, к которой принадлежал Хаджи Бекташ, также была связана с Фютювва с ранних дней и приверженцы тасаввюфа следовали правилам обоих орденов.
«Велайетнамэ» говорит, что Хаджи Бекташ и Ахи Эврен, лидер гильдии купцов и ремесленников Анатолии, были близкими друзьями; и Ахи Эврен говорил, что «Он был шейхом и он был Хаджи Бекташем». Большинство ранних Бекташис были также и членами секты Ахи и двигались в Западную Анатолию с турецкими войсками оттоманских завоевателей. Они основались на Балканах и принесли туда турецкую культуру.
Важно, что ритуалы принятия в орден Бекташи (целование седла, надевание ремня, питье из особой чаши), вместе с особой одеждой и молитвами, были взяты из ордена Ахи.
Идея, что Хаджи Бекташ проповедовал янычарам, возникла из того, что учредители корпуса янычар — Кара Рустам, Сеид Али Султан, Гази Эвренос и военные, как Абдал Муса — поддерживали связи с орденом Ахи и, соответственно, с Хаджи Бекташем. На самом деле Хаджи Бекташ умер задолго до основания янычар, и становления Оттоманского княжества.
Но янычары видели Хаджи Бекташа покровителем своего корпуса. Некоторые из начальников империи Оттоманов и начальников ее армии строили здания и фонтаны в монастыре Хаджи Бекташа и делали пожертвования в пользу ордена Бекташи. Янычары носили имя «сыновья Хаджи Бекташа», и многие из них были членами ордена, а на церемонии вступления в должность глава ордена был назван еще и шефом янычар.
Эти две тесно связанные друг с другом организации, янычары и Бекташи, имели похожую судьбу: когда Мехмет II уничтожил янычар, он положил конец и секте Бекташи.
Хаджи Бекташ был современником знаменитого Мевлана Джелаледдина-и Руми, связанного с сектой Меламет в Хорасане. Эти два человека имели много общего, оба были примечательны своей терпимостью и гуманностью. Мевлана писал на литературном персидском и адресовал свои работы образованным людям, в то время, как Хаджи Бекташ находил своих последователей среди крестьян и солдат. Влияние Мевлана простиралось везде по Каппадокии и в Киршехире, где двое из его последователей, шейх Сулейман Туркмени и Мухаммед Аксарай, основали монастырь. Эмир Нуреддин из Киршехира, построивший мечеть и школу в 1273 году, был учеником Хаджи Бекташа. Эфлаки (ум. 1360) говорил, что Хаджи Бекташ отправил одного из своих халифов, шейха Ишака, в Конью с несколькими его дервишами, увидеть Мевлана.
Известный анекдот показывает разные характеры этих двух людей, одного — честного и достойного учителя, не приемлющего выставление на показ чего-либо, другого — поэта, всегда находящегося в любви, экстазе и неистовстве.
Хаджи Бекташ спросил Мевлана: «Почему ты таков? Чего ты хочешь? Почему ты так неугомонен и беспокоен? Ты знаешь чего ты пытаешься достигнуть, свою цель: разве не лучше ли упокоиться и быть тихим? Если нет, то не глупо ли нарушать общественный порядок, чтобы все видели тебя в таком состоянии?»
На эту разумную критику Мевлана ответил так: «Если у тебя нет любимого человека, отчего ты не ищешь его? Если ты нашел любимого, отчего же ты не наслаждаешься им? Сидя тихо в своем покое, ты говоришь «Какой странный способ вести себя!» Но ты один из тех, кто удивляется, отчего ты не стремишься быть вовлеченным в эту странное, но восхитительное положение».
Отношения между орденами Бекташи и Мевлеви продолжались и после смерти Хаджи Бекташа и Мевлана. В 15 веке шейх Мевлеви, Диване Мехмет Челеби, сопровождаемый членами ордена Бекташи, посетил город Хаджибекташ; а в «Велайетнамэ», написанной в 15 веке, есть дружеские ссылки на Мевлана.
В стихах Юнуса Эмре, турецкого поэта, можно найти идеи Хаджи Бекташа. Как и Хаджи Бекташ, Юнус Эмре говорил о сорока шагах и четырех путях, о ценности долгой молитвы и созерцания, о том, что нельзя презирать семьдесят две нации, о продолжающейся борьбе между дьявольским и божественным внутри человека, о командирах и солдатах обоих фронтов, о плохих и хороших привычках человека. Существовала тесная связь между Хаджи Бекташем и Юнусом Эмре.
Другой поэт 14 века, Саид Эмре, также относился к Хаджи Бекташу с уважением и использовал некоторые его идеи и выражения. В стихах этих последователей Хаджи Бекташа ясно прослеживается национальный дух, и они сыграли огромную роль в развитии турецкого языка и литературы.
Как религиозный вождь и этический учитель Хаджи Бекташ был одним из великих, тех, кто подготовил путь Оттоманской империи. Пока Мевлана писал для образованных людей и ученых, поэтов и художников, Хаджи Бекташ был признанным лидером солдат и крестьян, он вдохновлял их воображение и пробуждал их эмоции. Он был известен во многих странах и континентах; он посвятил себя людям, служил им как учитель, и косвенно, основателем турецкого языка и литературы. Он и по сей день живет в сердцах миллионов людей.
Прошу Всевышнего помочь мне спасти некоторых людей и вывести из этой опасной секты...
Да упасёт нас Аллах от таких путей и Даст нам быть одной из 73 течений ахль Сунна уа Джамаат.