Стояние за имамов

Стояние за имамов

Выбор духовного лидера для жителей Цумадинского района оказался делом принципиальным. В этом вопросе цумадинцы считают правильным опираться на своё мнение, навязывание имамов извне привело этот муниципалитет к конфликту, который всю эту неделю наблюдала вся республика и некоторые северокавказские СМИ.

В понедельник, 16 августа, в мечети села Агвали между имамом села Рамазаном Исаевым и преподавателем Исламского университета имени имама Ашари в Хасавюрте Алиевым Шуайбом произошёл конфликт. В мечети также находились их сторонники. В один момент, желая отобрать телефон, кто-то напал на мужчину, который вёл видеосъёмку и оскорбил его нецензурными словами. Потом станет известно, что мужчину душили. Последний написал заявление в полицию, в том числе на имама.

В этот же вечер в социальных сетях распространились другие ролики: на въезде в Агвали собралось множество молодых людей, полиция не пускала в село, чтобы не допустить провокации и эскалации конфликта. Исаев – человек, назначенный Муфтиятом, а другая сторона конфликта – местные жители и уроженцы района, которые хотят сами решать, кто в селе будет имамом. Ранее Исаев занимал должность полномочного представителя Муфтията РД в Центральном территориальном округе, также был руководителем отдела просвещения Муфтията по городу Махачкале.

Чужак в селе

Конфликту не первый месяц. В течение июля имам Агвали Исаев публиковал в своём «Инстаграме» видеоролики под заголовком «События в Цумадинском районе», в которых рассказывал о происходящем в селе Агвали и вокруг сельской мечети. Практически всё то, что он рассказывал в этих видео, он рассказал и в интервью «Черновику».

Цумадинский район для Исаева не чужой, но жил и родился он в городской среде. В Агвали на должность имама был назначен примерно 7 месяцев назад. Он рассказывает, что его избрание было обоюдным решением джамаата Агвали и Муфтията.

«Для меня предложение работать имамом в горах было неожиданным, так как я приобретал знания на русском, а не аварском языке. Назначили временно исполняющим обязанности как нейтральное лицо. Когда меня представляли жителям села, никто не возмутился. Все приняли. На следующий день с утра начались попытки морально меня раздавить и выжить из села. Хотели, чтобы я сам ушёл.

Те, кто согласился, чтобы я был имамом, закрыли двери в кабинет имама, который в мечети расположен. Кроме одного микрофона мне ничего не оставили», – рассказал Исаев нашему изданию.

Имам решил начать преобразования. Первая идея – отремонтировать мечеть. Но, по его словам, определённые лица из числа представителей сельсовета, депутатов, которых он называет «двадцатка», хотели, чтобы он им подчинялся. Отметим, речь идёт о членах Совета мечети. Посчитав, что новый имам проявляет излишнюю самостоятельность, занимается самодеятельностью, они не поддержали его идеи.

Но Исаев всё-таки начал ремонт: «Я сказал, что самостоятельно найду спонсора и сделаю ремонт. Так получилось, что они проигнорировали это. На таравих намазе я обратился к джамаату, хотят ли они изменений. Есть видео, которое подтверждает, что люди меня поддержали. Нашёл местного человека, чтобы финансы контролировал. Все деньги поступали через него, через его банковский счёт. Нашёл спонсоров. Около 400 тыс. рублей, строительные материалы – всё ему передал. Но «двадцатке» ремонт не нужен был, хотя при моём назначении, сидя со мной за одним столом говорили, что ремонт надо делать.

Также я хотел наладить акустику в мечети. Обращался к сотруднику мечети, который в этом разбирался. Но мне было сказано не лезть в дела, связанные с хозяйственной частью. На этом фоне тоже был конфликт».

Люди из «двадцатки», по его словам, не хотели, чтобы новый имам закрепился в сердцах людей благодаря его положительным начинаниям. Также Исаев арендовал помещение для медресе, где обучалось более ста девочек.

Противники, отметил Исаев, считали Муфтият его спонсором. Сам Исаев это отрицает. Дверь кабинета имама открылась, когда в селе появились другие религиозные деятели.

«Увидев моё стремление работать, они пригласили других религиозных деятелей из Хасавюрта для того, чтобы показать – имам никто. Они между собой договорились кабинет не открывать временно исполняющему обязанности. Я подумал, ничего страшного.

Однажды я увидел кабинет открытым, а там сидит Зайналабид Магомедов – хасавюртовский преподаватель. Для кого-то он районный имам, для меня районный имам Ахмад Мухаммадов. Мол, он будет людей принимать. В мечети, где я имамом работаю, почему кто-то должен сидеть? Я им дал время, чтобы они уходили. Там уже было дело чести. Я попросил их покинуть мечеть. Из-за этого тоже был конфликт», – рассказал Исаев.

Далее преподаватель Исламского университета имени имама Ашари в Хасавюрте Шуайб Алиев написал в комментариях, что Исаев запугивает третьими лицами.

«Он меня обвинил в связи с третьими лицами, якобы с ФСБ и т. д. Это был шаг к тому, чтобы радикально настроенные люди могли взять это на вооружение и сделать вывод», – отметил имам.

Слова Алиева и стали причиной конфликта 16 августа. В этот день ночью Алиев вместе с несколькими сторонниками по приглашению Исаева приехал в Агвали. В мечети Исаев потребовал у Алиева объяснений и доказательств того, что он «связан с третьими лицами». Не получив ответа, имам решил ударить оппонента в качестве таъзира (наказание, назначаемое шариатским судьёй за запрещённые шариатом действия).

У «двадцатки» свои правила

Чуть более года назад имамом в селе был Саидгусейн Пирмагомедов, избранный джамаатом. Имам заболел. Назначенный Муфтиятом его заместитель Шамиль Гаджиев пытался заменить имама. Сначала, по рассказам агвалинцев, Пирмагомедов отказывался от заместителя. Недовольство местных жителей на себя Гаджиев навлёк, когда поехал в Астрахань, где находился больной Пирмагомедов и его родственники, просить ключи от кабинета имама. Сына Пирмагомедова это возмутило, ключей он не дал, так как его отец ещё жив.

Это не понравилось, по словам одного из представителей Совета мечети Магомеда Магомедова, и джамаату. Магомедов также является одним из учредителей мечети и её бывшим кассиром.

«Представители села поехали в Муфтият, где сообщили, что в скором времени джаамаат сам изберёт нового имама. Мы сказали, что с Муфтиятом у нас вражды нет. И вот так в дружественном тоне мы Гаджиева отправили домой. Через несколько дней собрали джамаат села прямо в мечети и избрали Шафиана Абдулмуслимова новым имамом», – рассказал Магомедов.

Но в его биографии «нашли семейные проблемы двадцатилетней давности». Трое представителей села были вызваны в Муфтият, где их, как подчеркнул Магомедов, вынудили отказаться от нового имама.

«Сказали, что временно назначат вам Рамазана. Люди были поставлены перед фактом. Законного имама вынудили уйти. А сейчас Муфтият говорит: ‘‘Вы к нам пришли, попросили имама!’’», – заявил изданию Магомедов.

В райцентре Цумадинского района 6 мечетей. Одна из них – самая большая, о которой идёт речь, была построена в 2004 году совместными усилиями цумадинцев. По уставу мечети, имам избирается Советом мечети, в который должны входить не менее десяти человек. Совет в свою очередь избирается джамаатом. Также в уставе указано, что высшим органом является Совет. На собраниях Совета, подчеркнул Магомедов, принимаются решения, касающиеся не только избрания имама, но и хозяйственно-бытового, организационного характера. В состав Совета могут входить лица, достигшие 18 лет и проживающие в селе Агвали.

«Лет 20 существует эта мечеть, с тех пор народ собирался, «двадцатку» выбирал, имамов выбирали. На собраниях решали, что нужно делать: ремонт, уборка…

Рамазан предложил сделать ремонт мечети, сказал, что нашёл спонсоров. Мы ему сказали: «Два сейфа есть в мечети: если человек хочет дать деньги, он кидает их в сейф, а потом 20-ка решает, куда их расходовать». Понимаете, это наша мечеть, мы сами хотим решать, что и как делать», – подчёркивает собеседник.

Магомедов не отрицает, что было принято решение не давать Исаеву ключи от кабинета, так как «он временный человек и кабинет не его». Единственное, что должен был делать временный имам, по мнению «двадцатки», читать намаз и проповеди.

Выпускник хасавюртовского университета

Исламский университет имени имама Ашари в Хасавюрте имеет тесные взаимосвязи с Цумадинским районом. Основатель этого университета – выходец из Цумадинского района. Ректор, множество преподавателей, студентов – тоже цумадинцы. Практически все имамы сёл этого муниципалитета являются выпускниками ИУИА. Вокруг этого образовательного университета сложилась целая религиозная группа, называющая себя ашаритами. По словам Магомедова, большой разницы в вероубеждениях с представителями Муфтията у них нет. Проблема, утверждает он, не стоит в плоскости религии, религиозных споров. Муфтият не хочет усиления данной группы, лидером которой считают имама центральной мечети Хасавюрта Яхью Магомедова (тоже уроженец Цумадинского района – «ЧК»). Собеседники отмечают стремление Муфтията централизовать власть, беря «управление мечетями в свои руки и назначая на должности своих людей».

На следующий день после конфликта в мечети, 17 августа, в кабинете у главы района Шамиля Омарова прошла беседа с участием Яхьи Магомедова, имама центральной мечети Кизляра Сайгидгусейна Гусейнова, из представителей Муфтията пришёл заместитель муфтия Идрис Асадулаев. Так как Асадулаев заявил, что за ним не закреплена ответственность участвовать в назначении имама, у Муфтията попросили отправить в район тех, кто имеет право назначать. В условленное время, в 4 часа вечера, никто не приехал.

«Когда в 6 часов вечера народ собрался на площади, хотел выбрать себе имама, они звонят, говорят, что они выехали. Народ сказал: ‘‘Нет, опоздали’’», – отметил Магомедов.

Новым имамом Агвали по традиции выбрали выпускника ИУИА. Им стал Магомедсайгид Кадимагомедов, который является родным братом серебряного призёра Олимпийских игр в Токио Магомедхабиба Кадимагомедова.

В пятницу, 20 августа, у въезда в Агвали вновь собрались сотни людей и машин. Общественный порядок вышли охранять более 60 сотрудников полиции.

«Ситуация напряжённая. Люди не хотят мириться с нашим выбором. Все жители района вышли на охрану села», – прокомментировал Магомедов ситуацию в селе. 

Комментарии:
По конституции у нас религия и государство отделены Неужели мусульмане не имеют права выбрать себе имама? Зачем будоражить людей ?
СуПийская мафия хочет контролировать все села в Дагестане назначая своих ядовитых лицемеров. Люди даже не вздумайте совершать намаз за ихними «имамами» он не примется. Это язычники ещё те
Опять вольная борьба победила
Чем с такими лицемерами в шариате жить лучше с жидами жить в бесправии. Муллы готовы друг другу глотку грызть. Они не за религию борются а за финансы, которые идут в мечети. Продажные люди...

Автор: Амина Магомедова

chernovik