Стоит ли вставать при входе кого-либо?

Стоит ли вставать при входе кого-либо?

«Был вам хороший пример в Ибрахиме и тех, кто был с ним, когда сказали они своему народу: “Мы не причастны к вам и к тому, чему вы поклоняетесь помимо Аллаха. Мы не веруем в вас. Началась между нами и вами ненависть и вражда навсегда, пока вы не уверуете в Аллаха Единого» ( 60:4 ).

«Не называйте лицемера “господином”, ибо, поистине, если он является вашим господином, вы разгневаете этим вашего Всемогущего и Великого Господа». Ахмад 5/346, Абу Дауд 4977. Достоверность хадиса подтвердил имам ан-Науауи.

"…Достоинство присуще Аллаху, Его Посланнику и верующим, но лицемеры не понимают этого" ( 63:8 ).

«О те, которые уверовали! Воистину, многобожники являются нечистью. И пусть они после этого их года не приближаются к Заповедной мечети… » ( 9:28 ).

« .. Мы сотворили человека в прекраснейшем облике. Потом Мы низвергнем его в нижайшее из низких мест, за исключением тех, которые уверовали и совершали праведные деяния. Им уготована награда неиссякаемая» (95 :5-6).

Является ли вставание на ноги оказанием уважения и возвышения?

Знак такого большого уважения что муслимам запрещено вставать на ноги не только перед обычными муслимами, а и перед самим посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Анас поведал, что для сахабов посланник был самым любимым человеком, но, несмотря на это они не поднимались на ноги увидев его, так как знали, что ему это не понравится» (Тирмизи, Адаб, 13).

Абу Миджзаль рассказал:«Муауия подошел к ибн Зубайру и ибн Амиру. Ибн Амир поднялся, а ибн Зубайр продолжал сидеть. Муауия сказал ибн Амиру: «Сиди, ибо слышал я как посланник Аллаха сказал: «Пусть приготовится к огню тот, кому нравится, что ради него поднимаются на ноги» ( Абу Дауд, Адаб, 165 ).

Абу Умама передает: «Посланник однажды навестил нас, в руке у него был посох. Мы поднялись на ноги. Он сказал : "Не вставайте на ноги, как это делают другие чтобы возвышать друг-друга!" ( Абу Дауд, Адаб, 165 ).

Теперь подумайте если мы не имеем права подниматься перед самым уважаемым и достойным человеком земли (посланник, да благословит его Аллах и приветствует), то можем ли мы возвышая их, подниматься перед простыми смертными.

(«Мы сотворили человека в прекраснейшем облике. Потом Мы низвергнем его в нижайшее из низких мест, за исключением тех, которые уверовали и совершали праведные деяния. Им уготована награда неиссякаемая « (95/5,6,7)

Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) не любил, когда вставали ради него. Хозяин же дома должен вставать, встречая гостя, так как Посланник (да благословит его Аллаh и приветствует) делал это. Разрешено также вставать навстречу прибывшему из путешествия, чтобы обнять его, так как сподвижники поступали таким образом. Анас бин Малик (да будет доволен им Аллаh) сообщает, «что хотя Посланник (да благословит его Аллаh и приветствует) был для ансаров самым любимым и уважаемым человеком, они не вставали при его появлении, так как знали, что он этого не любит». (Ахмад и ат-Тирмизи; достоверный хадис).

В каждом обществе (разные) вставание имеет разный смысл, например на Кавказе и Средней Азии встают на ноги перед стариками, что бы уступить им место, в этом нет ни чего плохого, точно так же как мы можем уступить место инвалиду или беременной женщине (например, в автобусе или метро).

Или что бы оказать гостеприимство ты встаёшь, что бы проявить уважение к гостю, если зайдёт бабулька в метро то ей уступают место, из за её немощности из жалости от того что она старая уже. Если мы в этом положении уступаем место, то куфром не будет. Так как здесь смысл вставания имеет иной не смысл.

В отношении вставания перед вошедшим, Шейхуль Ислам Ибн Теймия дал подробный ответ на этот вопрос, основанный на шариате, который мы хотели бы процитировать:

«Подобное вставание каждый раз, когда он (Пророк да благословит его Аллах и приветствует) входил, не было обычаем праведных предшественников во времена Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) и Праведных Халифов. Напротив, Анас ибн Малик сказал: «Не было для них человека роднее, чем Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует), но когда они видели его, то не вставали, потому что это не нравилось ему.» Передано Тирмизи, 2754; Сахих Тирмизи.

Но они вставали, когда встречали человека пришедшего издалека, чтобы поприветствовать. Передано, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) встал поприветствовать Икриму, а когда пришел Саад ибн Муаз, он сказал ансарам: «Встаньте перед вашим руководителем». Передано Бухари, 3043; Муслим 1768. Это случилось, когда Саад пришел провести суд над Бану Курайза, потому что они сказали, что примут его вердикт.

Что люди должны делать, так это следовать праведным предшественникам в своих обычаях во времена Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), потому что они лучшее поколение и лучшая речь — это Слово Аллаха, и лучшее руководство — это руководство Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует). Никто не должен отворачиваться от руководства лучших людей и руководства лучшего поколения и следовать тому, что хуже этого. И руководитель не должен позволять подчиненным, чтобы они вставали, когда видят его, достаточно просто поприветствовать его обычным приветствием.

В отношении вставания для приветствия того, кто вернулся из путешествия или подобного этому, то это хорошо. Если в обычае людей есть вставать для приветствия, и если его оскорбит не вставание, и он не знаком с данным положением Сунны, то лучше встать, потому что это поможет созданию хороших взаимоотношений и уберет гнев и злость. Но если человек знаком с этим положением в Сунне, то не вставание не оскорбит его.

Вставание перед вновь пришедшим не относится к словам Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует): «Кто любит, чтобы люди вставали перед ним, пусть займет свое место в Аду». Передано Тирмизи, 2755, Сахих Тирмизи. Это относится к случаю, когда вошедший садится, а другие стоят; но не относится к случаю, когда встают поприветствовать.

Таким образом, ученые разделили вставание на два типа. Поэтому встающие поприветствовать гостя равны ему (гостю), в отличии от тех, кто продолжает стоять, когда другой садится.

В сахих Муслим сказано, что Пророк (Да благославит его Аллах и приветствует) руководил молитвой сидя, потому что был болен, а они молились стоя. Он сказал им: «Не возвеличивайте меня, как Персы возвеличивают друг друга». И он запретил им стоять в молитве, когда он сидит, чтобы они не походили на персов, которые вставали, когда их вожди сидели.

В заключение, лучшим является следование путем праведных предшественников насколько это возможно. Если человек не верит в это и не знаком с данным обычаем, и подобное поведение (не проявление уважения) приведет к еще большему злу, то мы должны, избегая большего вреда, выбрать меньший и делать то, что принесет больше пользы, наперекор тому, что принесет меньшую пользу.»

Ясность внесет случай, переданный в Сахихейне (Бухари и Муслима), об истории Кааб ибн Малика, когда Аллах принял его покаяние и покаяния двоих его сотоварищей. Когда Кааб вошел в мечеть, Тальха ибн Убайдуллах встал и побежал к нему навстречу, чтобы поприветствовать его и поздравить с прощением Аллаха, и Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) не осудил данный поступок. Это указывает на то, что разрешено вставать, когда кто-либо входит, для того, чтобы пожать ему руку и поприветствовать.

Также сообщается, что когда Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) входил к своей дочери Фатиме, она вставала, брала его руку и сажала на свое место. А когда она входила к нему, он брал ее руку и сажал на свое место. Сахих Тирмизи».