Стоит ли идти в мечеть с таким стандартом поклонения?

Намаз в Подмосковье
С субботы, 6 июня, в Москве получили возможность возобновить работу большинство религиозных объектов разных конфессий. После ослабления введенных при пандемии коронавируса ограничений в мечети пришли первые верующие. Немногочисленные пока посетители старались соблюдать эпидемиологические правила, но получалось не всегда.
В Московской области возобновили работу мечети и мусульманские центры. В связи с ослаблением ограничительных мер по коронавирусу они стали доступны для индивидуального посещения верующими, сообщает пресс-служба Совета муфтиев России (СМР).
По данным пресс-службы, для посещения мечетей необходимо соблюдать действующие санитарные предписания, в которые входят ношение масок и перчаток и соблюдение социальной дистанции. Отмечается, что коллективные пятничные молитвы будут проводиться на открытом воздухе возле мечетей, причем не во всех городах Подмосковья, а только там, где позволяет эпидемическая ситуация.
Людям старше 65 лет, людям с хроническими заболеваниями, а также с симптомами ОРВИ Совет муфтиев настоятельно рекомендовал пока воздержаться от посещения мечетей и участия в коллективных молитвах.
Мечети Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона, вслед за православными храмами, открылись в Северной столице с 5 июня 2020 года. Муфтий и губернатор пришли к единому мнению, что пока мусульманам можно совершать только молитвы по пятницам (джума-намаза). Пускать внутрь мечетей и молельных домов будут до 50 человек.
Между верующими должно быть минимум 1,5 метра. Вход в мечеть и на прилегающую территорию возможен исключительно с индивидуальными молитвенными ковриками и защитными масками и перчатками. Вход посетителей начнется за 10 минут до начала молитвы. Омовение необходимо совершить заранее – дома, - говорится на сайте духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России.
Намаз в Казани
В Саудовской Аравии и Палестине вновь открылись мечети
Приняты необходимые меры для обеспечения безопасности здоровья посетителей мечетей.
Как сообщает саудовское информагентство SPA, приняты необходимые меры для обеспечения безопасности здоровья посетителей мечетей.
Верующих просят соблюдать социальную дистанцию. Не работают кондиционеры, закрыты туалеты и комнаты для омовения.
Мечеть аль-Акса в Иерусалиме открылась в воскресенье, она была закрыта на протяжении 70 дней из-за пандемии COVID-19, информирует Управление по делам мусульманских святынь "Вакф".
На утренней молитве присутствовали около 700 верующих. Им было предписано соблюдать ряд мер предосторожности, в частности необходимо использовать маску, собственные молитвенные коврики, а также придерживаться социальной дистанции.
Власти Саудовской Аравии из-за пандемии коронавируса с 6 июня повторно вводят 15-дневный комендантский час в городе Джидда.
Жителям будет запрещено появляться на улице с 15:00 дня до 6:00 утра. Население города составляет 3.4 миллиона человек.
Синагоги пока что не открываются для проведения молитв
Правительство Петербурга разрешило с 5 июня посещение храмов при условии обеспечения безопасности граждан и соблюдения требований Роспотребнадзора.
Но Синагога пока что не откроет свои двери для молящихся. Это связано с конкретной ситуацией в общине: есть заболевшие.
Ситуацию поясняют главы еврейской общины — главный раввин Петербурга М.-М. Певзнер и председатель еврейской общины М. Д. Грубарг:
— Мы находимся в постоянном диалоге с городом, благодарны за заботу и поддержку. Вчера состоялась онлайн-конференция с представителями конфессий, на которой мы обсуждали текущую ситуацию. Посоветовавшись с медицинскими специалистами, мы пришли к выводу, что в нашей конкретной ситуации открывать Синагогу пока рано. Мы все очень хотим, чтобы в Синагоге возобновился ежедневный миньян и с нетерпением ждем такой возможности. Но здоровье прихожан дороже. В середине следующей недели мы еще раз оценим ситуацию и примем решение о том, возможно ли возобновление молитв в Синагоге.
Мы желаем полного выздоровления всем, кто сейчас болеет, и от всей души благодарим врачей, которые самоотверженно борются с эпидемией.
Главный раввин России Берл Лазар заразился коронавирусом и находится под наблюдением врачей.
Тем временем православные храмы уже проводят открытые богослужения
Например, в 17 часов в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры начался Парастас (особое поминовение усопших), в 18 часов Парастас начинается также в Казанском и Спасо-Преображенском соборах.
3 июня губернатор Петербурга Александр Беглов внес изменение в постановление об ограничениях против коронавируса, которое позволило храмам города с 5 июня проводить богослужения с участием прихожан. При этом участники богослужений должны носить маски и перчатки, а также соблюдать дистанцию не менее 1,5 метра. В храмах должны регулярно проводить дезинфекцию. Ограничено и количество людей, которые могут одновременно находиться в храмах. Численность будут определять в зависимости от площади помещений. Петербуржцам старше 65 лет и имеющим хронические заболевания рекомендуют воздержаться от посещения храмов.
В дни православных праздников — Троицкой родительской субботы и Святой Троицы 6 и 7 июня — в городах России запустили дополнительные автобусы до кладбищ.
Каков вывод
Предложение Духовного управления мусульман России не нашло поддержки у опрошенных «Кавказским узлом» верующих Дагестана и Ингушетии. Они считают, что не стоит надеяться на соблюдение мер безопасности посетителями мечетей. Имамы мечетей предпочли дождаться заключения эпидемиологов.
Как писал «Кавказский узел», Духовное управление мусульман Кабардино-Балкарии исключило возможность возобновления коллективных молитв в мечетях республики, поскольку эпидемиологическая ситуация остается тяжелой. Верующие заявили, что с пониманием относятся к решению муфтията. Муфтият Чечни, напротив, с 1 июня снял запрет на коллективные пятничные молитвы в крупных мечетях городов и райцентров. Избирательное открытие мечетей выглядит нелогичным, указали пользователи Instagram и местные жители.
Некоторые руководители российских мечетей убеждены в том, что пока нет возможности соблюдать все предписанные на время эпидемии санитарные нормы во время совершения коллективных молитв. Имамы должны исходить из ситуации в своём регионе. Если это не нанесет вреда обществу, то было бы допустимо открыть мечети, так как люди скучают по мечетям. Если бы распространение коронавируса остановилось, можно было найти решении о проведении намазов в мечети - сказал имам-хатыб мечети "Рамазан" Прокопьевска ДУМ РФ Равшан Темуров. Но в Кузбассе число заболевших только увеличивается и надо исходить прежде всего из слов пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха):
1. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передано, что посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не пускайте здорового к больному» (Аль-Бухари, Муслим).
2. Из сунны Пророка (мир ему и благословение) — изолирование больного, то есть карантин. По этому поводу Посланник (мир ему и благословение) сказал: «Убегай от прокаженного, как убегают от льва» (Аль-Бухари, Муслим).
3. В борьбе с эпидемией Ислам установил важное правило — в этом направлении и движется медицина в наше время. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если вы услышали о чуме в какой-то земле, то не идите в эту землю. А если она появилась там, где вы находитесь, то не выходите оттуда» (Аль-Бухари).
ВОЗ предупредила о "разрушительной" второй волне коронавируса, рано ещё успокаиваться
Директор Европейского регионального бюро ВОЗ Ханс Клюге предупредил об угрозе "разрушительного" повторного всплеска коронавируса. Он заявил об этом в ходе онлайн-брифинга, данные которого приводит РИА "Новости".
По словам Клюге, вторая волна не является неизбежной, однако на фоне снятия ограничений угроза повторного всплеска инфекции становится почти неминуемой, учитывая, что у общества по-прежнему нет ни вакцины, ни лечения от коронавируса. "Если не купировать эти всплески, то вторая волна может наступить, и она может стать очень разрушительной", - заявил он.
Ранее сообщалось, что всплески заболеваемости возможны до конца 2021 года, поскольку вакцину от коронавируса можно ожидать не раньше конца 2020 года. Российские ученые также заявляли, что пандемия пойдет на спад, только когда новой болезнью переболеет 70-80% населения Земли.
Директор программы ВОЗ по чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения Майкл Райан также заявил, что пандемия коронавируса на глобальном уровне все еще прогрессирует, и призвал все страны быть готовыми ко второй волне заболеваемости, соблюдать меры безопасности, отслеживать распространение коронавируса и осуществлять тестирования. По его словам, вторая волна заболеваемости может совпасть с сезонной эпидемией гриппа, которая обычно случается осенью.
Как вести себя мусульманину в период пандемии коронавируса?
Коронавирус уже несколько месяцев носится по всему миру, заражая всё больше и больше людей. Число заражённых уже превысило несколько миллионов, а количество умерших приближается к миллиону, что поставило большинство стран мира в сложное положение. Пандемия не обошла даже самые передовые и развитые страны. Целые сектора мировой экономики парализованы, американские фондовые биржи падают, а экономисты предсказывают глобальную рецессию и не исключают возникновение новой Великой депрессии.
Мусульмане во всём мире восприняли новости о новой «чуме» XXI века по-разному: Саудовская Аравия одна из первых приняла жёсткие меры по предотвращению распространения этого вируса, Иран спохватился позже, но тоже активно борется с заразой. Не так давно Турция, оказавшись в лидерах по числу заражённых, ввела карантинные меры во всех крупных городах.
В России положение пока не настолько критическое как в двух последних странах, однако здесь тоже введён режим самоизоляции. Власти строго рекомендуют гражданам не покидать свои дома без крайней необходимости, но, как часто у нас бывает, люди сразу пытаются найти лазейку и выбираются наружу при первом же случае, при этом ни про какие «маски» они и слышать не хотят.
К сожалению, мусульмане тоже не стали исключением, более того, от некоторых часто можно услышать споры о «мировом коронавирусном заговоре», а другие – и вовсе не хотят верить в существование коронавируса.
Вирусные эпидемии не являются чем-то новым для человечества, и мусульманская умма на заре своего становления тоже не раз сталкивалась с подобными заболеваниями. Поэтому в мусульманской традиции существуют строгие правила того, как мусульманин должен вести себя при эпидемиях различных инфекционных заболеваний. О них и пойдёт сегодня речь.
В книге Мухаммада аль-Хуарди «История четырёх халифов» приводится очень примечательная история, связанная с халифом Умаром во время чумы в Сирии. На пути в Дамаск, до него дошла весть, что в городе разразилась чума.
Умар посоветовался со своими спутниками по поводу того, стоит ли им продолжить путьили же лучше вернуться в Медину? Среди сподвижников возник спор: одни утверждали, что, так как он вышел в путь ради Аллаха, чума не коснётся его, другие утверждали обратное. Однако Умар ибн аль-Хаттаб решил вернуться, за что получил упрёк от Абу Убайды: «Неужели ты бежишь от предопределения Аллаха?», – на что Умар ответил: «Да, я бегу от предопределения Аллаха к предопределению Аллаха».
Эта история даёт ясно понять, что в таких случаях просто уповать на Аллаха недостаточно, мусульманин, в первую очередь должен сделать всё, что в его силах, чтоб избежать вреда для себя.
В подтверждении данного вывода можно привести известный хадис, переданный Абдуррахманом ибн Ауфом, в котором приводятся слова пророка Мухаммада (да благославит его Аллах и приветствует): «Если вы услышите, что где-то вспыхнула эпидемия чумы или холеры, не отправляйтесь туда. А если это произошло в стране, в которой вы находитесь, не покидайте её» (Аль-Бухари, Муслим).
Пророку Мухаммаду при жизни тоже пришлось столкнуться с эпидемией чумы и, судя по этому хадису, он ещё тогда говорил об ограничении передвижения между странами, где распространён вирус.
Коран также напоминает о соблюдении карантина в аятах, ниспосланных во время эпидемии чумы: «Клянусь тем, что вы видите и тем, что не видите… Пусть больного не навещает здоровый». Разве не о самоизоляции здесь идёт речь?
Кстати говоря, интересно то, что режим карантина был довольно популярным методом в борьбе с инфекционными заболеваниями в средневековом мусульманском мире, врачи того времени считали его наиболее действенным методом в борьбе против «Чёрной смерти», разновидности чумы, распространившейся на Ближнем Востоке в XIV в., а затем, перекинувшись в Европу, унёсшей, как сообщают исторические хроники, треть населения Англии.
Свой список медицинских мер в эпоху этой чумы был представлен в труде известного исламского ученого и врача Ибн Хаджара аль-Аскалани, кроме уже упомянутого карантина, он содержал призыв к соблюдению личной гигиены, специальной диеты, исключение из рациона потенциально опасных продуктов, быстрые похороны умершего и исследование возможных способов излечения от болезни.
Да, специальные медицинские маски и перчатки не были упомянуты в традиционных мусульманских текстах, однако все мы знаем, что исламское учение призывает беречь своё здоровье, не наносить заведомо вред ни своему здоровью, ни других, поэтому строгое следование рекомендациям медиков – лучший способ для сохранения своего здоровья и следованию предписаний ислама.
Сегодня мусульмане также обеспокоены тем, что во многих городах и населённых пунктах страны закрываются мечети, из-за чего негде совершить пятничную молитву. Однако и эта мера находит своё место в исламской сунне: согласно шариату, среди уважительных причин отсутствия мусульманина на пятничной молитве можно перечислить: болезнь, боязнь заразиться болезнью, опасение встречи по дороге в мечеть с опасным диким зверем или собакой и даже сильный дождь!
Тогда что говорить о вирусе, уже унёсшим жизни тысяч людей, угрожающем всему человечеству катастрофой и уже вошедшему в наши дома? Неужели жизни тысяч мусульман должны быть поставлены под угрозу? Шариат говорит – нет. Примеры сподвижников тоже показывают, что лучше проявить терпение, пока всё не вернётся на круги своя, тем более, что людям, сидящим на карантине пророк Мухаммад (мир ему и благословения Аллаха) обещал такое же вознаграждение, как и мученику на пути Аллаха. О какой ещё более высокой награде может мечтать мусульманин?
Исходя из всего вышесказанного следует, что соблюдающий мусульманин в это непростое время обязан заботиться о своём здоровье, следовать рекомендациям врачей и стараться не нарушать режим самоизоляции, потому что этого требует Священный Коран и сунна, которая ещё на заре ислама ввела известные нам сегодня методы борьбы с инфекциями подобными вирусу Covid-19.