Способы избавления от навязчивых мыслей во время молитвы

Способы избавления от навязчивых мыслей во время молитвы

Смирение (хушу) и есть суть молитвы. Молитва без надлежащего смирения, словно тело без души. Ниже приведены два совета, которые помогут достичь смирения:

1 - Стремитесь думать о том, что вы говорите и делаете, размышляйте над смыслами Корана, зикром и дуа, которые вы читаете. Знайте, что вы беседуете с Аллахом, словно видите Его, так как во время стояния в молитве поклоняющийся говорит со своим Господом, а искренность - это поклоняться Аллаху, словно вы видите Его, зная, что даже если вы Его не видите, то Он видит вас. Каждый раз, когда человек будет испытывать сладость молитвы, он будет более усерден в ней. Это состояние меняется от силы имана и существует множество способов для его укрепления.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Три вещи в этой жизни были сделаны любимыми для меня: это женщины, благовония и отрада очей моих в молитве."Согласно другому хадису он сказал: "О, Билял, (призови людей) и дай нам отдохнуть в молитве» ", и он не сказал "дай нам отдохнуть от нее".

2 - Следует стремиться избавиться от того, что может отвлечь вас, а именно от мыслей о вещах, не имеющих отношения к молитве. Васвас влияет каждого человека по-разному, так как наущение связано с уровнем сомнений человека, желаниями, влияющими на его сердце и степенью привязанности к чему либо или же страхом перед чем-либо.

Из "Маджму Фатава Шейх аль-Ислам Ибн Таймийа", 22/605

Также шейхуль Ислам Ибн Теймия сказал: Всякий раз, когда человек хочет обратиться к Аллаху, его посещают различные васвасы. Шайтан является словно грабитель, преградивший дорогу. Каждый раз, когда человек хочет двигаться к Аллаху, он пытается препятствовать ему на этом пути. Поэтому, когда одному из саляфов сказали о том, что иудеи и христиане говорят: «Мы не испытываем наущений," он ответил: "Они говорят правду. Что делать шайтану доме, от которого остались руины?"

33 способа развития смирения в молитве

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Мир и благословение Мухаммаду, Посланнику Аллаха, его семье и сподвижникам!

Что такое смирение (арабск. «хушу´а») в молитве?

Хвала Аллаху, Господу миров, Который сказал в Коране: «....и стойте перед Аллахом смиренно» [Сура “Аль-Бакара”, 2:238] и сообщил относительно молитвы: “...Воистину, молитва является тяжким бременем для всех, кроме смиренных” [Сура «Аль-Бакара», 2:45]. Молитва является самым главным столпом Ислама, а смирение предписано шариатом. Когда Иблис, враг Аллаха, поклялся искушать сыновей Адама и сталкивать их с пути истинного, он сказал: «А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева...» [Сура «Аль-Араф», 7:17]. Самой главной задачей Иблиса всегда было отвлекать внимание человека от молитвы всевозможными способами и нашептывать ему во время молитвы, дабы лишить его радости поклонения и награды от Аллаха.

Поскольку смирение будет самым первым, что исчезнет на этой земле, а мы живем в то время, когда близок конец света, то актуальными для нас являются слова Хузайфа (да будет доволен им Аллах): «Первое, что вы потеряете в вашей религии, - это хушу´а, а самое последнее – это молитва. Очень скоро настанет время, когда человек будет совершать молитву, не имея доброты в сердце, а когда ты зайдешь в мечеть, то не найдешь ни одного человека, у которого бы осталось хушу´а» (аль-Маадаридж, 1/521).

Каждый из нас знает о себе достаточно, и часто слышны жалобы людей на вкрадчивые нашептывания шайтана во время молитвы на недостаточное смирение, поэтому мы решили поговорить на эту тему. Пусть этот разговор станет напоминанием как мне, так и моим братьям мусульманам, и я прошу Аллаха сделать его полезным.

Аллах сказал: «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих молитвах» [Сура “Аль-Му´минун”, 23:1-2] – то есть, трепещущие пред Всевышним Аллахом и полные спокойствия. Хушу´а означает спокойствие, безмятежность, умиротворенность, достоинство и скромность. Страх пред Аллахом и ощущение того, что Он смотрит на нас, заставляет человека наполняться смирением (хушу´а). Хушу´а - это состояние, когда сердце человека, стоящего перед Аллахом во время молитвы, смиренно и покорно. «...и стойте пред Аллахом смиренно» [Сура «Аль-Бакара», 2:238], где под смиренностью понимается поклонение, серьезность и повиновение, потупление взора и смирение из страха пред Всевышним, Велик Он и Славен.

Место смирения - в сердце, но это состояние влияет и на тело. Поклонение тела следует за поклонением сердца: если сердце небрежно к молитве или подвержено наущениям шайтана, то и поклонение тела будет также небрежно. Сердце подобно владыке, а тело – его войску, которое выполняет его приказы и идет, куда ему приказано. Если короля смещают, он теряет свое окружение; то же самое происходит, когда сердце не поклоняется должным образом.

Скрытое смирение

Показное смирение осуждается. Хузайфа (да будет доволен им Аллах) обычно поговаривал: «Остерегайтесь показного смирения». Его спросили: «А что значит лицемерие в смирении?». И Хузайфа (да будет доволен им Аллах) ответил: «Это когда тело изображает смирение, но в сердце его нет». Фудайль ибн ‘Айаад сказал: «Нежелательно показывать больше смирения, чем есть у человека на самом деле». Один из них как-то увидел человека, который изображал хушу’а, и сказал: «О, такой-то и такой-то, смирение есть здесь» - и он указал на грудь этого человека, - «однако его нет здесь» - и он указал на плечи (аль-Мадааридж, 1/521). Ибн аль-Каййим (да будет доволен им Аллах) так объяснял разницу между смирением искренной веры и лицемерием в искренности: “Смирение искренней веры – это осознание и дрожь пред величием Аллаха и наполнение сердца благоговеянием, страхом и робостью, любовью и пониманием того блага, которое даровано нам Всевышним, а также осознанием сових собственных грехов. Без сомнения, за смирением сердца следует смирение тела. Что же касается лицемерия в смирении, то это показное смирение, которого совсем нет в сердце ”.

Один из сподвижников пророка (СААС) просил Аллаха: “Я прибегаю к Аллаху от лицемерия в смирении”. Его спросили: “Что значит лицемерие в смирении?”. И он ответил: “Это когда тело изображает смирение, но в сердце его нет”. Человек, искренне ощущающий смирение перед Всевышним, - это человек, чье сердце чисто и наполнено светом веры. Его собственные желания ичезли, а душа наполнена страхом и благоговеянием. Он стал покорным (мухбит) Аллаху...”

Показное смирение выражается в том, что человек изображает его, однако глубоко внутри, в душе, он все еще полон желаний. “Внешне человек покорен своему Господу, однако змея в долине и лев в лесу рыщут в поисках новой жертвы” (аль-Рух).

В молитве состояние хушу’а достигается лишь тогда, когда человек освобождает свое сердце от всего лишнего и акцентирует все свое внимание на молитве. Только тогда он почувствует наслаждение и радость в молитве. Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: “...моей радостью стала молитва”.

Аллах упомянул “аль-хааши’иина уа’ль-хааши’аат» (мужчин и женщин, которые смиренны (пред Аллахом) и описал это качество, как одно из качеств людей избранных. Он сказал, что приготовил для таких людей прощение и великую награду (то есть Рай). [Сура «Аль-Ахзааб», 33:35]

Одно из преимуществ смирения- это облегчение молитвы. Аллах сказал нам: “Обратитесь за помощью к терпению и молитве. Воистину, молитва является тяжким бременем для всех, кроме смиренных” [Сура «Аль-Бакара», 2:45]. Смирение очень важно, но его очень легко потерять, и в наши дни, которые являются последними временами, оно редко встречается в людях. Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: “Самым первым, что исчезнет из этой уммы, будет хушу’а, до тех пор, пока не останется ни одного человека с таким качеством”.

Правила хушу’а

Смирение в Исламе является обязательным;

Существует нечто, что помогает нам обрести смирение в молитве, и то, что его ослабляет. Один шейх-уль-ислам говорил: “Существует две вещи, которые помогают нам [укрепить покорность]: 1.Сильное желание совершать то, что является обязательным (то есть человек стремится сосредоточить все свое внимание на том, что он говорит и делает, на размышлении над значением айатов Корана, на поминании Аллаха (зикре) и на совершении ду’а’,и на том, что, стоя на молитве, он стоит пред Аллахом и обращается к Нему так, будто видит Его).

Ихсан означает, что “ты поклоняешься Аллаху, будто видишь Его, а если ты не можешь видеть Его, то Он видит тебя”. Существует много способов укрепления веры. Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: “Из благ вашего мира была мне внушена любовь к женщинам и благовониям, а радостью и утешением очей моих была сделана молитва”. В другом хадисе он сказал: “Пусть нашим утешением станет молитва, о, Биляль”.

Концентрация внимания Это означает, что необходимо стремиться к тому, чтобы убрать все то, что может отвлечь внимание во время молитвы. У всех людей это происходит по-разному: степень рассеянности зависит от индивидуальных особенностей человека, его сомнений и желаний, устремлений сердца к тому, что оно любит.

На основе выше сказанного приступим к обсуждению:

Способы развития смирения

Этого можно достичь несколькими способами:

Тщательная подготовка к молитве;

Совершение молитвы размеренно;

Размышления о смерти во время молитвы

Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) говорил: «Помните о смерти во время своей молитвы, так как размышления о ней заставляют человека молиться должным образом, и совершайте свою молитву так, будто это последняя молитва в вашей жизни»(аль-Албани). Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует) также советовал Абу Айубу (да будет доволен им Аллах): «Когда ты становишься на молитву, представь, что она последняя» (Ахмад).

Размышление над айатами и словами поминания Аллаха, произносимыми во время молитвы, и принятие их сердцем;

Остановка в конце каждого айата

Это помогает лучше понять прочитанное и задуматься над ним, кроме того, это сунна Пророка (СААС). Умм Салама (да будет доволен ею Аллах) передает, что Посланник Аллаха (СААС) обычно читал «Бисми-Лляхи Рахмани Рахим», затем делал паузу, потом читал «Аль-хамду ли-Лляхи Рабби-ль-‘алямин ар-Рахман ар-Рахим», после этого вновь делал паузу и читал «Малики йауми-д-дин», и так он делал паузы после каждого айата (передал Абу Дауд). Таким образом, остановка после каждого айата является желательной, даже если два айата тесно связаны по смыслу.

Медленное, размеренное чтение (тартиль) и украшение чтения голосом

Аллах говорит: «...и читай Коран размеренным чтением» [73:4]. Именно так читал его Пророк (СААС), отчетливо произнося каждую букву (передал Ахмад). Пророк (СААС) читал суры столь размеренно, что они казались гораздо длиннее, чем на самом деле (передал Муслим).

Украшение чтения голосом также способствует размышлению и почтительности. Это советовал посланник Аллаха (СААС), говоря: “Украшайте Коран своими голосами, ибо, поистине, красивый голос делает Коран еще краше” (передал аль-Хаким). Однако сказанное не означает, что нужно тянуть гласные и придавать им мелодию; следует украшать чтение голосом, боясь Всевышнего Аллаха, ведь Пророк (СААС) говорил: “Поистине, среди читающих Коран наилучшим голосом обладает тот, слушая которого, ты думаешь, что он боится Аллаха” (передал Ибн Маджа).

Осознание того, что Аллах слышит твою молитву

Пророк (СААС) говорил: “Аллах, Велик Он и Славен, сказал: “Я разделил молитву между Мной и Моим рабом, и Мой раб получит то, о чем он просит”. Когда он говорит “Хвала Аллаху, Господу миров”, Аллах говорит “Мой раб восхвалил Меня”. Когда же он говорит “Милостивому, Милосердному”, Аллах говорит “Мой раб превознес Меня”. Когда он говорит “Властителю в День Суда” , Аллах говорит “Мой раб восславил Меня”. Когда же он говорит “Тебе одному мы покланяемся и Тебя одного молим о помощи”, Аллах говорит “Это между мной и моим рабом, и Мой раб непременно получит то, о чем он просит”. Когда же он говорит “Веди нас прямым путем, путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших”, Аллах говорит “Все это для Моего раба, и он непремено получит то, о чем просит” (передал Муслим).

Этот хадис очень важен. Если человек будет помнить о нем во время молитвы, то сможет достичь глубокого смирения, и сура “Аль-Фатиха” произведет на него большое впечатление. А разве может быть иначе, ведь он почувствует, что сам Господь обращается к нему и исполняет его просьбу!

Нужно с почтением относиться к этому “разговору” с Аллахом. Посланник (СААС) сказал: “Когда кто-либо из вас становится на молитву, он говорит с Господом, так пусть же он обратит внимание на то, как он говорит с Ним” (передал аль-Хаким).

Преграда (сутра) перед молящимся и нахождение рядом с ней

Усилению смирения помогает также создание преграды перед собой во время молитвы и нахождение вблизи от нее, поскольку это помогает ограничить поле зрения, защищает молящегося от шайтана и не позволяет людям проходить перед ним.

Возложение правой руки на левую на груди

Пророк (СААС), становясь на молитву, возлагал свою правую руку на левую и возлагал их на грудь (передает Абу Дауд). Посланник Аллаха (СААС), говорил: «Нам, Пророкам, было велено...возлагать свои правые руки на левые руки во время молитвы» (передает ат-Табарани).

На вопрос о смысле возложения одной руки на другую во время молитвы имам Ахмад ответил: «Это покорность перед Всемогущим».

Ибн Хаджар (да будет Аллах милостив к нему) сказал: «Улемы говорили: «Это положение выражает отношение смиренно просящего, оно предупреждает суетливость и способствует покорности».

Устремление взора к месту совершения земного поклона

‘А’иша передает, что Посланник Аллаха (СААС), склонял свою голову во время молитвы и устремлял свой взор к земле (передал аль-Хаким). Когда Пророк (СААС), входил в Ка‘абу, его взор не покидал места совершения земного поклона до тех пор, пока он не выходил (передал аль-Хаким). Когда молящийся усаживается для произнесения ташаххуда, ему следует обращать свой взор на указательный палец, которым он совершает движения, ибо передается, что Пророк (СААС), «направлял указательный палец в сторону Киблы и обращал на него свой взор» (передал Ибн Хузайма).

У некоторых из совершающих молитву возникает вопрос: можно ли закрывать глаза во время молитвы, в особенности, если человек чувствует, что это способствует его смирению?

Ответ таков: это расходится с сунной Пророка (СААС). Если человек закрывает глаза, значит, он забывает о том, что желательно устремлять взор к месту совершения земного поклона и на свой указательный палец. Кроме того, нам нужно прислушаться к авторитетному мнению аль-‘Аллама Абу ‘Абд-Алла ибн аль-Кайима (да будет Аллах милостив к нему), который сказал: «Закрывание глаз во время молитвы не относится к учению Пророка (СААС).

Мы только что сообщили, что во время ташаххуда и произнесения ду‘а он смотрел на свой указательный палец и не давал взору уклоняться...». Из этих и других хадисов ясно, что Пророк (СААС), не закрывал глаза во время молитвы. Законоведы расходятся во мнении по поводу того, является ли закрывание глаз во время молитвы порицаемым. Имам Ахмад и некоторые ученые считали это порицаемым (макрух) и говорили, что так поступают иудеи, а другие позволяли это и не порицали. Правильнее же считать, что, если открытые глаза не влияют на смирение человека, то лучше их открыть, а если это отвлекает человека (например, если перед ним украшения), то закрывание глаз вовсе не является порицаемым.

В данном случае суждение ближе к принципам и целям шариата, чем просто утверждение, что это порицаемо. А Аллах лучше знает.

Совершение движений правым указательным пальцем

Многие из совершающих молитву игнорируют выполнение этого движения, тем самым показывая безразличие к той пользе, которую оно приносит, и к его влиянию на усиление смирения. Пророк (СААС), говорил: “Поистине, он действует на шайтана сильнее, чем железо” (передал Ахмад), имея ввиду, что движения указательным пальцем во время произнесения ташаххуда более болезненны для шайтана, чем если бы его побивали железным прутом, ведь совершение таких движений напоминает рабу о том, что Аллах Един, и только Он достоин искреннего поклонения, а это более всего ненавистно шайтану, удали нас Аллах от его наущений.

Сообщается, что сподвижники Пророка (СААС), напоминали друг другу указывать пальцем при взывании с мольбами к Аллаху (передал Аби Шайба). Таким образом, произнося ташаххуд, желательно поднимать и опускать указательный палец правой руки, направляя его в сторону киблы.

Выбор различных сур, айатов, слов поминания Аллаха и ду‘а во время молитвы

Это позволяет совершающему молитву все время открывать для себя новые смыслы, обращаясь к различным темам айатов и слов поминания Аллаха. Тот, кто помнит наизусть лишь несколько коротких сур, лишается такой возможности. Варьирование сур при совершении молитвы является желательным и способствует усилению смирения. Если мы обратимся к тому, что читал Пророк (СААС), во время своих молитв, то увидим, что выбор его был широк. Так, например, что касается слов обращения к Аллаху с мольбой перед началом молитвы (ду‘а-ль-истифтах ), то варианты были следующие:

Какие суры читал посланник Аллаха (СААС) чаще всего?

Дуа и слова поминания, которые произносил пророк (СААС) во время молитвы.

Совершение земного поклона во время чтения определенных айатов Корана, где об этом идет речь (суджуд ат-тилава).

К правилам чтения Корана относится совершение земного поклона во время чтения айата со знаком “саджда” (Таких яаятов –13, в Коране они отмечены специальным знаком минарета, т.е. в этом месте нужно совершить саджда – земной поклон).

В Своей Книге Аллах, описывая пророков и праведников, говорит: “...когда им читали айаты Милостивого, они падали ниц и рыдали” [Сура “Марьям” 19:58]. Ибн Касир (да будет Аллах милостив к нему) сказал: “Ученые согласились, что [читая этот айат] нам следует совершить земной поклон по их примеру”.

Суджуд ат-тилава усиливает смирение. Аллах говорит: “Они падают ниц, касаясь земли подбородками и рыдая, и это приумножает их смирение” [Сура “Аль-Исра‘” 17:109]. Сообщается, что Пророк (СААС) совершал земной поклон, читая суру “Ан-Наджм” (53) в своей молитве. Аль-Бухари (да будет Аллах милостив к нему) сообщает в своем “Сахихе” , что Абу Рафи‘ сказал: “Я совершал ночную молитву вместе с Абу Хурейрой (да будет доволен им Аллах), и он, читая “Иза ас-сама’у-н-шаккат” [Сура “Аль-Иншикак” (84)], совершил земной поклон. Я спросил его об этом, и он сказал: “Я совешил земной поклон по примеру Абу-ль-Касима [Пророк] (СААС), и так я буду поступать до тех пор, пока не встречусь с ним вновь”.

Очень важно всегда совершать суджуд ат-тилава, ведь он раздражает шайтана и угнетает его, ослабляя его влияние на совершающего молитву. Абу Хурайра передает: “Посланник Аллаха (СААС), говорил: “Когда сын Адама, читая Коран, совершает земной поклон, шайтан убегает, крича: “Горе ему! Приказано было ему совершить земной поклон, и он пал ниц, и его достоянием будет Рай; а мне было велено поклониться, но я ослушался, и моей участью станет геенна!” (передал Муслим)

Обращение к Аллаху за помощью от шайтана

Шайтан – это наш враг, и одно из проявлений его враждебности – нашептывание (васвас) совершающему молитву с целью спутать его и лишить покорности. С этой проблемой сталкивался каждый из нас. Однако не нужно отчаиваться, ведь сказано в Коране: «....Во истину, козни шайтана слабы» [Сура «Ан-Нисаа», 4:76]. Когда раб Аллаха становится на молитву, шайтан злится и завидует ему, поскольку тот ближе к Аллаху.

В первую очередь шайтан пытается внушить человеку пренебрежение к молитве.

Если же ему не удается заставить раба Аллаха забыть о времени молитвы, он старается отвлечь его от самой молитвы, нашептывая ему посторонние мысли. Шайтан надееется, что человек закончит молитву с тем, с чем начал ее, т.е. с грузом непрощенных грехов.

Абу’ль-‘Аас (да будет доволен им Аллах) однажды спросил у Пророка (СААС): “О Посланник Аллаха! Поистине, шайтан мешает мне совершать молитву и читать Коран, запутывая меня!”. В ответ ему Пророк (СААС) сказал: “Это шайтан по имени Ханзаб, и если ты почувствует его присутствие, то обратись за защитой к Аллаху и трижды сплюнь налево”. Он сказал: “Я так и сделал, и Аллах удалил его от меня”.(Муслим) Также Пророк (СААС) говорил: “Когда кто-либо из вас становится на молитву, шайтан приходит и запутывает вас, заставляя сомневаться в том, сколько рак’атов вы совершили. В этом случае необходимо совершить два земных поклона перед произнесением слов приветствия (таслимом)”(Аль-Бухари).

Прим.ред: согласно другому хадису, суджуд “сахва”можно также совершить и после таслима.

Размышление о молитве салафитов - наших праведных предков

“Если бы вы увидели одного из них (салафитов) во время молитвы, произносящего слова своего Господа, то подумали бы, что тот стоит перед Властелином миров, и это преисполнило бы вас благоговением”.

Однажды, когда Ибн аль-Зубайир молился во время осады Мекки, его задел снаряд из катапульты, разорвав одежду, однако он даже не поднял головы.

Муслим ибн Башшар молился в мечети, когда часть ее обрушилась, и люди вскочили со своих мест, а он даже не заметил этого.

Сообщается, что перед молитвой ‘Али ибн Аби Талиб менялся в лице и приходил в сильное волнение. Когда его спросили о причине этого, он ответил: “Клянусь Аллахом, пришло время взять на себя ответственность, которую Аллах предложил нести небесам, земле и горам, но те отказались, испугавшись этого, а я понесу ее” (ссылка на Суру “Аль-Ахзаб”, 33:72).

А как мы молимся сегодня... Смотрим на часы, поправляем одежду, думаем о своих делах и считаем деньги в уме, рассматриваем узоры на ковре и пытаемся увидеть, кто стоит рядом с нами. А как бы мы вели себя, разговаривая с президентом или другим важным лицом?..

Размышление о преимуществах смирения в молитве

Пророк (СААС) сказал: “Нет ни одного мусульманина, который совершил бы омовение должным образом, встал на молитву в предписанное время со смирением, искренне совершал бы земные поклоны, и ему бы не были прощены все прошлые грехи (кроме больших грехов). И так будет всегда.”(Муслим). Сообщается, что Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Вы получите из своей молитвы только то, на чем вы сосредоточились”. Тот, кто молится со смирением, чувствует легкость, словно груз пал с его плеч. Он хочет молится постоянно, находя в этом радость и умиротворение.

Дуа во время молитвы

Дуа – это наша обязанность. Аллах сказал: “...когда вы взываете к Нему смиренно и тайно...” [Сура “Ан’аам”, 6:63].

Пророк (СААС) сказал: “Тот, кто не взывает к Аллаху, вызовет Его гнев” (ат-Тирмизи). Сообщается, что Пророк Мухаммад (СААС) делал дуа в определенные моменты в молитве: во время земного поклона, между двумя двумя земными поклонами и после слов ташахуда. Самым важным временем для дуа во время намаза является суджуд (земной поклон), поскольку Пророк (С.А.А.С.) сказал: «Раб бывает ближе всего к своему Господу во время земного поклона, так почаще же возносите мольбы к Аллаху [в это время]» (Муслим). Во время земного поклона Посланник Аллаха (С.А.А.С.) обычно говорил: «Аллахумма, гфир ли занби кулля-ху, ва диккя-ху, ва джилля-ху, авваля-ху ва ахира-ху, ‘аланийята-ху ва сирра-ху»(О,Аллах, прости мне все мои грехи – малые и большие, первые и последние, явные и тайные) (Муслим)

После ташахуда Пророк Мухаммад (СААС) советовал говорить: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от мучений могилы, и от мучений ада, и от искушений жизни и смерти, и от зла (искушения) шайтана». Он также говорил: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от зла того, что я совершил, и от зла того, что я еще не совершил», или: «О Аллах, рассчитай меня легким расчетом!».

Что отвлекает наше внимание от молитвы?

Вот несколько советов, следование которым поможет не отвлекаться от молитвы:

нежелательно молиться, если рядом готовится еда, а вы чувствуете голод;

нельзя молиться, если вы хотите в туалет;

нельзя молиться сонным;

нельзя молиться за человеком, который разговаривает (либо спит);

нельзя равнять землю перед собой во время молитвы (нежелательно также вытирать лоб и нос, даже если на них покпала грязь);

нельзя мешать другим громким чтением Корана;

нельзя поворачиваться во время молитвы (и отводить глаза);

нельзя поднимать глаза к небу;

нельзя плевать перед собой во время молитвы (а лишь налево или себе под ноги);

желательно не зевать во время молитвы;

Считается ли молитва действительной, если во время нее человек подвергается наущениям шайтана?

Ибн аль-Къайм, да будет милостив к нему Аллах, говорил: «Спрашивают о том, действительна ли молитва, совершенная без должного смирения? Ожидаемая награда последует только лишь за те моменты в молитве, когда человек был сосредоточен и проявлял покорность перед своим Господом».

Пророк Мухаммад (СААС) сказал: «Человеку, совершившему молитву, может быть записана лишь половина из нее, или треть, или четверть... или десятая часть». Если человек совершил молитву, по крайней мере большую ее часть, со смирением, он получит за это награду, поскольку некоторые упущения будут восполнены дополнительными молитвами и поминанием Аллаха. Такая молитва действительна. Относительно молитвы, совершенной без должного смирения, ибн Хаамид, например, считает, что ее необходимо переделать.

В сборниках достоверных хадисов сообщается, что Пророк (СААС) сказал: «Когда раздается призыв к молитве, шайтан отступает, с шумом испуская ветры, чтобы не слышать этого призыва, а когда призыв завершается, он снова подступает. И он отступает во время объявления о начале молитвы (икамат), а когда икамат завершается, он снова подступает, чтобы встать меж человеком и душой его и говорить ему: «Вспомни о том-то и о том-то», - о чем тот и не думал вспоминать до молитвы, и шайтан делает это для того, чтобы человек оставался в подобном положении, не ведая, сколько ракятов молитвы он совершил. Если с кем-либо из вас случится такое, совершите два земных поклона покаяния, до произнесения слов приветствия».

Заключение

По отношению к молитве люди делятся на пять групп:

Первая группа – люди, небрежные к своей молитве. Они не совершают омовение должным образом, молятся не во время и невнимательно;

Вторая группа – люди, совершающие омовение должным образом, во время встающие на молитву, однако сильно подверженные наущениям шайтана;

Третья группа – люди, способные противостоять наущения шайтана во время молитвы, но уделяющие этому слишком много внимания, и потому крадущие из своей молитвы;

Четвертая группа – люди, чье сердце полностью присутствует в молитве;

Пятая группа – люди, молящиеся так, будто они видят своего Господа. Они не чувствуют преград между Ним и собой. Такие люди находят радость в молитве, и потому они всем довольны, и их не огорчают земные тревоги.

И в заключении мы просим Аллаха сделать нас смиренными и принять наше покаяние. Хвала Аллаху, Господу миров!