Современные фатвы ученых Ислама о намазе (3 часть)

ПОЗЫВЫ МАЛОЙ НУЖДЫ ДО НАМАЗА, А В НАМАЗЕ ЭТО ПРОХОДИТ
Постоянному Комитету по выдачам фетв и научных исследований задали вопрос: «Иногда я чувствую необходимость опорожнить кишечник до молитвы, но молюсь, и в молитве уже этого не ощущаю. Будет ли моя молитва верной? А иногда происходит наоборот? Верна ли молитва в этом случае?»
Ответ: «Молящемуся нельзя приступать к молитве, сдерживая большую или малую нужду, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Нет молитвы, если подали еду, и нет молитвы у того, кто сдерживает малую и большую нужды" (Муслим). Мудрость и польза этого запрета, а Аллах знает лучше, в том, что это мешает смирению в молитве.Однако если человек совершил молитву в подобном состоянии, то молитва его верна, но не полноценна, не совершенна, однако совершать её вновь не нужно. Если ты приступил к молитве, не ощущая позывов к большой или малой нужде, и они появились посреди молитвы, то молитва также верна, и в сдерживании этих позывов нет порицаемости, если только они не помешает закончить молитву»" فتاوى اللجنة الدائمة للبحوث العلمية والإفتاء " ( 7 / 25 - 26"Фатауа-ль-ляджнати-д-даима ли-ль-бухус аль-‘ильмийа уа-ль-ифта." 7/25-26
РАЗГОВОР ПОСЛЕ ИКАМАТА ДО НАЧАЛА МОЛИТВЫ
Шейх Абдуль-Азиз ибн Баз, да помилует его АллахВопрос: "Каково суждение относительно разговора после Икамата до начала молитвы о вещах вне молитвы, как выравнивание рядов и пр., или же если этот разговор о мирских, житейских делах?
"Ответ: "Если разговор после Икамата и до начала молитвы был связан с молитвой, как, например, выравнивание рядов и т.п. – это дозволено. Если же он не был связан с молитвой, то лучше оставить это, потому что молитва очень важна и к ней следует готовиться". Шейх Ибн Баз Сборник «Фатауа Исламия»: – Т. 1. – Стр. 339.
ДУА ИЗ КОРАНА ВО ВРЕМЯ ЗЕМНЫХ ПОКЛОНОВ
Спросили учёных Постоянного комитета: «Известно, что нельзя читать Коран во время земных поклонов. Однако есть некоторые аяты, которые содержат в себе мольбы, как слова Аллаха:«Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь, и даруй нам милость от Себя, ведь Ты – Дарующий!»(3:8). Каково положение чтения подобных мольб из Корана во время совершения земного поклона?»
Они ответили: «Нет в этом ничего плохого, если читать это как мольбу, а не как Коран». См. "Фатауа аль-Ляджна" 6/443.
ХУКМ СОВЕРШЕНИЯ НАМАЗА, СЛЕДУЯ ЗА ИМАМОМ, НАХОДЯСЬ ДОМА
Вопрос: "Можно ли молиться в доме за имамом в мечети, если ее минарет находится рядом с крышей дома?
"Ответ: "Хвала Аллаху! Молитва в доме за имамом в мечети недействительна.Молитва за имамом в мечети действительна только тогда, когда сам молящийся находится внутри мечети или за ее пределами в рядах молящихся, которых слишком много и им не хватает места внутри. В этих случаях молитва действительна. Молитва за пределами мечети, если внутри достаточно места, является недействительной.
Ученых Постоянного Комитета спросили о ситуации, которая часто возникает в Мекке и Медине во время хаджа: человек совершает коллективную молитву у себя дома, следуя тому, что он слышит из динамиков мечети, при этом он не имеет связи с имамом и другими молящимися.
Ученые ответили: «Такая молитва недействительна. Это мнение шафиитов и имама Ахмада, если только ряды молящихся не доходят до его дома и он может следовать за имамом, видеть его и слышать его голос. В этом случае его молитва действительна, также как молитва людей из рядов, которые доходят до его дома. Но если это условие не соблюдено, то его молитва недействительна, потому что мусульманин должен совершать коллективную молитву в домах Аллаха (мечетях) со своими братьями по вере.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если человек услышал призыв на молитву и не отозвался на него, не имея уважительной причины, то не будет принята совершенная им молитва в одиночестве». Ибн Маджа, аль-Хаким; аль-Хафиз сказал: «Иснад хадиса соответствует условиям Муслима».
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал слепому человеку, когда тот спросил, можно ли ему молиться дома: «Слышишь ли ты призыв на молитву?». Слепой ответил: «Да, слышу». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тогда – отзовись». Передал Муслим в своем «Сахихе»". Источник силыФатава Ляжна ад-Даима, 8/32.
КУДА СМОТРЕТЬ В НАМАЗЕ?
Вопрос: «Куда направляется взгляд молящегося в намазе?»
Шейх Ибн Баз: «Сунна смотреть на место земного поклона (суджуд). Во время стояния (къиям) он должен смотреть на место земного поклона. Тоже самое и во время поясного поклона (руку’).
А во время сидения он должен смотреть на место указания (пальцем). Во время сидения для «ташаххуда» он должен смотреть на свои руки, на место своих рук, так как это место указания (пальцем), как об этом передается в сунне, от пророка (мир ему и благословение Аллаха)».
О НАУЩЕНИЯХ ВО ВРЕМЯ ОМОВЕНИЯ И НАМАЗА
ВОПРОС: "У одного человека, во время совершения омовения появляются наущения: ты не помыл ногти, или, пятки, или, ступни. Дозволено ли оставлять это без внимания?
"ШЕЙХ (رَحِمَهُ الله): "У некоторых людей, бывают множество сомнений, и каждый раз совершая омовение, они сомневаются, домыли ли они ту или иную часть тела или нет. На подобное не надо обращать внимания. Если человек станет обращать внимания на эти множества сомнений, то это его ввергнет в затруднение. Но если допустить, что его сомнение – это истинное сомнение, не в больших количествах, то оно принимается в расчет, и устраняется такое сомнение, поступая в соответствии с тем, в чем уверен.
"СПРАШИВАЮЩИЙ: "А если он не знает количество этих сомнений?
"ШЕЙХ: "Тогда это означает, что у него наущения, и такой человек не перестает пребывать в сомнении.
"СПРАШИВАЮЩИЙ: "(Да, поэтому) он иногда аяты перечитывает по нескольку раз, также и ташаххуд.
"ШЕЙХ: "Ни в коем случае! Этот человек наущаем. Я считаю, он должен отбросить эти наущения, потому что если он откроет дверь наущениям, то ввергнет себя в тягости. Если не сделает это, то шайтан начнет к нему приходить во время молитвы, и вызывать сомнения в молитве, может даже дойти до того, что он усомнит этого человека в существовании Всемогущего и Великого Аллаха. Начнет вселять в него сомнения относительно его жены, развелся он с ней или нет, и т.п. Поэтому человек обязан отбросить эти наущения.
"СПРАШИВАЮЩИЙ: "А как это сделать?
"ШЕЙХ: " Отдалиться. Я имею в виду, когда он начнет сомневаться, то пусть не принимает это сомнение во внимание.
"СПРАШИВАЮЩИЙ: "А можно ли ему аяты перечитывать?
"ШЕЙХ: "Пусть не перечитывает их ни в коем случае. Если он прочитает их единожды, этого достаточно, даже если он сомневается в чтении, просто пусть отбросит это сомнение".
Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах
СОМНЕНИЕ В ЧТЕНИИ СУРЫ "АЛЬ-ФАТИХА" В МОЛИТВЕ
Шейх Салих аль-Фаузан, да хранит его АллахВопрос: «Что делать если есть сомнение в оставлении чтения (суры) «аль-Фатиха»? Когда женщина молится и не знает прочла ли она суру «аль-Фатиха» или нет?»
Шейх аль-Фаузан (حَفِظَهُ الله): «Если это является наущением (уасуас), которое часто появляется у нее, то она не должна обращать на это внимание. А если это случилось (как-то) случайно, то основа в том, что она не читала ее (аль-фатиху) поэтому ей нужно ее прочесть».
НАЗНАЧЕНИЕ ИМАМОМ В НАМАЗЕ ГРЕШНИКА
На вопрос отвечает выдающийся ученый, имам ахлю-Сунна нашего времени, бывший муфтий Саудовской АравииШейх Абдуль-Азиз ибн АбдуЛлах ибн Баз, да помилует его Аллах.
Вопрос: «Допустимо ли ставить имамом в молитве человека оставляющего молитву фаджр и бреющего бороду?»
Ответ: «Человек, который не совершает утреннюю молитву в джамаате – грешник, а так же человек, который бреет бороду – грешник. Так же тот, кто курит или пьет спиртное – все они грешники. И такие люди не должны быть имамами в молитвах мусульман. И обладатели власти не должны назначать таких людей имамами.Однако, если Аллах испытал какого-либо человека такими имамами и он молился позади них, то его молитва считается достоверной. Подобно тому, как молился Ибн Умар и другие сподвижники, да будет доволен ими Аллах, позади Хаджаджа ибн Юсуфа, несмотря на то, что он пролил великое множество крови (мусульман), потому что он был мусульманином обладателем грехов.
Суть сказанного в том, что грехи не делают запретным имаматство, но будет имаматство грешника неполноценным. И будет лучше молиться за другим имамом (не грешником). И обязательно заменить такого человека, если его грехи будут явными. Лежит ответственность на обладателях власти, под управлением которых находится назначение и смещение имамов, чтобы они сместили его и подыскали на его место человека, который будет не запятнан подобными грехами по мере возможности.
Однако если человек полностью оставил утреннюю молитву и не совершает ее вообще, то такой человек является кафиром и он не может быть имамом, и прибежище к Одному Аллаху. Но очевидно, что спрашивающий подразумевал, что этот имам не совершает молитву фаджр в джамаате, ленясь, поэтому он является грешником. И ведь сказал Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах: «В наше время, не пропускал (без уважительной причины) обязательную молитву (в мечети) никто, кроме лицемеров, известных своим лицемерием».
И суть сказанного в том, что если человек оставил обязательную молитву в джамаате (фаджр, зухр, аср и т.д.) без уважительной причины, то это считается грехом. И тот из людей, кто известен такими поступками, не должен быть имамом, более того, необходимо его сместить и поставить на его место более праведного и более полезного для мусульман имама, который будет более далек от совершения грехов и запретных дел.
Однако, как уже предшествовало, если испытал Аллах кого-либо из мусульман подобными вещами, то его молитва считается достоверной и он не должен молиться в одиночку, наоборот, он должен молиться в джамаате. И если был испытан человек молитвой за бреющимся имамом или за курящим, или за тем, кто лениться молиться некоторые молитвы в джамаате, то этот человек совершает молитву за этим имамом и молитва в джамаате обязательна. А этот грешник приносит вред самому себе и нужно что бы вразумили его и наставили, и предостерегли от последствий этого дурного дела. А Аллах, Великий Он и Всемогущий, мягок по отношению к Своим рабам, Свят Он Всевышний. И может быть Аллах направит этого человека к покаянию, по причине наставления его братьев и может этот человек вернется к правильным делам по причине совета и наставления». Из цикла радио-передач «Нура ля дарб», 6-й выпуск. Также, сборник фатв шейха Ибн База «Нура ля дарб» 948 стр.
ХУКМ СОВМЕЩЕНИЯ МОЛИТВЫ "АСР" С "ДЖУМА"
На вопрос отвечает: выдающийся ученый г. Медины, Саудовская Аравия, шейх Салих ас-Сухейми (да сохранит его Аллах):
Вопрос: «Каково постановление Шариата о совмещении пятничной молитвы – «Аль-Джумаа» с молитвой «Аль-Аср» для путника?»
Ответ: "«Джумхур» - большинство ученых запрещают это! Потому что ты не совершил молитву «Аз-Зухр», чтобы (можно было) объединить её с молитвой «Аль-Аср». Ведь ты совершил молитву «Аль-Джумаа» (а не «Аз-Зухр»). Да пятничная молитва заменяет «Аз-Зухр», однако она не называется молитвой «Аз-Зухр». А молитва «Аль-Аср» совмещается с молитвой «Аз-Зухр», теми (людьми) кому дозволено совмещение этих молитв как, например: путник, больной и т.д. Однако «Аль-Аср» не совмещается с пятничной молитвой".
НАСТАВЛЕНИЕ ИМАМАМ, КОТОРЫЕ ЗАТЯГИВАЮТ НАМАЗ
Вопрос: «Я прошу у вас наставления для имамов, которые выстаивают ночную молитву с людьми в мечетях. Некоторые из них удлиняют чтение Корана и удлиняют дуа. Некоторые из молящихся за ними являются пожилыми людьми или теми, которые не могут долго стоять. Я прошу у вас наставление для имамов на эту тему».
Ответ: «Да, действительно, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал имамам: «Тот из вас, кто стал руководить молитвой – пусть облегчает ее для людей, так как среди них быть может есть пожилой, больной или тот, у кого есть какая-нибудь нужда. Если он совершает молитву сам (отдельно), то пусть удлиняет настолько насколько пожелает».
Имаму необходимо заботиться о положении тех, кто молиться за ним. Ему не следует облегчать молитву до такой степени, что может привести к упущению в ней, но также ему не следует ее удлинять до такой степени, что это станет сложным для молящихся за ним. Ему следует обращать внимание на их положение, чтобы не оттолкнуть их этим и чтобы не причинять им трудностей. Это – то, что требуется от имама».
Шейх Салих аль-Фаузан, да хранит его Аллах
НАМАЗ ЗА СУФИЕМ-ЕДИНОБОЖНИКОМ ДОЗВОЛЕН
Спросили шейха ибн База: «Если я приехал в деревню в которой имам суфий, который не кладет одну руку на другую во время молитвы, и он не кладет руки перед коленями когда идет в саджда, разрешено ли молиться за ним?»
Шейх ответил: «Если он известен как последователь единобожия, а не ширка и он всего лишь несведущий в некоторых вопросах, или следует идеям суфизма (тасаввуф), но при этом верит в Таухид и является мусульманином, который поклоняется одному Аллаху и не поклоняется шейхам или другим созданиям, таким как Абдуль-Кадир и т.д., и единственная проблема это то, что он не ставит одну руку на другую во время молитвы, то нет причин для того, чтобы не молиться за ним, потому что это является Сунной,а не Фардом. Положить руку на другую означает положить правую руку на левую, предплечье и запястье на грудь, когда стоишь на молитве. Тот, кто опускает руки по бокам не совершает греха и его молитва действительна….». Фатава аль Шейх ибн Баз (12:120, 121)
Был спрошен Шейх Ибн Баз, рахимаху Ллах: Является ли правильным то, что я прочитал в некоторых книгах Фатауа, что нельзя молиться на на хлопковых или шерстяных (циновках), или на ковриках? И что надо молиться на (непосредственно) на земле или на том, что растет на ней? Т.к. Посланник صلى الله عليه وسلم молился на подстилке и не молился на своей 'абе (шерстяной плащ, одежда) или на какой-то вещи, сделанной из шерсти или хлопка.
Ответ: Правильное мнение в этом вопросе, что нет проблем в этом. Т.е. нет проблем молиться на подстилках (коврах) из хлопка, шерсти, ворса, и так же из пальмовых ветвей, и т.п. Во всем этом нет проблем (молиться на них) у обладателей знания. И Пророк صلى الله عليه وسلم молился на подстилке, которая была из пальмовых ветвей. Так же он молился на подобных вещах из хлопка и т.п. И это не является запретным среди обладателей знания из Ученых Сунны. Все это является разрешенным, хвала Аллаху.И человек может молиться на (ковриках) из хлопка, шерсти или на том, что растет на земле из всей совокупности растительности. Будь то пальмовые листья и т.п.Все это по милости Аллаха (разрешено) без ограничений.
ХУКМ ЗАСУЧИВАНИЯ РУКАВ ВО ВРЕМЯ НАМАЗА
Постоянный комитет по фатвам в Саудовской Аравии: Вопрос: «Считается ли недозволенным засучивание рукав кофты во время молитвы? Если этот запрет относится и к кофте, то меняется ли его хукм, если я приступил к молитве с уже засученными рукавами – то есть, если я не засучиваю рукава в процессе молитвы – или это одно и то же?».
Ответ: «Не дозволено засучивать, подворачивать или придерживать рукава, чтобы они не касались земли во время земного поклона. Этого нельзя делать ни во время молитвы, ни до ее начала, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Мне велено совершать земной поклон семью частями тела, не придерживая при этом одежду или волосы". Хадис передали аль-Бухари и Муслим».«Фатава аль-Ляджна ад-Даима» (7/35).
Ученые Постоянного Комитета сказали: «Что касается молитвы за приверженцем нововведений, то если их нововведения включают в себя многобожие, как взывание к кому-либо помимо Аллаха, или дача обета кому-либо помимо Аллаха, или вера в то, что их шейхи обладают каким-то атрибутом, которым обладает лишь Аллах, подобно совершенному знанию или знанию скрытого, или влиянию на события, то молитва за ними не действительна. Если же их нововведения не имеют ничего общего с ширком, подобно поминанию Аллаха, переданному от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, но произносимому в унисон, покачиваясь из стороны в сторону, то молитва за ними действительна. Тем не менее, мусульманин должен искать имама, который не является приверженцем нововведений, поскольку так он заслужит большую награду и будет дальше от порицаемого.И Аллах наделяет успехом. Да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семью и сподвижников».«Фатава аль-Ляджна ад-Даима» (7/353).
Вопрос: «Каков хукм молитвы позади того, кто посещает могилы праведников, чтобы просить у них благословения (табаррук), читает Коран на маулидах и в других местах, за плату?».
Ответ Шейха Ибн База (рахимаху Ллах): «Этот вопрос нуждается в разъяснении. Если он просто празднует маулид, но (НЕ совершает) многобожие, то это – нововведение, и он не должен быть имамом. Как передается в достоверном хадисе от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: «Остерегайтесь нововведений в делах религии, поистине каждое нововведение – бид’а, а каждое бид’а — заблуждение». (Абу Дауд, 3991).
Празднование мавлида – НОВОВВЕДЕНИЕ (бид'а), но то, что касается взывания к мёртвым и поиск помощи у них или у джиннов, или у других творений, как например, говорят: «О посланник Аллаха, помоги нам», или: «Вылечи больного», или говорят: «О, мой господин Хусейн», или «О, мой господин Бадави», или просит у других мёртвых или у неодушевленных предметов, как идолы, то он — многобожник, совершающий большой ширк, — нельзя молиться за ним, и не принимается его руководство в молитве. Просим у Аллаха благополучия.
Если же он совершает бид’а, подобно присутствию на мавлиде, чтение Корана на могилах, или молитва на могилах , Но НЕ совершает ширк, то он вводит нововведения в религию. Следует его научить, направить его к благому. Его молитва действительна, если он не совершает её у могил, т.к. молитва на кладбище - не действительна, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Да проклянёт Аллах иудеев и христиан! Они превратили могилы своих пророков в мечети». (аль-Бухари 1301, Муслим 823).
Шейх Абдуль-Азиз ибн Баз, да помилует его Аллах
НЕТ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ НАМАЗОМ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ
Был спрошен шейх Абдуль-Карим аль-Худейр: «Должна ли женщина совершать молитву так же, как и мужчина?»
Ответ: «Женщины - родные сёстры мужчин. И пришло в аль-Бухари, что Умм Дарда сидела в молитве, подобно тому как сидят мужчины, в то время как она была женщиной-факъихом. Нет различий между молитвой женщины и мужчины, и это основа. Среди обладателей знания есть те, кто различают образ и особенности сидения (в молитве) мужчин и женщин. Однако имам аль-Бухари объяснил данный асар и похвалил Умм Дарду за то, что она женщина-факъих, что указывает на то, что он выбрал это высказывание, где она села так, как сидят мужчины. Поистине, женщины - родные сёстры мужчин. И обязательным является следовать пророку, да благословит его Аллах и приветствует: "Совершайте молитву так, как вы видели меня совершающим её!" (аль-Бухари, 631). И это обращение как к женщинам, так и к мужчинам».
ЕСЛИ УЗНАЛ ЧТО В МЕЧЕТИ БЫЛА МОГИЛА ТОЛЬКО ПОСЛЕ НАМАЗА В НЕЙ
Шейх Абдулькарим Аль-Худейр, член Комитета Больших Ученых КСА
Вопрос: "Если я совершил молитву в мечети, в которой была могила, и я узнал о том, что в мечети есть эта могила только после завершения молитвы, обязан ли я переделать намаз? Да благословит вас Аллах".
Ответ: "Достоверно передано от него, мир ему и благословение Аллаха, что он сказал: "Не совершайте молитву в направлении могил, и не садитесь на них". (Муслим, 972). Так же пришел запрет совершать молитву на кладбище, и этот запрет указывает на недействительность (молитвы). Таким образом, молитва в мечети, в которой есть могила, или же на кладбище, недействительна. За исключением похоронной молитвы (джаназа) - она действительна на кладбище, так как пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал (ее) над могилой. И если кто-то совершил молитву в мечети, в которой находится могила, но узнал об этой могиле только после того, как завершил молитву, то наиболее очевидным - и Аллах лучше знает - является то, что ему не нужно ее переделывать, что переделывать ее он не обязан".
ХУКМ НАМАЗА ВОЗЛЕ МЕЧЕТИ, КОГДА В МЕЧЕТИ ЕСТЬ СВОБОДНОЕ МЕСТО?
Был спрошен шейх Абдуль-Азиз Ибн Баз:«Можно ли совершать молитву в просторном месте, то есть перед "Вратами Ас-Салям" (врата Запретной мечети) в Мекке, то есть снаружи Запретной мечети, учитывая то, что есть много свободного места внутри Запретной мечети во время коллективного намаза. И также будет ли действительна молитва, если её совершать на территории колодца Зам-зам?»
Ответ: «Обязательно войти. Тому, для кого обязательно совершение молитвы с коллективом, обязательно войти и совершить её с коллективом в мечети. А, если есть ряды (молящихся) снаружи, то нет проблемы в том, чтобы он совершил молитву вместе с ними. А что касается того, чтобы совершать молитву в одиночку снаружи, то нет, ему следует войти и присоединиться к рядам других людей. И если мы предположим, что есть ряды снаружи и есть ряды внутри, и он может войти, то узаконено для него и лучше для него будет войти и дополнить первые ряды. И нет проблем в совершении молитвы на территории Зам-зама, на крыше Зам-зама, на его крыше - нет проблем».
ХУКМ НАМАЗА В УЗКОЙ ОДЕЖДЕ
Был спрошен шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах:Когда женщина молится в своем доме одна, является ли ее молитва действительной, если ее одежда узкая (облегающая)?
Ответ: Если ее 'аурат полностью прикрыт (при этом) - то нет на ней греха. Но лучше и по сунне - если ее одежда будет умеренной, т.е. не слишком узкой и не слишком широкой, а между ними. Однако если она помолится в узкой одежде, но при это будет покрыто все ее тело кроме лица и кисти рук - то ее молитва действительна. И лучше покрывать кисти рук, но даже если она их не покроет - то нет в этом греха, ин ша Аллах. Так же, как и лицо, если нет посторонних мужчин. В итоге, ее молитва действительна. Однако она должна иметь умеренную одежду, не слишком узкую, и не слишком широкую, однако между ними. Т.к. узкая (одежда) выделяет формы ее частей (тела), и выделяет формы ее 'аурата, и это не следует (носить) женщине, и не подобает ей.
Он же (Ибн Баз, да помилует его Аллах) был спрошен:Каково постановление касательно молитвы в узкой одежде для мужчин? И может ли человек молиться (являясь имамом) для людей, будучи одетым в такой (одежде)?
Ответ: Узкую одежду нежелательно носить для всех мужчин и женщин. И узаконено (по шариату), чтобы одежда была умеренно: не узкой, которая выделяет формы частей (тела), и не широкой, а между ними. Что же касается молитвы в такой (одежде), то она действительна, если она полностью прикрывает ‘аурат. Однако, нежелательно верующему носить подобную узкую одежду, так же и для верующей. Одежда должна быть срединной, не слишком узкой, и не слишком широкой. Это то, что следует.
ГДЕ ДОЛЖНА СТОЯТЬ ЖЕНА, МОЛЯСЬ С МУЖЕМ?
1 - Вопрос: "Если муж стоит имамом для своей жены, то должно быть её место?
"Ответ «Постоянного Комитета по научным исследованиям и фетвам КСА»: «Если встает мужчина имамом для женщины, даже если это его жена, то она встает позади него, как передается это в хадисе Анаса, да будет доволен им Аллах: «Что пророк, мир ему и благие приветствия, навестил их в его доме, и совершил с ним молитву духа, и встал Анас справа от него (пророка), а женщина встала позади них» (Хадис передает имам Муслим, 1534).
В другой версии говорится: «Встал я и сирота (мальчик) позади него (пророка), а Умму Сулейм позади нас». (Хадис приводит имам Бухари, 727, смысл хадиса из версии имама Муслима, 1531).И помощь от Аллаха, и мир и благие приветствия Его посланнику, его семье и сподвижникам».(фетва «Постоянного Комитета», 7/335).
2 - Вопрос: "Будет ли действительным молитва в джама’ате мужчины и женщины, и встают ли они в один ряд?
"Ответ «Постоянного Комитета по научным исследованиям и фетвам КСА»: «Будет действительным такой джама’ат. Однако они не должны вставать в один ряд, она должна встать позади него, согласно хадису Анаса и то, что понимается из него. Имам Муслим передает этот хадис в сборнике «сахих», от Анасал ибн Малика, да будет доволен им Аллах, который рассказывал, что его бабушка Мулейка позвала посланника Аллаха, мир ему и благие приветствия, отведать еды, которую она приготовила, и он пришел и поел, а затем сказал: «Вставайте, я совершу с вами молитву». И сказал Анас: «Я взял коврик (плетенный), который был черный от долгого использования, и полил (побрызгал) на него водой. Затем посланник Аллаха, мир ему и благие приветствия, встал не него, а мы с сиротой (мальчиком) встали позади него, а женщина (бабушка) встала позади нас. Совершил посланник Аллаха, мир ему и благие приветствия, два рака’ата, затем ушёл». (Хадис приводит имам Бухари, 380, слова хадиса из версии имама Муслима, 1531).
Так же достоверно установлено от пророка, мир ему и благие приветствия, что совершая ночную молитву, он поставил ибн ‘Аббаса справа от себя. (Хадиса приводят имам Бухари, 117, слова хадиса из версии имама Муслима, 1824).
Что же касается женщины, то нет никаких запретов для совершения молитвы с ней, но чтобы они стояла при этом позади, согласно упомянутому хадису Анаса. И это все касается молитв дополнительных, а что касается обязательных молитв, то мужчина должен совершать их в мечети с людьми, так как пророк, мир ему и благие приветствия, сказал: «Тот, кто слышал азан и не ответил на него (не последовал его призыву), то нет ему молитвы, кроме как при оправдании». (Хадис достоверный, см. «Сахих сунан ибн Маджа», 793)И помощь от Аллаха, и мир и благие приветствия Его посланнику, его семье и сподвижникам».(фетва «Постоянного Комитета», 8/62)
ХУКМ СОВЕРШЕНИЯ ИСТИХАРА ЗА ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА
Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах لا يجوز لأحد أن يصلي الاستخارة عن أحد .جاء في لقاء "الباب المفتوح" للشيخ بن عثيمين رقم (83) : "الاستخارة لا تجوز إلا ممن أراد وهمَّ، ولا يصلح أن يستخير لغيره حتى لو وكله وقال : استخر الله لي ؛ لأن الرسول عليه الصلاة والسلام قال : (إذا هم أحدكم بالأمر فليركع ركعتين ثم يقول : .... وذكر الحديث) كما أنه لو دخل اثنان المسجد وقال أحدهما للآخر : صَلِّ عني ركعتين تحية المسجد وأنا سأجلس ، لا يصح هذا ، فصلاة الاستخارة متعلقة بنفس المستخير الذي يريد أن يفعل" انتهى .
"Истихара может быть прочитана только тем человеком, который хочет что-либо сделать или думает об этом. Не является действительной истихара от имени другого человека, даже если он обращается к вам, и говорит: "Помолитесь истихару за меня (и попросите Его, чтобы направил меня в отношении такого-то вопроса), потому что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-нибудь из вас думает о том, какое решение он должен предпринять, то пусть помолится два раката ..." Это подобно тому как, если бы два человека войшли в мечеть, и один из них сказал другому : "Помолись два ракята молитвы "приветствия мечети" (тахийятуль масджид), а я пока что присяду", - это является недопустимым. Молитва истихара связана с человеком, который ищет указания в отношении вещи, которую он хочет сделать.""Лика аль-баб аль-мафтух" номер 89
Вопрос: "Дозволенно ли совершать молитву позади имама, который читает Коран с ошибками?
"Ответ: "Если имам совершает ошибки, которые не меняют смысл тех аятов, которые он читает, то молитва совершённая за таким имамом действительна, но его нужно оповестить об этом, чтобы он научился читать Коран без ошибок. Если же он при чтении совершает такие ошибки, которые меняют смысл тех аятов, которые он читает, особенно это касается суры "аль-Фатиха", то в этом случае нельзя совершать за ним молитву, и ему запрещается оставаться имамом, пока он находится в этом положении (то есть неправильно читает Коран с ошибками)".Шейх ибн Усеймин, да помилует его Аллах, "Сборник Фетв", 15/159
Вопрос: "Я, хвала Аллаху, знаю много джузов из Корана и знаю таджвид, и иногда случается так, что я совершаю молитву с некоторыми людьми, которые плохо читают Коран, и я колеблюсь, когда они хотят поставить меня имамом, боясь показухи, и после этого они ставят имамом другого человека, который совершает много ошибок при чтении. Записывается ли мне грех за то что я сам не становлюсь имамом?
"Ответ: "Если эти люди просят тебя, чтобы ты стал их имамом в молитве и ты знаешь что они хуже тебя читают Коран, или что они совершают ошибки при его чтении, то в этом случае тебе нельзя отказываться, ведь в одном из хадисов пришло: "Не перестанут люди находиться в унижении, пока они будут выдвигать вперед человека (то есть имамом для себя), когда среди них есть тот, кто лучше того кого они выдвинули" (передал Ат-Табарани в книге "Аль-Авсат", 4582). А Аллаху известно об этом лучше".Шейх Ибн Джибрин, да помилует его Аллах
Спросили у шейха аль-Фаузана: Некоторые подымают руки каждый раз, когда спускаются и подымаются, и подымают, когда встают на 2 или 4 ракаат, а некоторые подымают в земном поклоне. Какого положение этого?Ответ: Это противоречие сунне, моменты в которых подымают руки это то, что я тебе упомянул:во время вступительного такбира; во время поясного поклона; подымания с поясного поклона;во время подымания с первого ташаххуда.
ВЫРАВНИВАНИЕ В НАМАЗЕ ПО НОСКАМ ИЛИ ПО ПЯТКАМ?
У имама аль-'Усеймина, было спрошено о выравнивании ряда (в молитве), и рахимаху-Ллах ответил:«Правильно будет то, что ряд выравнивается по пяткам ног друг к другу, но не по кончикам пальцев; потому что тело (его центр) установлено на пяту, и пальцы стоп различны (в длине), там стопа длиннее, там стопа короче, и не возможно жестко выравнять, кроме как по пятке». Источник: «Аль-Фатауа Аркяни-л-Ислям».
Что делать, если во время дополнительной молитвы услышал Икамат?
Шейх Абдуль-Азиз Ибн Баз, да помилует его АллахВопрос: "Человек зашел в Мечеть и хотел прочитать сунну до обеденной молитвы. После того, как он начал молиться сунну дали Икъамат. Следует ли ему прервать свою молитву, или же следует до конца дочитать ее? Я надеюсь, что вы разъясните этот вопрос!"
Ответ: "Если был дан Икъамат, а часть коллектива молится молитву приветствия или другую дополнительную молитву, то им следует прервать ее и готовиться к обязательной молитве, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если дали Икъамат на молитву, то нет молитв, кроме обязательной» (Муслим).Некоторые ученые склонились к тому, что ему следует дочитать побыстрей, поскольку Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и не делайте тщетными ваши деяния» (Сура Мухаммад, 33), и эта группа ученых сказала, что упомянутый Хадис относится к тому, кто начал молитву после Икамата. Однако первое мнение является верным, потому что упомянутый Хадис включает в себя оба положения (и того кто начал молиться до Икъамата, и того кто начал после)"(Сборник фетв Шейха Ибн База: – Т. 11. – Стр. 392.)
ЧТЕНИЕ АЛЬ-ФАТИХИ ЗА ИМАМОМ
Вопрос:«Если имам читает суру аль-Фатиха в молитве, когда нужно её читать вслух, и затем начинает читать другую суру, но не дает время для молящихся (позади него) для чтения суры аль-Фатиха, то должен ли молящийся читать её, даже если имам в это время читает другую суру?»
Шейх, имам ‘Абдуллах ибн Хумайд (رَحِمَهُ الله) ответил:«Тебе следует прочитать её, даже если имам уже читает (другую суру), потому что она (аль-Фатиха) – короткая, и ты можешь прочитать её, а затем слушать чтение имама, исходя из общего смысла хадиса:"Нет молитвы у того, кто не прочитал (суру) «Открывающую Писание» (аль-Фатиха)" (аль-Бухари 756, Муслим 394).Также исходя из хадиса: "Наверное, вы читаете Коран за вашим имамом? Не поступайте так, кроме того случая, когда читается сура «Открывающая Книгу» (аль-Фатиха), ибо нет молитвы у того, кто не прочитал её" (Абу Дауд 823, ат-Тирмизи 311).Это является конкретизацией общего смысла (аята):"Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, быть может, вас помилуют"(аль-А’раф 7:204).
Поэтому, для тебя является предпочительным прочитать её (Фатиху), не смотря на то, что некоторые учёные считают, что имам заменяет чтение молящихся (своим чтением), как в мазхабе ханбалитов и других учёных. Это на основе того, что передается в хадисе: "Чтение имама – это чтение для тех, кто позади него"(Ибн Маджах 850), но он является слабым (хадисом).Лучше и более безопаснее все же читать (суру аль-Фатиха), и это является более правильным мнением учёных, и на него указывают общие смыслы хадисов. "См. «аль-Фатауа уа-ддурус филь-масджид аль-харам» 264 (№156) («Фатвы и лекции в Запретной Мечети Мекки»)
Шейх Абдуллах аль ибн Хумайд (да помилует его Аллах) -Шейх Абдуллах Ибн Хумайд (род 1328 год хиджры) - из больших ученых, ученик шейха Мухаммада Ибн Ибрахима и многих других имамов недждийского призыва,Друг шейх ибн БазаЕго известными учениками являются:- Шейх Люхайдан- Шейх Хамуд ат Тувайджри- Шейх Абдуллах Ат Турки- Шейх Мухаммад Сабиль- Шейх Солих ас Садлян- Шейх Солих Фаузани многие другие известные ученые и требующие знанияШейх был преподавателем в запретной мечети в Мекке, и председателем верховного суда Саудии и Всемирной Академии Фикха.
Объясняет шейх Мухаммад ибн Салих Аль-Усеймин:"По единогласному мнению ученых ночь начинается с заходом солнца в соответствии со словами Всевышнего:«… а затем поститесь до ночи».(Сура «Корова», аят 187)
И сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Подступает ночь отсюда — то есть с востока — проходит сюда — то есть на запад — и заходит солнце». А когда же заканчивается ночь? В этом вопросе два мнения у ученых-языковедов: одни сказали: она заканчивается с наступлением утренней зари (времени фаджра); другие сказали: она заканчивается с восходом солнца.Мы скажем: Если в общем, то ночь заканчивается с восходом солнца, потому что восход и заход солнца — это, а не свет от солнца, то, что отделяет ночь от дня. А если сказать, что разделяющим является свет от солнца, то мы должны будем сказать: не наступит ночь, пока не исчезнет вечерняя заря. Таким образом мы говорим: если иметь ввиду ночь в общем, то она заканчивается с восходом солнца. Если же говорить о ночи в шариате, то она заканчивается с наступлением утренней зари (времени фаджра) в соответствии со словами пророка,мир ему и благословение Аллаха: «Делайте своим последним(дополнительным) намазом в ночи — витр (намаз из нечетного количества ракатов)».
Так же в соответствии с его словами: «Если кто-то из вас боится наступления утра, то пусть сделает один нечетный ракат(витр)». Это указывает на то, что заканчивается ночь с наступлением времени фаджра. Так же на это указывает то, что постящийся начинает свой пост с наступлением времени фаджра. Таким образом ночь в шариате начинается с заходом солнца и заканчивается с наступлением утренней зари (фаджра), а ночь в общем смысле начинается с заходом солнца и заканчивается с восходом солнца.О какой же из них говорится в словах пророка, мир ему и благословение Аллаха? — О ночи в шариатском смысле.Следовательно, имеется ввиду последняя треть той ночи, которая начинается с заходом солнца (магриб) и заканчивается с появлением утренней зари (фаджр).См. «Шарх акыда ахли ас-сунна уаль-джамаа».(Делим время от начала Магриба до начала молитвы Фаджр на три равных промежутка).
СТАТЬ СУТРОЙ ДЛЯ МОЛЯЩЕГОСЯ
Вопрос: «Дозволительно ли сесть перед человеком (который молится), дабы стать для него "сутрой" (преградой)? Считается ли это (запретным) прохождением перед молящимся?»
Шейх аль-Альбани (رَحِمَهُ الله): «Это хорошее дело, которое относится к взаимопомощи в благих делах».س: لو جاء رجل و جلس أمامه يعني كي يكون له سترة فهل يعتبر هذا مرور من أمام المصلي؟ ج: هذا أمر طيب من باب التعاون على الخيرСл. «Сильсиля аль-худа уа-ннур» 776
Шейхуль-Ислам Ибн Теймийя, да помилует его Аллах, сказал:"Что касается лица, то женщина не закрывает его в молитве по единогласному мнению.. и это потому что прикосновение молящегося своими руками к земле желательно также как и лица, и руки делают суджуд также как и лицо поднимаясь и опускаясь, и если закрытие рук даже не будет нежелательным то как минимум не будет обязательным".См. "Шарх аль умда", китаб ас-соля, 265.
Вопрос: "Дозволено ли молиться в одежде ниже щиколоток?"
Ответ: "Нет. Твоя молитва действительна, однако c ошибкой касательно "аль-Исбаль" (когда одежда спускается ниже щиколоток), ибо не разрешается опускать ее ниже щиколоток. "Все то, что ниже щиколоток в Огне." Как приходит это в достоверном хадисе. Это не разрешено. Да.»
Шейх Салих аль-Фаузан, да хранит его Аллах
ЖЕНЩИНАМ НЕТ НАГРАДЫ В 27 РАЗ ЗА ДЖАМААТ-НАМАЗ
Вопрос: "Когда женщины собираются вместе, то как им лучше молиться вместе или по отдельности? За что дается большая награда?"
Ответ: «Лучше будет для них совершить молитву в джамаате, если есть возможность, но 27 кратная награда за коллективную молитву дается лишь мужчинам, потому что молитва в джамаате является обязательной для них. «Правильным мнением является, что женщинам следует совершить молитву совместно и женщине следует руководить молитвой других женщин, что разрешено в Исламе и является мустхабом для них. Доводом для этого является хадис об Ум Варака, о котором мы говорили ранее, в котором сказано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разрешил ей руководить молитвой женщин обитателей ее дома…
Также установлено, что некоторые матери правоверных руководили молитвой женщин. Передано от Лайс аль Ханафийа (из племени Бану Ханифа), что Аиша, Мать Правоверных, руководила в обязательной молитве. И передано от Тамима бин Салима, что Аиша Мать Правоверных руководила женщинами в вечерней молитве и она стояла в центре ряда и вслух читала Коран.Также передано, что Мать Правоверных руководила женщинами в молитве в Рамадан, и он стояла вместе с ними в ряду. Также передано, что ибн Умар приказывал рабыне руководить молитвой в Рамадан для обитателей его дома» Al-Muhalla, 4/119-200Al-Mufassal fi Ahkaamal-Mar’ah, стр. 254.
Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах
ПОЗЫВЫ К СПРАВЛЕНИЮ МАЛОЙ ИЛИ БОЛЬШОЙ НУЖДЫ ВО ВРЕМЯ НАМАЗА
Вопрос: Иногда у меня бывают позывы к большой нужде перед намазом и я встаю на молитву, но во время самой молитвы этих позывов нет. Будет ли принята моя молитва? А иногда получается наоборот (то есть, до молитвы нет позывов, но позывы к справлению нужды появляются во время совершения молитвы) будет ли принята моя молитва в таком случае?
Ответ: Не дозволено молящемуся входить в молитву когда он ощущает позывы к справлению большой или малой нужды. Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Нет молитвы, если подали еду и нет молитвы при сдерживании малой и большой нужды». Хадис приводится у Муслима (Муслим 1/78, Абу Дауд 89). И мудрость этого — а Аллаху это ведомо лучше – в том, что это препятствует смирению в молитве. Однако, если он совершил молитву в таком состоянии, то его молитва действительна, но неполноценна, не полна, исходя из вышеприведенного хадиса.
Однако если ты вошел в молитву, не ощущая никаких позывов к справлению нужды, однако во время совершения молитвы они появились, то молитва действительна и нет никакой нежелательности в совершении молитвы в таком состоянии, если только эти позывы не воспрепятствуют завершению молитвы.Cм. Фатауа Постоянного комитета № 11888, 7/26
Вопрос: Каково положение того, кто сдерживает воздух в процессе совершения молитвы до тех пор пока не закончит ее?
Ответ: Достоверно утверждено из хадиса приводимого у имамов аль-Бухари и Муслима от ‘Абдуллаха ибн Зейда (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Пожаловались посланнику Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) что человеку в молитве кажется что у него что-то вышло во время совершения молитвы. На это посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Пусть не покидает молитвы, кроме как если услышит звук или же почувствует запах»». Исходя из этого, если не вышел воздух, то его молитва действительна. Однако он не должен входить в молитву испытывая позывы к этому исходя из хадиса передаваемого от ‘Аишы (да будет доволен ею Аллах) что посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Нет молитвы, если подали еду и нет молитвы при сдерживании малой и большой нужды» (аль-Бухари, Муслим). И под этим имеется в виду моча и кал, а по смыслу к этому также относится и воздух, если он сдерживает его.См. Фатауа Постоянного комитета №16586.
МОЖНО ЛИ ЧИТАТЬ ПРО СЕБЯ НАМАЗЫ ФАДЖР, МАГРИБ И ИША?
Ученые Постоянного комитета говорили: "Установлено, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) читал вслух два рак’ата в утренней (фаджр) молитве, первые два рак’ата в вечерней (магъриб) молитве и ночной (‘иша). И чтение вслух в этих молитвах является Сунной. И это узаконено для его уммы, которые должны следовать примеру пророка (мир ему и благословение Аллаха), как сказал Всевышний Аллах:«В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха»(аль-Ахзаб 33: 21).
А также установлено от самого пророка (мир ему и благословение Аллаха), что он сказал: «Совершайте молитву так, как вы видели совершающим ее меня!» Однако если человек прочитает про себя в тех местах, где читается вслух, то он является тем, кто оставил Сунну, но молитва его по этой причине не нарушена!"См. "Фатауа аль-Ляджна" 6/392.
Шейх Ибн ‘Усеймин сказал: "Чтение вслух в тех местах молитвы, где читается вслух, не является обязательным (уаджиб), но это является желательным. И если человек прочитал про себя то, что должен был читать вслух, то его молитва не нарушена! Ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Нет молитвы у того, кто не прочитал Фатиху», и он не связал это чтение с тем, чтобы это было вслух или же про себя. И если человек прочитает то, что ему уаджиб читать вслух или про себя, то он выполнил свою обязанность. Однако лучше и это является Сунной, читать вслух два первых рак’ата в молитве магъриб и ‘иша, а также утреннюю молитву, молитву джуму’а, ‘Ид, молитву истискъа (о ниспослании дождя), тарауих и тому подобные молитвы, в которых читается вслух. И если человек, будучи имамом, сознательно прочитает про себя молитву, то его намаз действительный, однако не полноценный. А что же касается того, кто молится один, то он может выбрать, как ему читать – вслух или про себя. Пусть обращает внимание на то, какое чтение для него лучше и придает ему смиренности".См. "Нурун ‘аля ад-дарб" № 218, «ас-Саля».
НАМАЗ В САМОЛЕТЕ
Шейх аль-Альбани сказал:"Положение молитвы в самолете такое же, как и на корабле. Следует молиться стоя, если это возможно. Если же нет, то сидя, имитируя поясные и земные поклоны".(См. "Асль ас-сыфа ас-саля" 1/102)
РАЗНОГЛАСИЕ В ПОДНЯТИИ ПАЛЬЦА В ТАШАХХУДЕ
Ученые Постоянного комитета говорили: «Поднятие пальца в ташаххуде — это Сунна. А мудрость этого — указание на единство Аллаха. И кто желает, пусть шевелит палец, а кто не желает — не шевелит. Вопрос этот не должен повлечь раскол и раздор между требующими знание! Даже если человек не будет вообще поднимать этот палец, или поднимет, но не будет шевелить, то вопрос этот легкий, он не должен влечь порицание или отдаление! Однако Сунной является поднятие пальца в обоих ташаххудах вплоть до салама, указывая на единобожие. А что касается шевеления пальца, то это следует делать во время мольбы, как на это достоверно указывает Сунна».См. «Фатауа аль-Ляджна» 18679.
ВЫРАВНИВАНИЕ РЯДОМ В НАМАЗЕ С ПОМОЩЬЮ ПОЛОСОК
Спросили шейха ‘Абдур-Раззакъа аль-‘Афифи о положении полоски проведенной в мечети, для выравнивания рядов, и он ответил: "Если люди не могут выровнять свои ряды, кроме как посредством этого, то нет в этом проблемы. Или если мечеть построена отклоненной от направления в сторону Каабы, и ряды правильно выстроить тяжело, кроме как посредством этих линий, то нет инша-Аллах в этом проблем". См. "Фатауа уа расаиль аш-шейх ‘Абдур-Раззакъ аль-‘Афифи" 412.
Спросили ученых Постоянного комитета (аль-Ляджна ад-даима) во главе с шейхом Ибн Базом: "Каково постановление относительно полоски на земле или коврах в мечети, в случае если направление к Каабе немного отклонено, чтобы привести в порядок ряды?" Они ответили: "Нет в этом проблем. И если они совершат молитву в таком положении и без линии, то это не проблема, поскольку небольшое отклонение от Каабы не вредит". См. "Фатауа аль-Ляджна" 6/315.
Также и шейх Ибн Усаймин в "Фатауа нурун аля ад-дарб", разъясняя положение и разницу между нововведениями, а также понятие нововведение в языковом смысле и в шариате, сказал: "И то, что люди внесли в наше время некоторые вещи для усовершенствования поклонения, мы не говорим что это нововведение! Например, микрофоны для усиления голоса. Этого не было при пророке (мир ему и благословение Аллаха), это появилось недавно, но в этом есть польза религиозная, так как до людей доводится о возглашении намаза, чтение Корана имамом и пятничная проповедь, произнесение уроков и лекций и т.п. Также к этому относится и проведение полосок в мечети для того, чтобы выровнять ряды, так как это всего лишь средство для достижения узаконенного положения. От людей не скрыто то, как часто имамы занимаются выравниванием рядов, и это часто приводит к трудностям, как если один вышел вперед, ему говорят: "Встать назад", или встанет назад, ему говорят: "Встань вперед", что приводит к усложнениям. Однако по милости Аллаха сейчас имам может сказать: "Выровняйте ряды по линии" и ряд становится прямым и ровным. да, такой поступок является нововведением со стороны этого поступка, однако это не является нововведением в шариате, поскольку это лишь средство для достижения требуемого деяния!"
МОЛИТВА ВНУТРИ МЕЧЕТИ С КОЛОННАМИ
Ученые Постоянного комитета говорили: "Стояние между колоннами порицается, поскольку это разрывает целостность ряда, исключением является теснота мечети и много молящихся". См. "Фатауа аль-Ляджна" 5/295.Шейх Ибн Баз относительно молитвы между колоннами сказал: "Это противоречие Сунне!", после чего привел хадис Анаса.Сл. "Фатауа нурун ‘аля ад-дарб" № 386.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: "Становиться между колоннами дозволено, если мечеть тесная, и некоторые ученые говорили о единогласном мнении (иджма’) на дозволенность этого. Что же касается положения, когда есть пространство, то в этом есть разногласие. Но правильное мнение в том, что это запрещено, поскольку это прерывает ряд". См. "Маджму’у фатауа уа расаиль" 13/22.
Шейх ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад сказал: "Становиться в ряды между колоннами не дозволено, поскольку они прерывают ряд!" Сл. "Шарх Сунан Аби Дауд" № 59
Имам Абу-ль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: "Причина запрета молитвы между колоннами в том, что ряды прерываются колоннами и потому что, как передается – это является местом совершения молитвы для верующих джинов". См. "аль-Муфхим" 2/108.
НАГРАДА ЗА КОЛЛЕКТИВНЫЙ НАМАЗ ЖЕНЩИН
Когда шейху Ибн Базу (да смилуется над ним Аллах) задали вопрос: "Нас более шести женщин, живущих в одном доме. Иногда время некоторых обязательных молитв застает нас дома, и мы совершаем их индивидуально. Некоторые наши родственники во время своего визита к нам, посоветовали, чтобы мы совершали молитвы коллективно, объяснив, что тем самым мы достигнем достоинства коллективной молитвы. Правда ли это?
"Он (да смилуется над ним Аллах) ответил: "Для женщин не является обязательным совершение молитвы коллективно, но если они совершат ее коллективно, то нет в этом ничего плохого, и если каждая совершит молитву индивидуально, в этом также не будет проблем. Однако если они совершат молитву коллективно, то мы надеемся, что они получат достоинство коллективной молитвы"См. «Маджму' Фатауа уа Макалят Мутанууи'а» 12/86-87.
НАМАЗ СТРОГО ПО ОПРЕДЕЛЕННОМУ МАЗХАБУ
Вопрос: «Есть люди, которые говорят: "Я совершаю молитву согласно мазхабу шафиитов, или ханафитов, или маликитов". К сведению, между этими мазхабами есть разногласия касательно правил совершения молитвы, как со стороны её исполнения, так и чтения Корана, и т.п. Каково шариатское постановление касательно этого?»
Ответ шейха Ибн База: «Является обязательным для верующего придерживаться жизнеописания пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его слов, его деяний. Обращаться к обладателям знания касательно того, что стало ему неясным. И пусть не ограничивается шафиитами, ханбалитами, маликитами или ханафитами. Пусть проявляет заботу о поступках пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его Сунне, смотрит на слова обладателей знания, если является искателем знания. Спрашивает у обладателей знание о том, что стало ему неясным, чтобы исполнять молитву так, как совершал ее пророк, да благословит его Аллах и приветствует, а не так, как совершал такой мазхаб или сякой. Любой мазхаб может ошибаться и содержать в себе некоторые ошибки.Но, если он спросит у искателя шариатского знания, обладателей знания, они направят его. А если он сам способен изучать, то обращается к книгам обладателей знания, к их доказательствам, чтобы знать, что именно соответствует поступкам пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а что им противоречит.Так пусть же он совершает то, что соответствует поступкам и словам пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и оставляет то, что противоречит этому.А Аллах Тот, к Кому следует обращаться за помощью». Сл. "Фатауа нурун 'аля ад-дарб" № 926.
НАМАЗ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ПРОЛЕЖАЛ В КОМЕ
Вопрос: "У меня есть жена, которая пострадала в аварии и впала в кому, длившуюся месяц и 5 дней. Ещё три месяца она сидела, будучи не в состоянии совершать намаз полностью. Разъясните нам, что ей надлежит (делать), да вознаградит Вас Аллах добром?"
Ответ: "Хвала Аллаху. Верное мнение – что не следует возмещать (пропущенные молитвы) тому, кто пострадал в аварии, потеряв из-за этого сознание. Такой относится к категории безумцев и калек, для которых не (предписано) возмещение. Поэтому, если срок (бессознательного состояния) тянется долго, то (пострадавший) становится подобен безумцу и калеке и не обязан восполнять (молитвы). Это – самое правильное из высказываний учёных. Что же насчёт комы в течение двух-трёх дней, то такой подобен спящему или упавшему в обморок, поэтому он восполняет (пропущенные намазы). Передаётся от некоторых сахабов, что они теряли сознание на короткий срок – как один или два дня – и восполняли (молитвы)".
Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах
О ТАСЛИМЕ В КОНЦЕ КОЛЛЕКТИВНОГО НАМАЗА
Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:«Ученые сказали: «Нежелательно говорить первый и второй таслим вместе с имамом, но если скажешь первый таслим после того, как его сказал имам, и второй после того, как его сказал имам, то это не будет ошибкой. Однако лучше их не произносить, пока имам не закончит оба таслима».(См. «Аш-Шарх аль-Мумти», 4/267).