Советуйся в своих делах только с теми, кто боится Аллаха...
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам! А затем:
Однажды, делая наставления одному человеку, ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал ему: “Не вмешивайся в то, что тебя не касается; избегай своего врага; остерегайся иметь приближённым другом кого-либо, кроме правдивого (аль-амин), а правдивый – это только тот, кто боится Аллаха; не будь другом для грешника, чтобы ты не обучился от него его порокам, и не рассказывай ему своих секретов; и советуйся в своих делах только с теми, кто боится Аллаха”. Малик в “аль-Мууатта” (2/132)
Поэтому необходимо выбирать себе товарищей, которые будут помогать в добродетели, они являются одной из больших причин очищения его души и её непорочности, так же необходимо остерегаться общения с плохими и товарищества с порочными, они опаснее паразитов. И сказал Всевышний в суре Аль-Кахф: «Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику. Не отвращай от них своего взора, желая украшений этого мира, и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными».
Одним из правил для очищения души является вспоминание смерти и отчета в день суда, как сказал Аллах, свят Он и велик: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете.» (59:18). «То есть: «Давайте себе отчет в своих делах, прежде чем его потребуют от вас. Посмотрите, какие благие дела вы припасли себе на День, когда вы воскресните и предстанете пред вашим Господом». (Тафсир Ибн Касир).
Поистине основой воспитания души является в первую очередь очищение её от пороков, ослушания Господу и грехов, затем уже украшение её высокими качествами и хорошими поступками, как сказал Всевышний Аллах в суре Ат-Тауба: «Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их.», указав сначала очищение от плохих дел прежде возвышения, путем украшения добродетелями.
Так же борьба с восхищением собой и самообольщением занимает большое положение в борьбе с душой, по причине чего Всевышний сказал: «Не восхваляйте самих себя, ибо Ему лучше знать тех, кто богобоязнен». (53:32).
Образ раба Аллаха, душа которого избавлена от самообольщения, хорошо описал Ибн Аль-Каййим: «Знай, что когда нога раба утвердилась на состоянии повиновения (аль-ихбат), тогда его устремленность повышается, его душа возвышается над такими вещами, как похвала и порицание. Он не испытывает ликования, видя похвалу людей в свой адрес, и не печалится, видя порицание. Это является качеством людей, которые вышли из-под влияния своей души (нафса). Эти люди уже готовы раствориться в служении Всевышнему Аллаху. Сердце этих людей освещено светом имен и атрибутов Всевышнего Аллаха. Сердце этих людей почувствовало сладость веры и убежденности. Если человек находится под влиянием похвалы или порицания людей, это является признаком того, что его сердце отрезано от Всевышнего Аллаха. Это сердце не почувствовало духа любви и познания Всевышнего Аллаха. Оно не вкусило сладость связи со Всевышним Аллахом!».
Прекрасным примером борьбы с душой и проявления терпения и стойкости на этом пути, для достижения самой большой цели нашей жизни — довольства Аллаха, является пример приведенный Ибн Аль-Каййимом: «Нафс (душа) подобен высокой горе, которая преградила путь к Аллаху. Каждый идущий по пути непременно упирается в эту гору. Но среди людей есть такие, кому очень сложно преодолеть эту гору, а есть такие, для кого это оказывается легким. И легко то, что облегчит Аллах! На этой горе есть долины и ущелья, есть перевалы и пропасти, есть колючки и терновник, есть разбойники, которые преграждают путь идущим, особенно тем, кто идёт по пути ночью. Если с человеком нет провизии в виде веры (имана), нет светильников убежденности (йакъина), которые зажигаются от масла повиновения, то он привязывается к этим преградам, они останавливают его, вставая между ними и следованием по прямому пути. Поистине, большинство идущих возвращается назад, видя, что они неспособны преодолеть эту преграду. Шайтан находится на вершине этой горы, предостерегая людей от того, чтобы они взбирались на неё, и пугая их. И убережен лишь тот, кого уберег Аллах! Чем выше путник взбирается по горе, тем сильнее кричит тот, кто желает его остановить! Но когда человек достигает вершины, все страхи превращаются в безопасность, а все препятствия исчезают. Он видит перед собой широкую дорогу, ведущую к привалам и источникам пресной воды. На этой дороге уже есть указатели, указывающие правильный путь. На ней есть удобные привалы, который приготовил для идущих Милостивый Аллах!».
Мы просим Аллаха посредством Его прекрасных имён и Его великих атрибутов, чтобы Он привел в порядок нашу религию, которая служит защитой наших дел, и привел для нас в порядок мир этот, в котором мы живем, и привел для нас в порядок мир вечный, куда мы вернемся, и сделал так, чтобы жизнь добавляла нам всякого блага, а смерть сделал отдохновением от всякого зла!
О Аллах, даруй нашим душам боязнь перед Тобой, и очисти их, ведь Ты лучший из очищающих, Ты их покровитель и владыка.